Автор Тема: Определение Морали  (Прочитано 278116 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Снег Север

  • Гость
Re: Определение Морали
« Ответ #540 : 28 Март, 2012, 04:37:50 am »
Морально/аморально то, что признается (явно или неявно) моральным/аморальным в данную историческую эпоху в данном обществе большинством его граждан. И это - вполне объективный критерий. Его можно выявить социологическими опросами, например.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Василий

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 326
  • Репутация: +43/-11
Re: Определение Морали
« Ответ #541 : 28 Март, 2012, 06:11:10 am »
Объективно - значит не зависит от субъекта и его восприятия(это по определению).
Мнения субъекта/субъектов остаются их субъективными оценочным мнениями и от их количества это не зависит.

Наказание на основании субъективного мнения толпы, а не объективных законов  - называется линчеванием, судом Линча, такая практика  осужденна в циливизованном мире.

И то что мнение большинства, есть критерий для оценки "моральности" того или иного действия с вам не согласится куча народа. РПЦ впервую очередь т.к. у них мораль задается священным писанием. Хотя в таком случае при правильном соц. опросе - "моральность" действительно становится объективной. Но  само мнение объективным и правильным может и не быть, а  только данные соц. опроса, то  "сколько людей считают так" .
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
Re: Определение Морали
« Ответ #542 : 28 Март, 2012, 09:07:56 am »
Цитировать
Кто про мораль не согласен и думает, что есть какая-то мораль, хочет поспорить, пусть сначала приведет, четкий эталон морали, чтобы вне зависимости от мнения отдельного человека всегда на его основе можно было дать объективную оценку деянию: "вот это морально", а "вот это не морально",

Почитайте определение выше и далее. Там приведен механизм образования и работы  этого явления и объяснено и де-факто констатировано, что абсолютной всеобщей морали-для-всех не существует, конечно, зато каждая конкретная мораль - абсолют нормо-целей для ее носителя. Вот и все "эталоны" :>

Морали не бывают объективными и не нуждаются в объективности - как Цели.
Это не Факты, это нормо-Цели. Они не представляют собой реальность, они представляют собой ее будущее изменение :> (или настоящее как результат реализации, это не суть важно :> )

Цитата: "Василий"
мораль - субъективное, оценочное суждение,  в учебниках по пиару для  таких понятий  иногда используют теримн "виртуальное понятие", т.е, понятие несуществующее в реальном мире и ничего конкретного не обозначающее, но такие  понятия удобно использовать демагогической риторике. Особенно когда нет возможности объяснить и обосновать тезисы  с точки зрения здравого смысла и реальных аргументов.

То что вы тут описываете - это не мораль индивида, не ваша и не любого другого, которая есть у каждого, в мире, и все они вариабельны.
А как уже было сказано выше, описана у вас -  общественная декларация результирующей морали каких-то сил, пропаганда,etc.

У морали и нет никаких обоснований, она не может их иметь и одновременно - в них  не нуждается. Не больше, чем нуждаетесь в обоснованиях лично вы. Как субъект.

Никакого "здравого смысла" вообще не существует, вероятно, этим словосочетанием вы маскируете цели собственной морали и ее самое :>

Обоснуйте ваш здравый смысл с любой точки зрения и эээ... с реальных аргументов ? :>
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
Re: Определение Морали
« Ответ #543 : 28 Март, 2012, 09:19:50 am »
Цитата: "Снег Север"
Морально/аморально то, что признается (явно или неявно) моральным/аморальным в данную историческую эпоху в данном обществе большинством его граждан. И это - вполне объективный критерий. Его можно выявить социологическими опросами, например.

СС, ВЫ ЛИЧНО считаете моральным то, что признается моральным (например, прибавочную стоимость и шантаж-де-факто безработных работодателями, или частную собственность на средства производства) - в нынешнем обществе ?

Не надо вам всем путать единственно существующую реальную Мораль Индивида, его реальную Машину Целей;
 и моральную декларацию класса (или другой группы в зависимости от аспекта морального разбираемого) - гегемона, политически-пропагандистки навязываемую в данный момент. И не надо забывать что все группы - состоят из индивидов. :>
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Василий

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 326
  • Репутация: +43/-11
Re: Определение Морали
« Ответ #544 : 28 Март, 2012, 10:10:37 am »
Цитата: "Pilum"
Почитайте определение выше и далее.


Если вы про это:
Цитировать
"Мораль (М.) есть формализованная система нормо-целей (см. P1) индивида (И.) как части Общества (см. R1), представляющая собой набор Целей, инструкций и решений к жизни"
То такое определение нельзя считать добросовестным т.к. вообще любые поступки по нему моральны.   Нет возможности отличить по нему моральное от не морального. И ещё нераскрывается понятие "нормо-целей" , чем норма-цель отличается от не норма-цели?    

Любой человек хочет быть успешным, уважаемым и это нормально скажем это есть норма-цель некого индивида. Для достижения цели он выстраивает цепочку деньги-богатство-уважение-успех. И решает для достижения цели убивать и грабить людей. По вашему опр.  такое поведение морально.  

Вообще любые действия человека, если он не живет один в лесу в полной изоляции, попадают под это ваше определение.

Цитировать
Морали не бывают объективными и не нуждаются в объективности - как Цели.

Мораль  это виртуальное понятие. А ваши слова больше похожи на шизоидный бред, чем на что-то  умное. Хотя бы взять, это ваше: " и не нуждаются в объективности - как Цели",

мораль это понятие ни на чем не основанное, набор  оценочных суждений о поступке, действиях человека или о его суждениях и т.д. Как правило действительно морально признается то, что принято считать таковым в данную эпоху. Но подвести под моральность/не_моральность всегда можно любые действия и слова.

объективность - философская категория, подразумевает свойства, факторы, процессы и т.д. не зависящие от воли и восприятия субъекта.

Так вот,  как "виртуальное понятие" может нуждатся/не_нуждатся в чем-то, а тем более в философской категории?  

Это как на утверждение, которое  является фактом, напрмиер: "резина - диэлектрик", сказать "резина не нуждается в проводимости".

Понимаете, какой бред вы несете?

Цитировать
То что вы тут описываете - это не мораль индивида,

Я объяснил, что такое "мораль" по сути и как это понятие используют и для чего, если вы ничего непоняли, то это ваши проблемы.

Цитировать
Никакого "здравого смысла" вообще не существует, вероятно, этим словосочетанием вы маскируете цели собственной морали и ее самое :>
Обоснуйте ваш здравый смысл с любой точки зрения и эээ... с реальных аргументов ? :>

Я не требовал от вас обоснования морали.  Я говорил про определение, про набор объективных признаков(не зависящих от человека) по которым можно отличить моральное  от не морального.
Чтобы можно было установить, вот это морально, а это не морально.  Человек : испражнился в автобусе, это морально/не_морально и почему?  Я привел, примеры и достопно все объяснил, думаю, вы специально создаете информационный шум.

Здравый смысл в бытовом смысле я использовал, как способность принимать правильные решения и делать правильные предположения соответствующие действительности, основываясь на  накопленном опыте и реальных фактах.  Такой "здравый смысл"  действительно существует, но не у всех.  Он помогает человеку  и животным выживать. Правильные  решения  - те которые способствуют выживанию:

Примеры:
"Человек  думает,что если прыгнет с обрыва то полетит т.к. у него есть вера, прыгает  и умирает"-
- решение неправильное, здравый смысл отсутствует решение принято полагаясь на веру
"Человек  думает,что если прыгнет с обрыва то разабьется"-
- решение правильное, здравый смысл отсутствует


Или например, Мне надо объяснить, человеку, что он должен убить себя и отдать мне свое имущество или просто работать  на меня бесплатно, объяснить это исходя из здравого смысла - невозможно. Но можно объяснить опираясь на мораль, нравственность и прочие виртуальные понятия.  Когда вам говорят про мораль вас  заведомо дурачат.

Почему люди должны умирать на войне ради амбиций Путина или алкаша Елицина? - потому, что это морально защищать родину.

Почему PussyRiot должны сидеть  в тюрьме? -  потому, что их поведение  аморально.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
Re: Определение Морали
« Ответ #545 : 28 Март, 2012, 10:38:09 am »
Цитата: "Василий"
Цитата: "Pilum"
Почитайте определение выше и далее.
Если вы про это:
Цитировать
"Мораль (М.) есть формализованная система нормо-целей (см. P1) индивида (И.) как части Общества (см. R1), представляющая собой набор Целей, инструкций и решений к жизни"
То такое определение нельзя считать добросовестным т.к. вообще любые поступки по нему моральны.   Нет возможности отличить по нему моральное от не морального. И ещё нераскрывается понятие "нормо-целей" , чем норма-цель отличается от не норма-цели?    

Я про все целиком. viewtopic.php?f=11&t=5237

Про все 30+ страниц.

Здесь изучается механизм явления, а не утверждается и пропогандируется определенная частная мораль - каковые и определяют что такое "добро и зло" для каждого индивида по разному :> Когда до вас дойдет до всех ? :>>

Определение нормо-цели и других вещей там приведено.




Цитировать
Любой человек хочет быть успешным, уважаемым и это нормально скажем это есть норма-цель некого индивида.
 Для достижения цели он выстраивает цепочку деньги-богатство-уважение-успех.

Не-а.
Не гря уже и о том, что такие неопределенные понятия как "успех, уважаемый" и т.д - для каждого социума и etc. каждый раз имеют совершенно разное наполнение :>
Это эвфемизмы ничего не дающие для познания явления.

Цитировать
И решает для достижения цели убивать и грабить людей. По вашему опр.  такое поведение морально?  
С точки зрения именно моей морали - не очн. :>>>

А с точки зрения явления морали и механизма этого явления - конечно.
Данное поведение определяется его моралью. Соответственно морально :>

Цитировать
Вообще любые действия человека, если он не живет один в лесу в полной изоляции, попадают под это ваше определение. Т.е. это тоже самое, что его нет.

Вовсе неа.

Оно различает мораль и Мышление, например.  
И вообще просто описывает то - что есть. Как и должно поступать Определение явления.

А не моральная пропаганда определенной морали :>

viewtopic.php?p=284856#p284856  :D

Цитировать
Цитировать
Морали не бывают объективными и не нуждаются в объективности - как Цели.

Мораль  это виртуальное понятие. А ваши слова больше похожи на шизоидный бред, чем на что-то  умное. Хотя бы взять, это ваше: " и не нуждаются в объективности - как Цели",

См. выше.
И никаких "виртуальных понятий" вообще не существует, это не понятия. Вообще ничего "виртуального" не существует, "виртуальность" cиноним "бред и несуществование".

Обоснуйте вашу личную мораль, вашу мотивацию.

ЗАЧЕМ ?:>


Цитировать
объективность - философская категория, подразумевает свойства, факторы, процессы и т.д. не зависящие от воли и восприяти субъекта.

Вот cодержание данного механизма и явления в некотором роде и не зависит. Ибо он сам и есть - субъект. :>
И одновременно объект :>

Цитировать
Цитировать
То что вы тут описываете - это не мораль индивида,

Я объяснил, что такое мораль по сути, если вы ничего не поняли, то это ваши проблемы.

Cм. выше.

Цитировать
Цитировать
Никакого "здравого смысла" вообще не существует, вероятно, этим словосочетанием вы маскируете цели собственной морали и ее самое :>
Обоснуйте ваш здравый смысл с любой точки зрения и эээ... с реальных аргументов ? :>

Я не требовал от вас обоснования морали.

ЗАТО этого от вас требуют факты мира и необходимость объяснения их, а также логика ваших же заявлений. Вы именуете личную вашу собственую мораль словосочетанием "здравый смысл".


Цитировать
Цитировать
Я говорил про определение, про набор объективных признаков(не зависящих от человека) по которым можно отличить моральное  от не морального.
Чтобы можно было установить, вот это морально, а это не морально.
Описанное и запрошенное тут вами не есть  Определение механизма морали индивида. Не есть определение:>

А лишь навязывание определенной его вариации.

Обоснования фактологического у такого быть не может в принципе. О чем выше давно сказано.

Цитировать
Правильные  решения  - те которые способствуют выживанию

Таким образом, ваша личная мораль также определяется примитивным животным Инстинктом Самосохранения.
Ну и как у всех масс бюргеров ныне, это стадное явление.

А ЗАЧЕМ ВАМ ВЫЖИВАТЬ ? :>

Чем это желание определяется ? :>
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Василий

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 326
  • Репутация: +43/-11
Re: Определение Морали
« Ответ #546 : 28 Март, 2012, 11:01:20 am »
Цитировать
"Про все 30+ страниц. "
Все 30+ страниц определением быть не могут. Определение должно быть емким.

Цитировать
"Здесь изучается механизм явления"
Продемонстрируйте явление. И "нести бред" и "изучать" это разные вещи. Почитайте наконец где-нибудь, что такое бред и что такое изучать. Какое изучение?  Вы где в этой теме изучение увидели?
Цитировать
"Не-а. "
Почему Не-а?  Например, если вы   какаетесь  в автобусе и размазываете фикальки об других пассажиров, это морально или нет и почему,  по вашему определению морали?

Цитировать
"Оно различает мораль и Мышление, например. "
Где оно и как различает?

Цитировать
Таким образом, ваша личная мораль
Это все хорошо, а я прошу пример, когда морали нет и почему?  Нельзя говорить, что все мораль и любое поведение моральное или можно?

Цитировать
А ЗАЧЕМ ВАМ ВЫЖИВАТЬ ?
По инстинкту самосохранения.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
Re: Определение Морали
« Ответ #547 : 28 Март, 2012, 15:32:53 pm »
Цитата: "Василий"
Цитировать
"Про все 30+ страниц. "
Все 30+ страниц определением быть не могут. Определение должно быть емким.

Это ваши фантазии. Определение должно соответствовать тому что есть - реальности. Это и единственное и главное требование к Истине.
 Можете не придиратся к словам, а рассматривать это как теорию (заранее грю - содержание этого слова, далекого от "гипотеза" - см. в словаре)

Заодно можете затребовать от модераторов вернуть возможность редакции любого поста в теме :>> В частности первого :>

Цитировать
Цитировать
"Здесь изучается механизм явления"
Продемонстрируйте явление. И "нести бред" и "изучать" это разные вещи. Почитайте наконец где-нибудь, что такое бред и что такое изучать. Какое изучение?  Вы где в этой теме изучение увидели?

Описание явления см. выше. А само явление - как вокруг себя, так и в самом себе (см. кстать последний абзац :>>)
А то, что вы не смотрите и не задумываетесь ни над сказанным вам, ни над  окружающим ваc, а издаете риторические возгласы ака эмоциональные манипуляции - тут ничего не изменит. Нечего сказать по делу - не к чему и заявления делать :>

Цитировать
Почему Не-а?  Например, если вы   какаетесь  в автобусе и размазываете фикальки об других пассажиров, это морально или нет и почему,  по вашему определению морали?

В зависимости от того, является ли это действие - целенаправленным с точки зрения его субъекта. Действительно ли он этого хочет, или это результат обстоятельств, а он этого не хочет :>
Для копрофила с эксгибиционистким уклоном (Инстинкты) или ненавидящего (есть такое Чувство :>) данных пассажиров по каким-то своми причинам эксцентрика - коэшн морально :> Иначе бы он этого не делал :>

Морально - в смысле явления.
 А если вы требуете оценок моей личной морали и не более того, что уже не имеет отношения к вопросу никакого - то первое аморально, второе - смотря по обстоятельствам  :lol:
Продолжу аналогию, только что приведенную Молодцову : Допустим, я изучаю гравитацию и связь ее с массой материальных тел, а вы требуете сообщить - хорошо это или плохо что яблоки падают вам на голову, что Гагарин в космос полетел, а баллистические ракеты могут взорвать ваш дом - тоже падая по гравитационной траектории...
Ну не нелепость ли ? :>
Независимо от того, что там вам лично хорошо или плохо - гравитация остается на месте и связанна с материальными телами и со всеми тремя указанными вопросами, но не так как вы тут извращаетесь, и изучение ее необходимо и связано со всем перечисленным.
И требуете, чтобы я с вами пел гимны о том, что гравитация это плохо - потому что яблоко на голову вам упало. Хотя в тоже время Ньютону это может и нравилось :>
И ни тому ни другому "хорошо/плохо" среди мировых констант и абсолютов нет никаких соответствий и быть не может - лишь среди ваших желаний или чьих-нибудь иных. :>

потому, что это морально защищать родину. - морально только для тех, у кого есть соответствующее чувство - патриотизма - довольно средневеково-троглодитски ущербное чувства если лишь само по себе :> И соответственно глупое и используемое паразитически иными типажами с совсем иными моралями, которых следовало бы уничтожить в первую очередь. Это уже - моя моральная оценка :> Именно с точки зрения моей морали
 

Никакого иного "обоснования" для ничьей морали не существует и никогда не существовало, кроме одного:
Sic volo, sic jubeo, sit pro ratione voluntas.

То есть - я таков как я есть и потому - я так хочу, так желаю, и да будет по воле моей.

Это единственное "обоснование" любой морали.
Потому что мораль индивида - это комплекс ЦЕЛЕЙ. Cоздаваемых единственно Чувствами и/или Инстинктами, и являющихся их функциональными тождествами (а одновременно физическими инфонейросетями головного мозга). А больше ничем.
Эта единственность одинаково (но в разных случаях по разному :>) относится к Чувствам и Инстинктам, но не их генезу, который к тому же тоже у них различен как у двух классов явлений(но это генез, а не обоснования какие-то вселенские и абсолютные мифические :>).

ТАКОВЫХ АБСОЛЮТНЫХ МОРАЛЕЙ И ИХ ОБОСНОВАНИЙ ВООБЩЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ И НИКОГДА И НИГДЕ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО.


Зато ваши вопли и нежелания понимать механизма и объяснений, и абсолютизация собственной морали - очередное подтверждение пунктов Определения Морали номер  3,4,5  :lol:

Если бы такие подтверждения были еще тут нужны :>

Почему я должен повторять вам тут в 110 раз,  то что написано выше уже и не раз? :>
Потому что вы читать не хотите, а хотите декларировать ваши личные лозунги и предпочтения ? :>>

Цитировать
Цитировать
"Оно различает мораль и Мышление, например. "
Где оно и как различает?

Смотри выше. Там все объяснено. Да и не только там.
А если вы не смотрите, а повторяете вопросы, ответы на которые давно изложены выше - то никто не будет вам их повторять тут, это не представляет интереса. Представляет ли это собой пустопорожнюю эмоциональную демагогию или действительное непонимание :>


Цитировать
Цитировать
Таким образом, ваша личная мораль
Это все хорошо, а я прошу пример, когда морали нет и почему?  Нельзя говорить, что все мораль и любое поведение моральное или можно?

см. /

Морали нет только у тех кто на пальмах сидит, и слюни пускает. О чем выше было сказано.

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Таким образом, ваша личная мораль также определяется примитивным животным Инстинктом Самосохранения.
Ну и как у всех масс бюргеров ныне, это стадное явление.
А ЗАЧЕМ ВАМ ВЫЖИВАТЬ ? :>

Чем это желание определяется ? :>
По инстинкту самосохранения.

Нада ж - хоть один признался.  :lol:  
Ну, в данном вашем случае, я и говорю  :lol:
В главной цели своей личной морали.

О других же случаях - см. выше.  :lol:

И напомним о том что там в том числе сказано и доказано - о том, что примитивные животные инстинкты являются эволюционно-культурной антитезой Чувствам и представляют собой дегенерацию в животное :>
Особенно когда становится главным в морали - в мотивации :>
Хотя это и так вообще-то очевидно (но не всем, не всем, и особенно нынче :>).
Это про таких говорят - моральные уроды... :>
« Последнее редактирование: 28 Март, 2012, 16:02:27 pm от Pilum »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
Re: Определение Морали
« Ответ #548 : 28 Март, 2012, 15:57:06 pm »
Цитировать
"Человек думает,что если прыгнет с обрыва то полетит т.к. у него есть вера, прыгает и умирает"-
- решение неправильное, здравый смысл отсутствует решение принято полагаясь на веру
"Человек думает,что если прыгнет с обрыва то разабьется"-
- решение правильное, здравый смысл отсутствует

И вот тут разделение по двум факторам - прежде всего существует ли Цель выжить. То есть моральный фактор. Вариабельный

И фактор ее уже выполнения, Мышлением как инструментом и не более того. Или не выполнения для случаев пралогизма и Декларативной Веры... Но это вопрос не прямо морали, не Цели, а ее инструментов и реальности :>

А здравых смыслов никаких нет.

Есть три фактора - Чувства, Инстинкты и Мышления.
Противостоящие, но противостоящие по разному и в разных плоскостях :>

О всем этом выше написано и не раз...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +1/-0
Re: Определение Морали
« Ответ #549 : 28 Март, 2012, 19:31:40 pm »
Цитата: "Pilum"
А здравых смыслов никаких нет.

Есть три фактора - Чувства, Инстинкты и Мышления.
Противостоящие, но противостоящие по разному и в разных плоскостях :>

О всем этом выше написано и не раз...
Прежде всего, нужно отделить объективную мораль, основанную на здравом смысле и категории блага, от общественной морали, которая может меняться в зависимости от нравов того или иного общества.
В любой морали есть объктивный компонент и вариабельный компонент.
Например, китайские представления о морали базируются на почитании родителей и уважении к старшим. С этой колокольни Конфуций и Мэн-цзы обосновывали нравственность, сводя её к почитанию родителей. То есть тот, кто заботится о родителях и уважает старших, соблюдая церемонную дисциплину, по их мнению, не может быть разбойником или низким человеком. Кроме того, в конфуцианской этике важное значение имеет "жэнь" - человеколюбие. Конфуцианство до сих пор актуально для китайцев. В конфуцианской этике, как я уже говорил, присутствует всем известное идейное ядро. А трактат "Мэн-цзы" наполнен многочисленными доводами для обоснования конфуцианской этики.
Христианская мораль основывается на любви к ближнему, то есть человеколюбии, милосердии, братских чувствах. При этом она впадает в такие крайности, которые делает эту мораль невыполнимой и даже опасной. Тем не менее она всё-таки представлена в настоящее время. Помощь, оказываемая сердобольными британцами каким-то конкретным иммигрантам с уголовной психологией, мотивировалась именно любовью к ближнему. Последствия известны - беспорядки в Лондоне, в которых активно участвовали распоясавшиеся на халяве бандиты.
Рыцарская мораль включает понятия благородства и личной чести не без сентиментальности. При этом для неё очень важны сила и величие духа. Остатки этих представлений иногда проявляются и в современной жизни.
Объединяет все моральные представления то самое ядро нравственного закона, о котором я уже упоминал. Кроме того, в объективной морали устанавливается своего рода иерерхия благ.
Цитировать
Живёт всякий человек только для того, чтобы ему было хорошо, для своего блага. Не чувствует человек желания себе блага - он и не чувствует себя живущим. Человек не может себе представить жизни без желания себе блага. Жить для каждого человека всё равно что желать и достигать блага; желать и достигать блага - всё равно что жить...
"Жизнь определять нечего: всякий её знает, вот и всё, и давайте жить", - говорят в своём заблуждении люди, поддерживаемые ложными учениями. И не зная, что такое жизнь и её благо, им кажется, что они живут, как может казаться человеку, несомому по волнам без всякого направления, что он плывёт туда, куда ему надобно и хочется. (Л. Н. Толстой "О жизни")
Нужно всё-таки разграничить моральное и аморальное, иначе мы ни до чего не доберёмся.
Итак, моральная "программа", помимо чувств, включает и разум. Человек в жизни может руководствоваться как чувствами, так и разумом, и узкие эксперименты вроде изложенных в начале темы, принципиально не меняют этого факта. При этом разум в любой морали имеет важнейшее значение, так как те или иные моральные чувства предпочитаются остальным по разумным основаниям с учётом местных традиций.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum