Автор Тема:  (Прочитано 123644 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Smiledon

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 27
  • Репутация: +0/-0
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #250 : 07 Ноябрь, 2010, 14:46:58 pm »
ТЕСТЫ НА ПЕРЕНОС
Чтобы установить, произошло ли обобщение в результате обучения, может ли животное узнавать обобщаемый признак при изменении остальных параметров стимула и применить ранее сформированное частное правило выбора к новым стимулам, проводят так называемые тесты на перенос - предлагают стимулы, в разной степени отличные от использованных при обучении. Если животное правильно реагирует на новые стимулы уже при первых пробах, считают, что оно решило тест на перенос -
т. е. оно оказалось способным мысленно сопоставлять получаемую в процессе обучения информацию, выделять общий для всех стимулов признак и «перенести» сформированное правило выбора на новый набор стимулов. Для оценки степени обобщения и абстрагирования применяют целые серии тестов на перенос. Самый первый классический пример- опыты Н. Н. Ладыгиной-Котс (І92З), в которых
Иони научился выбирать по сходству с образцом сначала стимулы красного цвета, потом перенес этот выбор на другие цвета, потом на предметы сходной формы. Процесс абстрагирования (отвлечения) сопровождался определенными трудностями, например, если предъявляемые объекты имели разноцветные полосы, расположенные в разном порядке (цвета российского и французского флагов). Кроме того, иногда он с трудом устанавливал сходство предметов с их изображениями и с пунктирными
рисунками - доля правильных ответов снижалась со 100 до 55%. В качестве примера современных подходов к исследованию этой проблемы приведем серию тестов на перенос для оценки степени обобщения и абстрагирования признака «большее число элементов», которую мы применили при исследовании способности врановых птиц обобщать признак «больше по числу элементов». Эта серия позволяла шаг за шагом проконтролировать уровень достигнутого обобщения и независимость от второстепенных признаков. Эти тесты проводили после того, как вороны достигли критерия обученности и при предъявлении любой из 200 использованных для этого пар из исходного набора стимулов в диапазоне 1-12 выбирали стимул, содержащий большее число элементов (птицы при этом делали 80% правильных выборов в 30 предъявлениях подряд). Тесты показали, что:
1. птицы продолжают выбирать любое большее множество из новых пар того же диапазона, даже если они отличались от исходных по форме и цвету элементов, по их расположению на карточке и по цвету фона;
2. птицы продолжают реагировать правильно несмотря на то, что предъявленные множества труднее различимы, чем использованные при обучении (например, 7 и 8, 8 и 9, 11 и 12);
3. вороны могут абстрагироваться от такого признака, как суммарная площадь элементов (т. е. большая «закрашенность» рисунка). Они делают выбор того или иного множества именно на основе соотношения числа элементов, даже если площадь большего множества по абсолютной величине оказывается меньше, чем площадь меньшего;
4. птицы выбирают по признаку «большее множество», даже если используются новые, ранее никогда не применявшиеся множества, содержащие от 10 до 20 элементов.
В каждом новом тесте стимулы были все меньше похожи на исходные, однако доля правильных выборов новых стимулов сразу же достоверно превышала случайный уровень. Все это позволяет считать, что в тестах на перенос выбор определялся именно признаком «большее число» элементов, абстрагированным от других, сопряженных с ним. Как мы увидим далее, подобное последовательное тестирование степени обобщения и абстрагирования проводилось и при оценке вербального поведения обезьян.
Еще один показатель высокой степени абстрагирования - способность животного к кроссмодальному переносу, например выбору на ощупь фигуры, которая соответствует зрительно воспринимаемому образцу. Способностью к кроссмодальному переносу обладают не только обезьяны, но, например, и птицы. В опытах О. Кёлера ворон, обобщивший некоторые множества, изображенные разными способами, научился открывать соответствующее число кормушек. Когда ему в первый раз вместо визуального множества предъявили последовательность из нескольких звуковых сигналов, он спонтанно совершал столько действий, сколько слышал звуковых стимулов. Подобная способность к кроссмодальному переносу проявляется и в поведении «говорящих» обезьян, которые понимали и слова, произнесенные вслух (причем разными голосами, с разными интонациями), и узнавали их в виде зрительных стимулов- лексиграмм.
УРОВНИ ОБОБЩЕНИЯ И АБСТРАГИРОВАНИЯ, ДОСТУПНЫЕ ЖИВОТНЫМ.
Уровни обобщения, доступные разным видам животных, существенно варьируют. Один из критериев, которые используют для характеристики такого уровня, это диапазон отличий стимулов, использованных в тесте, от применявшихся при обучении. Этот критерий позволяет надежно выделять по крайней мере два уровня обобщения, доступных животным. Для многих видов (например, для голубей и крыс) характерен, по-видимому, только допонятийный уровень обобщения, когда отражение действительности осуществляется в форме ощущений. В его основе лежит формирование «наглядных или образных представлений конкретного объекта». Этот уровень обеспечивает способность животных узнавать стимулы одной категории, например, реагировать на любые предметы определенной формы (любые шары) или определенного цвета. Следующий, более высокий уровень обобщения - формирование довербальных понятий. Он проявляется в способности к переносу обобщения на стимулы новой категории. Так, шимпанзе Иони, обучившийся выбирать стимулы по сходству с образцом их цвета или формы, по собственной инициативе выделил признак «размер» и спонтанно стал выбирать стимулы, сходные по этому признаку, игнорируя их цвет, а также форму. Описание этого критерия более высокого уровня обобщения было сделано независимо друг от друга и несколькими другими авторами, использовавшими разных животных и разные модели. Например, при выработке обобщения по признаку «сходство» (или «отличие») английский психолог Н. Макинтош проверял, будут ли птицы, обученные выбирать по признаку сходства цветовых стимулов, реагировать правильно, если им предложить стимулы другой категории - по-разному заштрихованные образцы. Голуби  продемонстрировали способность к переносу только на новые цвета, а галки обобщили правило выбора «по сходству с образцом» и оказались способны перенести его на стимулы новой категории
(разная штриховка). Независимо от этих авторов, работавших с птицами, тот же критерий предложил и Л. А. Фирсов. В его опытах шимпанзе сначала обучали выбирать геометрические фигуры большей площади. Затем проводили серию тестов на перенос, и они с первого же раза правильно выбирали большую в паре новых фигур,
продемонстрировав допонятийное обобщение по признаку «больше по площади». После этого им предъявили стимулы другой категории - разное число точек, и они без дополнительного обучения выбирали стимул с большим числом элементов, показав, что применяют сформированное обобщение также в отношений числа раздражителей (другая категория признаков), т.е. оно превратилось в обобщение "больше вообще", или "мера".

ДОВЕРБАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ-ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ОБОБЩЕНИЯ У ЖИВОТНЫХ.
Именно такой перенос и расценивают как показатель формирования довербального понятия. В этом случае животное, переходит от наглядно-образной к более абстрактной, хотя и невербальной форме обработки и хранения информаций, когда отражение действительности происходит на уровне понятий, не опосредованных словом. Способность применения правил выбора, сформированного в отношений стимулов одной категорий ("выбирай сходный по цвету"), к стимулам другой категорий
("выбирай сходный по форме, или по числу элементов, или др."), обнаружена у приматов, прежде всего человекообразных, у дельфинов, а также у врановых и попугаев. Интересно отметить, что по этим данным Л.А.Фирсова собаки не способны к формированию довербальных понятий, как и ( по данным нашей лабораторий) к решению задачи на оперирование размерностью и некоторых других когнитивных тестов. Обобщив признак «больше по величине» при выработке дифференцировки фигур разной площади, они в отличие от шимпанзе и макак и капуцинов не смогли перенести эту реакцию на стимулы другой категории - различающиеся по числу элементов. Таким образом, способность к обобщению  распространена у разных видов позвоночных (она есть даже у черепах), однако наиболее развитой она оказывается у человекообразных обезьян.

Изучение способности животных к символизаций в традиционных лабораторных экспериментах на примере "счёта". (обобщение признака "число").

Способность некоторых животных к высокой степени обобщения позволяла предположить, что им доступна и способность к усвоению и использованию символов, т. е. та когнитивная операция, которая составляет основу речи человека. Символизацией называют процесс установления эквивалентности между ранее нейтральными для субъекта стимулами и соответствующими предметами, действиями, а также обобщениями разного уровня, в результате которого появляется возможность оперировать ими как символами в полном отрыве от обозначаемых предметов, действий и обобщений.

Обобщение числовых признаков или "счёт" у животных.

Для изучения способности животных к символизаций применяют разнообразные экспериментальные приёмы. Один из них связан со способностью обобщать признак "число" и связывать представление о числе с символами-цифрами . Доказано, что животные выполняют разного рода количественные оценки параметров среды, включая формирование довербального понятия о числе. На следующем этапе анализа выясняют, могут ли животные связывать эти понятия с символами(например, арабскими цифрами),
т.е. существуют ли у них зачатки способности к «истинному счету» с помощью числительных, которой в полном объеме наделен только человек. Вопрос о наличии у животных зачатков «истинного счета» и критериях, которым они должны удовлетворять, составляет предмет острых дискуссий. Поскольку в качестве универсального стандарта рассматривают «человеческий счет» с помощью символов (числительных), прежде всего необходимо отметить, что этот термин подразумевает процесс формальной нумерации, используемый людьми для определения абсолютного числа элементов в множествах. Р. Гельман и К. Галлисгель предложили ряд критериев, которые необходимо учитывать при оценке способности животных использовать символы для маркировки множеств. Наиболее важные из них:
1. каждому пересчитываемому элементу должен соответствовать индивидуальный символ (принцип «соответствия один к одному»);
2. символы должны в стабильном порядке соответствовать пересчитываемым элементам (принцип «ординальности» - использование цифр как порядковых числительных);
3. символ, соответствующий последнему элементу, должен описывать общее число элементов в множестве (принцип «кардинальности» - использование цифр как количественных числительных).

