К тому же, возможен и другой вариант развития событий: усложнение структуры мозга приводило к развитию орудий труда.
так в том и дело, что по данным археологии, орудия появляются раньше усложнения структуры мозга. 
Дело не в ареологии собственно, это вопрос второстепенный.
Каждое явление или вещь должны воспроизводить или находить готовыми условия своего существования, иначе они просто не смогут существовать. Поэтому у нас достаточно фактов, что бы не гадать о том, что было, достаточно знать как оно есть теперь. Повторю то что уже говорил прежде. Итак;
факт 1й.
Все, что мы имеем сегодня в качестве достижений цивилизации, мы обязаны производству. Это касается не только материальных благ, типо еды и комфорта, но и более идеальных вещей, типо политики, науки, искусства и даже
факт 2й
сознания.
Последнее утверждение тут вызывает споры, но лишь по той простой причине, что спорщики не пожелали прочитать статью
Лучший путь к человеку по той ссылке, что я давал, приведя смешную отмазку, что она не научная монография.
О чем эта статья и есть ли другие более научные подтверждения происхождения сознания от человеческой практики? Есть и это будет видно чуть ниже. Статья рассказывает о советском ученом поставившим на поток очеловеченье людей слепоглухих с рождения.
Таких людей до Мещерякова, а именно он и есть тот ученый о котором идет речь в статье, считалось, невозможно очеловечить в принципе. До него первыми этим пытались заниматься священики, следуя библейскому откровению; "сначала было слово", но слепоглухие не сдавались и не хотели становиться разумными.
потом пришел Мещеряков и воспользовался другим подходом; "труд сделал человека". Естественно, он не заставлял бедных детей трудиться, все что он сделал это стал учить детей пользоваться человеческими вещами по человечески. Самый трудный шаг, по его словам, это научить ребенка который не понимает ничего, не видит и не слышит, самостоятельно есть ложкой. В этом и состоит методика: в использование человеческих предметов по человечески. Именно в этом скрывается настоящий разум, а не в словах, как могло бы показаться. Как только ребенок овладеет предметами научить его речи становится очень просто ибо он уже стал разумен еще до знакомства со словом. Не буду пересказывать ни статью (которую настоятельно рекомендую прочесть поскольку она популярно рассказывает как о методе так и о том какого уровня развития достигают дети воспитанные Мещеряковым плюс ко всему дает исторический экскурс в предыдущие методики очеловечивания слепоглухих), ни тем более научные работы самого Александра Ивановича Мещерякова, ( с ними вы можете ознакомится самостоятельно, в интернете полно ссылок на его работы), ни философские осмысления его друга и соратника советского философа Э. Ильенкова, его статьи и книги тоже есть в интернете, например
здесь.
Прочитав весь этот массив литературы, вы поймете факт 2й:
Сознание возникает на основе овладения человеческими предметами.
факт 3.
человек вырванный из общества разумным не станет, это мы видим как на примере слепоглухих (до Мещерякова), так и на примере маугли.
Факт 4.
Только гоминиды использовали орудия труда пока на стали людьми разумными. Если для современного ребенка весь путь укладывается в год, то только благодаря тому, что за его плечами миллионолетний путь вида, претерпевшего указанную эволюцию.
Все это дает неопровержимое доказательство, что труд это та самая причина, благодаря, которой появились и продолжают существовать гомо сапиенсы. Правда пока остается неясным, что именно послужило переходом гоминид к трудовой жизнедеятельности. Но это вопрос третьестепенный, поскольку никаких неодолимых препятствий к этому у них не было как это видно на примере тех же современных обезьян.