Автор Тема: Опрос для атеистов: Ваша любимая религия?  (Прочитано 70274 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Мария

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 236
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #30 : 06 Март, 2006, 07:58:45 am »
Atmel,
Цитировать
но это же не значит, что он "молится" этому закону, который по его представлениям безличен, а следовательно, и просить его о чем-либо бесполезно.


А почему вы решили, что он ему молится?  :shock:  Я вообще не представляю как можно молиться безличной силе.

Нет. Имхо - как раз аниматизм присутствует "до 200-х годов", а после присутствует уже анимизм ( Анимизм - вера в существование душ и духов, в потусторонние существа. Анимизм - по Э.Тайлору - первоначальная форма религиозности; характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу. )
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Мария »
слава Богу я атеист

Онлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 879
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #31 : 06 Март, 2006, 10:09:17 am »
Тигрокрыс

Как можно так на буддизм? :)  Мировая религия! Будда дал нам путь жизни, и буддисты мне очень нравятся, не то что даоситы (мистический атеизм - фу! Атеизм и мистика - понятия с понятиями кто-то не сводит - винегрет и каша терминов. Дао - путь мистического слияния с законом вселенной, значит, вселенная обожествляется, но обезличивается, все равно, значит, религия, но в этой религии основа не миф, а философия, однако науки нет. Китай!)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #32 : 06 Март, 2006, 10:42:08 am »
Цитата: "Мария"
А почему вы решили, что он ему молится?  :shock:  Я вообще не представляю как можно молиться безличной силе.

Нет. Имхо - как раз аниматизм присутствует "до 200-х годов", а после присутствует уже анимизм
Прогресс повернул вспять? Ведь анимизм - более древняя стадия, чем аниматизм.

Обратимся к определению:
Цитировать
представление о безличной, неперсонифицируемой, сверхъестественной силе, действующей в природе и влияющей на саму жизнь, ее условия (напр., урожай), успешность деятельности человека (напр., успех в охоте, войне).

Представьте, что Вы хотите достичь цели  по течению реки. Вы можете  пытаться грести (молиться), а можете просто отдаться реке, и она сама Вас донесет до цели. Причем оказывается (ну, представим сейчас так), что не гребя, Вы достигаете быстрее  цели, причем  более продуктивным способом. И только потому, что понимаете реку.  Будучи адептом Дао Вы можете лишь маневрировать направо или налево, как считаете нужным, не приланая особых усилий. Дао здесь - это река. В этом - ранний даосизм. По моему, здесь больше от Диогена, чем от религии. :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Поцелуй

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 106
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #33 : 06 Март, 2006, 13:26:02 pm »
А почему забыли про тантризм? ( http://www.yulia-varra.ru/index.php )
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Поцелуй »
РЕЛИГИЯ - ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА! Скажи наркотику "НЕТ"!!!

http://http://metr.org/basseyn

Оффлайн Мария

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 236
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #34 : 06 Март, 2006, 17:17:03 pm »
Atmel

Цитировать
Прогресс повернул вспять? Ведь анимизм - более древняя стадия, чем аниматизм.

Аниматизм - по Р.Маретту - стадия первобытной религиозности, предшествующая анимизму.

Аниматизм
(от лат. animatus - одушевлённый), вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий. А. необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах или явлениях. Вопрос о времени возникновения А. в истории общественного сознания наукой ещё не решен. Некоторые учёные (Л. Я. Штернберг и др.) рассматривают А. как более раннюю стадию развития религии, чем анимизм, другие (В. Г. Богораз-Тан и др.) считают, что они сосуществовали.


Цитировать
Представьте, что Вы хотите достичь цели по течению реки. Вы можете пытаться грести (молиться), а можете просто отдаться реке, и она сама Вас донесет до цели. Причем оказывается (ну, представим сейчас так), что не гребя, Вы достигаете быстрее цели, причем более продуктивным способом. И только потому, что понимаете реку. Будучи адептом Дао Вы можете лишь маневрировать направо или налево, как считаете нужным, не приланая особых усилий. Дао здесь - это река. В этом - ранний даосизм. По моему, здесь больше от Диогена, чем от религии.


Я вас совершенно не понимаю. Реке невозможно молиться в принципе, потому что она не способна даже услышать молитвы. Единственное, что остается - это понимать ее течение и извлекать из этого для себя выгоду.
Да, эта сила действует и влияет на урожай, успех в охоте и т.д. Но это означает лишь то, что человек, понимающий эту силу знает когда именно нужно сеять урожай, когда идти на охоту и за чем именно и т.д.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Мария »
слава Богу я атеист

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #35 : 07 Март, 2006, 06:54:40 am »
Цитата: "Мария"
Аниматизм - по Р.Маретту - стадия первобытной религиозности, предшествующая анимизму.
Аниматизм
(от лат. animatus - одушевлённый), вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий.
Наверное, Вам лучше знать. Признаться, об "аниматизме", как стадии развития религии, я услышал от Вас (за что признателен). Но скажите, Мария, а откуда Маретт знает о особенностях религии первобытных людей с такой уверенностью? Литературных источников, понятное дело, с тех времен не осталось :), а нынешние примитивные племена на этой стадии вроде уже не находятся?
Вообще, странно, на мой взгляд, полагать то, что составляет содержание многих философий у высокоразвитых народов, примитивизмом, достойным дикарей, особенно если вспомнить, что представляли из себя родоплеменные верования, перетекщие затем в многобожие, по сравнению с философским или теософским взглядом на мир - либо в виде идеализма, или в виде примитивного материализма. Я уже упомянул комогонию Анаксимандра с его "апейроном", можно тут же вспомнить его современника Фалеса из Милета, выделяющего вещественное начало. Тут же Анаксимен, принимающий за первопричину воздух (какая аналогия даосским представлениям о ци (пневме или "воздухе"), напололнящей космос и дающий жизнь всякому живому существу).
А как тут забыть Сократа, учение которого фактически знаменует поворот от  материалистического натурализма к идеализму? Да и у Аристотеля и Гераклита этот фактический "аниматизм" выступает главным действующим лицом.
В философском идеализме и интуитивном материализме этих ученых и философов, живущих во времена развитого государства,  я вижу проявление того самого "аниматизма", который, согласно Маретту, является самой ранней стадией первобытного общества. Может, я чего-то недопонимаю? С благодарностью приниму разъяснения. :

Цитировать
Я вас совершенно не понимаю. Реке невозможно молиться в принципе, потому что она не способна даже услышать молитвы. Единственное, что остается - это понимать ее течение и извлекать из этого для себя выгоду.
Да, эта сила действует и влияет на урожай, успех в охоте и т.д. Но это означает лишь то, что человек, понимающий эту силу знает когда именно нужно сеять урожай, когда идти на охоту и за чем именно и т.д.

Вот именно. По Лао-цзы и Чжуан-цзы есть дао у человека, и есть оно у каждой вещи и существа. Если хочешь способствовать урожаю, пойми дао растения. Можно его понимать рационально, а можно быть интуитивистом, но в любом случае дао растения требует, чтобы его поливали и т.д.
Что касается "молиться реке", то я как раз разграничил позицию ранних даосов, которые не молились, поскольку полагали дао безличным, и поздних даосов, которые устраивали молебны и литургии.
Впрочем, как выясняется, доасские литургии, начавшиеся с 200-х годов до н.э. имели совсем иной смысл, чем у тех же христиан - воздействовать такими "способами" предполагалось не на "богов" ("Бога"), а на собственное психосоматическое состояние.

Кстати, Мария, поздравляю Вас с наступающим праздником!!!
И расскажите же, чем, все же, Вам интересен и даже нравится даосизм???
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #36 : 07 Март, 2006, 07:06:14 am »
Цитата: "Поцелуй"
А почему забыли про тантризм?

Простие, любезный(ая) Поцелуй, но о тантре на вашем сайте - одни лишь заявления. Весь сайт - не более, чем реклама. А я то надеялся найти там какие-то сведения о тантре, которая действительно интересна, но, увы, достойной информации о ней я не встречал. Может, подскажете источники?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Мария

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 236
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #37 : 07 Март, 2006, 19:01:33 pm »
Atmel

Цитировать
а нынешние примитивные племена на этой стадии вроде уже не находятся?

Сейчас может и не находятся, но в те времена, когда жил Маретт, полинезийские племена еще сохраняли эти верования.

Цитировать
Литературных источников, понятное дело, с тех времен не осталось

а вы введите в поиске слова тама и ками - и вам вывалится куча сайтов про Японию. Так что не знаю, что там сохранилось и как это выясняли.

Цитировать
примитивизмом, достойным дикарей, особенно если вспомнить, что представляли из себя родоплеменные верования, перетекщие затем в многобожие


Между прочим, тех же греков древние египтяне считали чуть ли не дикарями и смотрели на них сверху вниз. И не мудрено - много идей греки понатырили от древних египтян, даже греческие философы обучались в Кемете. Кроме того, можно ли считать греков цивилизованными, если женщины в Древней Греции даже близко не имели таких прав, как мужчины, а в Древнем Египте они были почти равны? Так что давайте вы сначала напИшите критерии цивилизованности - а потом будем говорить о примитивизме.  

Даосизм мне интересен концепцией и техниками.

Спасибо за поздравление, очень приятно - ведь у меня 8-ого день варенья  :D
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Мария »
слава Богу я атеист

Онлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 879
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #38 : 08 Март, 2006, 01:17:27 am »
Мария

Можете сказать, в чем существенное различие между понятиями "аниматизм" и "анимизм"?
Не думаете ли, что это простое множение понятий? Разве анимизм, тотемизм и фетишизм плохо описывают верования первобытных народов?
Маретт - это интересно, но что скажет Васильев, Токарев, Элиаде, Фрезер и пр.? Приведите их мнение, раз уж взялись :) Давайте сами выработаем свое мнение по этому вопросу, а то все авторитеты да авторитеты :)

Цитировать
если женщины в Древней Греции даже близко не имели таких прав, как мужчины, а в Древнем Египте они были почти равны?

 - это для Вас критерий варварства? Значит, если существует равноправие между женщиной и мужчиной, то значит, все - цивилизация? Не согласен.
Цивилизация, по Моргану, начинается с появления письменности, открытия железа как основного материала для создания орудий труда. Взгляды представителей цивилизационной теории я не беру.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Мария

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 236
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #39 : 08 Март, 2006, 05:30:05 am »
Vivekkk,

Цитировать
Можете сказать, в чем существенное различие между понятиями "аниматизм" и "анимизм"?


В аниматизме сила - одна, в анимизме душ много. В аниматизме сила безличностна и неперсонифицируема, в анимизме души принадлежат конкретным персонам и сами являются личностями, так как могут продолжать свое существование после смерти носителя.

Это можно проиллюстрировать на японской религии -- первой возникает вера в безличную силу тама. Когда это нечто обретает форму, функцию, сущность, его начинают понимать как субъект, и возникает вера в души и духи. В конце концов божество обретает личность - ками (с).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Мария »
слава Богу я атеист