1. Я так и не увидел, в чём именно язычество "морально устарело" и каким образом оно мешало развитию страны.
Для начала, чем устарело. Я, конечно, не великий знаток религий, но общий тренд виден хорошо – полноценный политеизм, имеющий равновеликих специализированных богов, свойственен ранним, патриархальным и неразвитым обществам. Как только появляется централизованное государство, политеизм постепенно дрейфует к монотеизму. Для начала – установлением иерархии подчинения в пантеоне богов. На мой взгляд, это наблюдается в Древних Месопотамии, Египте, Греции, Риме. Следующая ступень – категорическое единобожие (яхвизм, напр.). Однако и здесь мы чаще видим какую-то полумонотеистическую систему.
Это я все к тому, что, на мой взгляд, антитеза много богов / один бог не работает. Она не является причиной эволюции религий; единобожие, кажется, вообще не содержит явных конкурентных преимуществ.
В чем же дело? По-моему, монотеизм – это побочный продукт совершенствования религиозной философии. Изначально требования к религии как системе мировоззрения, ценностей, этических и проч. норм – минимальный. По мере развития общества возникают новые требования к объяснениям бытия. В отсутствие науки религия берет на себя функцию объяснения мира. Так зарождается религиозная философия, развивается, усложняется, постепенно выходя за рамки изначального примитива. Получаются концепции, более стройные и обладающие больше убедительностью, чем примитивное язычество.
Христианство – смесь греческой философии и яхвизма – было именно такой концепций. Плюс добавьте большую внешнюю привлекательность, рассчитанную на массы. С т.з. пастуха функции кудесника Любомира и попа Пантелея одинаковы. Но капище не идет ни в какое сравнение с храмом, ритуалы тоже более пышные и пафосные.
Что касается развития страны, то язычество действительно мешало. Оно, конечно, могло быть потенциально реформировано – унифицировано. Видимо, у Вовы не хватило политической воли довести это дело до конца. Или же он решил, ознакомившись с христианством, что проще уже построить централизованную религию заново, нежели переделывать имеющуюся.
А переделывать надо было. Пантеоны отличались не только между племенами, но, по всей видимости, и между соц. группами.