Детеизация. Часть 3.
Внутри христианства.

Предисловие.

Детеизация- это не набор статей, а проект, в осуществлении  которого, в качестве основной группы,  участвуют несколько человек. В их число входят люди разных профессий, в том числе психологи, программисты, церковнослужители. Именно поэтому бывает трудно, порой, свести   наработанное в едином тексте, предназначенном для общего пользования. Мы приносим извинения за то, что это не всегда удаётся сделать на достаточно высоком интеллектуальном уровне. Но именно такова специфика данного проекта - информация должна быть доступна если не для всех, то для большинства в ней заинтересованных.
Ещё одной характерной, а может быть даже основной, чертой данного проекта является  ориентация на обратную связь. Мы получаем и анализируем множество отзывов - от огульной критики до дельных советов и предложений по сотрудничеству. Так, нам уже неоднократно высказывали мнение, что структура теизации, вовлечения человека в религию, описана нами неполно, и только лишь с внешней стороны. Понимая, что описать полно и однозначно этот процесс практически невозможно, мы всё-же решили провести дополнительное исследование, обратив внимание на эмоционально-психологическое содержание христианства и его связь  с христианской концепцией и методикой вовлечения.

                                                  Внутри христианства.

Люди, начинающиие свой путь в христианстве, делают это по-разному, в разном возрасте и по различным мотивам. Однако можно выделить закономерности, по которым происходит христианизация,  общие для многих людей. Это связано с тем, что существует система, согласно которой люди христианизируются . Рассмотрим эти закономерности.


Родившись, человек, разумеется, не имеет никакого понятия о Иисусе Христе, Иегове, Яхве и святом духе. Даже если он родился в семье у самого ортодоксального попа или благочестивейшего христианина. И даже если он был окрещён  в первые сорок дней со дня рождения, как это настоятельно советует православная церковь, то об этом он узнает несколькими годами позже. В обычных семьях, где остутствует интенсивное охристианивание, первую информацию о Христе ребёнок получает в виде полусказок, адаптированных к детскому пониманию. В католической церкви, а так же во многих других христианских церквях, такие полусказки приурочены к рождеству - празднику, когда дети получают подарки, а вместе с ними и рассказики про добрейшего Иисуса.  Причём особенно понятны детям рассказы, связанные с рождением Христа, его матерью, так как эта область особенно близка детям.  Именно в этом возрасте  часто закладывается определённое базовое отношение к христиансву, которое отличается устойчивостью, как и всё заложенное в детстве, тем более что это связано со свойственным детям механизмом идентификации, в данном случае с героем рождественских историй, а через это с понятием матери. Особо подчеркнём, что в детском понимании мать является сексуально непорочным существом, так как само понятие о естесственной сексуальной активности ещё отсутствует. Т.е. догмат о непорчности девы Марии является у христиан, без сомнения, неким детским по своей сути восприятием. Кстати, поэтому он практически неподвержен рациональной критике, а при попытке такой критики, христианин может впасть даже в ярость - ведь утверждение о порочности девы Марии благодаря механизму идентификации означает утверждение, порочащее его собственную мать, что является оскорбительным для большинства народов, вне зависимости от их вероисповедания.

Если ребёнок развивается нормально, т.е. не воспитывается в семье религиозных фанатиков, следующая волна его приобщения к религии приходится на подростковый возраст. Надо отметить, что и в случае воспитания в фанатичной среде происходит качественное изменение религиозного осознания, но со своими особенностями, на которых мы не будем остонавливаться в данном изложении. Изменение религиозного воспитания связано в этом возрасте со следующими причинами:

1. Половое созревание.  Половое созревание связано с появлением у ребёнка новых потребностей, нового поведения , направленного на удовлетворение этих потребностей. Ребёнок должен заново переосмыслить отношение между мужчиной и женщиной, решить вопросы, которых у него ранее и не возникало. Обычно вопросы, связанные с полом, окутаны в детском возрасте ореолом тайны. Родители редко открыто сообщают ему интересующие его сведения. Как ни пародоксально, библия с самых первых страниц содержит информацию по этой интересной для ребёнка теме. В условиях развитого сексуального ханжества, а именно эти условия всё время пытается создать церковь, библия становится для ребёнка единственно легитимным источником, из которого можно добыть информацию. Действительно, библия содержит разные описания - от первого сексуального контакта  между Адамом и Евой, до описания  актов кровосмешения  между Лотом и его дочерями и ещё много мест, в котрых в той или иной форме обсуждается проблема отношения полов ( Про ангелов, случайно зашедших в Содоме в гости к праведнику, тоже интересно почитать созревающему подростку). Разумеется, в библии больше загадок, чем ответов на интересующие ребёнка вопросы. Однако само чтение библии уже вводит ребёнка в круг "взрослых" вопросов, притягивает его внимание.

2. Интеллектуальное развитие. К 10-12 годам  у ребёнка формируется достаточно  мощный интеллектуально-аналитический аппарат, с помощью которого он активно подвергает сомнению и исследванию полученные в детстве знания. В том числе возникают и подвергаются переосмыслению "вечные" вопросы - жизни и смерти, происхождения мира. Взрослые по некоторым причинам избегают общаться с детьми на эти темы. Причины эти разные - от некомпетентности взрослых в этих вопросах, до объективных трудностей, возникающих при попытке объяснить ребёнку действительно сложные для детского понимания вещи.  В этом восприимчивом возрасте многие, даже откровенно примитивные рассуждения на эту тему, могут не только заинтересовать ребёнка, но и  показаться ему мудрыми и правильными.

3. Семейная психология. Родители, игравшие  в жизни ребёнка самую главную роль, бывшие для него источником пищи и абсолютной мудрости, начинают утрачивать свой безграничный авторитет. Ребёнок начинает видеть их слабые стороны, сравнивать с другими людьми. Сами родители также начинают относится к ребёнку иначе - возлагают на него больше обязанностей, проявляют меньше заботы. Этот процесс приводит к размыванию образа родителей как высших существ. Окончательное размывание этого образа приводит к подростковому "бунтарству", когда подросток начинает считать себя равным родителям. Однако сам образ высшего существа не исчезает. Т.е. , если ребёнок имел хоть одного родителя или лицо, выполняющую эту функцию,  то существуют некоторые, соответствующие действительности воспоминания о некотором высшем, более могущественном и мудром существе.   Соответствующие действительности, потому что отец и мать являются для ребёнка именно такими существами.

Последняя обстоятельство  мастерски используется христианством. Процесс, который можно описать как "подмена родителей", заключается в том, что взрослеющему ребёнку предлагают и даже навязывают замену - отца небесного и богоматерь. Кроме этого очевидного момента, существует много менее выраженых составляющих этого процесса. Священники именуют себя "отцами", крещение трактуется как "второе рождение".    Механизм "подмены родителей" действительно замечательный психо-технический приём. Он происходит в возрасте, когда человек не в состоянии осмыслить механизм, суть состоявшейся подмены. В дальнейшем, усилия требуются лишь для того, чтобы человек не вернулся к этому моменту, не осознал происшедшего. Сам же процесс подмены не происходит мгновенно, а растянут во времени и приносит основные результаты уже в зрелом возрасте, и когда завершается формирование образов божественных родителей, дотигается устойчивое религиозное состояние.
Если по каким-то причинам человек избежал этой подмены в подростковом возрасте, то эта подмена может быть осуществлена уже во взрослом состоянии. Тогда человек приобретает не только новых родителей, но и сам заново становится ребёнком - его психика автоматически впадает в состояние глубокого детства, регрессирует. В таком состоянии человек легко внушаем и послушен, особенно когда команды отдаются "родителями".   Эффект от "подмены родителей" в этом случае может  быть гораздо сильней, но отмечается большая его неустойчивость.
Во-первых, взрослые формируют образ "отца небесного" несколько не так, как положено христианством - используется собственный жизненный опыт, в котором зачастую уже присутствуют чуждые христианству идеи и образы. Это прямо  ведёт к отклонению от христианских догм, расчитанных в общем-то на подростка, к сектам и даже смене "небесных родителей" по своему усмотрению - выбору религий. А это уже неприемлимо.
Во-вторых, если человек уже достаточно развит, то полной замены не происходит. Бог уже не воспринимается как "отец" - слишком велик временной разрыв между временем, когда земной отец был божественным существом и попыткой "природниться" к отцу небесному. Поэтому  подмена  получается частичной и искажённой.

Велико значение осознания механизма подмены для детеизации. Помимо полезности самого осознания механизма подмены родителей, его исследование указывает на   следующую возможность детеизции: точно так, как человек вырастает, перестаёт считать родителей богам, начинает относится к ним как  к равным,  а потом начинает заботиться о них, как они  когда-то заботились о нём, человек может в результате своего духовного и интеллектуального роста перерасти нехитрые  библейские мудрости,   истории о сотворении мира, потопе,   воскресении, апокалипсисе. Но не будем забегать вперёд.

К определённому моменту теизации формируется стойкая "замена родителей".  Верующий переносит свои социальные и психические установки с реальных родителей на "божественных".
Заметим, что "подмена родителей" не является равноценной для отца и для матери. Это связано с религиозной установкой ветхого завета, где основную роль играет бог-отец, сущность, лингвистически  описываемая  как существо мужского рода.  К этому можно добавить, что все библейские пророки были мужчинами - среди них ни одной женщины. Благодаря этому, весь ветхий завет имеет явный отпечаток мужской психологии.
В новом завете также отсутствуют женщины-авторы. Одако дальнейшее развитие христианства   несколько скорректировало ситуацию. Хотя богоматерь и не является богом (богиней), определённая часть "божественной сущности" в  ней присутствует.
( Как считает один из исследователей этого вопроса, статью которого мы надеемся опубликовать в ближайшем будущем, дева Мария всё-таки представляет "младшую" богиню христианского пантеона. - прим. А-сайта) Тем более, что при обращении в христианство ребёнка, она ( богоматерь ) выступает на первый план, что мы и отмечали  при исследовании идентификации ребёнка и родившегося Иисуса. Следует признать, что это действительно "ценная находка" христианства. Ни иудаизм, ни ислам не располагают даже такой неполной женской теической сущностью.
Таким образом, подмена родителей богом происходит в основном по отцовской линии.

Когда эта подмена завершается в том объёме, в котором она вообще возможна, возникает очень серьёзная проблема социально-религиозного характера.
В детстве любой ребёнок старается быть похожим на своих родителей. Он копирует их действия, подражает им в речи, манере поведения, образе мышления. При правильном развитии мальчик подражает поведению отца, девочка поведению матери. Теперь рассмотрим эти процессы с точки зрения механизма подмены родителей. С девочками "всё ясно". В свете концепций иудаизма, мусульманства и традиционного христианства, женщина существо религиозно неполноценное ( Мы не разделяем эту точку зрения "мировых" религий. - прим. А-сайта ). Ни в одной из этих религий женщина не может выступать в роли священника (даже слова такого нет  в женском роде!). В лучшем случае женщина может выполнять роль вспомогательного храмового персонала или сидеть в монастыре.  Ни вести богослужения, ни совершать таинства она  принципиально не имеет права .
Понятно, что при "подмене родителей"  роль жещины остаётся на том же уровне - любить и бояться бога-отца, да с его разрешения рожать детишек. Да молиться изредка деве Марии.
Для мужчин дело обстоит иначе. Идентификация мальчика с отцом в результате подмены родителей должна вылиться в идентификацию с отцом-богом. А это невозможно. По следующим причинам:
1) Если бы люди вели и осознавали себя, как бог-отец, он же Иегова, он же Яхве и.т.д., их социальное поведение было бы непереносимым и неприемлимым в любом цивилизованном обществе (Вспомните описания ветхозаветного бога и представьте , что вы ведёте себя подобным образом!).
2) Существует жёсткий религиозный запрет на "богоравность". Т.е. верующий не только не может стать подобным богу, но и даже думать об этом не должен. Его дело подчиняться богу-отцу, слушаться его, как маленький ребёнок.

Таким образом, процесс подмены родителей достаточно быстро приводит к выраженному конфликту с социальными и религиозными установками.

И здесь христианство создаёт для верующих во истину уникальную возможность, которой лишины иудеи и мусульмане. Создаётся идеальный образец для подражания - Иисус Христос.
Здесь очень важно понять, что представляет из себя Иисус не в богословско-мистическом аспекте ( это всё-равно невозможно из-за теологической неразберихи ),а то, как воспринимается его обоаз на разных ступенях индивидуальной эволюции христианского мышления.

Когда подросток или взрослый физически, но не психически человек, начинает читать новый завет, то образ творящего добрые чудеса человека, мудреца,  попутно разъясняющего загадочные идеи, является, без сомнения, притягивающим. Заметим, что не зная или плохо понимая мистическую сущность троицы ( разумеется, человеку, только вступившему на путь христианства это сложно понять, даже если он взрослый), человек считает Иисуса, прежде всего, человеческой сущностью.
А это значит, что ему можно реально подражать - т.е. не только исполнять его указания, но и вести себя так же как он. Конечно, и с самого начала понятно, что Иисус "не простой смертный". Но его мать земная женщина, у него есть родословная по отцу - плотнику Иосифу. Хотя в истории его рождения и достаточно различных чудес, включая непорочное зачатие,  но всё это понятно, изучающему новый завет подростку, ведь, как мы уже говорили, в эту систему представлений он включён с самого детства. Отметим ещё один важный момент. Если подростку 10-15 лет, Иисус вполне может играть роль отца, с которым можно свободно идентифицироваться. По сути происходит вторая подмена (Кстати, становится понятно, почему в христианстве  существует инфантильная тенденция представлять ветхозаветного бога добреньким старичком - дедушкой).
Новый завет именует Иисуса "сыном божьим" - и в этом тоже нет ничего удивительного, ведь все люди - дети божьи, дети бога отца.  Так, вовлекаемый в христианство подросток получает объект для  идентификации и образец для подражания на социальном и духовном уровне.

Но чем дальше взрослеющий человек начинает заходить на пути христианства,  тем более недостижимым становится Христос. Он как бы отодвигается от идущего к нему человека. С помощью множества дополнительных церковных поучений, писаний и.т.д., выясняется, что Иисус вовсе не человек. А бог, "принявший человеческий облик".  Более того, он оказывается неотъемлимой частью того самого бога-отца, на которого невозможно быть похожим. Бог до "мозга и костей".
В результате, попытка подражать хорошему образцу - Христу , идентифицироваться с ним, приводит опять лишь к рабскому ( в библейском смысле - "раб божий" ), детскому почитанию бога-отца. При этом Христос успешно выполняет эволюцию : чудесный человек и мудрый учитель - человекобог - богочеловек - часть абсолютного бога-отца - абсолютный бог. В этом смысле Иисус действительно приводит человека  к богу ( как и было обещано ), к тому самому ветхозаветному богу-отцу, частью которого он теперь по праву является. Колесо религии совершило ещё один оборот...
Как только поцесс этой неудачной идентификации начинает подходить к концу и веруюший осознаёт безосновательность своей попытки быть таким, как Иисус (а на это может уйти вся жизнь),  ему предлагают более "скромные" образцы для подражания - разных святых. При этом , ему аккуратно разъясняют, что он, разумеется, святым не является и никогда им не станет. Так что лучше ему выбрать за образец для подражания местного батюшку - вполне реальная, хотя, как потом расскажет местный батюшка, тоже недостижимая цель.

                                                        Заключение.

Посмотрим ещё раз, что произошло.

1. С помощью процесса подмены родителей, настоящие родители ребёнка (или лица, исполнявшие их функцию) замещаются на "божественных".

2. Чтобы устранить естественный механизм идентификации с отцом при замене отца на бога-отца, производится вторая подмена родителей. Вводится приемлимый объект для идентификации и подражания - Иисус Христос.

3. В результате длительных манипуляций с сознанием верующего, этот образец отдаляется до недостижимого предела и трансформируется в бога-отца, ветхозаветного бога, который, вроде как, имеет загодачную тройную сущность.

4. В результате всех этих манипуляций и трансформаций взрослый человек попадает в ситуацию ребёнка перед отцом-богом. Ситуацию рабского ( в библейском смысле ) подчинения.

Эти выводы очень важны с точки зрения детеизации. Они дают возможность разобраться, как и что происходит в психике верующего с ранних стадий теизации, дают возможность осознать и увидеть механизм теизации изнутри, понять, что в нём естественно, а что умышлено встроено, отвлечься от бесплодной критики христианских догматов и осознать не форму, а смысл происходящего.

Они позволяют нам осознанно приступить к процедуре детеизации и показать, что лежит в основе используемых для теизации методик. Забегая вперёд, можно сказать, что детеизация - это способ вырасти, выйти из детского состояния психики, требующего обязательного присутствия "папы" и "мамы".

 

| Часть 1 | Часть 2 |