Приложение.
Эпос о Даниилу и сыне его Акхате
В 1929 г. в районе холма Рас аш-Шамра, приблизительно в 10 км севернее Латакии (Сирия)1, был открыт и с тех пор вплоть до настоящего времени раскапывается крупный торгово-ремесленный и политический центр древней Передней Азии Угарит. Он существовал до конца XIII —начала XII в. до н. э., когда погиб от землетрясения.
Наряду с памятниками материальной культуры в Угарите найдены и многочисленные письменные документы на угаритском, хурритском, аккадском, хеттском и, по всей видимости, ахейском языках (памятники предполагаемого ахейского языка пока не дешифрованы) .
Часть письменных памятников из Угарита составляют сакральные тексты — расписания жертвоприношений, молитвы и записи мифов и эпических повествований. Последние были записаны XIV в. до н. э. по повелению угаритского царя со слов местного верховного жреца, т. е. это запись местной жреческой традиции.
Одно из произведений этого рода, сохранившееся, к сожалению лишь в отрывках,— поэма о Данннилу и сыне его Акхате. Данниилу (Даниил) — фигура, очевидно, популярная в фольклоре Переднеазиатского Средиземноморья. В Библии он упоминается как знаменитый древний мудрец; в первой половине I тысячелетия до н. э. мы видим Данниилу в образе библейского пророка. Сюжет yгаритской поэмы, насколько мы о нем можем судить, сводится к следующему. Даниилу страдает от того; что у него нет сына, который был бы ему опорой в старости и продолжал его род. Снизойдя к его мольбам, бог Илу дарует ему сына — богатыря Акхата; бог-ремесленник Кусар-и-Хасис (Умелый и Мудрый) изготавливает для Акхата чудесный лук. Замечательные качества лука вызывают зависть богини-охотницы Анат; она просит Акхата отдать ей лук обещая за него богатства, свою любовь и, наконец, бессмертие! Акхат с презрением отвергает домогательства Анат. Тогда она насылает на него коршунов, и Акхат гибнет. Данниилу проклинает убийц, оплакивает сына; вероятно, вслед за этим повествуется о том, как он отомстил убийцам с помощью своей дочери.
Эпос о Данниилу и Акхате интересен не только своим сюжетом и богоборческими мотивами, явно ощущаемыми в нем, но и тем, что он возник задолго до появления Угаритского Царства и позволяет судить о том, каким это общество было в III—начале II тысячелетия до н. э., т. е. гораздо раньше того времени, которое характеризуют деловые документы.
Перевод сделан по изданию: Herdner А. Corpus des tablettos en cuneiformes alphanetiques decouvertes a Ras Shamra. — Ugarit de 1929 a 1939. Paris, 1963, N 17—19. Перевод и комментарии Шифмана И. Ш.