Автор Тема:  (Прочитано 124005 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vostok

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 405
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #240 : 07 Сентябрь, 2010, 10:13:41 am »
Цитата: "Прохвессор"
Это всё означает, что в основном шимпанзе выполняет определённые выученные действия в ответ на заданную ситуацию. Хочет есть - просит, при этом никаких отдельных понятий "еда" или "хочу" у неё нет.

Ну, специалисты говорят о противоположном.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vostok »

Оффлайн Steen

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 707
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #241 : 28 Октябрь, 2010, 06:57:26 am »
Честно  говоря,  надоело  это  уже  всё!   :evil:   Разумны  ли  животные?  Чем  отличается  челвоек  от  животных?

Да,  животные  разумны.  Самый  наглядный  пример   -  гомо  сапиенс.  Потому  что  мы  -  и  есть  животные!  Не  растения  же!  Прежде  чем  говорить  о  какой-то  особой  "разумности"  гомосапиенса,  нужно  сначала  определить,  а  ЕСТЬ  ЛИ  ОНА. Поведение  людей  в  массе  очень  мало  напоминает  разумное,  и  при  анализе  любого дня  любого  человека  легко  убедиться,  что  б0льшую  часть  времени  он  действовал  по  простейшей  схеме:  стимул-реакция,  по  которой  живут  инфузории.  

Если  разум  это  умение  решать  задачи,  то  любой  организм  решает  их  не  менее  успешно,  чем  голая  обезьяна  -  в  рамках  своей  экологической  ниши.

Если  разум  -  умение  строить  мысленные  абстрактные  конструкции  большой  сложности,  образовывать понятия  и  пользоваться  ими  для  построения  моделей  окружающего  мира,  то  стоит  подумать:  а  присуща  ли  эта  способность  человеку  вообще,  как  виду?  Или  только  отдельным  его  представителям  -  мутантам  и  выродкам?  Сколько  новых  понятий  вы  лично  образовали  в  своей  жизни?  А  сколько  абстрактных  моделей  выстроили,  которые  бы  РАБОТАЛИ,  то есть,  позволяли  бы  верно  предсказывать  развитие  событий?  Причём,  подчёркиваю,  это  должны  быть  ВАШИ  собственные,  а  не  чужие  выученные  понятия  и  разновидности  моделей.  Если  на  этот  вопрос  отвечает  человек  честный,  то  ответ  будет  "нисколько"  или  вроде  того....  Энштейн,  которого  спросили,  записывает  ли  он  свои  мысли  в  блокнот,  ответил:  мысли  приходят  так  редко,  что  их  нетрудно  запомнить.  А  какой-нибудь  Вася  Пупкин  объявляет  себя  великим  мыслителем  потому  как  ему  в  голову  регулярно  приходят  "мысли"  типа:  "пора  выпить"....    

Если  разум  это  умение  строить  словесные  конструкции  любой  сложности  -  то,  стоит  задать  себе  вопрос  -  а  разум  ли  это?

Горько  и  смешно  смотреть  и  слушать  вас,  человеки....
« Последнее редактирование: 28 Октябрь, 2010, 07:32:23 am от Steen »
Религия  - как пенис.  
Ничего плохого нет в том,  что он у вас есть.  
Ничего нетстранного,  что вы им гордитесь.  Но не надо тыкать мне им в лицо.    И даже не пытайтесь подсунуть его моим детям!

Оффлайн Steen

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 707
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #242 : 28 Октябрь, 2010, 06:57:49 am »
Цитата: "Снег Север"
Право, уже надоело читать глупости про "разум животных". Не хочу участвовать в талмудических спорах об "определении разума", поскольку считаю это принципиально контрпродуктивным. Но предлагаю элементарно простой и безошибочный тест на сравнение разумов - люди держат животных в клетках и дрессируют их, а не наоборот! Предлагаю любому желающему этот тест оспорить!
 Людей  тоже  отлично  дрессируют.  Ближайший  пример:  школа,  детский  сад,  ясли,  армия.  Кроме  того,  любая  домашняя  кошка  устраивается  так,  что  хозяева  её  кормят,  ласкают,  заботятся  о  её  потомстве.  Притом, что  кошка  в  современном  городе  -  животное  бесполезное,  и  даже  вредное.  Любое  поведение  в  группе  -  взаимозависимо,  и  "дрессировка"  идёт  обоюдная.  Человек  обучает  животное  делать  какие-то  трюки,  а  животное  обучает  человека  подавать  правильные  релизеры  в  правильное  время,  и  не  забывать  вознаграждать  его  "работу".   :twisted:
« Последнее редактирование: 28 Октябрь, 2010, 07:29:30 am от Steen »
Религия  - как пенис.  
Ничего плохого нет в том,  что он у вас есть.  
Ничего нетстранного,  что вы им гордитесь.  Но не надо тыкать мне им в лицо.    И даже не пытайтесь подсунуть его моим детям!

Оффлайн Steen

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 707
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #243 : 28 Октябрь, 2010, 07:00:01 am »
Цитата: "Снег Север"
Цитата: "Vostok"
Снег Север, ну Вы же сами признаете разумность неандертальца. Значит у Вас проведена где-то черта?
Вы ошибаетесь, я, вслед за Б.Ф.Поршневым, НЕ признаю разумность неандертальца. Более того, я, опять же вслед за Б.Ф.Поршневым, НЕ признаю разумность и гомо сапиенс на протяжении большей части его биологической истории и считаю, что разум он приобрел только в неолите.
 Ваше  мнение  тем  более  ценно,  что  гомо  сапиенс  сапиенс,  которого  ещё  называют  кроманьонцем  -  это  и  есть  "неолитический  человек".  То  есть,  автор  неолитической  культуры.  :)  А все  "предыдущие"  были  созданы  его  предками,  но  -  других  видов....   :twisted:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Steen »
Религия  - как пенис.  
Ничего плохого нет в том,  что он у вас есть.  
Ничего нетстранного,  что вы им гордитесь.  Но не надо тыкать мне им в лицо.    И даже не пытайтесь подсунуть его моим детям!

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
Re:
« Ответ #244 : 02 Ноябрь, 2010, 02:31:28 am »
Цитата: "Steen"
Честно  говоря,  надоело  это  уже  всё!   :evil:   Разумны  ли  животные?  Чем  отличается  челвоек  от  животных?

Да,  животные  разумны.  Самый  наглядный  пример   -  гомо  сапиенс.  Потому  что  мы  -  и  есть  животные!  Не  растения  же!  

Не растения.
Но и не животные. Потому что - разумны. Чем и отличаемся от остальной биоты - будь они там растения или грибы, это уже не суть.

А черта да. Черта проводится. По весьма нечеткому и не дискретному материалу проводим мы черту. А как же иначе. Однако в любом случае очень близко к нам проводим - поскольку 99.9999999...% биоты - точно не разумно Почему и называются животными (а грибами тем паче).


И разум это прежде всего осознание (я не говорю, что этого достаточно) - через Мышление (то есть логику, а не пралогизмы) - и возможность модификации своих целей, а передергивания про организмы - это несерьезно...А до остальных рассуждений, то собственно, Человек, это вообщем-то, понятие не видовое.
Возражающих платонов отсылаю к Диогену. :>


Цитировать
стоит задать себе вопрос - а разум ли это?
Ню да, ню да. И опять мы возращаемся к вопросу - что такое разум ?. Это может продолжатся бесконечно, похоже. :>

Разум это прежде всего Мышление + Чувства.
Под первое как раз подпадают и словесные конструкции. И не словесные тоже. Если они осознаваемы, являются результатом Цели, а не результатом инстинкта - "программы" без цели.
Не вариабельного кстати, в целевом смысле.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Vostok

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 405
  • Репутация: +0/-0
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #245 : 02 Ноябрь, 2010, 06:10:23 am »
Стин, не слушай этих вымирающих философов, которые живут своим средневековым сознанием и догмами. Они говорят, что животные не способны мыслить, потому что у них не может быть цели. Спрашиваешь, а откуда Вы знаете, что у них не может быть цели? Получаешь ответ: а потому что они глупы! - Вот и все их научное доказательство! :-)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Борис-2

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 412
  • Репутация: +15/-47
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #246 : 02 Ноябрь, 2010, 08:15:11 am »
Вопрос “чем человек отличается от животных (от всего класса животных) ? ” можно задавать только, если человек не является животным (не принадлежит классу животных).
В противном случае вопрос “чем человек отличается от животных (от всего класса животных) ? ” является абракадаброй (часть не может не принадлежать целому, ложка не может не принадлежать посуде).

Люди не понимают абсурдность вопроса “чем животное человек отличается от животных, т. е от всего класса животных? ”
Животное не может не быть животным
Животное не может быть не животным.
Животное не может ничем отличаться от животных.

Человек может отличаться от животных только тем, чего нет у животных.
Человек не может отличаться от животных наличием организма, так как у всех животных есть организм.
Человек отличается от животных наличием сознания (сознание, разум есть только у человека).

ЧЕЛОВЕК – это материально-духовное существо (неразделимое единство материального организма и духовного сознания).

СОЗНАНИЕ – это духовная часть человека.
СОЗНАНИЕ – это:
•   Самосознание Я
•   Язык
•   Мышление.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Smiledon

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 27
  • Репутация: +0/-0
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #247 : 03 Ноябрь, 2010, 17:05:11 pm »
Кстати, бонобо вполне осваивают производство одних орудий с помощью других:

ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ГОВОРЯЩИХ›› ОБЕЗЬЯН
Что касается орудийной деятельности как таковой, обезьяны постоянно демонстрировали стремление и умение пользоваться самыми разнообразными предметами обихода - в большинстве случаев подражая людям или друг другу. Так, Р. Футс описывает, как Уошо проводила целые часы со шваброй и вантузом в руках, приводя в порядок семейный санузел. Это происходило в тот период, когда «семью Уошо» с Обезьяньей фермы переселили в заброшенные бараки старой военной базы, с полчищами тараканов и неисправной канализацией. Тот же подражательный механизм лежит и в основе формирования навыка пользования зажигалкой у Канзи. Он зажигал огонь все быстрее и наконец стал делать это не двумя руками, а одной, как и люди.
Не менее многочисленны случаи, когда применение орудий несомненно было результатом экстренного решения в неожиданно возникшей ситуации. Оно не могло быть следствием подражания (поскольку больше никто ничего подобного не делал) или результатом проб и ошибок (поскольку решение было найдено мгновенно), - это мог быть только инсайт. В качестве одного из многочисленных примеров можно
привести эпизод, когда Канзи захотелось покататься на машине, которая оказалась запертой. Устав выпрашивать ключ, он придумал кое-что получше - притащил длинную отвертку, брошенную поблизости кем-то из рабочих, и полез открывать замок. Однако наиболее значительный вклад в характеристику орудийной деятельности и ее возможных проявлений на ранних этапах антропогенеза внесли эксперименты, проведенные С. Сэвидж-Рамбо совместно с археологом Ником Тотом , специалистом по олдувайской культуре. Предполагалось проверить, сможет ли Канзи научиться изготовлять каменные орудия, похожие на те, что археологи находили в Олдувайском ущелье. Перед клеткой Канзи соорудили рабочую площадку, так чтобы Ник Тот мог показывать ему, как получить доступ к ящику с лакомством. Ник ударял по камню-заготовке другим камнем (молотком), выбирал острый осколок, а затем обрезал им веревку, которой была привязана крышка, а Канзи угощали тем, что лежало внутри. Ник несколько раз повторил эту процедуру, после чего такую же рабочую площадку устроили в клетке Канзи. Ник стоял на коленях снаружи и колол камни. Он передавал Сью, находившейся в клетке вместе с Канзи, острые сколы, а она уговаривала Канзи обрезать веревку. Канзи скоро понял, как полезны эти острые осколки, и охотно брал их у любого, кто бы с ним ни был. Затем он спешил к
рабочей площадке, даже стучал камнем о камень несколько раз, но бессистемно, не получая нужных осколков. Тем не менее, он явно начал подражать Нику.
Ни в этом эксперименте, ни вообще во время работы по проекту от Канзи ничего не требовали, а только хотели побудить его к изготовлению и использованию осколков, в надежде, что он научится этому, наблюдая процесс. По мере того как проходили дни и недели, он становился все более и более решительным и умелым и проявлял такую настойчивость, какой раньше за ним не замечали. Канзи очень быстро научился отличать острые пластины от тупых, осматривая их и пробуя губами. Уже на второй
день с ним провели серию предъявлений по десять проб из пяти образцов. Сначала он,
казалось, действовал наугад, но довольно быстро стал безошибочно выбирать самые острые. Очень скоро Канзи начал различать пластины с одного взгляда, но изготавливать их самому оказалось труднее.
Сперва он упорно бил камнем о камень, почти всегда зажимая камень-молоток в правой руке. Заготовку он держал в левой руке и часто прижимал к груди, а иногда к полу, используя для дополнительной фиксации ногу. Иногда он клал заготовку на землю и просто бил по ней камнем-молотком. Такого способа «работы с наковальней» ему не показывали. Но независимо от того, как он держал заготовку, он, тем не менее, не мог или не хотел нанести сильный удар. Следует отметить, что Сэвидж-Рамбо ничего не пишет о том, сопровождалась ли «работа» Канзи какими-либо комментариями на йеркише.
Спустя восемь недель после начала работы по проекту Канзи наконец научился бить по камню с такой силой, чтобы получались острые пластины, хотя и маленькие, не больше дюйма длиной. Тем не менее, он продолжал сосредоточенно трудиться, а экспериментаторы, в свою очередь, выбирали все более толстую веревку, чтобы маленькие пластины ломались быстрее, чем он успевал ее перерезать. Наиболее интересное (с точки зрения изучения когнитивных способностей шимпанзе) произошло на четвертый месяц работы, когда дела у Канзи шли еще не очень хорошо. В какой-то момент он  сел, посмотрел на Сэвидж-Рамбо, потом на камень в своей руке, потом опять на Сэвидж-Рамбо, и снова уставился на камень, видимо размышляя, и как казалось, о чем-то важном. Вдруг он встал на задние ноги и, явно умышленно, бросил камень на твердый плиточный пол, причем с огромной силой. Камень раскололся, образовалась масса острых осколков. Канзи завопил в экстазе, схватил один из
самых острых и устремился к площадке с контейнером.
Было очевидно, что Канзи решил задачу - нашел собственный способ делать острые сколы наиболее удобным образом. Никто не демонстрировал ему эффективности такого метода, Канзи дошел до него собственным умом.
Однако Н. Тот и другие археологи были разочарованы - ведь олдувайские мастера трудились тяжелыми молотками, а не бросали камни. Ученые настаивали на том, чтобы продолжить обучение Канзи этому древнему способу. Для этого решили покрыть пол в лаборатории мягким ковром. Первый раз бросив камень о покрытый ковром пол и увидев, что тот не раскололся как обычно, Канзи казался раздосадованным. Он помедлил несколько секунд, поискал глазами и нашел место стыка двух ковров, отвернул один конец, обнажив цемент, и бросил камень. Опыты сопровождались непрерывной видеорегистрацией, так что камера зафиксировала этот «исторический» момент. Потом эту запись неоднократно демонстрировали самым разным зрителям - и коллегам-ученым, и обычной публике. В любой аудитории, когда показ подходил к этому месту, неизменно раздавалось шумное одобрение Канзи - героя, вновь перехитрившего людей. Это был уже второй изобретенный Канзи способ изготовления одного орудия с помощью другого.
С наступлением весны опыты снова перенесли на улицу, где Канзи пришлось бы вернуться к ударам «молотком», так как там грунт был рыхлый. Вынужденный отказаться от своей метательной техники, Канзи неуклонно совершенствовал удары, делая их более сильными и более точными. Теперь он всегда ударял по грани заготовки, и ему удалось преуспеть в получении пластин. Если Канзи долго бил
по заготовкам, на них образовывалось много мелких трещин и грани получались неровными. Некоторые напоминали «эолиты» или первые каменные орудия культурных слоев, найденные в Европе в последние десятилетия ХХ века. На их счет существовали противоречивые суждения, в частности некоторые ученые
утверждали, что это просто продукт действия естественных сил, волн или ледника, а не орудия древних людей. Изделия Канзи позволили оценить их по-другому. Научившись эффективно раскалывать камни «молотком», он опять пошел своим путем, восхитив психолога и разочаровав археолога. Канзи открыл, что даже на мягкой земле он сможет применить свою метательную технику. Это открытие было, видимо, результатом вдумчивого анализа ситуации в целом: он аккуратно положил камень на землю и столь же аккуратно прицелился вторым камнем, держа его в правой руке. Канзи не промахнулся, и камень был расколот. Он продолжал использовать эту методику, и остановить его больше не удавалось. Таким образом, Канзи нашел еще и третий, лучший с его точки зрения способ решить задачу. Его поведение в процессе изготовления каменных орудий характеризуется большинством
тех черт, которые обнаружены у антропоидов в экспериментальных условиях. Единственное, чего никогда не удавалось наблюдать ни в одном из экспериментов, - изготовления орудий с помощью другого орудия, как это было характерно для древнего человека. В экспериментах Г. Ф. Хрустова, поставленных специально для анализа этого вопроса, также было показано, что шимпанзе способны изготавливать
орудия только с помощью собственных рук и зубов, но не с помощью других орудий. Тогда было предложено считать это главным «критерием человека», тем Рубиконом, который смог перейти только человек. Однако оказалось, что и Канзи его перешел. Сэвидж-Рамбо цитирует высказывание крупнейшего специалиста по орудийной деятельности животных Кэтлин Гибсон, которое она сделала в связи с этими данными:
«Стоит мне принять, что какой-то признак уникален для человека, как тут же оказывается, что он вовсе не уникален!››.
Итак, можно думать, поведение Канзи в этих опытах позволяет судить о том, как происходило становление орудийной деятельности на ранних этапах антропогенеза. В его поведении проявились все черты, характерные для стадии интеллекта (по А. Н. Леонтьеву), в частности стремление и умение находить разные пути достижения цели. Отметим также, что поведение Канзи вполне отвечает определению инсайта (по В. Келеру) и акта мышления (по А. Р. Лурия), поскольку он находил собственный выход из ситуации, для которой у него не было «готового решения».
Приведем также мнение одного из основоположников языковых экспериментов - Дуэйна Рамбо, изучавшего не только усвоение йеркиша, но и другие высшие когнитивные функции антропоидов (способность к «счету» у Ланы и формирование «установки на обучение» у разных видов приматов). Рамбо последовательно утверждает, что вербальное поведение шимпанзе основано не только и не столько на
условно-рефлекторных механизмах, но преимущественно на так называемых эмергентах (термин Д. Рамбо)- «новых понятиях, ничем не подкрепленных, лежащих за пределами эффектов ассоциации. С введением такого класса поведенческих актов мы будем лучше подготовлены к оценке явлений, подобных экстраординарным адаптациям к специфическим событиям или ситуациям» . В переводе на более
привычный для нас язык речь идет о роли мышления в обеспечении вербального поведения.
(из книги «О чём рассказали говорящие обезьяны»)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Борис-2

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 412
  • Репутация: +15/-47
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #248 : 04 Ноябрь, 2010, 10:38:39 am »
Выдумки (ложная интерпретация).
У животных нет и не может быть сознания (у животных нет и не может быть самосознания Я, языка, мышления, речи, общения, сознательной деятельности)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Smiledon

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 27
  • Репутация: +0/-0
Re: Есть ли разум у животных
« Ответ #249 : 07 Ноябрь, 2010, 14:45:50 pm »
Отрывок из книги "О чём рассказали говорящие обезьяны", посвящённый мышлению животных:

МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Изучение элементарного мышления, или рассудочной деятельности животных составляло на протяжении всего ХХ века одну из самых актуальных, но и наиболее спорных проблем науки о поведении. В предыдущих разделах были приведены взгляды крупных физиологов, психологов и эволюционистов, которые
независимо друг от друга высказывали предположение о наличии у животных той или иной формы интеллектуальной (разумной) деятельности, хотя и расходились в том, какого уровня она может достигать. В начале ХХ века стали появляться эксперименты, которые наполнили эти высказывания реальным содержанием. В 10-20-е годы первыми их поставили Н. Н. Ладыгина-Котс и В. Келер, и с тех пор поток экспериментов неуклонно растет. В настоящее время эксперименты в лаборатории - не единственный источник доказательств существования мышления у животных. Представления, сложившиеся благодаря традиционным лабораторным экспериментам психологов и физиологов, постоянно дополняются и расширяются. Такую возможность дает и анализ материалов, накопленных этологами в процессе систематических наблюдений за поведением животных в привычной для них среде обитания (ЗОРИНА 2О05). Это направление этологии в настоящее время стало самостоятельным и получило название когнитивной этологии. Напомним, что мышление человека- процесс многогранный, оно включает активное овладение законами окружающей среды для решения задач в новых ситуациях. Оно основано на обобщенном и опосредованном отражении действительности, а также на оперировании символами. Согласно одному из удачных определений, мышление - это «процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории, составляющие внутреннюю картину его мира». При изучении любой проблемы необходимо выделить исходную единицу- элементарный феномен для исследования, подобрать соответствующие модели и четкие критерии. Подчеркнем, что в этом отношении особенно важно определение, которое дал А. Р. Лурия применительно к мышлению человека. Оно позволяет более точно разграничить этот процесс с другими типами психической деятельности и дает надежные критерии для выявления зачатков мышления у животных. Согласно этому определению, «акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения - привычного (т. е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного». Иными словами, речь идет об актах поведения, программа выполнения которых может создаваться экстренно в соответствии с условиями задачи. Этот показатель - решение новой задачи, для которой «нет готового решения», - может служить ключевым признаком в
отнесении конкретного поведенческого акта к категории мышления.


