Теория, которая, не разделяет взглядов материализма на материю и её делимость, на сущность первичных категорий пространства и времени, не является материалистической теорией.
Уж не попутали ли Вы материализм с аристотелизмом или, не приведи разум с гегельянством...
Не попутал. Бесконечная делимость материи не отвергает переходов количества в качество. Она лишь не позволяет считать какой либо из уровней деления неделимым вообще ни по какому основанию.
Эйнштейн, отвергая вполне конкретные модели эфира, вместе с водой выплеснул и ребёнка, вообще отказавшись от бесконечности деления.
Вместе с тем, существуют достаточно веские основания считать, что на любом этапе познания, мы вынуждены признавать, что материя на границе нашего познания вглубь, будет отражаться мышлением виде эфира. На каждом уровне познания, это эфир будет представлять из себя некую структуру, которая позволяет объяснять механизмы действия систем, возникающих на этой структуре, т.е. системных законов и закономерностей надсистем, находящихся на один уровень выше элементов эфира. Лишь о самих элементах эфира, мы не можем сказать, на данном уровне познания, о механизме их действия, их внутренней структуре. В этом и есть основной смысл и сила материалистического подхода, признающего бесконечною делимость материи. Он заставляет искать сущность явлений и внутренние механизмы их проявления, защищая от соблазна скатиться к идеализму, к отказу от объяснения механизмов, спрятавшись за непознаваемые свойства всякого рода пустот и вакуумов.
Материализм это не такая философия, которая вводит свои понятия и категории априорно, что бы затем навязать их науке, но выводит их из опыта, опираясь на данные науки. А данные науки показывают, что привычные нам представления о пространстве, времени и причинности, которыми люди веками пользовались, как чем-то само-собой разумеющимся, не являются универсальными.
Это абсолютно верно. Однако, материализм выводит их не из опыта науки, не из физического эксперимента, а из практического опыта человечества. Т.е. из производственной человеческой практики, которая позволила человечеству выжить, приспособиться к окружающему миру. Таким образом, именно это эволюционное приспособление и признаётся материализмом критерием истины, именно оно объективно и адекватно отражает объективную реальность.
Та наука, о которой Вы говорите, изначально отказавшись от диалектически-материалистического понимания пространства, времени, материи и причинности, и не может показать ничего иного.
Отцы-основатели диалектического материализма об этом не знали.
Но мы знаем,...
Отцы основатели опирались не на свои домыслы, а на многотысячелетний опыт человечества. Поэтому, последние 100 лет блуждания в потёмках позитивизма, никак не позволяют заявлять, что «мы знаем». Тем более, что это слишком малый срок для пересмотра первичных категорий. Вот пару миллионов лет путешествий во времени для промышленной добычи в прошлом полезных ископаемых, к примеру, могли бы сыграть свою роль. Но Вы сами рассматриваете такую возможность в качестве реальности, а не фантастики.
Поэтому не соглашусь и с этим:
Любая теория, которая пытается в принципе ограничить скорость взаимодействия, какой либо постоянной, на мой взгляд, не может быть признанна материалистической и научной.
Любая теория, которая вводит мгновенные взаимодействия, тем самым имлицитно приводит к отрицанию времени, как объективной величины, характеризующей длительность процесса и приводит к такой физической бессмыслице, как бесконечная скорость. Ибо, что такое бесконечная скорость? Это во-первых, скорость, которую невозможно определить, а во-вторых, невозможно определить бесконечна ли она.
Енюша, Вы не обратили внимания, что мгновеннодействие не отрицает существования и других действий, распространяющихся с характерными для них скоростями. Так же Вы не обратили внимания, что тут под скоростью имеется в виду не скорость изменения пространственных характеристик (км/час), а скорость изменения состояния систем. Как Вы себе представляете не мгновенное изменение состояния системы, переходящей из одного противоположного состояния в другое, внутренние механизмы, которой не раскрыты? Волей-неволей мы тут вынуждены вводить представление о квантованности, которое и отражает мгновенное изменение состояния системы на величину кванта.
Принцип причинности говорит лишь об объективном упорядочивании состояний материи во времени. Он никак не ограничивает скорость распространения взаимодействия, которое обуславливает эту упорядоченность. Упорядоченности достаточно для существования времени. Время -- это лишь упорядочивание по принципу раньше/позже. Два мгновеннодействующих взаимодействия находящихся в состоянии последовательной причинно-следственной следственной связи, прекрасно упорядочивают все три состояния, в которых последовательно пребывает система под действием этих связей. Оба преобразования будут мгновенными, но мы будем их воспринимать разделёнными в непрерывно текущем времени. Как мульгерои воспринимают свой время непрерывным, не зависимо от того, что киноплёнка движется рывками, мгновенно меняя картинку. Причём, для мультяшке, даже, без разницы равномерно ли движется плёнка, между кадрами их просто не существует. Так и тут, внутри кванта мгновеннодействия материя просто не существует. Именно поэтому, время для нас, находящихся внутри системы, всегда будет непрерывным, неквантуемым и текущим равномерно из прошлого в будущее. О чём и говорит материалистическая категория времени.
То, от чём Вы говорите, относятся к цепочкам взаимодействий внутри системы, сущность и структура которой уже раскрыты. Если Вы рассмотрите распространение вдоль этой цепочки более внимательно, то Вы увидите, что там присутствует много причинно-следственных преобразований, часть из которых мы можем считать мгновенными, а часть длящимися.
Материальные системы могут взаимодействовать не только вдоль потоков, распространяющихся с определённой скоростью. Системы могут взаимодействовать и через общие для них элементы. До тех пор, пока внутренняя структура и механизм действия такого элемента не раскрыты, скорость такого взаимодействия будет бесконечно большой.
Статика и динамика -- это две диалектические стороны рассмотрения объективного мира. Они дополняют друг друга, а не исключают. При рассмотрении статики, осознанно абстрагируясь от других характеристик или по причине недостаточного уровня познания, мы используем мгновеннодействие.
Это не нарушает принципа причинности, только причиной изменения состояния обоих взаимодействующих систем здесь является само взаимодействие, как основная характеристика и суть движения.
====
Ещё раз. Наличие в природе мгновеннодействия, никак не отрицает того факта, что эл.м. волны распространяются с конечной скоростью. При этом акустическое воздействие -- со своей, тепловая диффузия со своей, гравитационное взаимодействие, если волны гравитации таки существуют, -- со своей.
Иначе, возникает множество парадоксов логического плана. Могут ли причина и следствие реализовываться одновременно при объективной обусловленности следствия причиной? Объективны ли причина и следствие? Как быть с двумя
взаимодействующими телами? Изменение состояния какого из них является причиной изменения состояния второго? Это зависит от субъективного выбора системы отсчёта или же надо признать их равноправными и считать изменения одновременными? Что в таком случае делать с описанием, когда причина уже произошла, а следствие ещё нет? Может ли причина существовать сама по себе без следствия, а следствие происходить без причины, в случаях, когда за время распространения воздействия то или другое было физически удалено?
Ну и так далее.
Ясно одно, что ограничение скорости взаимодействия скоростью распространения эл.м. волн в несуществующей пустоте, явно ненаучно. Такой подход скрывает от нашего познания большую часть мира.