Чтобы определить, способны ли животные к символизации и удовлетворяет ли их поведение при оценке множеств указанным критериям, необходимо выяснить, могут ли они:
1. устанавливать тождество между исходно индифферентными для них знаками (например, арабскими цифрами) и обобщенной информацией о числе элементов множеств разной природы;
2. оперировать усвоенными цифрами как символами (например, выполнять операции, аналогичные арифметическим);
3. использовать усвоенные символы для нумерации (пересчета) элементов множеств и выполнять число действий в соответствии с предъявленной цифрой.
ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ К СЧЁТУ У ПРИМАТОВ
Первые исследования способности к символизации были выполнены на человекообразных обезьянах. Японские приматологи под руководством Т. Матцузавы (Институт изучения приматов при университете г. Киото) уже около трех десятилетий исследуют когнитивные способности шимпанзе, включая символизацию и формирование понятия о числе. Самку шимпанзе по кличке Аи обучили значениям нескольких
десятков иероглифов кандзи (одна из форм японской письменности) для обозначения цвета, числа элементов в множестве и др. Эксперименты проводили с помощью компьютеризованной установки - стимулами служили изображения, появляющиеся на экране чувствительного к прикосновению монитора. Кроме того, без специального обучения Аи усвоила значения трех десятков слов устной речи.
Способность Аи к «счету» исследовали методом выбора по образцу. В качестве образца предъявляли наборы различных предметов, а для выбора - арабские цифры. Аи успешно установила эквивалентность между арабскими цифрами от І до 9 и соответствующими множествами. В тесте на перенос с новыми вариантами множеств того же диапазона она выбирала соответствующие им цифры («маркировала» множества с помощью символов - «продуктивное» использование символов. В данном случае продуктивность - это способность к продуцированию знаков. Не путать с продуктивностью по Хоккету, под которой подразумевается способность создавать новые высказывания на основе исходного набора элементов.). Можно было предположить, что ее обучение ограничивалось образованием условной связи между цифрой и конкретным паттерном расположения элементов в множестве, а также простым запоминанием всех использованных комбинаций. Однако в более поздних работах  было доказано, что дело этим не ограничивается и Аи действительно связала цифры с понятием «число», применяя их к любому множеству данной величины независимо от второстепенных признаков. Она выбирала нужную цифру от 1 до 9 для маркировки разнообразных новых множеств («рецептивное» использование символов), абстрагируясь от паттернов расположения составляющих их элементов, а также от их размера, цвета и формы. Таким образом, эти два эксперимента продемонстрировали способность шимпанзе успешно использовать принцип кардинальности. Кроме того, Аи усвоила и принцип ординальности: когда ей предъявляли несколько цифр, разбросанных в случайном порядке по экрану монитора, она прикасалась к ним по очереди в порядке возрастания, т. е. как бы в соответствии с имеющимся у нее мысленным упорядоченным рядом. Важный вклад в решение вопроса о способности животных к использованию символов для характеристики множеств внесли работы американской исследовательницы Сары Бойзен и ее сотрудников. Благодаря приемам, специально акцентирующим внимание животного на признаке числа, и постепенному наращиванию сложности предъявляемых задач им удалось обучить шимпанзе Шибу практически всем элементам «истинного счета». Сначала шимпанзе обучали класть одну и только одну конфету в каждый из шести отсеков специального подноса. Смыслом этой процедуры была демонстрация соответствия «один к одному» между числом отсеков и числом конфет. На следующем этапе в ответ на предъявление подноса с одной, двумя или тремя конфетами шимпанзе должны были выбрать одну из трех карточек с изображениями такого же числа кружков. Авторы особо подчеркивали значение того, что конфеты на поднос помещали по очереди, при этом экспериментатор их вслух пересчитывал. Тем самым обезьяне демонстрировали первый и второй принципы Гельман и Галлистеля - соответствие «один к одному» и упорядоченность (ординальность). Затем карточки с изображениями точек стали постепенно (сначала одну. потом две. а потом и все три) заменять карточками с изображениями цифр, так что обезьяна должна была использовать эти ранее индифферентные для нее изображения вместо изображений реальных множеств. Когда Шиба стала уверенно выбирать цифру, соответствующую числу конфет на подносе («продуктивное›› использование символов), обучение продолжили с помощью компьютера. Обезьяне показывали на мониторе одну из цифр, а она должна была выбрать карточку с изображением соответствующего числа точек (рецептивное использование символов). По той же методике Шиба освоила еще два символа: цифры 0 и 4, а впоследствии также 5, 6 и 7. Интересно, что, осваивая новые множества, она сначала по очереди прикасалась к каждой из конфет («пересчитывала» их) и только после этого выбирала соответствующую цифру. Дополнительные опыты свидетельствуют, что это не было простым подражанием действиям экспериментатора, - число ошибочных ответов коррелировалось с числом ошибочных касаний пальцем.
...
« Последнее редактирование: 07 Ноябрь, 2010, 14:50:42 pm от Smiledon »

Оффлайн Smiledon

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 27
  • Репутация: +0/-0
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #251 : 07 Ноябрь, 2010, 14:48:41 pm »
Для проверки способности Шибы оперировать усвоенными символами провели следующие два теста. В лаборатории по двум из трех «тайников» раскладывали апельсины таким образом, чтобы их сумма не превышала 4 и их нельзя было видеть одновременно. Шиба обходила все три «тайника» и по очереди видела (но не могла достать) находящиеся в них апельсины. Затем обезьяна должна была подойти к «рабочей площадке», откуда не были видны апельсины, и выбрать из разложенных там цифр ту, которая соответствовала общему числу плодов. Уже во второй серии экспериментов (25 проб в каждой) шимпанзе выбирала правильную цифру более чем в 80% случаев. Во втором тесте (его назвали тестом на «счет символов››) апельсины заменили карточками с цифрами, которые также помещали в любые два из трех «тайников» (тест на «сложение символов››). Использовали следующие комбинации цифр: 1 и 0, 1 и 1, 1 и 2, 1 и З, 2 и 0, 2 и 2. Как и на предыдущем этапе, Шиба должна была обойти «тайники» и затем найти карточку с цифрой, соответствующей сумме. В первой же серии она выбрала правильную цифру в достоверном большинстве случаев (75%). Полученные результаты стали убедительным свидетельством способности шимпанзе усваивать символы, оперировать ими в отрыве от реальных множеств и выполнять операцию, аналогичную сложению, т. е. поведение обезьяны удовлетворяло двум критериям «истинного счета». Демонстрация способности шимпанзе к использованию принципа ординальности была целью экспериментов Д. Рамбо : животных старались побудить нумеровать объекты с помощью символов или производить определенное число действий в соответствии со
значениями цифр. В экспериментах участвовали шимпанзе, ранее обучавшиеся языку-посреднику йеркиш (Лана, Шерман и Остин;). Прежде всего, обезьян научили с помощью джойстика перемещать курсор по экрану монитора и помещать его на арабскую цифру, которая появлялась на соответствующем по счету месте в одной из прямоугольных рамок, расположенных вдоль верхнего края экрана. В следующей задаче вдоль нижнего края экрана дополнительно появлялись изображения прямоугольных рамок с одной точкой внутри каждой. Шимпанзе нужно было передвинуть столько рамок, чтобы их число соответствовало значению арабской цифры-образца. После передвижения последней рамки обезьяна должна была вернуть курсор на цифру-образец, сигнализируя тем самым о выполнении задачи. В процессе обучения, как только обезьяна передвигала очередную рамку нижнего ряда, в верхнем ряду рамок появлялась соответствующая цифра (демонстрация «соответствия один к одному››). В тесте такой «обратной связи» не было. Когда обезьяна помещала курсор на очередную рамку, та исчезала, и при этом раздавался звуковой сигнал. Для успешного выполнения задания было необходимо помнить, сколько рамок уже исчезло. Шимпанзе успешно справлялись с этой задачей. В данной ситуации они
продемонстрировали владение обоими принципами - и ординальности, и кардинальности, - и потому их поведение расценили как «начальный счет». Еще более убедительные доказательства способности животных представлять упорядоченность (ординальность) в ряду чисел были получены даже не на шимпанзе, а на низших обезьянах. Опыт проводили следующим образом: на чувствительном к прикосновениям мониторе макакам предъявляли по четыре множества, содержащих от І до 4 элементов. Обезьяны должны были по очереди прикоснуться к каждому из этих множеств в возрастающем порядке. По завершении обучения, когда обезьяны усвоили порядок выбора данных четырех множеств, им предъявляли 150 новых наборов множеств в том же диапазоне от 1 до 4, причем каждый показывали лишь один раз. После того как обезьяны успешно справились с этой задачей, им предъявили множества, содержащие от І до 9 элементов. Обезьяны успешно ранжировали новые множества именно по числу элементов в них, используя для этого правило выбора по возрастанию, которому они ранее обучились на множествах, содержащих от І до 4 элементов. Таким образом, приматы способны распознавать и обобщать признак «число элементов», устанавливать соответствие между этим отвлеченным признаком и ранее нейтральными для них стимулами - арабскими цифрами. Оперируя цифрами как символами, они способны ранжировать множества и упорядочивать их по признаку «число», а также совершать число действий, соответствующее цифре. Наконец, они способны к выполнению
операций, изоморфных сложению и вычитанию, но этот вопрос, несомненно, требует более точных исследований.

Способность к символизаций у птиц (на примере врановых).
Оценка способности к символизации у животных, не относящихся к приматам, представляет самостоятельный интерес, позволяя судить о том, на каких этапах филогенетического развития появляется эта когнитивная способность. Мы исследовали ее у врановых птиц, и выбор этого объекта был не случаен. Изучение высших представителей класса птиц (попугаев и врановых) показало, что даже самые высокие степени обобщения - образование довербальных понятий - нельзя считать прерогативой приматов. Развитая функция обобщения и абстрагирования позволяет им оперировать рядом отвлеченных понятий, включая довербальное понятие о «числе». Поэтому появилось основание проверить, способны ли вороны к символизации, т. е. могут ли они установить эквивалентность цифр от 1 до 4 и соответствующих им множеств. Для этого был разработан особый методический подход. В отличие от предыдущих исследований, у ворон не вырабатывали ассоциативных связей «цифра и соответствующее ей множество», но создавали условия для того, чтобы птицы смогли самостоятельно выявить эту связь на основе информации, полученной в специальных «демонстрационных» сериях. В «демонстрационной» серии впервые за весь период обучения птицы одновременно видели и цифры и множества- например, если образцом была цифра 4, то для выбора предъявляли какое-нибудь множество и цифру 4, а если образцом было множество из четырех элементов, то на карточках для выбора изображали какую-нибудь цифру и множество из четырех элементов. Кроме того, вороны получали информацию о «цене» каждого стимула. В случае правильного выбора они получали дифференцированное подкрепление: находили то число личинок, которое соответствовало цифре или множеству на выбранной ими карточке. Например, и под карточкой с множеством из четырех элементов, и под цифрой 4 ворона находила 4 личинки. Для успешного решения задачи в демонстрационных сериях воронам достаточно было использовать ранее усвоенное правило выбора по соответствию с образцом - «выбирай изображение, похожее на образец». В тесте мы выяснили, могут ли птицы установить эквивалентность цифр и соответствующих им множеств без предварительного формирования такой связи. В этом опыте образец впервые принадлежал к одной категорий, а обе карточки для выбора- к другой. Например, если образцом была цифра 4, то для выбора предъявляли два множества, но только одно из них состояло из четырёх элементов. Если образцом было множество из четырёх элементов, то для выбора предъявляли две цифры, одна из которых была четвёркой. Таким образом, между образцом и карточками для выбора не было внешнего соответствия. Для успешного решения такой задачи воронам нужно было не только использовать ранее усвоенное правило выбора по образцу, но и произвести дополнительные операции, мысленно сопоставить еще какую-то ранее полученную информацию об образце и стимулах для выбора. Такой информацией было число единиц подкрепления, связанное с каждым из стимулов во время демонстрационных серий.
Птицы с первых же проб решали эту задачу правильно: в достоверном большинстве случаев они выбирали цифру, соответствующую изображенному на образце множеству и наоборот. Следовательно, вороны способны без специального обучения, за счет мысленного сопоставления ранее полученной информации, установить эквивалентность множеств и исходно индифферентных для них знаков (цифр от 1 до 4). Мы предполагаем, что в данном случае птица принимала решение с помощью операции логического вывода, которую называют транзитивным заключением (см. ниже, раздел «Операции логического вывода››). Поскольку ранее каждому графическому множеству и каждой цифре соответствовало определенное число личинок, то выбирать нужно тот стимул, за который ранее давали столько же личинок, сколько и за образец (если А=В и В = С, то А=С). То есть. на основе двух посылок, полученных ассоциативным или условно-рефлекторным путём, животное может сделать вывод о наличий третей связи. В следующем эксперименте мы выясняли, могут ли птицы оперировать усвоенной информацией - выполнять с цифрами комбинаторную операцию, аналогичную арифметическому сложению. «Слагаемые» (цифры или множества) были изображены на карточках, разделенных по диагонали чертой, так же как и соответствующие им кормушки были разделены вертикальной перегородкой на две равные части. В «демонстрационной» серии использовали только множества либо на обычных, либо на «разделенных» карточках и демонстрировали соответствие числа элементов на обычных либо на «разделенных» карточках числу личинок в обычных или в «разделенных» кормушках. В отличие от «демонстрационной» серии, в тесте на «сложение» мы использовали только цифры. Если в качестве образца предъявляли отдельную цифру, то для выбора - две «разделенные» карточки с цифрой в каждой половине, сумма которых на одной из них соответствовала цифре на образце. Если в качестве образца использовали «разделенную» карточку с парой цифр, то для выбора предлагали отдельные цифры.
Птицы успешно справились с этой задачей. К началу серии они уже знали, что каждому конкретному графическому множеству и каждой цифре соответствует определенное число личинок, и на этом основании во время теста они (экстренно) определяли, что определенные цифры и графические множества соответствуют друг другу. Затем, в ходе демонстрационной серии вороны получали дополнительную информацию о том, что под карточкой с «разделенным» множеством находится соответствующим образом «разделенное» число личинок. Для правильного выполнения теста на «сложение» им нужно было сделать мысленное заключение об эквивалентности друг другу отдельных цифр и соответствующих комбинаций двух цифр. Оказалось, что вороны способны сохранять информацию о числовых признаках стимулов не только в форме образных представлений, но и в некой отвлеченной и обобщенной форме, которую они смогли связать с ранее нейтральными для них знаками - цифрами. Следовательно, не только у высших приматов, но и у некоторых птиц довербальное мышление достигло в своем развитии того промежуточного этапа, который, по мнению Орбели (1949), обеспечивает возможность использования символов вместо реальных объектов и явлений и который в эволюции предшествовал формированию второй сигнальной системы. Основываясь на результатах целого ряда поведенческих тестов, А. В. Крушинский (1986) высказал предположение о существовании параллелизма в эволюции высших когнитивных функций птиц и млекопитающих - позвоночных с разными типами структурно-функциональной организации мозга. Мы привели эти данные, чтобы показать, что обобщение, абстрагирование, формирование довербальных понятий и способность к символизации- достаточно универсальные когнитивные операции, в сходной степени присущие высшим представителям разных классов позвоночных.
С тех пор всё новые и новые данные подтверждают, что, несмотря на принадлежность к различным ветвям эволюции и кардинальные различия в структуре мозга, способность к разным видам элементарного мышления, в том числе к обобщению и абстрагированию, у представителей этих классов характеризуется сходными градациями. Это свидетельствует о том, что предыстория человеческого мышления восходит к достаточно древним этапам филогенеза, общим для предков этих классов.