Для обозначения указанной формы поведения животных употребляют самые разнообразные термины - мышление, разум, сообразительность, интеллект, animal complex cognition, animal thinking, animal intelligence  и др. Тем не менее, уместно привести высказывание Н.Н. Ладыгиной-Котс о том, что при анализе таких актов следует «отбрасывать все обычно взаимно перемешиваемые (особенно в применении к животным) понятия, такие как ум, разум, рассудок, и заменять их термином
"мышление", подразумевая под этим последним только логическое, самостоятельное мышление, сопровождающееся процессами абстрагирования, образованием понятий, суждений, умозаключений». Это определение, сделанное около 80 лет назад, вполне предвосхищает современные взгляды и подходы к проблеме. В частности, изучение операций обобщения и логического вывода составляет весьма заметную часть проводимых в настоящее время работ. Эти операции четко проявляются в поведении «говорящих» обезьян в процессе усвоения языков-посредников. Наряду с этим Ладыгина-Котс  подчеркивала, что о «наличии интеллекта может свидетельствовать установление лишь новых адаптивных связей в новой для животного ситуации». Начало экспериментальному изучению этой стороны интеллекта положил В.Келер , который ввел понятие «инсайт» и доказал его наличие у антропоидов. Он считал, что шимпанзе могут решать новые для них задачи «не методом проб и ошибок, а на основе "разумного постижения" логических связей между стимулами или событиями» («инсайт»). Добавим, что рассматривались как раз те ситуации, для выхода из которых у животных не было «готового решения».

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Уже из сказанного очевидно многообразие форм мышления животных, что определяет наличие разных подходов к его изучению. Эти подходы можно условно разделить на две основные группы. Первая оценивает способность к решению новых задач в новых, экстренно возникших ситуациях, для выхода из которых у особи нет «готового» решения. Вторая направлена на то, чтобы выяснить, способны ли животные к обобщению, абстрагированию, а также усвоению символов. Обе эти стороны мышления составляют основу усвоения языков-посредников обезьянами. Они проявляются в языковом поведении обезьян, давая новый и важный материал для анализа этого психического процесса.
К настоящему времени существует достаточно большой арсенал методик, применяемых для выявления разных форм мышления животных.

1. Экстренное улавливание структуры элементарных логических задач («инсайт»›).
2. Экстренная реорганизация элементов прошлого опыта и независимых навыков для создания нового решения.
3. Выявление общего алгоритма при решении серии однотипных задач (формирование установки на обучение).
4. Операции обобщения и абстрагирования (формирование обобщений на допонятийном уровне или уровне довербальных понятий; усвоение и оперирование символами).
5. Операции логического вывода (транзитивное заключение; выявление аналогий).
6. «Макиавеллиевский» интеллект, основанный на понимании взаимоотношений особей внутри сообщества (social cognition), на способности антропоидов к самосознанию и к пониманию ментальных состояний других особей (theory of mind). Рассмотрим некоторые из этих когнитивных функций, наиболее важные в связи с вопросом об основах усвоения животными языков-посредников. Одной из плодотворных в этом плане экспериментальных моделей оказалась орудийная деятельность животных. Начало ее изучения связано с именем В. Келера.


