
Антология средневековой мысли. СПб., 2001-2002. двухтомник.
Дочитал, наконец, эту книженцию (оба тома). Сразу хочу сказать, что то ли я такой проницательный, то ли авторы учебников по истории философии настолько точны (ладно, ладно, второе))))), но ничего нового, чего бы я не знал ранее (заочно - из учебников и советских антирелигиозных книжек) о средневековой схоластике, я не узнал. Опять не хочу сказать, что эти люди - от Августина Блаженного до Уильяма Оккама включительно - были глупы. Наоборот, это были замечательные интеллектуалы (в наше время они были бы философами-атеистами). И они честно излили свой интеллект на поставленную проблему. Но поскольку они пытались найти некую определенность, закономерность, логику, правдоподобность, наконец, в неопределенной выдумке, состоящей из вздорных случайностей, то, разумеется, их труды являются замечательным памятником бессилия человеческого разума найти то, чего нет. Они изобрели свой специфический профессиональный сленг (гораздо более специфический, чем у моряков или программистов), затратили уйму человеко-трудов, научились неопровержимо доказывать, равно как недоказуемо опровергать одни и те же вещи. И все зря. В конце концов, поздние схоласты (в т.ч. Оккам) честно заявили: боженька недоказуем. Ни "из науки", ни из чего либо еще. Европа прошла через это интеллектуальное горнило, которое и стало одной из почти аристотелевских причин ее восхождения в XIV-XVI веках. К сожалению, Россия и мусульманский мир застряли где-то на подступах к схоластике (за что и расплачиваются сейчас куда более низким уровнем интеллектуальной культуры: мусульманский мир погряз в спорах вокруг буквалистского толкования религиозных норм, а Россию вообще ничто иное не волновало, кроме ее места в мире; она так боялась его потерять, что наконец потеряла). А в Европе "диалог науки и религии" был завершен еще где-то ко временам Черной Смерти (XIV век). После этого всерьез заявлять (как нас радует поколение флоренских), что "бога можно доказать из науки", может лишь законченный невежда да откровенный мошенник.
Особняком стоят помещенные в антологию писатели-мистики. Скучные, даже нудные, как бормотание молитв, трусливые (были бы смелы, были бы атеистами) и раскрывающиеся в своей отвратительной богофилии. Ну, им-то "дыказывать" нечего, а поэтому можно все. Свобода! :mrgreen: