Почему гуманизм?Да потому!

Почему гуманизм? Да потому!

Содержание

1.Историческое развитие атеизма в атеистическое мировоззрение.

*** Ответы оппонентам.

2.Атеисты прошлых веков о морали и гуманизме.

3.Взгляды современных исследователей и теоретиков атеизма на гуманизм.

*** Ответы оппонентам.

4.О манифесте и о гуманизме в манифесте атеизма.

*** Ответы оппонентам.

 

1.Атеизм имеет подтвержденную письменными документами историю ок.3000 лет.Это явление развивалось и приобретало каждый раз конкретные исторические формы, в зависимости от господствующих религиозных учений в различные эпохи.Развитие проходило преемственно, от достигнутого.Весь накопленный объём знаний каждый раз критически оценивался, переосмысливался, приумножался и обогащался новыми вкладами теоретиков.С впечатляющим(именами и численностью) списком мыслителей всех времён и их заслугами (вкратце) в формировании атеизма можно ознакомиться в статье Вязовского:"История атеизма и свободомыслия." ,с вкладом в атеизм теоретиков 19-20 вв. можно ознакомиться в статье Дулумана "Об атеистическом мировоззрении, о Боге, материализме, идеализме и религии."

[1]В атеизме за последние 300 лет были выделены, исследованы и показаны культурные, социальные и моральные составляющие: Бейль(17в), Гольбах-"Правильно понятый", "абсолютный" атеизм, основывающийся на требованиях природы и разума, по существу есть не что иное как теоретический атеизм, пронизанный высокоморальным духом., Марешаль(18в), Дидро, Фейербах(19в) и другие.Французские просветители 18 в. - П. Гольбах, А. К. Гельвеций, Д. Дидро и др. - отчётливо связали гуманизм с материализмом и атеизмом. Ряд принципов гуманизма был разработан в немецкой классической философии.

Атеизм, усилиями многих выдающихся умов прошлого, из простого неверия в бога превратился в гораздо большее и объёмное понятие, чем отрицание бога, и на сегодняшний день имеет утверждающую компоненту.На эту ёмкость понятия атеизма и его умышленное искажение теологами и оппонентами справедливо указывает Тажуризина(преп. фил.-фак.,МГУ):

"В современной литературе дано множество определений и классификаций А. Чаще всего он трактуется сужено как опровержение или отрицание бытия бога."

"Все большее распространение получают религиозно-философские и богословские представления об А., который отождествляется нередко с богоборчеством или нигилизмом. Общий тезис "А. есть отрицание Бога" дополняется положениями типа А - "суррогат веры" ( Н Бердяев, А Мень), "извращение мыслей" (С.В. Булгаков), "дьявольское искушение", "хуление Бога", эгоизм, низменные побуждения и т.д."

Е.К.Дулуман в одной из своих последних работ на основании философского и исторического анализа недвусмысленно обосновывает атеизм как полноценное мировоззрение.

Из вышесказанного можно заключить, что всё обозримое развитие атеизма, его осмысление и теоретич. обоснование философами и учёными позволяет сегодня говорить об атеизме, как о типе мировоззрения, со всеми присущими мировоззрению атрибутами, в том числе морально-этическими.Так в энциклопед. словарях пишут, что наряду с религиозным мировоззрением бывает атеистическое.

***

В свете сказанного не понятна логика оппонентов, особенно-сатанистов, которые в спорах с удивительной лёгкостью отметают все историч. наработки атеизма и пытаются сужено определить атеизм только в отрицании бытия бога.Скажем, что самая последняя теория сатаниста ЛаВея(церковь сатаны) сформулирована в 1968г.Правильно будет рассудить, что именно атеистическое учение, сформировавшееся и развившееся задолго до появления на свет ЛаВея должно вынести приговор его сатанистскому учению на соответствие 3000-летнему понятию атеизма, найти общие пункты совпадения интересов и принципиальные отличия, а не наоборот.Для справки о сатанизме:

Сатанизм это Идеологическое объединение анти-христианских сект, как правило, негативной направленности и, как правило, поклоняющихся Сатане либо как идейному анти-христианскому образу, либо как феноменальной личности.

С точки зрения христианства к сатанизму относятся многие антихристианские, еретические и протестантские движения прошлого, хотя большая часть из них как таковыми сатанинскими не являлись. Считается, что в Европе пик увлечения сатанизмом наблюдался в середине XVII в. в достаточно высоких светских кругах. В качестве жертв на чёрные мессы сатанистов "поставлялись" многие сотни младенцев. Тогда были детально разработаны отвратительные и жуткие сатанинские обряды.

Наиболее известные объединения сатанистов следующие:

Братство черного креста

Зеленый орден

Международная ассоциация люциферистов кельтско-восточного обряда

Московская церковь сатаны

Общество сатаны

Российская церковь сатаны

Синий лотос

Церковь сатаны

Черный ангел

Черный дракон

Юнивер

Южный крест

***

Логика показывает, что определение понятий можно производить различными способами, например: перечислением его существенных признаков, описанием образования понятия.

В случае слова атеизм критики отвергли словарное определение, в котором с учётом почти 3000-летней истории развития понятия перечислены его сущ. признаки на сегодняшний день.Вот что пишет "Новейший словарь иностранных слов и выражений"(Москва-Минск, 2001г.):АТЕИЗМ (франц.atheisme, др.греч.atheos-безбожный) исторически разнообразные формы отрицания религ. представлений, разоблачение лживости культов, неверие в существование сверхъестественных сил(духов,богов и т.п.); вместе с тем А. утверждает самоценность бытия этого мира и человека; в прошлом А.выражался в вольнодумстве и свободомыслии, ныне рассматривает религию,как иллюзорное сознание.

Критики просто сделали перевод в "лоб" иноязычного слова атеизм и у них разом пропали все существенные признаки, возникшие за тысячелетия в понятии.Такой подход ошибочный.Например: все знают, что hot dog - бутерброд с горячей сосиской в системе быстрого питания.Если в переводе пойти по пути критиков-в "лоб", то в переводе получится-горячая собака.

Другой пример: слово инстинкт с латыни переводится как побуждение, наитие.При способе перевода-только древнее значение слова- напрочь выхолащивается второе, приобретённое современное значение слова-(биологич). врожденная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой сложную цепь специальных безусловных рефлексов и т.д.на пол-страницы.

Существуют понятия буквального, дословного, свободного и адэкватного (полноценного) перевода.Правила полноценного перевода, среди прочего, подразумевают добавление слов и предложений для достижения точного воспроизведения подлинника средствами другого языка.Определяя атеизм описанием образования понятия(переводом значения слова с греческого), оппоненты не прослеживают все последующие исторические метаморфозы слова, не достигают адэкватности и соответствия смыслу 2001 года.Иными словами происходит подмена: обратившись к словообразованию (переводу с греческого) нам пытаются заменить современное понятие атеизма, на его древнее значение и слово сразу теряет весь свой исторически-приобретённый смысл.

2.Любое мировоззрение имеет морально-этические составляющие. Атеистическое мировоззрение не является исключением.Упомянутые ранее исследователи ещё в прошлых веках (см.выше 1.[1]) показали, что нерелигиозная мораль атеистического мировоззрения превосходит религиозную, и в качестве идеала такой морально-нравственной системы пришли строго к гуманизму.

3.Оценивая развитие атеизма и его перспективы, Тажуризина(преп. фил.-фак., МГУ) пишет, что: Будущего достойны те типы атеизма, которые воплощают в себе гуманизм, действенность, высокие принципы морали. Традиции такого типа атеизма, как мы знаем, сложились уже давно.

Видный теоретик современного атеизма Е.К. Дулуман в работе "Теорема о смысле жизни" подробно разбирает морально-этические составляющие атеистического мировоззрения, их побудительные причины в сравнении с религиозными, показывает превосходство атеистической нравственности над религиозной.

В продолжении к "Теореме о смысле жизни" он пишет: "..атеисты понимают смысл жизни так, как им диктует природа, как требуют интересы общества и что соответствует внутреннему моральному убеждению. А поэтому, все то, что я говорил об обусловленности смысла жизни человека естественными (матушкой Природой), общественными и духовными факторами, все это относится к атеизму и к атеистам."

Кроме того, Дулуман напоминает общеизвестный факт, который постоянно игнорируют многие -- что морально-этические качества человека воспитываются, не достаются человеку в готовом виде при рождении.Далее Е.К. Дулуман переходит к атеистическим нравственным идеалам, сильнее религиозных, среди которых выделяет гуманизм, требующий воспитания.В другой статье Дулуман пишет в полемике с верующим:

Гуманизм, в самом деле вместо Бога в центр ставит Человека..

А что аморального в том, что мы будем возвеличивать реально существующего Человека вместо заведомо несуществующего Бога? Что в нашем моральном мире выше Человека? Что происходит с той моралью, которая игнорирует Человека?

Напоследок приведу замечательную цитату Дулумана, где он пишет: Нет среди великих атеистов человеконенавистников.В массе атеистов мизантропы составляют бесконечно малую величину. Атеизм - гуманистичен.

Посмотрим, что у нас заложено в социальные установки (интересы) общества:

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (выборочно).

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 7

1.Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Конституции РФ говорится о высшей ценности человека для государства не только в этих двух статьях,но и в других, гораздо конкретней.Посмотрим на словарное определение гуманизма:

Гуманизм-(от латин. humanus-человеческий.человечный),-признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. утверждения блага человека, как критерий оценки обществ. отношений.Иначе говоря, гуманизм заложен в Конституцию РФ.

Получается, что интересы общества, изложенные в Конституции РФ-гуманные, они совпадают с научно-обоснованными гуманистическими идеалами как теоретиков атеизма прошлых столетий, так и современных (Дулуман-смысл жизни в служении интересам об-ва, Тажуризина-нравств. идеал атеизма-гуманизм).

***

Оппоненты несправедливо считают гуманизм возвратом к временам СССР.Вот что пишет академик Гинзбург по поводу большевизма, марксизма и атеизма:

Между тем, как это хорошо известно из истории философии, да и всеобщей истории, атеизм и материализм, возникшие и нашедшие известное оформление еще в давние времена, никак не могут отождествляться не только с большевизмом, но и с "классическим" марксизмом.

***

Морально-этические принципы СССР изложены в знаменитом моральном кодексе строителя коммунизма.Все декларируемые кодексом лозунги-гуманистические.Ничего античеловеческого там не наблюдается.В реальной жизни с моральным кодексом получилось по пословице: хотели как лучше, вышло как всегда.Такие вещи происходят сплошь и рядом в любом деле, даже в наше, более 10-ти лет постсоветское время.Добавлю, что лично я коммунистом никогда не был, но зачем с больной головы перекладывать на здоровую, приписывая атеистам все ошибки и перегибы властных структур в СССР в отношениях с религией?

4.Манифест определяется, как торжественное письменное обращение верховной власти к народу, письменное обращение, воззвание, изложение каких-либо пунктов программного х-ра.Для примера можно почитать Манифест об отречении Николая II: ,

Царь отрекался от власти и поэтому тут не до радости.Это акт капитуляции.Хорошая мина при плохой игре.Однако рамки жанра выдержаны.

Манифест компартии Маркса-Энгельса: Тут авторы постарались.Ради выразительности в начале поставлена фраза: "Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма".Написали это 100% атеисты и критики всякой чертовщины.Красное словцо ещё как уместно в манифестах, без всякой на то логики.В тексте можно найти и лозунги: пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Экологический манифест:

Написан одним человеком, торжественно, с лозунгами, тезисами, повторяет местами многие офиц. правовые документы.

Манифест, как видим, пишут один-два человека, а не огромные коллективы в несколько миллионов.В свете этого непонятны претензии к Димьяну в узурпаторстве и монополизации права написания текста.Тем более, что Димьян демократично выносит версии манифеста на голосование, обсуждение и доработку.

Выше было изложено обоснование атеистического мировоззрения, его морально-этических составляющих, его гуманистических идеалов.Как в этом свете надо понимать гуманизм в манифесте атеизма? Это не сиюминутная характеристика отдельно взятого атеиста.В заглавии не написано манифест атеиста или манифест атеистов.Употребляется атеизма- всего движения.Это цель.Это желаемое.Это означает курс, направление. Учитывая отмеченные выше особенности написания манифеста, вполне допустимы лозунги, торжественный стиль и обозначение идеалов.(см примеры манифестов).Программа всегда имеет конечные цели и их обозначение просто необходимо.Поэтому гуманизм в манифесте находится на своём законном месте, обозначая морально-этический идеал.

***

Критики манифеста атеизма предлагают выкинуть гуманистические идеалы. Кроме того, что это в корне не соответствует современному понятию слова(см. выше), есть и другой вред от этого.Это призыв пойти дорогой в никуда. Это означает развитие, построенное на чистом отрицании, путь только разрушения без всяких утверждающих основ.Безальтернативное вытеснение морально-этического учения церкви будет означать повторение сценария безыдейной (нравств.)смены строя в СССР и может вызвать законные опасения у широких слоёв общества, т.к. отрицательные последствия непредсказуемы.Нам предлагают повторить пройденный негативный этап отечественной истории.Любой рассудительный человек спросит: а что взамен? Для обоснования разрушения нужны достойные идеалы, во имя которых всё затевается. Вспомните недавнее прошлое.Уничтожен коммунистический строй и его идеология, какие бы то ни было (плохие/хорошие) моральные ценности общества.Что имеем теперь? Когда нет достойной замены, то вакуум мгновенно заполняет самое аморальное, самое наихудшее.Так и произошло.Теперь днём с огнём для России не могут найти объединяющие моральные ценности и идею.Немудрено, что ошибочно примеряют церковь на эту роль.При всём апломбе и хвастовстве, у церкви ничего не получается.По-прежнему падает нравственность, растёт наркомания, проституция, преступность.Не удивительно.Всё 2000-летнее развитие христианства криминально.

Какие учителя-такие ученики."Кто пишет мировую историю не как криминальную историю-её сообщник"(Карлхайнц Дешнер).

 

С. Моисеенко
E-mail sergosergo@mtu-net.ru

Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка, и прочие способы распространения этой статьи приветствуются и одобряются автором без всяких претензий.