Орудийная деятельность и интеллект животных
ОПЫТЫ В. КЕЛЕРА И РАЗВИТИЕ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РАБОТАХ
Одна из главных и весьма плодотворных экспериментальных моделей изучения высших когнитивных функций животных появилась благодаря классической работе В. Келера. Он предлагал животным задачи на достижение видимой, но физически недоступной приманки, причем это были новые ситуации, для выхода из которых, согласно определению А. Р. Лурия, не было «готового решения». Однако эти ситуации имели такую структуру, что животное могло решить их с первого же раза, если выявляло объективные отношения между элементами ситуации, существенные для успешного решения. В этом состояла принципиальная особенность задач В. Келера: все компоненты, необходимые для решения, находились в поле зрения животного и были доступны для восприятия и анализа. С помощью этих задач впервые была изучена орудийная деятельность животных, т. е. их способность при достижении своей цели - главным образом, при добывании или обработке пищи- восполнять ограниченные возможности конечностей с
помощью посторонних предметов. На основании опытов В. Келер пришел к выводу, что шимпанзе способны к решению некоторых проблемных ситуаций не методом проб и ошибок, а за счет механизма, который он назвал «инсайт», т. е. "проникновение" или "озарение" В основе этого механизма лежит, по его мне-
нию, не тенденция автоматически реагировать отдельными реакциями на отдельные стимулы (в соответствии с представлениями бихевиористов), а способность воспринимать всю ситуацию в целом, со всеми ее внутренними связями, и благодаря этому принимать адекватное решение. Все это привело автора к представлению, что «разумное решение (...) необходимо зависит от характера структуры данного оптического поля постольку, поскольку оно должно протекать в форме динамических, направленных процессов сообразно данной структуре». Работы В. Келера подвергались и продолжают подвергаться разнообразной критике, обсуждать которую здесь не место. Бесспорно то, что они явились одним из первых экспериментальных доказательств наличия у животных зачатков мышления и определили направление дальнейших исследований на многие десятилетия. Чтобы спровоцировать обезьян на употребление (а иногда и изготовление) посторонних предметов для достижения видимой, но физически недоступной приманки, исследователи прибегали к разным мерам. В одних случаях приманку подвешивали на большой высоте или располагали на значительном расстоянии от вольеры, предлагая ящики, палки или тесемки для преодоления этого расстояния. В других случаях ее помешали
в разного рода узкие трубки или в более сложные устройства, для проникновения в которые также требовались какие-то вспомогательные средства. Наконец, в знаменитых опытах в лаборатории И. П. Павлова для получения приманки требовалось потушить пламя спиртовки.
Экспериментальное изучение орудийной деятельности позволяло анализировать и решать целый ряд вопросов, тесно связанных с проблемой возникновения речи: главный из них - вопрос о наличии у животных способности экстренно применять орудия в новой ситуации. Ответом на этот вопрос можно считать работы многочисленных исследователей, в том числе отечественных, начиная с Н.Н.Ладыгиной-Котс, Р. Йеркса, И. П. Павлова и его сотрудников, Г. З. Рогинского, Н. Ю. Войтониса,
А. А. Фирсова, С. А. Новоселовой, Э. Визальберги и многих других , в которых было подтверждено наличие у человекообразных обезьян этой способности. Особо нужно сказать о позиции И. П. Павлова, на которого обычно ссылаются противники идеи о наличии элементов мышления у животных. Его первая реакция на опыты и представления В. Келера была резко отрицательной. Однако в последние годы
жизни (Павлов умер в 1936 году) он признал, что «было бы неоправданной претензией утверждать, что двумя описанными общими механизмами (временная связь и анализаторы) исчерпывается
раз и навсегда вся ВНД высшего животного». Разбирая опыты с Рафаэлем на одной из Павловских сред, Павлов отмечал способность этой обезьяны оперировать «массой свойств и отношений между явлениями». Он считал, что «когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, это условным рефлексом не назовешь, эго есть случаи образования знания, улавливания нормальной связи вещей», и называл это «зачатками конкретного мышления, которым мы орудуем». Мы приводим эти высказывания отечественных исследователей, относящиеся к 6О-м годам ХХ века, а не более поздние, поскольку они отражали типичные представления о высших когнитивных функциях животных, на фоне которых были начаты
попытки обучать обезьян языкам-посредникам.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
ОРУДИЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ АНТРОПОИДОВ
Изучение орудийного поведения обезьян позволило не про-
сто констатировать наличие у них элементов мышления, но также выявить и описать конкретные операции и свойства когнитивных процессов, обеспечивающие нахождение адекватного решения:
* Решению задачи предшествует анализ параметров ситуации, что позволяет использовать орудие не вслепую, а на основе «разумного постижения условий задачи» (В. Келер). К этим параметрам относится расстояние, которое надо преодолеть, чтобы достать банан, и свойства орудия, которое надо выбрать (или даже изготовить) - не только его длина, но и толщина и твердость. В опытах с доставанием приманки из трубок к параметрам ситуации относится взаимное расположение приманки и отверстий.
Решение задачи может быть основано на способности оценивать связи и соотношения между предметами  или, согласно другой формулировке, на способности улавливать причинно-следственные отношения между компонентами задачи. В тот период считалось, что такие способности даже у антропоидов развиты весьма ограниченно. Достижение одной и той же цели может осуществляться различными орудиями, а одно и то же орудие может применяться в разных ситуациях и разными способами, что свидетельствует
о понимании животным структуры ситуации. Так, в уже упоминавшихся опытах с тушением огня не Рафаэль, а другая обезьяна использовала воду многими способами - если бак был пуст, она могла зачерпнуть воду кружкой из озера или помочиться в нее. Если не было кружки, она смачивала тряпку в тазу и выжимала ее на огонь, наконец, когда не было никакой воды, она однажды загасила огонь просто сухой тряпкой. Использование одного и того же предмета разнообразными способами и в разных ситуациях свидетельствует о наличии обобщенных представлений о его свойствах и функциях.
Решению предшествует составление «мысленного плана» действий, а не слепые пробы и ошибки и не повторение ранее выученных навыков. Все перечисленные особенности когнитивных процессов, связанных с орудийными действиями шимпанзе, можно обнаружить в эпизоде спонтанного применения орудий, который наблюдал А. А. Фирсов (1987). Содержавшиеся в лаборатории в Колтушах подростки Лада и Нева, воспользовавшись ошибкой лаборантки, достали забытую на столе связку ключей и очутились на свободе.
Экспериментаторы тщательно проанализировали тот случай, а затем при намеренном воссоздании исходной ситуации обезьяны сами охотно воспроизвели ход решения этой задачи.
Последовательность действий обезьян была следующей:
1) отбили край столешницы у стола, который стоял внутри их вольеры уже три года;
2) с помощью образовавшейся палки подтянули оконную штору и захватили ее;
З) набросили штору на стол с ключами, который находился на достаточном расстоянии от решетки, и с ее помощью подтянули ключи к вольере;
4) открыли висячий замок и вышли на свободу - эта операция была им ранее знакома.
Особо следует обратить внимание на тот факт, что столешница была разрушена именно тогда, когда понадобилось достать связку ключей, - в течение всех предыдущих лет они стол не трогали. Существенно также, что обезьяны по-разному использовали штору. Сначала ее бросали как лассо, а когда она накрывала связку, подтягивали ее очень осторожно, чтобы ключи не выскользнули. Таким образом, они продемонсприровали здесь способность не только к тонкому и разнообразному использованию предметов в качестве орудий, но также к элементарному планированию своих действий и предвидению их результата. А. А. Фирсов так комментирует данный эпизод: «Надо быть слишком предубежденным к психическим возможностям антропоидов, чтобы во всем описанном увидеть только простое совпадение. Общим для поведения обезьян в этом и подобных случаях является отсутствие "поведенческой дилеммы" с ее дихотомией и простым перебором вариантов. Эти акты точно развертывающейся поведенческой цепи, вероятно, отражают реализацию уже принятого решения, которое может осуществляться на основе как текущей деятельности, так и имеющегося у обезьян жизненного опыта. Все подобные факты приводят к заключению, что в основе употребления орудий у обезьян лежит способность к активному оперированию следовыми образами и к планированию действий».
Таким образом, по мнению ряда исследователей, «мысленный план» решения задачи, о котором говорилось выше, может включать выполнение целой серии «промежуточных» действий
(А. А. Фирсов, А. Н. Леонтьев, Г. Г. Филиппова). Это проявляется в способности обезьян удаляться на десятки метров от того места, где будет применено орудие (Тарас, идущий в лес за палкой
на расстояние около 17 м). В опыте с тушением огня на плотах посреди озера Рафаэлю приходилось возвращаться на берег за шестом нужной длины, по которому он затем переходил на второй плот, где находился бак с водой. В опытах Г.Г. Филипповой орангутаны проявили способность выполнять действия, которые не приближают, а сначала удаляют приманку. Вернемся к вопросу о том, насколько «осмысленны» действия шимпанзе (и других животных) при использовании орудий. Он
всегда вызывал и продолжает вызывать большие сомнения. Так, есть много наблюдений, что наряду с использованием палок по назначению шимпанзе совершают с ними много случайных и
бессмысленных манипуляций. Особенно это касается конструктивных действий: если в одних случаях шимпанзе успешно удлиняли короткие палки, то в других они соединяли их под углом, получая совершенно бесполезные сооружения. В связи с важностью этого вопроса особую ценность представляет его анализ в специальном лабораторном эксперименте. Такой эксперимент, позволивший отчасти разрешить эти сомнения, выполнила итальянская исследовательница Элизабетга Визальберги. Ее методика изучения орудийной деятельности позволяла достаточно строго проанализировать, могут ли обезьяны планировать свои действия и предвидеть их по-
следствия. Она предлагала обезьянам несколько вариантов задач, где им приходилось доставать приманку из довольно длинной прозрачной трубки. Наиболее важная серия опытов отличалась
тем, что в средней части трубки имелось отверстие, через которое приманка могла упасть в приделанный снизу, тоже прозрачный стакан - автор назвала его «ловушкой». Чтобы получить приманку, обезьяна должна была не только правильно подобрать орудие -палку соответствующего
диаметра, но и вставить её с соответствующей стороны, так, чтобы приманка попала не в эту ловушку, а к противоположному отверстию трубки.
Применение этой методики позволило продемонстрировать, что шимпанзе осознано применяют орудия в соответствий с определенным планом, предвидя результат совершаемых ими манипуляций. В отличие от них капуцины оперируют палкой, не прогнозируя результата собственных действий и не понимая
причинно-следственных отношений, составляющих суть задачи. Подобные различия между высшими и низшими приматами были обнаружены Визальберги и в других экспериментальных ситуациях, что совпадает с данными ряда авторов о том, что для низших приматов использование орудий по собственной воле не характерно. Тем самым эти опыты не только доказали способность шимпанзе к планированию своих действий, но выявили четкое различие когнитивных способностей антропоидов и низших обезьян по данному параметру. Рассмотренные нами аспекты орудийной деятельности не
только не исчерпывают имеющихся данных, но заведомо затрагивают лишь часть вопросов, которые были изучены с помощью этой модели. Мы остановились на описании немногих из них (полученных, главным образом, отечественными авторами), которые иллюстрируют наличие у шимпанзе отвлеченных представлений о свойствах используемых предметов, способность к преднамеренному планированию многостадийной деятельности и мысленному прогнозированию результатов каждого этапа, т. е.
тех свойств, которые необходимы для овладения азами человеческого языка.
Долгое время орудийная деятельность животных рассматривалась преимущественно в связи с экспериментальным изучением проблемы интеллекта. Однако современные, более обширные
и разносторонние знания поведения животных в природной среде говорят о том, что использование орудий - характерная черта адаптивного поведения некоторых (далеко не всех) популяций шимпанзе, причем они используют их разными способами. Интересно, что признанные наиболее близкими к человеку шимпанзе бонобо в природных условиях никогда не пользуются орудиями, хотя изобретательно прибегают к ним в условиях неволи. Большой вклад в изучение этой формы поведения у животных природных популяций внесла этология. Подробный обзор и интересный анализ этой стороны орудийной деятельности приматов содержится в новой книге Ж. И. Резниковой (2005), посвященной проблемам
когнитивной этологии. Эти данные поднимают много новых вопросов. Один из них состоит в том, что,
как и любое другое сложное поведение, применение орудий у разных животных и в разных ситуациях может осуществляться за счет разных механизмов. В ее основе могут лежать не только элементы мышления (как в рассмотренных примерах), но и разные виды обучения, в том числе и путем
подражания, а у ряда видов птиц даже генетическая предрасположенность к определенным орудийным действиям. По-видимому, многое из того, что обнаружено сейчас у вольно живущих шимпанзе, это уже результат существования культурной традиции, навыки, которые усваиваются с детства путем
подражания старшим, а также благодаря направленному обучению малышей взрослыми. Последняя особенность поведения также относится к числу признаков, доступных только антропоидам. Исследование этого аспекта орудийной деятельности антропоидов особенно важно в связи с проблемой антропогенеза - для реконструкции возможных путей зарождения культуры у человека. Принципиальное отличие культурных традиций у приматов и человека состоит в том, что у приматов их поддержание осуществляется на уровне функций первой сигнальной системы, тогда как у человека передача опыта происходит в символической форме с помощью второй сигнальной системы (речи). Вопрос о том, как это происходит у обезьян, обученных языкам-посредникам, представляет актуальный интерес
и будет рассмотрен во второй части книги. Наличие орудийной деятельности характеризует ту сторону
мышления, которая обеспечивает экстренное решение задач в новой для животного ситуации. Далее мы обратимся к другой стороне мышления - способности к обобщению, абстрагированию, усвоению символов и совершению операций логического вывода, которые не менее важны как когнитивная основа речи.

Операций обобщения и абстрагирования у животных.
Определения.
Наиболее важную для усвоения языков-посредников сторону мышления составляет способность к операции обобщения - к мысленному объединению стимулов и событий по общим для них существенным признакам. Другими словами, обобщение - это способность в процессе обучения и приобретения опыта выделять и фиксировать инвариантные свойства предметов и их отношений, мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам и хранить эту информацию в более или менее отвлеченной форме. С обобщением неразрывно связана еще одна мыслительная операция - абстрагирование: мысленное выделение одних признаков и отвлечение от других, в данном случае несущественных. Результатом операций обобщения и абстрагирования у человека является формирование понятий, которые фиксируют отличительные признаки предметов данного класса в отвлеченной
форме и благодаря операции сравнения обеспечивают адекватную реакцию в новой ситуации- позволяют отнести новые предметы и явления к соответствующим категориям. Наряду с умозаключениями и суждениями понятия относятся к ведущим формам абстрактного мышления человека и лежат в основе
функционирования второй сигнальной системы - речи. О возможности формирования обобщений у животных и их роли в приспособительном поведении свидетельствуют две группы фактов. Накопленные этологами данные о поведении животных в естественных условиях показывают, что в своей повседневной жизни они реагируют не только на конкретные стимулы, но и на целые классы или категории сходных предметов и явлений. Другой источник данных о способности животных к обобщению- изучение сложных форм обучения (анализ выработки условных рефлексов на относительные признаки стимулов, генерализации и переноса навыков в новые ситуации). Эти работы также показывали, что животным в той или иной степени свойственна способность к выделению наиболее общих свойств
предметов. Психофизиологическая природа операции обобщения состоит в том, что в процессе решения серии однотипных задач животные переходят от образования связей между конкретными
стимулами и подкрепляемыми реакциями на них к сопоставлению хранящихся в памяти мысленных представлений и выделению общих для них признаков. Обобщение рассматривают как «процесс систематизации информации о предметах, явлениях, отношениях, действиях и тождествах». В результате этого процесса, по выражению Л. А. Фирсова, «создаются блоки систематизированной информации, которые хранятся в памяти в виде более или менее отвлеченных, обобщенных представлений. Они извлекаются из памяти при появлении сходных ситуаций, стимулов, соотношений и благодаря операции сравнения обеспечивают адекватную реакцию животного на новые стимулы».
Начало исследованию способности животных к обобщению было положено в опытах Н.Н. Ладыгиной-Котс с детенышем шимпанзе в 1913-1916 гг. Для этих опытов была разработана методика, согласно которой животному показывают некий предмет-образец и оно должно выбрать такой же стимул из нескольких предложенных для сравнения (выбор по образцу). Другие методики основаны на выработке дифференцировочных условных рефлексов. С помощью этих методов удалось показать, во-первых, что
шимпанзе не только различают такие зрительные признаки, как цвет, форма и величина предметов, но во-вторых, при этом происходит и обобщение: «в результате многочисленных конкретных опытов, выявляющих наглядно и в результате чувственного познания (...) соотношение вещей, шимпанзе производит практическое обобщение». Позднее было показано, что диапазон обобщаемых признаков практически не ограничен. Он включает самые разнообразные абсолютные признаки (не только цвет, форму, размер, но также наличие симметрии, число составляющих стимул элементов, конфигурацию и
паттерн изображений и т. д.), не только зрительные, но и относящиеся к другим сенсорным модальностям. Кроме того, выяснилось, что животные могут обобщать и относительные признаки - те, что выявляются только при сопоставлении двух и более объектов. К ним относятся признаки: сходство - отличие, больше - меньше - равно, выше - ниже и т. д. Наконец, животные могут обобщать и совершенно отвлеченные признаки, такие как соответствие стимулов в отсутствие между ними физического сходства (число элементов в множествах, аналогия в соотношении компонентов, составляющих стимулы, и др.). Приведенные примеры далеко не исчерпывают всего многообразия признаков, которые могут анализировать и обобщать животные. Помимо обобщения воспринимаемой информации животные способны и к выявлению общего алгоритма при решении серии однотипных задач: например, при выработке серии однотипных дифференцировочных условных рефлексов происходит формирование установки на обучение. Операция обобщения участвует и в организации различных форм деятельности животных. Одно из доказательств этого - перенос двигательных навыков в новые ситуации. Обнаруженные у шимпанзе особенности использования орудий также отражают способность к глубокому анализу связей между предметами, явлениями и результатами деятельности с
ними. Высокоразвитая способность к обобщению проявилась у шимпанзе в использовании различных природных объектов в качестве орудий «вне их частных признаков (...), т. е. предельно придерживаясь логики решения задачи». Специальному исследованию этой проблемы были посвящены опыты С. А. Новоселовой (1933-2005). Шимпанзе Султану регулярно предлагали задачи на достижение приманки с помощью разного рода орудий (палок и тесемок). Султан успешно решал каждый новый вариант и, кроме того, довольно быстро усовершенствовал общую стратегию своего поведения, например, перешел от движений по типу рычага к тонким движениям кистью. Когда ему пришлось использовать и палки, и тесемки, он скомбинировал все прежние навыки - перенес их в новую ситуацию, но перенес творчески. С. А. Новоселова сделала вывод, что шимпанзе не просто заучивает цепь движений, а выделяет в серии совершаемых им орудийных действий общие для них существенные признаки. Благодаря этому формируется обобщенный способ действия, и шимпанзе применяет его
в разных ситуациях. Можно отметить, что в отличие от шимпанзе капуцины в тех же опытах не смогли переносить навыки и применить овладение палкой для подтягивания приманки тесемкой. Они учились каждой новой задаче почти заново. Изучение операции абстрагирования осуществляется параллельно и неразрывно с изучением операции обобщения. Принцип этих исследований- выяснить, от каких второстепенных элементов могут отвлекаться животные, после того как обобщение произошло.
Характеризуя эту сторону элементарного мышления, И. М. Сеченов (1935) говорил, что она свидетельствует о способности «удаляться от чувственных корней, от реального образа конкретного предмета». Это образное выражение как нельзя лучше определяет сущность операции абстрагирования и, как мы увидим далее, оказывается весьма полезным при рассмотрении разных уровней овладения знаками у шимпанзе. Чем большим числом второстепенных признаков отличаются стимулы в тесте на перенос от использованных при обучении, тем выше степень абстрагирования сформированного животным правила выбора и лежащего в его основе обобщения.
...
« Последнее редактирование: 07 Ноябрь, 2010, 14:49:49 pm от Smiledon »