Скандал вокруг спектакля «Le Тартюф. Комедия» на Таганке
Крест и плеть - это два евангелиевских символа, сопровождавших Христа на Голгофу. Но когда они появились в театре на Таганке в пьесе Мольера, то вызвали поток брани от религиозно-фанатичной общественности. Вместо того, чтобы обдумать и понять смыслы спектакля, эти люди решили уничтожить ростки театральной мысли. Мольер в XVII веке высмеивал ханжество и лицемерие под маской благочестия, и современная постановка лишь актуализирует эту тему. В спектакле Тартюф предстает в образе, отсылающем к поп-культурным антигероям вроде Джокера, что подчеркивает универсальность проблемы: власть, манипуляции и фарисейство существуют вне зависимости от эпохи. Критика религиозного лицемерия — не атака на веру, а попытка вскрыть социальные механизмы, которые используют веру как инструмент контроля. Возмущение депутата Николая Бурляева, назвавшего спектакль «мерзостью», типично для тех, кто привык диктовать, что можно, а что нельзя в искусстве. Однако в светском обществе театр имеет право на провокацию, особенно когда она служит цели разоблачения лицемерия. Сцена с крестом, которую сочли кощунственной, — часть гротескной пародии на ритуалы, а не на саму религию. Как отмечают рецензенты, спектакль вообще избегает прямой «злобы дня», оставаясь в рамках абстрактного фарса. Спектакль Муравицкого — это театр масок, где персонажи гротескны, а их действия гиперболизированы. Наш атеистический взгляд здесь видит не оскорбление чувств верующих, а здоровую традицию сатиры, восходящую к античности. Как писал Мольер, «истинная набожность несовместима с лицемерием» — и спектакль лишь доводит эту мысль до абсурда, показывая, как слепая вера в «святошу» разрушает семью. Скандал вокруг «Le Тартюф» — это не столько спор о религии, сколько столкновение двух подходов: искусства как пространства критики и религии как системы запретов. Атеистическая позиция в этом споре — на стороне свободы выражения, которая позволяет вскрывать социальные язвы, даже если это вызывает дискомфорт у тех, кто привык считать себя хранителем «священных коров». Как заметил один из зрителей, «если спектакль заставляет задуматься — значит, он достиг цели». Таким образом, скандал вокруг спектакля — это не конфликт искусства и религии, а конфликт прогрессивного и консервативного взглядов на роль культуры в обществе. И в этом смысле «Le Тартюф» продолжает традиции Мольера, который тоже боролся с цензурой — и победил.
Спектакль «Le Тартюф. Комедия» в Театре на Таганке, поставленный Юрием Муравицким по пьесе Мольера, вызвал бурную реакцию, в том числе уже традиционные обвинения в «кощунстве» и «надругательстве над святынями». Однако этот скандал — яркий пример того, как религиозные институты пытаются контролировать искусство, подавляя критику и свободу творчества.Сатира как инструмент разоблачения лицемерия
Почему скандал? Реакция на потерю монополии на мораль
Искусство vs. догматы: право на смех
Заключение: страх перед свободой творчества
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 114