Операций логического вывода.
Говоря о мышлении животных в контексте обучения обезьян языкам-посредникам, нельзя не упомянуть о способности животных к совершению двух операций логического вывода (inferential reasoning), когда при получении новой информации ее усвоение происходит на основе уже имеющейся, путем мысленного сопоставления ранее полученных сведений. Об этих операциях необходимо упомянуть по двум причинам. Во-первых, само начало их изучения связано с именем Д. Примэка - одного из первопроходцев в области изучения зачатков речи у обезьян. Во-вторых, одна из операций - транзитивное заключение - тесно связана с процессом символизации.
ТРАНЗИТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Упомянутое выше транзитивное заключение составляет одну из базовых операций, присущих дедуктивному мышлению человека. Определение транзитивного отношения пришло в психологию из формальной и математической логики. Отношение r называют транзитивным, если оно, попарно связывая стимулы В и С, С и D, с необходимостью связывает также стимулы В и D. Стимулы, связанные такими отношениями, образуют транзитивный ряд:
 В r С r D. Таким образом, если субъект способен из двух предпосылок В r С и С r D  сделать вывод, что В r D, то говорят, что он способен к транзитивному заключению. Примерами транзитивных отношений могут служить такие, как «больше, чем» (например, если В > С и С > D, то В > D), «дальше», «ярче» и т. д. Наряду с отношением транзитивных неравенств существует и возможность транзитивного равенства: если А=В и В = С, то А=С. Именно эта операция, как мы увидим, вовлечена в процесс символизации у птиц - в превращение нейтральных для них стимулов (цифр) в символы-числительные, которыми они далее оперируют вместо соответствующих множеств. Способность к транзитивному заключению, по мнению многих известных приматологов, играет важную роль в организации социального поведения, в частности, в установлении иерархии в сообществах. Например, если обезьяна видит, что субъект В подчиняется субъекту А, а она сама подчиняется субъекту В, то без дополнительного выяснения отношений приходит к выводу, что ей надо уступать субъекту А. Способность к решению теста на транзитивное заключение у шимпанзе описана в лаборатории Примэка в 1981 году. Впоследствии она была обнаружена у многих животных, в том числе и у птиц, включая голубей и ворон. Интересно, что механизмы осуществления этой операции до сих пор неясны. Ряд исследователей считают, что это форма когнитивной деятельности, которая осуществляется за счет мысленного сравнения положения стимулов в транзитивном ряду. Другие авторы склоняются к тому, что у голубей механизм решения имеет чисто ассоциативную природу и выбор в тесте осуществляется за счет различий в вероятности подкрепления стимулов во время предшествующего обучения. По-видимому, у животных разных видов и в разных вариантах опытов могут быть задействованы разные механизмы. Во всяком случае, проведенные нами эксперименты  позволили показать, что у врановых птиц транзитивное заключение осуществляется именно на основе мысленного сопоставления независимо полученной информации об относительном положении стимулов в транзитивном ряду.
ВЫЯВЛЕНИЕ АНАЛОГИЙ.
Транзитивное заключение - не единственная операция логического вывода, которую совершают животные. Некоторым видам, по крайней мере антропоидам, доступно выполнение и еще одной операции логического вывода- построения аналогий. Этот вид индуктивного мышления впервые исследовал также Д. Примэк. Как и тест на транзитивное заключение, он входил в разработанную Примэком программу изучения тех высших когнитивных функций антропоидов, которые по его предположениям, могли быть связаны с усвоением языка-посредника. Эксперимент, где впервые была продемонстрирована способность шимпанзе к выявлению аналогий, давно стал классическим. Его проводили с шимпанзе Сарой, которая была второй после Уошо обезьяной, овладевшей небольшим запасом знаков. В частности, в ее лексикон входили «слова» одинаковый, тождественный и разный. В одном из опытов ей показывали замок и ключ, рядом (симметрично замку) ставили банку с гуашью, а между ними помешали знак тождества, оставив свободное место рядом с ключом. Для выбора ей предлагали консервный нож и кисть - предметы, назначение которых она хорошо знала. В этом случае Сара уверенно выбирала нож, который выполнял ту же функцию, что и ключ, - тоже открывал банку. В следующем опыте ей продемонстрировали лист бумаги и карандаш и предложили выбрать из тех же двух предметов то, что составляет аналогичную пару с банкой гуаши; она уверенно выбрала кисть, которая по своим функциям в данном сочетании была аналогична карандашу.
Сара успешно выполнила целый ряд таких тестов на «функциональную аналогию», однако ее способности не следует преувеличивать: как подчеркивает Примэк, когда ей предлагали для выбора не 2, а 5 или 6 предметов, ее достижения уже не были столь впечатляющими. Наряду с выявлением «функциональных» аналогий между предметами Сара продемонстрировала также понимание отношений пропорций разнородных предметов. Например, из нескольких возможных вариантов они выбирали 1/4, яблока, как
стимул, аналогичный стакану, на 1/4 заполненному водой. Первые эксперименты Д. Примэка позволяли предполагать, что подобная операция доступна только обезьянам, обученным языку-посреднику, однако более поздние эксперименты этого не подтвердили. Например, Томпсон и его коллеги провели более формализованный эксперимент.
Шимпанзе, которые были обучены выбору по образцу и у которых было сформировано обобщение по признаку «соответствие», оказались способны выбирать стимул, элементы которого были объединены по такому же принципу, как и элементы стимула-образца. Например, образец состоял из двух идентичных фигур (АА), а стимулы для сравнения - из других фигур, либо также одинаковых (ВВ), либо различных (СF). Единственным признаком соответствия между образцом (АА) и одним из стимулов (ВВ) была аналогия в соотношении компонента стимула. В этом случае для правильного выбора животное должно было использовать более отвлеченный смысл понятия «соответствие», т. е. организованный по тому же принципу (relational matching). Более того, недавно появились данные о том, что не только антропоиды, но и павианы способны решать экспериментальные задачи, основанные на сопоставлении соотношений в организации стимулов. Однако в отличие от антропоидов, спонтанно воспринимающих этот признак, павианам для выявления сходства по аналогии соотношений требовалось длительное обучение - порядка 15 тысяч предъявлении. Из других видов животных эта когнитивная функция пока найдена только у ворон, которые оказались способны выявлять аналогию в организации двухкомпонентного образца и одного из стимулов в условиях, когда между последними не было никакого физического сходства, но один из них соответствовал образцу по соотношению размера, формы или цвета составляющих их элементов.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Борис-2

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 412
  • Репутация: +15/-47
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #252 : 07 Ноябрь, 2010, 17:04:00 pm »
Люди, которые заявляют, что у животных есть сознание, разум, мышление, язык, речь, общение не знают, что есть человек и сознание как духовная составляющая человека.
У животных есть только организм и рефлексы.
Человек отличается от животных тем, чего нет у животных (у животных нет сознания).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #253 : 07 Ноябрь, 2010, 18:23:34 pm »
Цитата: "Vostok"
Стин, не слушай этих вымирающих философов, которые живут своим средневековым сознанием и догмами. Они говорят, что животные не способны мыслить, потому что у них не может быть цели. Спрашиваешь, а откуда Вы знаете, что у них не может быть цели? Получаешь ответ: а потому что они глупы! - Вот и все их научное доказательство! :-)

Потому что :

По определению для Цели необходимо Мышление. То самое, логическое. Единственное.
Широко вариабельное в своем функционирование, изменяющее среду целесообразно и вариабельно. А животные руководствуются лишь инстинктами. Автоматы.
А почему нет смысла рассматривать в так поставленном вопросе переходные формы и подозрения на оные, вроде шимпанзе там,  - выше сказано - их капля в море и они слишком к нам близки.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Vostok

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 405
  • Репутация: +0/-0
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #254 : 08 Ноябрь, 2010, 07:09:12 am »
Цитата: "Pilum"
Цитата: "Vostok"
Стин, не слушай этих вымирающих философов, которые живут своим средневековым сознанием и догмами. Они говорят, что животные не способны мыслить, потому что у них не может быть цели. Спрашиваешь, а откуда Вы знаете, что у них не может быть цели? Получаешь ответ: а потому что они глупы! - Вот и все их научное доказательство! :-)

Потому что :

По определению для Цели необходимо Мышление. То самое, логическое. Единственное.
Широко вариабельное в своем функционирование, изменяющее среду целесообразно и вариабельно. А животные руководствуются лишь инстинктами. Автоматы.
Пилум, сколько можно? Миллион раз спрашиваю: на чем это основано? И не получаю ответа. - Докажите, что животные - это автоматы. Что у мартышки нет цели, когда она давит на кнопки, чтобы достать банан, а не получить удар током. Да, хоть, докажите, что у таракана нет цели - найти хлебную крошку. Что он ползет и не думает, что вот было бы хорошо найти одну крошку сладкого пирога, а не много крошек бородинского. И докажите также, что человек - это не автомат. Что он проявляет не запрограммированную вариабельность. Что охотник из Папуа-Новой Гвинеи, например, преследующий дикого кабана, вдруг проявит какую-нибудь вариабельность мышления и не станет его убивать.
Пилум, все Ваши рассуждения не научны.

Цитата: "Pilum"
А почему нет смысла рассматривать в так поставленном вопросе переходные формы и подозрения на оные, вроде шимпанзе там,  - выше сказано - их капля в море и они слишком к нам близки.
Ага. Шимпанзе - это Человеки.
А "переходные" формы рассматриваются учеными потому, что их легче всего нам понять. Ввиду их близости нам. Неужели это так сложно?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #255 : 08 Ноябрь, 2010, 09:09:22 am »
Что  -  "основано" ? Высказаны очевидные вещи. О чем конкретно спрашиваете ?

Что такое Цель - сказано выше. И в опр.М. в ее опр.  Обр.вниман. на "осознаваемый".
Отсутствие серьезной вариабельности в поведении и именно фенотипической, индивидно-культурной реакции на изменение ситуации у животных (см о большинстве) - все перечеркивает.
Муравьи не построят корабли не и переплывут море на них. Даже если бы ситуация с точки зрения  примитивной программы "целесообразности" их инстинкта требовало этого. Потому что нет у них никаких целей и у их программы нет- и смысл в тараканьи программы вкладываем лишь мы, интерпретируя ее. А они лишь ее выполняют тупо - команда раз, команда два.... А образовались программы сии исконно случайным образом. Химически сложились. Изначально, биогенез в первичном бульоне.
Все равно что рассуждать о целях гравитации в системе : гравитация-вода-сталактиты.
Или в системе атмосфера-вода-температура рассуждать о целях кристаллизации. :>>


Поскольку у тараканов программа - а не разум. Раз и навсегда прописанная, а не фенотипически меняемая как у нас. См. о ДНК.
Cм. Опр. М.
Механизм ест.отбора/мутагенеза в этом положении ничего не меняет, к разуму конструктивного отношения не имеет.
Ни одно животное - не вариабельно в поведении сколько-нибудь серьезно.

Бремя доказательств же невероятных "гипотез" кафкианского стиля о самоознающих себя-чувствующих-думающих тараканах лежит на самих... нет, не тараканах, на авторах сих фантазий. Cогласно бритве Оккама.
Хотя с тараканами тож вариант - отчего нет. Раз они предполагаются разумными.

Почему шимпанзе не подходит для ответа на вопрос "разумны ли животные"- сказано выше.
Докажут ли, что оно полуразумно (при недискретизированности понятия разум) или нет - так это будет означать, что шимпанзе - полуразумно. А также дальнейшую дискретизацию понятия разум.
А не что "животные разумны". Этого не будет означать сие никак. Потому что шимпанзе (и homo) лишь капля в море биоты.
Отличие двух понятий - "животные" и "разумные существа" - лишь в наличии разума. Это все.

На 99.99999% биота состоит из "тараканов".

Разум меняет среду целенаправленно и метафизично-опираясь - животное приспосабливается к ней согласно тупой программе, модифицируемой случайным мутагенезом/отбором.

Что касается "дрессировки людей" - это животное поведение. Когда это дрессировка. Атавизм. :>
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Vostok

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 405
  • Репутация: +0/-0
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #256 : 08 Ноябрь, 2010, 11:34:51 am »
Цитата: "Pilum"
Что  -  "основано" ? Высказаны очевидные вещи. О чем конкретно спрашиваете ?

Что такое Цель - сказано выше. И в опр.М. в ее опр.  Обр.вниман. на "осознаваемый".
Я Вам выше уже неоднократно говорил: Ваши определения засуньте себе в ..., поскольку они не соответствуют действительности.

Цитата: "Pilum"
Отсутствие серьезной вариабельности в поведении и именно фенотипической, индивидно-культурной реакции на изменение ситуации у животных (см о большинстве) - все перечеркивает. Муравьи не построят корабли не и переплывут море на них..
А что это доказывает? Пятьсот лет назад люди тоже не могли переплыть океан и что?
Кстати, а насколько Вы хорошо знаете муравьев? -  Знаете, что часть муравьев жертвует собой, а часть нет? - Это разве не есть вариабельность в поведении? - Пилум, если Вы чего-то не знаете, то это не является основанием для ложных утверждений! - Нужно просто промолчать.

Цитата: "Pilum"
Даже если бы ситуация с точки зрения  примитивной программы "целесообразности" их инстинкта требовало этого. Потому что нет у них никаких целей и у их программы нет- и смысл в тараканьи программы вкладываем лишь мы, интерпретируя ее.........
Пилум, Вы что не понимаете, что такое доказательства?
Доказательство, например, вот: , которое привели в споре о наличии "целей" у животных, а Вы его проигнорировали - пропали на несколько дней. :-)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #257 : 08 Ноябрь, 2010, 12:49:37 pm »
Цитата: "Vostok"
Цитата: "Pilum"
Что  -  "основано" ? Высказаны очевидные вещи. О чем конкретно спрашиваете ?

Что такое Цель - сказано выше. И в опр.М. в ее опр.  Обр.вниман. на "осознаваемый".
Я Вам выше уже неоднократно говорил: Ваши определения засуньте себе в ..., поскольку они не соответствуют действительности.

Не, это вы себе засуньте. Вместо своих бредней и голословных обвинений, ни на чем не основанных.
Не собираюсь лишний раз повторять уже ранее сказанное, ради кого... :>
А примеров заявленного вами несоответствия - не существует.

Цитировать
Цитата: "Pilum"
Отсутствие серьезной вариабельности в поведении и именно фенотипической, индивидно-культурной реакции на изменение ситуации у животных (см о большинстве) - все перечеркивает. Муравьи не построят корабли не и переплывут море на них..
А что это доказывает? Пятьсот лет назад люди тоже не могли переплыть океан и что?
И такого рода демагогия... Могли. А углубляясь дальше и дальше по временной шкале человеков - придем к неразумным предкам.
 А муравьи жертвуют собой не больше, чем противотанковая мина "жертвует собой". :>> Даже если она программно-управляемая. :>




Подите вон, карочь, время на вас тратить. Вам объясняют, вы не слушаете. :>
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Vostok

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 405
  • Репутация: +0/-0
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #258 : 08 Ноябрь, 2010, 14:00:09 pm »
Цитата: "Pilum"
Цитата: "Vostok"
Цитата: "Pilum"
Что  -  "основано" ? Высказаны очевидные вещи. О чем конкретно спрашиваете ?

Что такое Цель - сказано выше. И в опр.М. в ее опр.  Обр.вниман. на "осознаваемый".
Я Вам выше уже неоднократно говорил: Ваши определения засуньте себе в ..., поскольку они не соответствуют действительности.

Не, это вы себе засуньте. Вместо своих бредней и голословных обвинений, ни на чем не основанных.
Не собираюсь лишний раз повторять уже ранее сказанное, ради кого... :>
А примеров заявленного вами несоответствия - не существует.

Вообще-то, Пилум, мне совершенно не интересна эта тема. Я Вам уже говорил и объяснял почему я не приемлю вашего определения морали. - Повторять еще не собираюсь. - Мне эта тема не интересна! Здесь идет обсуждение наличия разума у животных. - Что такое мораль? - это другая тема. - Вот в другом разделе ее и обсуждайте.

Цитата: "Pilum"
Цитата: "Vostok"
Цитата: "Pilum"
Отсутствие серьезной вариабельности в поведении и именно фенотипической, индивидно-культурной реакции на изменение ситуации у животных (см о большинстве) - все перечеркивает. Муравьи не построят корабли не и переплывут море на них..
А что это доказывает? Пятьсот лет назад люди тоже не могли переплыть океан и что?
И такого рода демагогия... Могли. А углубляясь дальше и дальше по временной шкале человеков - придем к неразумным предкам.
 А муравьи жертвуют собой не больше, чем противотанковая мина "жертвует собой". :>> Даже если она программно-управляемая. :>
Пилум, демагогией занимаешься здесь ты. Корабли с муравьями ты связал. Если тебе не понятно, что умение строить корабли - это достаточное, но не необходимое условие разумности, так тебе нужно в школу. А я прошу всего лишь одно: делать выводы, опираясь на факты. Но тебе, похоже не понятно, ты занимаешься здесь просто болтологией. Вот откуда следует это: "А муравьи жертвуют собой не больше, чем противотанковая мина "жертвует собой". Может, ты перестанешь просто гнать слова, а будешь как-то их подтверждать? И прекрати меня упрекать в демагогии. Пока что пустословием занимаешься здесь ты. Все остальные, хоть какие-то примеры приводят.

Цитата: "Pilum"
Подите вон, карочь, время на вас тратить. Вам объясняют, вы не слушаете. :>
Сам иди. Тебя никто не звал отвечать на мой пост. И на роль лектора ты не тянешь. Скорее тебе нужно лекцию прочитать по теме научных доказательств. - Я могу. Только попроси.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #259 : 08 Ноябрь, 2010, 14:22:47 pm »
Неимоверно тормозящее видео смотреть не бум, так что оно там доказывает - неизвестно.
Там говорящие зебры ?

Цитата: "Pilum"
Вообще-то, Пилум, мне совершенно не интересна эта тема.

Я Вам уже говорил и объяснял почему я не приемлю вашего определения морали. - Повторять еще не собираюсь. - Мне эта тема не интересна! Здесь идет обсуждение наличия разума у животных. - Что такое мораль? - это другая тема. - Вот в другом разделе ее и обсуждайте.

А это не имеет значения, что вам факты не интересны. Это только в вашем мозгу это другая тема, а мораль и разум определенно вещи жестко связанные. :>>

Мораль есть Цели. :>> Мораль есть мы. :> Прежде всего. :> Cо всеми вытекающими.

А примеров вам приводилось достаточно - вы по ним не ходите. Потому что вам это "не интересно". А потом грите, что не приводят..  :lol:

Цитировать
"Отсутствие серьезной вариабельности в поведении и именно фенотипической, индивидно-культурной реакции на изменение ситуации у животных (см о большинстве) - все перечеркивает. Муравьи не построят корабли не и переплывут море на них..

А что это доказывает? Пятьсот лет назад люди тоже не могли переплыть океан и что?

И такого рода демагогия... Могли. А углубляясь дальше и дальше по временной шкале человеков - придем к неразумным предкам.

 А муравьи жертвуют собой не больше, чем противотанковая мина "жертвует собой". :>> Даже если она программно-управляемая. :>

Пилум, демагогией занимаешься здесь ты. Корабли с муравьями ты связал. Если тебе не понятно, что умение строить корабли - это достаточное, но не необходимое условие разумности"

Наоборот. Умение абстрактно мыслить и планировать свои действия, что также подразумевает наличие Цели - это необходимое, но не достаточное условие разумности. :>
А корабли тут лишь один из примеров такой вариабельной деятельности - и сама эта вариабельность также определяет разумность. Муравьи же не делают абсолютно ничего, кроме того, что предписывает им тупая химическая программа. Каждый из муравьев одного вида в одной и той же ситуации ведет себя одинаково. :>
А подверждение обратного - лежит на разумных ""муравьях".

А в лекторы я к тебе и не нанимался :>
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus