Автор Тема: Существующие религии - от людей или от Бога?  (Прочитано 91913 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн antirex

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 344
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #160 : 17 Ноябрь, 2005, 01:33:52 am »
Вот стишок в тему (не знаю, кто автор):
*
Добро должно быть с кулаками!
Добро суровым быть должно!
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро!
Добро не святость, и не слякость.
Добром дробят замки оков!
Добро не сопли,и не мякоть.
Добро не отпущение грехов!
И суть истории в конечном,
Добротном действии одном, -
Спокойно вышибать коленом
Всех тех, кто лезет на добро!!!!
*
Ох и злое ж оно, енто добро кулакастое! :twisted:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от antirex »
В начале было слово. Но судя по тому, как события стали развиваться дальше, слово было матерным.

Оффлайн Карлсон

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 283
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #161 : 17 Ноябрь, 2005, 06:33:21 am »
Добро должно быть с кулаками.
   С хвостом и с острыми рогами,
   С копытами и с бородой,
   Колючей шерстию покрыто,
   Огнём дыша, бия копытом,
   Оно придёт и за тобой.
Ты слышишь, кок оно шагает?
С клыков на землю яд стекает,
Хвост гневно хлещет по бокам.
Добро, ужасно завывая,
Рогами тучи задевая,
Всё ближе подползает к нам.
   Тебе ж, читатель мой капризный,
   Hоситель духа гуманизма,
   Желаю я Добра, и пусть
   При встрече с ним мой стих ты вспомнишь
   И вот тогда глухую полночь
   Прорежет жуткий крик: "Hа помощь!!!"
   А дальше - чавканье и хруст.

Странная тенденция, стоит начать писать "Добро", "Свобода", "Свет", "Истина" и другие положительно окрашенные  термины с больших букв, как получается нечто описанное в стишке.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Карлсон »

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 816
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #162 : 17 Ноябрь, 2005, 09:27:06 am »
Цитата: "Люша"
Я тут подумала - а как же ложь во спасение? Или врать умирающему, что все хорошо, и он выздоровеет? (Приходилось, к несчастью).

А заблуждения? То есть убеждение в истинности чего-то, истинным не являющегося? Получается, что методы истины применяются к ложному знанию.
А что ложь во спасение? Оттого, что кто-то говорит умирающему, что все хорошо для того, чтобы тому не было еще хуже, он не перестает врать. Это ложь, а цели у лжи могут быть самые разные, ложь определяется из того, ЧТО она говорит, а не из ее ЦЕЛЕЙ. Точно так же можно сказать правду больному с тем, чтобы ускорить его смерть, но при этом правда не перестанет быть правдой.
О каких методах истины Вы говорите? Я Вас не понимаю. Заблуждения - это непредумышленная ложь, точно так же, как наезд на человека, в час пик перебегающего МКАД, не перестает быть убийством, но непредумышленным.
Вы путаете понятия, точнее, классификационные признаки. Разделение на правду и ложь проводится, как я уже говорил, по признаку отношения слов к реальности. Если они с желаемой точностью адекватно отражают реальность, то это правда. Если нет - ложь. Вы же предлагаете признак осведомленности говорящего (в случае заблуждений) и целевой признак (ложь во спасение).
Цитата: "Люша"
И добро с кулаками бывает. Именно чтобы добро защитить от тех, кто не понимает других методов.
Тут много неопределенного.
Есть очень хорошая пословица о том, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Так вот это как раз про "добро с кулаками". Мне претит использование понятий "добро" и "зло", но раз уж так пошло - будем продолжать. Добро с кулаками не бывает, неужели Вас и остальных история ничему не учит? Все до единой ужасные тоталитарные системы начинались под "добрыми" лозунгами. И почему-то для всех характерно одно: мы хорошие, Добро, только Зло мешает нам распространять Добро по миру. Чтобы было еще лучше, надо уничтожить Зло. Стоит ли повторять в двухсоттысячный раз, к чему это приводило? Забудьте про "добро с кулаками". Добро и насилие - понятия несовместимые, такова природа добра.
Конечно, если говорить точнее - насилие всегда будет присутствовать как необходимый элемент общественного устройства, но важно все же стремиться к тому, чтобы его минимизировать.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Полковник

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 193
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #163 : 17 Ноябрь, 2005, 10:36:03 am »
Цитата: "Nail Lowe"
 Добро с кулаками не бывает


Совершенно согласен. Иначе мы придем к лозунгу "цель оправдывает средства" и не покинем замкнутый круг.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Полковник »

Оффлайн Плюмбэкс

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 83
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #164 : 17 Ноябрь, 2005, 12:34:41 pm »
Во-первых, идеология, которая не защищает сама себя, обречена.

     Диалог не помню из какой книги...
     - Кто сильнее - хороший или плохой?
     - Плохой, конечно. У хорошего в распоряжении лишь половина доступных способов.

     Вы не согласны с лозунгом "Цель оправдывает средства"?

     Во-вторых, рассуждения об эскалации неконтролируемых последствий напоминают мне "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст".
     Что произойдёт завтра, мы не знаем.
     В выборе между чисто гипотетической деградацией союзников в будущем и более чем вероятным поражением от руки противников в настоящем - предпочитаю первое.

     В-третьих, понятий Добра и Зла я не использую. Использую понятие Истины.
     С большой буквы - потому что речь идёт не о некоей конкретной истине из разряда "формула воды - H2O", а о потенциальном понятии, применимом к любому случаю.
     По поводу относительных и абсолютных истин я написал кое-что в своё время. 8)
     
Цитировать
    1. Предположение, которое может работать, называется теорией.
     2. Предположение, которое то ли может работать, то ли нет, называется гипотезой.
     3. Истина - это теория, которая действительно работает.
     4. Аксиома - это теория, которая работает, но которую хрен докажешь. По крайней мере, проще опровергнуть существование сомневающегося в ней, чем её саму.
     5. Истины делятся на относительные и абсолютные.
     6. Относительная истина - это теория, которая работает ИНОГДА.
     7. Абсолютная истина - это теория, которая работает ВСЕГДА. (Поскольку никто не прожил достаточно долго, чтобы проверить ту или иную теорию на предмет её постоянной работы, некоторые сомневаются в существовании абсолютных истин. Но в равной степени недоказуемо и их несуществование.)
     8. Перед тем, как высказать человечеству новую мысль, наберите её в "Яндексе" и нажмите Find. Не исключено, что поисковик выдаст вам сотню ссылок на древнегреческих философов.

     Как видите, моё понимание Истины сугубо прагматично. Мне нет дела до таинственных и непознаваемых внешних реальностей.
     Более того, я считаю, что рассуждения об этих реальностях являются нецелевой эксплуатацией серого вещества.
     Понятия "реальности" и "истины" созданы в ходе накопления чувственного опыта.
     Именно в этом ключе их и надлежит использовать.
     "Внечувственная реальность" - оксюморон.
     "Некорректно говорить о верных или неверных теориях, можно говорить лишь об их применимости" - часто встречающаяся у современных учёных фраза - вообще не более чем тавтология. Поскольку "верность" и "применимость" - одно и то же.
     По крайней мере, для нас.
     Но иные точки зрения нам by default недоступны, не так ли?
     При всём при этом я вовсе не имею в виду скатывание в пучину субъективного идеализма или иных подобных веяний. Я просто хочу сказать, что наш чувственный опыт служит основой любого нашего помышления о реальности.
     Как ни парадоксально, именно наш чувственный опыт показал нам, что за его пределами что-то существует. Поскольку между видом огня и видом пепла не ощущается никакой заметной связи, то даже самый упорный солипсист должен прийти к выводу, что вне его ощущений что-то есть - что приводит эти ощущения в некую связь между собой. Это "что-то" можно называть материей или апейроном - несущественно.
     Однако же, бессмысленно начинать цепочку своих рассуждений с противоположного конца - где отсутствует чувственный опыт - и ещё привносить туда созданные этим опытом понятия.
     А именно этим занимаются любители порассуждать о "непознаваемой реальности" и "ускользающей истине"...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Плюмбэкс »
[size=75]Плюмбэкс, "Времена Зари"[/size]

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 816
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #165 : 17 Ноябрь, 2005, 14:46:27 pm »
Цитата: "Плюмбэкс"
Во-первых, идеология, которая не защищает сама себя, обречена.
Во-первых, давайте определимся, о чем мы говорим. Мы уже перешли на идеологии? Или я что-то пропустил и грешным делом думал, что разговор идет об абстрактных вещах?
И если об идеологиях - значит ли, что защита идеологии заключается в уничтожении инакомыслия?
Цитировать
Вы не согласны с лозунгом "Цель оправдывает средства"?
Я согласен с этим тезисом до тех пор, пока он не входит в противоречие с другим, [для меня] аксиологически главным: «Жизнь, здоровье и гражданские права других людей нарушаться не должны». Никакая идеология не достойна того, чтобы ради нее причинять смерть или страдание другим.
Цитировать
Во-вторых, рассуждения об эскалации неконтролируемых последствий напоминают мне "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст".
Во-вторых, рассуждения «Что произойдёт завтра, мы не знаем» напоминают мне «А после нас хоть трава не расти». Как-то уж очень милитаристски Вы настроены. Мы действительно не знаем на все сто, что произойдет завтра, но не стоит недооценивать прогностическую функцию человеческого разума и замечательную науку историю. Ну давайте сбрасывать на «террористов и страны, их поддерживающие» ядерные заряды, как предлагает фруктово-овощная администрация действующего президента США – мы ведь демократию несем и избавляем мир от грязи и так называемой Оси Зла. Откуда мы знаем, чем это обернется в будущем? Да и не важно, потому что международный терроризм уже сегодня самый разрекламированный (после птичьего гриппа) способ умерщвления. Извините, я такую политику (а если Вы говорите об идеологиях – давайте называть вещи своими именами) категорически не поддерживаю. Любая власть без оппозиции развращает, и это уже можно считать природным законом, так часто и так одинаково это происходит.
Вы пожалуйста не забывайте, что речь в большинстве случаев идет не о жизни и смерти той или иной идеологии или системы. Как правило (и ЭТО есть нормальная ситуация) в современном цивилизованном обществе разные политические и идеологические силы мирно сосуществуют. Я Вам даже скажу, как это называется: плюрализм мнений.
Цитировать
В-третьих, понятий Добра и Зла я не использую. Использую понятие Истины.
С большой буквы - потому что речь идёт не о некоей конкретной истине из разряда "формула воды - H2O", а о потенциальном понятии, применимом к любому случаю.
И Вы действительно верите, что такая Истина существует?
Цитировать
1. Предположение, которое может работать, называется теорией.
2. Предположение, которое то ли может работать, то ли нет, называется гипотезой.
3. Истина - это теория, которая действительно работает.
4. Аксиома - это теория, которая работает, но которую хрен докажешь. По крайней мере, проще опровергнуть существование сомневающегося в ней, чем её саму.
5. Истины делятся на относительные и абсолютные.
6. Относительная истина - это теория, которая работает ИНОГДА.
7. Абсолютная истина - это теория, которая работает ВСЕГДА. (Поскольку никто не прожил достаточно долго, чтобы проверить ту или иную теорию на предмет её постоянной работы, некоторые сомневаются в существовании абсолютных истин. Но в равной степени недоказуемо и их несуществование.)
8. Перед тем, как высказать человечеству новую мысль, наберите её в "Яндексе" и нажмите Find. Не исключено, что поисковик выдаст вам сотню ссылок на древнегреческих философов.
Очччень интересно. Определенно, Вы находитесь под сильным влиянием «Материализма и эмпириокритицизма». Вот мой взгляд на это:
1. Чисто логически конструкция «может работать» подразумевает одновременную истинность другой: «может не работать». Так что, по-Вашему, теория есть предположение, которое может работать, а может и не работать.
2. В этом она ничем не отличается от гипотезы, и это действительно так, потому что единственное, чем разнятся теория и гипотеза – это суммой эмпирических фактов, ее (теорию) подтверждающих. Т.о. гипотеза – это этап развития теории, на котором она пока что не признана большинством специалистов. В истории науки полно примеров, которые показывают, как общепризнанная теория вдруг оказывается ложной, а ее место занимает другая.
3. Если Вы имеете в виду теорию, которая не имеет границ применимости и работающей всегда и при любых условиях, то как же теорема Гёделя?
4. Fatal error!!! Аксиома – это не теория, а всего лишь утверждение. Она может быть истинной или ложной в зависимости от условий, но «работать» как теория (объяснять факты и делать прогнозы) она, увы, не умеет. И это полная ерунда, что аксиому «хрен докажешь». Точнее, аксиому нельзя доказать в аксиоматической системе, в основании которой находится данная аксиома. Но ничто немешает нам доказать это утверждение в другой аксиоматической системе, в которой данная аксиома является теоремой.
5. Согласен.
6. Это правда в том смысле, что она (относительная истина) работает только в границах своей применимости.
7. Так я никак не могу понять – Вы верите в существование такой абсолютной Истины? Если да, то:
– вопрос о теореме Геделя остается в силе;
– какое отношение такая истина отношение к науке [ИМХО, не имеет, потому что это чистой воды метафизика – теория, недступная ученому];
– как она (Истина) может работать [в моем понимании работа теории заключается в объяснении наблюдаемых фактов и построении действующих прогнозов на будущее], если она непостижима;
– как Вы можете упрекать верующих в то, что они верят в непроверяемые вещи, когда сами верите в таинственную и неподвластную человеческому разуму Абсолютную Истину.
Цитировать
Как видите, моё понимание Истины сугубо прагматично. Мне нет дела до таинственных и непознаваемых внешних реальностей.
Более того, я считаю, что рассуждения об этих реальностях являются нецелевой эксплуатацией серого вещества.
Понятия "реальности" и "истины" созданы в ходе накопления чувственного опыта.
Именно в этом ключе их и надлежит использовать.
"Внечувственная реальность" - оксюморон.
Я вижу только то, что Ваше понимание прагматично чисто номинально, потому что к практике Ваша Абсолютная Истина не имеет никакого отношения, поскольку непознаваема.
Как бы Вы ни пытались отрицать, что Вам нет дела до внешних реальностей, Вам не избавиться от того, что ничто не дает нам достаточного основания говорить, что источник ощущений существует. Вы не можете отрицать, что источник чувственного объекта и сам чувуственный объект (объект, существующий в сознании наблюдателя) нетождественны. Отсюда простой вывод: если мы все-таки не хотим скатываться «в пучину субъективного идеализма или иных подобных веяний», мы должны верить в то, что объективная (по Канту, ноуменальная) реальность существует. А Ваше «доказательство» огонь-пепел говорит только о другой вере: вере в то, что все должно подчиняться причинно-следственным законам. Да кто Вам вообще такое сказал? Для солипсиста это вовсе не обязательно, и он имеет на это полное право: принцип причинности – только предположение, правда, отлично подтверждающееся.
Цитировать
"Некорректно говорить о верных или неверных теориях, можно говорить лишь об их применимости" - часто встречающаяся у современных учёных фраза - вообще не более чем тавтология. Поскольку "верность" и "применимость" - одно и то же.
Как же у Вас все просто: там оксюморон, здесь тавтология… Вы просто гуру какой-то )))). Обожаю такие рассуждения, где вся философия науки – либо оксюморон, либо тавтология. ОК. Парочка примерчиков: в мореходстве до сих пор применяется геоцентрическая система мира («звезды вращаются вокруг Земли»). Просто так легче. Следовательно, она применима. И значит ли это, что она верна с точки зрения астронома? Второй пример. На исторических масштабах времени макроэволюция не прослеживается, следовательно, применять теорию макроэволюции на периодах в сотни-тысячи лет нельзя. Значит ли это, что она неверна?
Цитировать
Я просто хочу сказать, что наш чувственный опыт служит основой любого нашего помышления о реальности.
Это правда. Мне кажется смешным тезис о врожденных умственных сущностях.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Плюмбэкс

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 83
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #166 : 18 Ноябрь, 2005, 00:44:16 am »
Цитата: "Nail Lowe"
Во-первых, давайте определимся, о чем мы говорим. Мы уже перешли на идеологии? Или я что-то пропустил и грешным делом думал, что разговор идет об абстрактных вещах?
И если об идеологиях - значит ли, что защита идеологии заключается в уничтожении инакомыслия?
    Если не чёрное, значит - белое? Ничего среднего не существует? 8)
     А ведь существует не только среднее, но и совершенно сторонние сущности. Например, кроме взаимоисключающих синего и жёлтого цветов существует ещё и красный, который отнюдь не является средним между ними.
     Я утверждаю лишь то, что идеология должна защищать сама себя.
     Где кончается защита и начинается нападение - это уже из области апорий Зенона. Но что теизм напал первым, Вы спорить не будете? Разведение костров под верующими я не предлагаю, хотя если бы единственной альтернативой было разведение их под атеистами, я бы надолго задумался...
     
Цитата: "Nail Lowe"
Вы пожалуйста не забывайте, что речь в большинстве случаев идет не о жизни и смерти той или иной идеологии или системы. Как правило (и ЭТО есть нормальная ситуация) в современном цивилизованном обществе разные политические и идеологические силы мирно сосуществуют. Я Вам даже скажу, как это называется: плюрализм мнений.
    В данном случае это приведёт к растворению человечества в иррационализме.
     После гибели СССР позиции атеизма во всём мире постепенно слабеют. Хаос социального раствора кристаллизуется вокруг новых и старых религий, что впоследствии может привести к глобальной войне или длительной остановке научного прогресса.
     
Цитата: "Nail Lowe"
И Вы действительно верите, что такая Истина существует?
    Вы смешиваете одно с другим.
     Чтобы употреблять понятие Красоты, не обязательно верить, что Красота - сама по себе - существует.
     Потенциальное понятие - это характеристика, не упоминающая о характеризуемом. Обычно такое понятие используют в тех случаях, когда не имеет значения сущность характеризуемого. Например, если кто-то объявляет себя сторонником Красоты - это значит, что он выступает не за конкретный красивый объект, а за всю их совокупность - и ещё за то, чтобы как можно больше объектов становились красивыми.
     Это называется "абстрактное мышление". И, вообще-то, именно оно привело человечество к его высотам.
     
Цитата: "Nail Lowe"
3. Если Вы имеете в виду теорию, которая не имеет границ применимости и работающей всегда и при любых условиях, то как же теорема Гёделя?
    А сама теорема Гёделя имеет пределы применимости? 8)
     Или к логико-математическим системам это не относится? Но тогда получается, что законы логики - абсолютная истина. Они не относятся к внешнему миру, имея отношение лишь к самим себе? Ну и что, ведь они существуют в нашем сознании, а наше сознание - часть реальности.
     Истина же считается таковой, пока не опровергнута.
     После опровержения она перестаёт считаться истиной. Причём не "перестаёт быть", а именно "перестаёт считаться". Гносеологические законы имеют обратную силу, в отличие от юридических. Если та или иная теория продемонстрировала свою ложность - это означает, что истиной она никогда и не была.
     То есть не имела полной применимости.
     
Цитата: "Nail Lowe"
4. Fatal error!!! Аксиома – это не теория, а всего лишь утверждение. Она может быть истинной или ложной в зависимости от условий, но «работать» как теория (объяснять факты и делать прогнозы) она, увы, не умеет. И это полная ерунда, что аксиому «хрен докажешь». Точнее, аксиому нельзя доказать в аксиоматической системе, в основании которой находится данная аксиома. Но ничто немешает нам доказать это утверждение в другой аксиоматической системе, в которой данная аксиома является теоремой.
    Однако теоретически - кто-то упоминал теорему Гёделя? - можно добраться и до недоказуемых аксиом. Хотя предел этот будет постепенно отодвигаться по мере совершенствования нашего разума, так что непознаваемых явлений и вправду не существует - как не существует наибольшего числа в натуральном ряде.
     
Цитата: "Nail Lowe"
7. Так я никак не могу понять – Вы верите в существование такой абсолютной Истины? Если да, то:
– вопрос о теореме Геделя остается в силе;
– какое отношение такая истина отношение к науке [ИМХО, не имеет, потому что это чистой воды метафизика – теория, недступная ученому];
– как она (Истина) может работать [в моем понимании работа теории заключается в объяснении наблюдаемых фактов и построении действующих прогнозов на будущее], если она непостижима;
– как Вы можете упрекать верующих в то, что они верят в непроверяемые вещи, когда сами верите в таинственную и неподвластную человеческому разуму Абсолютную Истину.
    I. Уже ответил.
     II. Подобная истина доступна науке - недоступно лишь доказать её статус. Иными словами говоря, мы можем случайно или в ходе научных изысканий установить абсолютную истину, но не сможем быть уверены в её абсолютности. Однако мы не можем отказаться от оперирования самим понятием "абсолютной истины", поскольку без этого понятия Познание теряет смысл.
     III. Вообще-то данный Ваш вопрос является вариацией предыдущего. Вы смешиваете два понятия - познаваемость самой абсолютной истины и познаваемость её абсолютности.
     Или, возможно, Вы на этот раз имели в виду под Абсолютной Истиной нечто более глобальное, вроде комплекса всех абсолютных истин со строчной буквы?
     Здесь, к сожалению, необходим весьма подробный экскурс.
     Видите ли, строго говоря, истины не существует до момента постижения её разумом. Если же следовать логике нашего языка, который неявным образом предполагает "существование истины ещё до момента её постижения", можно сказать, что истина - это и есть то самое явление, которое было затем постигнуто.
     Те же две трактовки применимы и в отношении Абсолютной Истины как комплекса всех абсолютных истин.
     Если следовать первой трактовке, то Абсолютной Истины ещё не существует.
     Когда Вселенная целиком отразится в Разуме, то это и будет постижением Абсолютной Истины. Теорема Гёделя и элементарный здравый смысл подсказывают, что это невозможно. И тем не менее - такова цель Познания, допускающая лишь асимптотическое приближение к себе.
     Если следовать второй трактовке, можно сказать, что Абсолютная Истина - это и есть Вселенная.
     Если о любой из относительных или абсолютных истин можно рассуждать конкретно - хотя и с долей стохастики (абсолютность любой из истин невозможно доказать) - то об Абсолютной Истине с заглавных букв можно рассуждать лишь отвлечённо.
     Но это не доказывает абсурдность стремления к ней.
     Жизнь бесконечной длительности - тоже абстракция, однако мы стремимся продлить функционирование своего организма как можно дольше, тем самым стремясь к ней.
     IV. Неподвластную?
     Непознаваемых явлений не существует, как не существует наибольшего числа в любом натуральном ряде.
     Можно рассуждать о непознаваемости всего ряда явлений в целом. В этом плане Абсолютная Истина действительно непостижима. И что с того?
     Здесь вступают в силу два разных мотивационных подхода, разница между которыми препятствует взаимопониманию. Вы, возможно, считаете, что не имеет смысла стремиться к недостижимой цели. Я же считаю, что в ряде случаев это стремление вполне уместно - если цель допускает асимптотическое приближение к себе.
     Например, свобода. Абсолютная свобода недостижима, но число вариантов выбора можно бесконечно расширять. Или бессмертие.
     Или познание.
     
Цитата: "Nail Lowe"
Как бы Вы ни пытались отрицать, что Вам нет дела до внешних реальностей, Вам не избавиться от того, что ничто не дает нам достаточного основания говорить, что источник ощущений существует. Вы не можете отрицать, что источник чувственного объекта и сам чувуственный объект (объект, существующий в сознании наблюдателя) нетождественны. Отсюда простой вывод: если мы все-таки не хотим скатываться «в пучину субъективного идеализма или иных подобных веяний», мы должны верить в то, что объективная (по Канту, ноуменальная) реальность существует. А Ваше «доказательство» огонь-пепел говорит только о другой вере: вере в то, что все должно подчиняться причинно-следственным законам. Да кто Вам вообще такое сказал? Для солипсиста это вовсе не обязательно, и он имеет на это полное право: принцип причинности – только предположение, правда, отлично подтверждающееся.
    Хорошо, постараюсь выразиться проще. :roll:
     Существую только я и мои глюки.
     На основании наблюдения за своими глюками я пришёл к выводу о существовании причинно-следственных законов. Возможно, вывод недостаточно обоснован, но до сих пор он меня не подводил. И я буду считать эти законы универсальными, иначе будет неинтересно. 8)
     Два чисто условных допущения, как Вы можете заметить в своей критике. Но если без них, то - хаос. Без них вообще будут невозможны любые рассуждения. И Ваш гипотетический солипсист, отвергающий принцип причинности, окажется в полном вакууме.
     Итак, наблюдая за своими глюками, я заметил одну частную закономерность.
     Если положить глюк сырого мяса на глюк горячей сковородки, то получается глюк бифштекса.
     Почему? В чём причина? Ведь есть только я и мои глюки.
     Я точно не приказывал мясу обратиться в бифштекс. Может быть, моё подсознание? Но если оно настолько самовольно, то фактически не имеет отношения ко мне.
     Значит, причина в самих глюках?
     Но глюки - это то, что мне глючится. Однако я не наблюдал закономерности превращения мяса в бифштекс до того, как это случилось в первый раз. Получается, раньше эта закономерность существовала в скрытом виде, за пределами меня и моих глюков.
     Вывод: кроме меня и моих глюков что-то есть.
     Как бы это назвать? Ввожу условный термин: объективная реальность.
     
Цитата: "Nail Lowe"
Парочка примерчиков: в мореходстве до сих пор применяется геоцентрическая система мира («звезды вращаются вокруг Земли»). Просто так легче. Следовательно, она применима. И значит ли это, что она верна с точки зрения астронома?
    Допустим, я сажусь в автобус и еду в центр города. Когда я после этого иду к кондуктору купить билет, я не думаю о движении автобуса относительно тротуара. Значит ли это, что я придерживаюсь автобусоцентрической системы? Да я просто-напросто не хочу менять систему рефлексов и подсознательных навыков, что закрепились у меня в подсознании в первые годы существования, а также были унаследованы от многочисленных предков! Эти рефлексы и инстинкты привыкли считать свой организм инерциальной системой отсчёта.
    Хочу заметить, что Вы ещё раз смешали два разных понятия: ограниченную применимость и полную.
    Геоцентрическая система является лишь ограниченно применимой. Мореходам она годится, космонавтам - нет.
    Соответственно, она является лишь относительной истиной.
    Как ньютоновская механика. Вообще-то релятивистские эффекты замедления времени и повышения массы наблюдаются и при движении со скоростью пешехода, но они практически неуловимы.
     
Цитата: "Nail Lowe"
Второй пример. На исторических масштабах времени макроэволюция не прослеживается, следовательно, применять теорию макроэволюции на периодах в сотни-тысячи лет нельзя. Значит ли это, что она неверна?

     Аналогично...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Плюмбэкс »
[size=75]Плюмбэкс, "Времена Зари"[/size]

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 816
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #167 : 18 Ноябрь, 2005, 10:01:37 am »
Цитата: "Плюмбэкс"
Если не чёрное, значит - белое? Ничего среднего не существует? 8)
А ведь существует не только среднее, но и совершенно сторонние сущности. Например, кроме взаимоисключающих синего и жёлтого цветов существует ещё и красный, который отнюдь не является средним между ними.
Я утверждаю лишь то, что идеология должна защищать сама себя.
Где кончается защита и начинается нападение - это уже из области апорий Зенона. Но что теизм напал первым, Вы спорить не будете? Разведение костров под верующими я не предлагаю, хотя если бы единственной альтернативой было разведение их под атеистами, я бы надолго задумался...
Так ведь это мне показалось, что Вы предлагаете делить всех на своих и чужих ))). А как прикажете понимать Ваши тезисы «цель оправдывает средства» и «добро бывает с кулаками»? А я сам так и сказал, что речь должна идти о плюрализме и мирном сосуществовании, на что, кстати, Вы ответили в том ключе, что это невозможно: «В данном случае это приведёт к растворению человечества в иррационализме». Я с этим совершенно не согласен. Не один раз я говорил, что в СССР «массовым атеизмом» (таким, который позволил бы говорить об атеистическом государстве) не пахло никогда. Да и не должно было пыхнуть, поскольку насаждение атеизма в России, как и насаждение христианства в свое время, происходило при совершеннейшей неподготовленности сознания простого обывателя. Россия всегда была отсталой (если хотите – умственно отсталой), дремучей страной. Сознательный атеизм же – удел человека высокоразвитого, развитого в гуманистском смысле. И про «весь мир» – это Вы перегнули палку. Не секрет, что в Западной Европе крайне низкий уровень религиозности. Церкви все чаще указывают на ее место, как это делает социалистическое правительство в Испании. Так что не все так плохо, но Европа сама, без агрессивной пропаганды и разрушения храмов приходит к всеобщей секуляризации. В Японии высочайший уровень религиозной терпимости граничит с упадком религии. И никакого растворения в иррационализме.
Цитировать
Вы смешиваете одно с другим.
Чтобы употреблять понятие Красоты, не обязательно верить, что Красота - сама по себе - существует.
Простите, но я так и не понял – Вы верите в Абсолютную Истину? Если возможно, Да/Нет плюс комментарии к ответу. К чему эти разговоры про Красоту? Ведь в любое метафизическое явление человек либо верит, либо нет.
Цитировать
А сама теорема Гёделя имеет пределы применимости? 8)
Или к логико-математическим системам это не относится? Но тогда получается, что законы логики - абсолютная истина. Они не относятся к внешнему миру, имея отношение лишь к самим себе? Ну и что, ведь они существуют в нашем сознании, а наше сознание - часть реальности.
Теорема Геделя, естественно, имеет границы применимости. Первая ТГ гласит: «Если формальная система S, содержащая арифметику, непротиворечива, то она дедуктивно неполна (т.е. в S имеются формально неразрешимые предложения, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть)». Нетрдно видеть, что ТГ применима только к формальным системам, содержащим арифметику. Иными словами, она применима только к формализуемым (в т.ч. научным) теориям. Еще шире – к рациональному познанию. К концепциям иррациональным (в том числе – к религиозным или эзотерическим, то есть, не имеющим отношения к действительному положению вещей) ТГ неприменима – вот это и есть ее границы применимости.
Вы будете смеяться, но законы логики действительно никакого отношения к внешнему миру не имеют. Они относятся только к структуре высказываний, а до их реального содержания законам логики нет ни малейшего дела.
Я согласен, что сознание – часть реальности. Но все же разделение на сознание и внешний мир неслучайно. Мы ведь можем придумать совершенно непротиворечивую систему (и даже мир), который к материальному миру, в котором мы живем, не будет иметь отношения…
Цитировать
Истина же считается таковой, пока не опровергнута.
После опровержения она перестаёт считаться истиной. Причём не "перестаёт быть", а именно "перестаёт считаться". Гносеологические законы имеют обратную силу, в отличие от юридических. Если та или иная теория продемонстрировала свою ложность - это означает, что истиной она никогда и не была.
То есть не имела полной применимости.
Возвращаемся к тому, с чего начали… По-Вашему получается, что если теория не имеет «полной применимости» (это, по-видимому, надо принмать, как применимость ко всему вообще), то она не является истинной? Но ведь тогда любая научная теория – чистой воды неправда! Вам познание дорого как память, а мне наука )))). И на это я пойтить не могу ))))))
А если серьезно – разве не Вы говорили про абсолютные и относительные истины?
Цитировать
Однако теоретически - кто-то упоминал теорему Гёделя? - можно добраться и до недоказуемых аксиом. Хотя предел этот будет постепенно отодвигаться по мере совершенствования нашего разума, так что непознаваемых явлений и вправду не существует - как не существует наибольшего числа в натуральном ряде.
Так все в порядке – причем тут теорема Геделя? Она говорит о формальных системах, а не о материальном мире. Поэтому ее аксиомы лежат в сфере логики – науки, как я уже говорил, о структуре и взаимодействиях высказываний. Но это вовсе не означает, что у ТГ нету аксиом )))))).
Цитировать
II. Подобная истина доступна науке - недоступно лишь доказать её статус. Иными словами говоря, мы можем случайно или в ходе научных изысканий установить абсолютную истину, но не сможем быть уверены в её абсолютности. Однако мы не можем отказаться от оперирования самим понятием "абсолютной истины", поскольку без этого понятия Познание теряет смысл.
Удивительно! Абсолютная истина доступна науке, но мы никогда не узнаем, достигли мы ее или нет. Так в чем прагматика, о которой Вы говорили? Если так, то бритва Оккама отсекает лишнюю сущность – предлагаему Вами Абсолютную Истину. Зачем она вообще нужна? Для наполнения понятия познания? Полноте, стремление обрести Абсолют – реликт религиозно-мистического сознания. В системе научной рациональности еще в начале прошлого века отказались от абсолютных понятий (типа эфира), и от этого эпистемология только выиграла: исчезли рамки и границы. А теорема Геделя – вообще апология науке: научное познание не может когда-либо закончиться, потому что потенциально нет окончательной научной теории, которая была бы истинна вне зависимости от условий. Так что Вы ориентированы немного не в том направлении: без понятия Абсолютной Истины рациональное познание становится в перспективе бесконечным, а следовательно, становится в перспективе бесконечным могущество познающего субъекта.
Цитировать
Когда Вселенная целиком отразится в Разуме, то это и будет постижением Абсолютной Истины. Теорема Гёделя и элементарный здравый смысл подсказывают, что это невозможно. И тем не менее - такова цель Познания, допускающая лишь асимптотическое приближение к себе.
Если следовать второй трактовке, можно сказать, что Абсолютная Истина - это и есть Вселенная.
Если о любой из относительных или абсолютных истин можно рассуждать конкретно - хотя и с долей стохастики (абсолютность любой из истин невозможно доказать) - то об Абсолютной Истине с заглавных букв можно рассуждать лишь отвлечённо.
Но это не доказывает абсурдность стремления к ней.
Вы напрасно полагаете, что Вселенной (с заглавной буквы) исчерпывается сфера всего сущего. В Ваших словах сквозит понимание Вселенной как всего сущего, тогда как от этого определения давно отказались. Вот выдержка из Физической энциклопедии:
Цитата: "Физическая энциклопедия под ред. Прохорова в 5-ти т., т 1., ст. «Вселенная»"
ВСЕЛЕННАЯ - вся окружающая нас часть материального мира, доступная наблюдению. Такое определение Вселенной соответствует употреблению этого термина в современной физической и астрономической научной литературе; оно более конкретно по содержанию, чем старое определение Вселенной как всего объективно существующего мира.
Чувствуете разницу? Поднимаясь выше по лестнице познания, мы можем охватить больше, но тем шире граница этого познанного с непознанным – эффект горизонта. И для того, чтобы понятие познания было содержательным, вовсе не обязательно вводить стремление к некой Абсолютной Истине. Достаточно просто предположить, что познание – такая же естественная потребность человека, как и прием пищи. Ведь мы принимаем пищу не для того, чтобы съесть все продукты в мире ))))))). Единственное, чем различаются познание и питание – это тем, что потребность в питании насыщаема, тогда как потребность в познании – нет.
Кстати, Ваше сравнение стремления к познанию со стремлением к вечной жизни корректно лишь отчасти. Люди действительно стремяться жить вечно, но Вы вдумайтесь: жить вечно. «Жить вечно» – это процесс. И познание – это процесс. И если Вы вводите понятие познаваемой Абсолютной Истины, тем самым Вы лишь ставите потенциальные границы познанию.
Цитировать
Я же считаю, что в ряде случаев это стремление вполне уместно - если цель допускает асимптотическое приближение к себе.
Например, свобода. Абсолютная свобода недостижима, но число вариантов выбора можно бесконечно расширять. Или бессмертие.
Или познание.
То есть Вы признаете, что Абсолютная Истина недостижима (асимптота). Тогда, прочитав все, что я написал выше, скажите, зачем вообще нужна АИ, когда можно спокойно жить и без нее? Познание – изначальная потребность. Это не изначальная потребность обрести АИ, а просто потребность знать и понимать, что происходит в мире, приспосабливать его под свои нужды, выживать, наконец.
Цитировать
Хорошо, постараюсь выразиться проще. :roll:
Существую только я и мои глюки.
Упс! Уже ли Вы не знали, что источник ощущений для солипсиста – абсолютный разум, aka бог? С точки зрения логики, ничто не мешает солипсисту ввести единственную сущность, которая объясняет одним махом все – и существование самого солипсиста, и видимость причинно-следственных связей, и все-все-все. Позвольте краткое содержание предыдущих серий. Признавая существование объективной реальности, солипсист перестает быть солипсистом (помните, субъективный идеализм?). А где идеализм – там и соответствующее решение основного вопроса философии: сознание первично по отношению к материи. Субъективный идеалист признает материю, но только в своем сознании, потому он и субъективный. Но ведь он не помнит, что жил вечно… Следовательно, он откуда-то взялся. Если не из материи, то от сознания. А какое сознание могло привести к появлению такого уникального явления, как Я – только божественное.
Таким образом, «на основании наблюдения за своими глюками», солипсист приходит к одному-единственному выводу: все сущее ограничивается его сознанием и сознанием бога. Всё. Источник ощущений – бог. Источник законов – бог. Источник меня – бог. Бог есть любовь. А как пела Алла Пугачева, Любовь – неиссякаемый источник. И никакого вакуума )))))))))).
Цитировать
Допустим, я сажусь в автобус и еду в центр города. Когда я после этого иду к кондуктору купить билет, я не думаю о движении автобуса относительно тротуара. Значит ли это, что я придерживаюсь автобусоцентрической системы? Да я просто-напросто не хочу менять систему рефлексов и подсознательных навыков, что закрепились у меня в подсознании в первые годы существования, а также были унаследованы от многочисленных предков! Эти рефлексы и инстинкты привыкли считать свой организм инерциальной системой отсчёта.
Да кто Вам говорил, что моряки придерживаются геоцентрической системы? Да им вообще до одного места, что вращается вокруг чего. Речь-то шла о том, что Вы уравняли понятия: «верна» и «применима». Я Вам попытался показать, что если теория применима, это вовсе не обязательно значит, что она верна. И наоборот (макроэволюция).
Цитировать
Хочу заметить, что Вы ещё раз смешали два разных понятия: ограниченную применимость и полную.
Геоцентрическая система является лишь ограниченно применимой. Мореходам она годится, космонавтам - нет.
Соответственно, она является лишь относительной истиной.
Как ньютоновская механика.
…как и теория макроэволюции, как и теория дрейфа континентов, как и теория эволюции звезд, как и теория психоанализа, как и любая научная теория, как и вся наука. Я ничего не смешивал и не мог смешать по той простой причине, что для меня понятия «абсолютная применимость» не существует )))). Для меня существует понятие применимость, которое подразумевает естественные границы применимости. Вот и все.
Цитировать
Вообще-то релятивистские эффекты замедления времени и повышения массы наблюдаются и при движении со скоростью пешехода, но они практически неуловимы.
Тут грубая передержка: если некие эффекты предположительно есть, но в данных условиях не проявляются, то это значит как раз, что они не наблюдаются, а только предполагаются ))). Ньютоновская механика проверена с огромной точностью, и релятивистские эффекты в границах ее применимости как раз не наблюдаются.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн Люша

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 147
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #168 : 18 Ноябрь, 2005, 16:49:52 pm »
Абсолютная истина - мечта познающего субъекта, и в этом смысле недостижима. То есть, ее нет. Наука тем более неспособна достичь ее, все научные истины относительны.
Абсолютная истина существует только для религиозного сознания, для коего она отождествляется с богом.
И вообще нет ничего абсолютно строго определимого.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Люша »
Люди - смертные боги. Боги - бессмертные люди. (Гераклит)

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #169 : 19 Ноябрь, 2005, 06:19:24 am »
Цитата: "Люша"
Абсолютная истина существует только для религиозного сознания, для коего она отождествляется с богом.
И вообще нет ничего абсолютно строго определимого.

Ну, и как она выглядит, вернее, как сам религиозный человек способен описать на словах эту истину?! "Бог есть, бог был всегда и ничего кроме бога..." - это уже не истина, а так, набор слов!
Верующий человек сам толком не способен дать определение подобной "истине"! Его понесет в абстрактное мышление и больше ничего, он и сам не способен четко понять во что же он поверил и во что он верит вообще!!! Если понятие "красота" - растяжимое, то что уже говорить о боге!? Каждый его представляет себе по своему, а на самом деле, как можно кого то рисовать в своем сознание, если ты его ни разу не видел не слышал и т.д.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »