Аниматизм - по Р.Маретту - стадия первобытной религиозности, предшествующая анимизму.
Аниматизм
(от лат. animatus - одушевлённый), вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий.
Наверное, Вам лучше знать. Признаться, об "аниматизме", как стадии развития религии, я услышал от Вас (за что признателен). Но скажите, Мария, а откуда Маретт знает о особенностях религии первобытных людей с такой уверенностью? Литературных источников, понятное дело, с тех времен не осталось

, а нынешние примитивные племена на этой стадии вроде уже не находятся?
Вообще, странно, на мой взгляд, полагать то, что составляет содержание многих философий у высокоразвитых народов, примитивизмом, достойным дикарей, особенно если вспомнить, что представляли из себя родоплеменные верования, перетекщие затем в многобожие, по сравнению с философским или теософским взглядом на мир - либо в виде идеализма, или в виде примитивного материализма. Я уже упомянул комогонию Анаксимандра с его "апейроном", можно тут же вспомнить его современника Фалеса из Милета, выделяющего вещественное начало. Тут же Анаксимен, принимающий за первопричину воздух (какая аналогия даосским представлениям о
ци (пневме или "воздухе"), напололнящей космос и дающий жизнь всякому живому существу).
А как тут забыть Сократа, учение которого фактически знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму? Да и у Аристотеля и Гераклита этот фактический "аниматизм" выступает главным действующим лицом.
В философском идеализме и интуитивном материализме этих ученых и философов, живущих во времена развитого государства, я вижу проявление того самого "аниматизма", который, согласно Маретту, является самой ранней стадией первобытного общества. Может, я чего-то недопонимаю? С благодарностью приниму разъяснения. :
Я вас совершенно не понимаю. Реке невозможно молиться в принципе, потому что она не способна даже услышать молитвы. Единственное, что остается - это понимать ее течение и извлекать из этого для себя выгоду.
Да, эта сила действует и влияет на урожай, успех в охоте и т.д. Но это означает лишь то, что человек, понимающий эту силу знает когда именно нужно сеять урожай, когда идти на охоту и за чем именно и т.д.
Вот именно. По Лао-цзы и Чжуан-цзы есть дао у человека, и есть оно у каждой вещи и существа. Если хочешь способствовать урожаю, пойми дао растения. Можно его понимать рационально, а можно быть интуитивистом, но в любом случае дао растения требует, чтобы его поливали и т.д.
Что касается "молиться реке", то я как раз разграничил позицию ранних даосов, которые не молились, поскольку полагали дао безличным, и поздних даосов, которые устраивали молебны и литургии.
Впрочем, как выясняется, доасские литургии, начавшиеся с 200-х годов до н.э. имели совсем иной смысл, чем у тех же христиан - воздействовать такими "способами" предполагалось не на "богов" ("Бога"), а на собственное психосоматическое состояние.
Кстати, Мария, поздравляю Вас с наступающим праздником!!!
И расскажите же, чем, все же, Вам интересен и даже нравится даосизм???