В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Почему гуманизм?Да потому!

Почему гуманизм? Да потому!

Содержание

1.Историческое развитие атеизма в атеистическое мировоззрение.

*** Ответы оппонентам.

2.Атеисты прошлых веков о морали и гуманизме.

3.Взгляды современных исследователей и теоретиков атеизма на гуманизм.

*** Ответы оппонентам.

4.О манифесте и о гуманизме в манифесте атеизма.

*** Ответы оппонентам.

 

1.Атеизм имеет подтвержденную письменными документами историю ок.3000 лет.Это явление развивалось и приобретало каждый раз конкретные исторические формы, в зависимости от господствующих религиозных учений в различные эпохи.Развитие проходило преемственно, от достигнутого.Весь накопленный объём знаний каждый раз критически оценивался, переосмысливался, приумножался и обогащался новыми вкладами теоретиков.С впечатляющим(именами и численностью) списком мыслителей всех времён и их заслугами (вкратце) в формировании атеизма можно ознакомиться в статье Вязовского:"История атеизма и свободомыслия." ,с вкладом в атеизм теоретиков 19-20 вв. можно ознакомиться в статье Дулумана "Об атеистическом мировоззрении, о Боге, материализме, идеализме и религии."

[1]В атеизме за последние 300 лет были выделены, исследованы и показаны культурные, социальные и моральные составляющие: Бейль(17в), Гольбах-"Правильно понятый", "абсолютный" атеизм, основывающийся на требованиях природы и разума, по существу есть не что иное как теоретический атеизм, пронизанный высокоморальным духом., Марешаль(18в), Дидро, Фейербах(19в) и другие.Французские просветители 18 в. - П. Гольбах, А. К. Гельвеций, Д. Дидро и др. - отчётливо связали гуманизм с материализмом и атеизмом. Ряд принципов гуманизма был разработан в немецкой классической философии.

Атеизм, усилиями многих выдающихся умов прошлого, из простого неверия в бога превратился в гораздо большее и объёмное понятие, чем отрицание бога, и на сегодняшний день имеет утверждающую компоненту.На эту ёмкость понятия атеизма и его умышленное искажение теологами и оппонентами справедливо указывает Тажуризина(преп. фил.-фак.,МГУ):

"В современной литературе дано множество определений и классификаций А. Чаще всего он трактуется сужено как опровержение или отрицание бытия бога."

"Все большее распространение получают религиозно-философские и богословские представления об А., который отождествляется нередко с богоборчеством или нигилизмом. Общий тезис "А. есть отрицание Бога" дополняется положениями типа А - "суррогат веры" ( Н Бердяев, А Мень), "извращение мыслей" (С.В. Булгаков), "дьявольское искушение", "хуление Бога", эгоизм, низменные побуждения и т.д."

Е.К.Дулуман в одной из своих последних работ на основании философского и исторического анализа недвусмысленно обосновывает атеизм как полноценное мировоззрение.

Из вышесказанного можно заключить, что всё обозримое развитие атеизма, его осмысление и теоретич. обоснование философами и учёными позволяет сегодня говорить об атеизме, как о типе мировоззрения, со всеми присущими мировоззрению атрибутами, в том числе морально-этическими.Так в энциклопед. словарях пишут, что наряду с религиозным мировоззрением бывает атеистическое.

***

В свете сказанного не понятна логика оппонентов, особенно-сатанистов, которые в спорах с удивительной лёгкостью отметают все историч. наработки атеизма и пытаются сужено определить атеизм только в отрицании бытия бога.Скажем, что самая последняя теория сатаниста ЛаВея(церковь сатаны) сформулирована в 1968г.Правильно будет рассудить, что именно атеистическое учение, сформировавшееся и развившееся задолго до появления на свет ЛаВея должно вынести приговор его сатанистскому учению на соответствие 3000-летнему понятию атеизма, найти общие пункты совпадения интересов и принципиальные отличия, а не наоборот.Для справки о сатанизме:

Сатанизм это Идеологическое объединение анти-христианских сект, как правило, негативной направленности и, как правило, поклоняющихся Сатане либо как идейному анти-христианскому образу, либо как феноменальной личности.

С точки зрения христианства к сатанизму относятся многие антихристианские, еретические и протестантские движения прошлого, хотя большая часть из них как таковыми сатанинскими не являлись. Считается, что в Европе пик увлечения сатанизмом наблюдался в середине XVII в. в достаточно высоких светских кругах. В качестве жертв на чёрные мессы сатанистов "поставлялись" многие сотни младенцев. Тогда были детально разработаны отвратительные и жуткие сатанинские обряды.

Наиболее известные объединения сатанистов следующие:

Братство черного креста

Зеленый орден

Международная ассоциация люциферистов кельтско-восточного обряда

Московская церковь сатаны

Общество сатаны

Российская церковь сатаны

Синий лотос

Церковь сатаны

Черный ангел

Черный дракон

Юнивер

Южный крест

***

Логика показывает, что определение понятий можно производить различными способами, например: перечислением его существенных признаков, описанием образования понятия.

В случае слова атеизм критики отвергли словарное определение, в котором с учётом почти 3000-летней истории развития понятия перечислены его сущ. признаки на сегодняшний день.Вот что пишет "Новейший словарь иностранных слов и выражений"(Москва-Минск, 2001г.):АТЕИЗМ (франц.atheisme, др.греч.atheos-безбожный) исторически разнообразные формы отрицания религ. представлений, разоблачение лживости культов, неверие в существование сверхъестественных сил(духов,богов и т.п.); вместе с тем А. утверждает самоценность бытия этого мира и человека; в прошлом А.выражался в вольнодумстве и свободомыслии, ныне рассматривает религию,как иллюзорное сознание.

Критики просто сделали перевод в "лоб" иноязычного слова атеизм и у них разом пропали все существенные признаки, возникшие за тысячелетия в понятии.Такой подход ошибочный.Например: все знают, что hot dog - бутерброд с горячей сосиской в системе быстрого питания.Если в переводе пойти по пути критиков-в "лоб", то в переводе получится-горячая собака.

Другой пример: слово инстинкт с латыни переводится как побуждение, наитие.При способе перевода-только древнее значение слова- напрочь выхолащивается второе, приобретённое современное значение слова-(биологич). врожденная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой сложную цепь специальных безусловных рефлексов и т.д.на пол-страницы.

Существуют понятия буквального, дословного, свободного и адэкватного (полноценного) перевода.Правила полноценного перевода, среди прочего, подразумевают добавление слов и предложений для достижения точного воспроизведения подлинника средствами другого языка.Определяя атеизм описанием образования понятия(переводом значения слова с греческого), оппоненты не прослеживают все последующие исторические метаморфозы слова, не достигают адэкватности и соответствия смыслу 2001 года.Иными словами происходит подмена: обратившись к словообразованию (переводу с греческого) нам пытаются заменить современное понятие атеизма, на его древнее значение и слово сразу теряет весь свой исторически-приобретённый смысл.

2.Любое мировоззрение имеет морально-этические составляющие. Атеистическое мировоззрение не является исключением.Упомянутые ранее исследователи ещё в прошлых веках (см.выше 1.[1]) показали, что нерелигиозная мораль атеистического мировоззрения превосходит религиозную, и в качестве идеала такой морально-нравственной системы пришли строго к гуманизму.

3.Оценивая развитие атеизма и его перспективы, Тажуризина(преп. фил.-фак., МГУ) пишет, что: Будущего достойны те типы атеизма, которые воплощают в себе гуманизм, действенность, высокие принципы морали. Традиции такого типа атеизма, как мы знаем, сложились уже давно.

Видный теоретик современного атеизма Е.К. Дулуман в работе "Теорема о смысле жизни" подробно разбирает морально-этические составляющие атеистического мировоззрения, их побудительные причины в сравнении с религиозными, показывает превосходство атеистической нравственности над религиозной.

В продолжении к "Теореме о смысле жизни" он пишет: "..атеисты понимают смысл жизни так, как им диктует природа, как требуют интересы общества и что соответствует внутреннему моральному убеждению. А поэтому, все то, что я говорил об обусловленности смысла жизни человека естественными (матушкой Природой), общественными и духовными факторами, все это относится к атеизму и к атеистам."

Кроме того, Дулуман напоминает общеизвестный факт, который постоянно игнорируют многие -- что морально-этические качества человека воспитываются, не достаются человеку в готовом виде при рождении.Далее Е.К. Дулуман переходит к атеистическим нравственным идеалам, сильнее религиозных, среди которых выделяет гуманизм, требующий воспитания.В другой статье Дулуман пишет в полемике с верующим:

Гуманизм, в самом деле вместо Бога в центр ставит Человека..

А что аморального в том, что мы будем возвеличивать реально существующего Человека вместо заведомо несуществующего Бога? Что в нашем моральном мире выше Человека? Что происходит с той моралью, которая игнорирует Человека?

Напоследок приведу замечательную цитату Дулумана, где он пишет: Нет среди великих атеистов человеконенавистников.В массе атеистов мизантропы составляют бесконечно малую величину. Атеизм - гуманистичен.

Посмотрим, что у нас заложено в социальные установки (интересы) общества:

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (выборочно).

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 7

1.Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Конституции РФ говорится о высшей ценности человека для государства не только в этих двух статьях,но и в других, гораздо конкретней.Посмотрим на словарное определение гуманизма:

Гуманизм-(от латин. humanus-человеческий.человечный),-признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. утверждения блага человека, как критерий оценки обществ. отношений.Иначе говоря, гуманизм заложен в Конституцию РФ.

Получается, что интересы общества, изложенные в Конституции РФ-гуманные, они совпадают с научно-обоснованными гуманистическими идеалами как теоретиков атеизма прошлых столетий, так и современных (Дулуман-смысл жизни в служении интересам об-ва, Тажуризина-нравств. идеал атеизма-гуманизм).

***

Оппоненты несправедливо считают гуманизм возвратом к временам СССР.Вот что пишет академик Гинзбург по поводу большевизма, марксизма и атеизма:

Между тем, как это хорошо известно из истории философии, да и всеобщей истории, атеизм и материализм, возникшие и нашедшие известное оформление еще в давние времена, никак не могут отождествляться не только с большевизмом, но и с "классическим" марксизмом.

***

Морально-этические принципы СССР изложены в знаменитом моральном кодексе строителя коммунизма.Все декларируемые кодексом лозунги-гуманистические.Ничего античеловеческого там не наблюдается.В реальной жизни с моральным кодексом получилось по пословице: хотели как лучше, вышло как всегда.Такие вещи происходят сплошь и рядом в любом деле, даже в наше, более 10-ти лет постсоветское время.Добавлю, что лично я коммунистом никогда не был, но зачем с больной головы перекладывать на здоровую, приписывая атеистам все ошибки и перегибы властных структур в СССР в отношениях с религией?

4.Манифест определяется, как торжественное письменное обращение верховной власти к народу, письменное обращение, воззвание, изложение каких-либо пунктов программного х-ра.Для примера можно почитать Манифест об отречении Николая II: ,

Царь отрекался от власти и поэтому тут не до радости.Это акт капитуляции.Хорошая мина при плохой игре.Однако рамки жанра выдержаны.

Манифест компартии Маркса-Энгельса: Тут авторы постарались.Ради выразительности в начале поставлена фраза: "Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма".Написали это 100% атеисты и критики всякой чертовщины.Красное словцо ещё как уместно в манифестах, без всякой на то логики.В тексте можно найти и лозунги: пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Экологический манифест:

Написан одним человеком, торжественно, с лозунгами, тезисами, повторяет местами многие офиц. правовые документы.

Манифест, как видим, пишут один-два человека, а не огромные коллективы в несколько миллионов.В свете этого непонятны претензии к Димьяну в узурпаторстве и монополизации права написания текста.Тем более, что Димьян демократично выносит версии манифеста на голосование, обсуждение и доработку.

Выше было изложено обоснование атеистического мировоззрения, его морально-этических составляющих, его гуманистических идеалов.Как в этом свете надо понимать гуманизм в манифесте атеизма? Это не сиюминутная характеристика отдельно взятого атеиста.В заглавии не написано манифест атеиста или манифест атеистов.Употребляется атеизма- всего движения.Это цель.Это желаемое.Это означает курс, направление. Учитывая отмеченные выше особенности написания манифеста, вполне допустимы лозунги, торжественный стиль и обозначение идеалов.(см примеры манифестов).Программа всегда имеет конечные цели и их обозначение просто необходимо.Поэтому гуманизм в манифесте находится на своём законном месте, обозначая морально-этический идеал.

***

Критики манифеста атеизма предлагают выкинуть гуманистические идеалы. Кроме того, что это в корне не соответствует современному понятию слова(см. выше), есть и другой вред от этого.Это призыв пойти дорогой в никуда. Это означает развитие, построенное на чистом отрицании, путь только разрушения без всяких утверждающих основ.Безальтернативное вытеснение морально-этического учения церкви будет означать повторение сценария безыдейной (нравств.)смены строя в СССР и может вызвать законные опасения у широких слоёв общества, т.к. отрицательные последствия непредсказуемы.Нам предлагают повторить пройденный негативный этап отечественной истории.Любой рассудительный человек спросит: а что взамен? Для обоснования разрушения нужны достойные идеалы, во имя которых всё затевается. Вспомните недавнее прошлое.Уничтожен коммунистический строй и его идеология, какие бы то ни было (плохие/хорошие) моральные ценности общества.Что имеем теперь? Когда нет достойной замены, то вакуум мгновенно заполняет самое аморальное, самое наихудшее.Так и произошло.Теперь днём с огнём для России не могут найти объединяющие моральные ценности и идею.Немудрено, что ошибочно примеряют церковь на эту роль.При всём апломбе и хвастовстве, у церкви ничего не получается.По-прежнему падает нравственность, растёт наркомания, проституция, преступность.Не удивительно.Всё 2000-летнее развитие христианства криминально.

Какие учителя-такие ученики."Кто пишет мировую историю не как криминальную историю-её сообщник"(Карлхайнц Дешнер).

 

С. Моисеенко
E-mail sergosergo@mtu-net.ru

Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка, и прочие способы распространения этой статьи приветствуются и одобряются автором без всяких претензий.


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.