Современный конституционализм и его значение в решении задач правового воспитания военнослужащих мусульман  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Иванеев С.

Современный конституционализм и его значение в решении задач правового воспитания военнослужащих мусульман


16.02.2017 Статьи/Ислам

Реальность нашего времени при всей сложности своего содержания укладывается в общий фундаментальный принцип эволюционизма: «существовать» всегда означает «развиваться». Для общества, в том числе российского, это требует постоянных поисков ресурсов, способных обеспечивать инновационные изменения. Для постиндустриальной фазы развития общества одним из важнейших ресурсов информационной основы развития становится знание, освоение принципиально новых технологий и универсальная позиция экономии времени.

Эти факторы также имеют и прямое отношение к военной организации государства, т.к. определяют некий контекст, в котором общей нормой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и основой обеспечения устойчивости общественной среды является нахождение оптимального способа организации, принятие инновационных решений, сокращение промежуточных звеньев, которые неизбежно возникают в процессе перехода от условий к заданным результатам и др.

Проведенная в феврале 2011 г. дискуссия за круглым столом среди известных конституционалистов [i], где обсуждались такие вопросы, как соотношение прав человека и интересов общества в целом в современных конституционных системах, универсализация конституционных ценностей, построение международного конституционализма, столкновение секуляризма и клерикализма, наглядно продемонстрировала, что российский конституционализм, к сожалению, является имитационным.

По мнению Н.В. Витрука «господствующая государственно-политическая элита коррумпирована и признавая незыблемость несправедливой, криминализированной «приватизации», отрицает всякую возможность национализации ряда отраслей производства. Примером этому является отказ от введения прогрессивного налога на доходы, получаемые олигархическим капиталом – хотя бы в условиях финансового кризиса, в то время как растёт число миллиардеров» [ii].

По мнению же Б.А. Страшуна «наш конституционализм можно назвать не только имитационным, но и коррупционным, хотя это и отрицает его сущность» [iii].

Кризис современного конституционализма, как подчеркивают исследователи, обусловлен тем, что сегодня значительно возрастает количество угроз правам человека. Примером этому является нарушение конституционного принципа светского государства и равноправия религиозных конфессий, что гарантировано 14-ой статьей Конституции РФ.

О.Е. Кутафин ранее отмечал в своей монографии «Российский конституционализм», что «возрастающее влияние церкви в нашей стране чувствуется везде - и в системе образования, и в вооруженных силах, и в пенитенциарной системе». Вывод в своей работе он делает абсолютно правильный: «Надо сказать, что сегодня православие в нашей стране зачастую воспринимается всего лишь как замена прежней коммунистической идеологии. Оно пытается занять пустующую нишу борьбы за справедливость в умах людей, что едва ли служит делу обеспечения идеологического разнообразия в нашей стране»[iv].

Целью данной статьи является то, что проводится исследование попытки формирования и развития у военнослужащих-мусульман качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности посредством правового воспитания.

Необходимость обсуждения правового воспитания именно военнослужащих-мусульман связано с тем, что по словам члена научного совета Московского центра Карнеги и востоковеда А. В. Малашенко мы наблюдаем несовпадение «исламского и российского гражданского векторов идентичности», что особенно заметно на фоне межнациональных конфликтов в воинских коллективах с участием призывников из республик Северного Кавказа.

Духовный лидер российских мусульман муфтий Равиль Гайнутдин, выступая на Х Международном мусульманском форуме «Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности», прошедшем 10–12 декабря 2014 года в российской столице, заявил:

«Тот процесс, который мы наблюдаем в российской внешней политике сегодня, журналисты уже окрестили как «Разворот на Восток» … это дает шанс российским мусульманам сыграть одну из ключевых ролей в новой внешнеполитической стратегии Российской Федерации. Что, автоматически, будет означать повышение статуса российской мусульманской общины и на политическом ландшафте внутри Российской Федерации».

При этом муфтий Гайнутдин пояснил:

«Именно мусульмане могут сегодня выступать в качестве консолидирующего общество элемента. Отчасти это связано с тем обстоятельством, что, когда ведущая религиозная организация России - Русская православная церковь выступает с консервативной и традиционалистской повесткой, многими в обществе такая стратегия трактуется как попытка клерикализации общества. Артикуляция практически тех же тезисов со стороны мусульман воспринимается несколько мягче» [v].

Рассуждая об упомянутом «Развороте на Восток», зададимся резонным вопросом: каким образом возможно формирование позитивного правосознания у военнослужащих-мусульман в условиях глобального наступления ислама на светское пространство?

Ответим на поставленный вопрос прямо: в данный момент это сделать невозможно, т.к. по результатам социологического опроса от 30 до 40 процентов дагестанской молодежи придерживаются идеологии ваххабизма, более 40 процентов дагестанцев однозначно считают ислам истинной и последней мировой религией, которую должны принять все народы мира добровольно или принуждением [vi].

Сегодня мусульманский экстремизм разжигает чувства религиозного фанатизма, исключительности ислама и необходимости утверждения его господства во всем мире. При этом на все лады превозносится Коран как «книга книг», пропагандируется система обучения молодежи на его мировоззренческих основаниях, внушаются идеи о превосходстве «мусульманской цивилизации» и отделения ее от остального мира.

Антиобщественная деятельность мусульманского экстремизма многообразна, но едина: превознести ислам как высшую модель духовной культуры, соответствующей интересам человека и мирового человечества в целом. И для достижения этих целей, считают мусульманские экстремисты, все средства хороши. В том числе и терроризм.

К тому же Россия, по мнению известного исламоведа А.В. Малашенко, почти два десятилетия (с коротким перерывом) воюет с мусульманами. Конкретный враг в массовом сознании представляется афганским муджахедом, кавказским боевиком. Нынешнее поколение ветеранов вправе называть себя «ветеранами мусульманских войн» [vii].

Сложная демографическая ситуация, острота межэтнических и межконфессиональных отношений привели к тому, что одной из основных внутренних военных опасностей в военной доктрине России остается религиозная ненависть, а это означает, что «воину-мусульманину неизбежно придется выстраивать в душе внутренний компромисс между конфессиональной идентичностью и исполнением воинского долга»[viii].

Примером является рубрика «Вопрос-ответ» на исламском сайте, где военнослужащий по призыву задает вопрос: «Я работаю в армии немусульманского государства, и между ними и мусульманами идет война. Каково постановление, если они посылают меня с подразделением этой армии, чтобы вести войну против мусульман? Мои чувства как мусульманина, состоят в том, что я никогда не хочу сражаться против мусульман в любой войне. Что я должен сделать? ».

Ответ редакции мусульманского интернет-ресурса поражает своей антигосударственной направленностью:

«Мы хотим указать на обязательность поиска другой работы и оставления службы в армии кяфиров, потому что это является помощью им, усилением и увеличением числа их воинов и помощников. Исключения могут быть в случае, если ваша работа может принести пользу мусульманам, как, например, передача информации и секретов кяфиров мусульманам, с целью помощи мусульманам» [ix].

Имам - хатыб Московской Соборной мечети Равиль Гайнутдин (ныне шейх, председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председатель Совета муфтиев России) еще в далеком 1991 году заявил: «В российском республиканском парламенте есть депутаты-мусульмане. Благодаря им мы были в курсе всех решений, принимаемых Верховным Советом и Президентом России» [x] .

Ислам – это не просто религия. Современная светская мысль не­дооценивает исламскую идентичность, тогда как для мусульманина отречение от веры - не просто религиозный, а политико-юридический акт. Принадлежность к умме важнее для мусульманина, чем гражданство в том или ином государстве. Это недвусмысленно выразил один молодой англичанин, принявший ислам: «Я не англи­чанин-мусульманин, а мусульманин, живущий в Англии» [xi]. Поэтому европейские государства не должны рассматривать обраще­ние своих граждан в ислам как просто осуществление духовного вы­бора: встает реальная проблема суверенитета [xii].

Вся история ислама свидетельствует, что как его отношение к иноверцам, так и способы исламизации населения постоянно изменялись в зависимости от кон­кретных социально-политических, экономических и прочих условий. Однако во все времена центральной и домини­рующей идеей ислама в отношении к немусульманам была идея превосходства мусульман над ними, а общей тенден­цией развития этих отношений - обращение их на путь «истинной» религии с применением самых различных форм и методов, начиная от мирных, добровольных и кончая насильственными [xiii].

Совершая научные командировки в Республику Дагестан, мне довелось близко ознакомиться с творческой деятельностью профессора С.Ш. Муслимова. Он не кабинетный исследователь. При написании своих работ он реализует себя как социолог-гуманист, религиовед-гуманист, философ-гуманист. Поэтому его книги и статьи выражают жизненный опыт автора, глубоко обеспокоенного жизнью конкретных людей, конкретного человеческого сообщества. Ценность его работ определяется еще и тем, что он тонко чувствует психологию ислама и психологию своих соотечественников, проявляя исключительную проницательность при анализе теневых сторон ислама, показывая причины и истоки заблуждений верующих и критикуя извращенные и экстремистские версии ислама. Салих Шабанович Муслимов принадлежит к тому поколению советских исламоведов, которое продолжают лучшие традиции российского исламоведения XIX-XX вв. При этом профессор С.Ш. Муслимов отмечает, что исламские ценности не совместимы с принципами современного гражданского общества в духовной сфере, то есть в сфере реализации личностью, гражданином своих прав на свободу совести, убеждений и т.д. По его мнению, обязательность веры в Бога исключает свободу личности иметь убеждения по своему выбору, без чего нет гражданского общества [xiv].

Социальное бытие исключительно сложно и динамично, его отличает как многообразие, так и единство. Вместить эту истину никакое религиозное учение неспособно. Мы, конституционалисты, убеждены в том, что общие интересы человечества: мир, социальная справедливость, сохранение и защита окружающей среды и т.д., – консолидируют мировое сообщество и стимулируют выработку общемировых стандартов цивилизованного развития и жизни народов. Безусловно, это трудная и долгая дорога к укреплению и установлению надежных основ безопасной и благополучной жизни людей. Жизнь человека и общества некогда не будет идеальной, поскольку экономические социальные и личные интересы людей различны. Но их можно и необходимо согласовывать, и вводить в рамки общих гуманных и разумных норм человеческих отношений. Среди ценностей современного гуманизма большое значение имеют ценности диалога, сотрудничества и партнерства.

Они тем выше, чем контрастнее и противоречивее палитра мировой культуры. Умение проводить воспитательную и правовую работы с военнослужащими любых национальностей, вести диалог, искать разумный компромисс и добиваться мирного решения проблем безальтернативно, потому, что в мире никогда не было и едва ли установится мировоззренческое единство и единомыслие. Единство и многообразие культуры и образов жизни подталкивает человечество к выработке общемировых гуманных кодексов поведения, как для общества, так и для индивида. Эти кодексы не имеют ничего общего с догматическими религиями и каким-либо насилием. Они основаны на разуме, доброй воле и стремлению к миру и благополучию людей.

Объективные процессы интеграции человечества в общепланетарное сообщество обнаруживают уязвимость, и в ряде случаев неработоспособность регионально-этнической и религиозно-конфессиональную замкнутости. Поэтому сегодняшняя «мусульманская», «христианская», «буддийская» и прочая мораль все больше уступают место общепланетарной морали, основанной на принципах светского, просвещенного наукой миропонимания, светского права и светской гуманистической морали.

Таким образом, в условиях антиконституционного внедрения религии в светское пространство общественной жизни мы, военные юристы, можем и должны предложить обществу систему ценностей, облагородить борьбу за свободомыслие, за разум, научное демократическое мировоззрение, за просвещение и человеческое достоинство.

Это напрямую связано с необходимостью переиздания учебно-методического пособия по работе с военнослужащими-мусульманами, т.к. «Методические рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с военнослужащими-мусульманами» [xv], подготовленные в рамках сотрудничества Управления воспитательной работы СВ и Совета муфтиев России при непосредственном участии генерал-майора А. В. Чечетенко и шейха Равиля Гайнутдина неоднократно ранее мною подвергались критике в еженедельнике «Военно-промышленный курьер» [xvi].

Данная брошюра является полезной разве что в ознакомительном плане, но не может квалифицироваться как учебно-методическое пособие, т.к. изложенные в ней пожелания антинаучны, поскольку подготовлены специалистами религиозной организации.

Не допуская рецидивов вульгарного и воинствующего атеизма, необходимо объединение и создание адекватной институциональной структуры свободомыслящих, их единение с научно-просветительскими и гуманистическими обществами.

Библиография

Конституционализм: идеал и/или реальность: Сборник материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 г. [Текст] /Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М.: Институт права и публичной политики, 2012. – 255 с. – (Серия «Современные конституционные исследования»).

Там же на стр. 36 в докладе Н.В. Витрука «Конституционализм: реальный или имитационный?».

Там же на стр. 28 в докладе Б.А. Страшуна «Конституционализм: идеал, реальность и возможная перспектива».

Кутафин О.Е., Российский конституционализм. [Текст] М.: Норма, 2008. – 258 стр. // Метод. Пособие. – М.: Высш. шк., 1990. – 175 с.

Новая миссия российских мусульман. [Текст] Ислам Минбаре, № 13(231) /2015/

Муслимов С.Ш., Миримова А.А. Молодежь о религии и религиозном экстремизме. [Текст] – Махачкала: типография (ИП Магомедалиев С.А.), 2014. – 141 с.

Ислам для России / Алексей Малашенко; [Текст] Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 192 с., ил.

Там же.

http://fatwaonline.net/?view=question&id=14004

Журнал «Наука и религия» [Текст]. № 10, 1991.

Дель Валь А. Исламизм и Соединенные Штаты: Союз против Европы [Текст] DEL VALLE A. Islamisme et Etats-Unis: Unealliance contre I'Europe. — Lausanne: L'Age d'Homme, 1999. - 360 p. (Книга французского исследователя А. дель Валя посвящена совместному наступлению на интересы Европы двух весьма разных сил - мирового исламизма и США).

Там же.

Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания: Учеб. пособие по спецкурсу науч. атеизма для студентов, аспирантов и преподавателей ун-тов [Текст] / М. В. Вагабов. - М.: Высш. шк., 1984. - 167 с.; 21 см.

Муслимов С.Ш., Миримова А.А. Молодежь о религии и религиозном экстремизме. [Текст] – Махачкала: типография (ИП Магомедалиев С.А.), 2014. – 141 с.

Григорян С.А., Мельков С.А., Перенджиев А.Н. «Методические рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с военнослужащими-мусульманами». [Текст] // М. 2005, 102 стр.

Иванеев С.В. Никакая религия Вооруженные Силы не укрепит.

Еженедельник «ВПК». [Текст] // № 19 (436) за 16 мая 2012 года.



[i] Конституционализм: идеал и/или реальность: Сборник материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 г./Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М.: Институт права и публичной политики, 2012. – 255 с. – (Серия «Современные конституционные исследования»).

[ii] Там же на стр. 36 в докладе Н.В. Витрука «Конституционализм: реальный или имитационный?».

[iii] Там же на стр. 28 в докладе Б.А. Страшуна «Конституционализм: идеал, реальность и возможная перспектива».

[iv] Кутафин О.Е., Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. – 258 стр.

[v] Новая миссия российских мусульман. Ислам Минбаре № 13(231) /2015/

http://www.idmedina.ru/medina/?6230

[vi] Муслимов С.Ш., Миримова А.А. Молодежь о религии и религиозном экстремизме. – Махачкала: типография (ИП Магомедалиев С.А.), 2014. – 141 с.

[vii] Ислам для России / Алексей Малашенко; Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 192 с., ил.

[viii] Там же.

[x] Журнал «Наука и религия». № 10, 1991.

[xi] Дель Валь А. Исламизм и Соединенные Штаты: Союз против Европы DEL VALLE A. Islamisme et Etats-Unis: Une alliance contre I'Europe. — Lausanne: L'Age d'Homme, 1999. (Книга французского исследователя А. дель Валя посвящена совместному наступлению на интересы Европы двух весьма разных сил - мирового исламизма и США).

[xii] Там же.

[xiii] Вагабов, Михаил Вагабович. Ислам и вопросы атеистического воспитания: Учеб. пособие по спецкурсу науч. атеизма для студентов, аспирантов и преподавателей ун-тов / М. В. Вагабов. - М.: Высш. шк., 1984. - 167 с.; 21 см.

[xiv] Муслимов С.Ш., Миримова А.А. Молодежь о религии и религиозном экстремизме. – Махачкала: типография (ИП Магомедалиев С.А.), 2014. – 141 с.

[xv] Сост. С. А. Григорян, С. А. Мельков, А. Н. Перенджиев. М., 2005, 102 стр.

[xvi] Иванеев С.В. Никакая религия Вооруженные Силы не укрепит. Еженедельник «ВПК».

Опубликовано с разрешения автора. Источник.
 

Посмотреть и оставить отзывы (5)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Экстремистские высказывания татарстанского имама Сейджагфара Лутфуллина
  • Неподвижная гора
  • Как работает право в Сирии и Ираке
  • Парадоксы взглядов на изучение ислама
  • Парадоксы взглядов на изучение ислама

    Пришествий на страницу: 328

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.