Противоречит ли религиозная вера науке  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Галабурда Кирилл

Противоречит ли религиозная вера науке


12.10.2015 Статьи/Наука

Кирилл Галабурда

Выяснению вопроса противятся богословы. Заявлено, будто религия учит одному, наука - тому, что с этим "одним" общего не имеет. Наука делает опыты с материей, но религия занимается вещами нематериальными. Поэтому не способны вера с наукой ни противоречить, ни взаимно подтверждаться.

Это неправда. Религия тоже претендует на подтверждение через эксперименты, наблюдения. Библия говорит, якобы наблюдение природных явлений доказывает и существование Бога. Православные святые подтверждают.

Следовательно, религиозное вероучение с наукой говорят об одном. Но говорят одинаково либо противоположно?

Одни православные святые заверяют (вопреки вышецитированному), будто не Бога надо познавать через науки, но науки становятся понятны только познавшему Бога. Следовательно, наука с религией полностью совместима. Другие православные святые возражают, якобы не полностью. Третьи - что полностью несовместима. Один и тот же православный святой утверждает и первое, и второе, и третье.

Еще православные лидеры воюют и против отдельных отраслей знания: филологии, медицины, психофизиологии, космологии, астрономии, геологии, физики, математики.

Если религиозная вера науке действительно противоречит, остается выбирать: или признать вероучение, подгоняя под него науку; или признать науку, подгоняя под нее вероучение. Последний вариант православные святые осуждают. Но применяют.

По-видимому, православные святые сами себе прекословят, и мы попробуем исследовать эту проблему самостоятельно.

Противоречит ли Библия науке?

Предыстория библейских представлений о вселенной

Библию знаем от семитов. Не менее тысячелетия варварами гоняли свои стада по краям Аравийской и Сирийской пустынь. Нередко появлялись на западе, в Древнем Египте, чтобы торговать, на заработки либо вселяясь.

В Египте верили, будто небеса твердые: медные либо железные. Небесная твердь стоит на столбах. На тверди много воды. По ней "плывут... звезды... до края неба". Эта вода выпадает осадками. Возможно, через "двери неба". Судя по тому, что солнце способно за раз осветить все страны мира, земля плоская. Реки вытекают из-под земли, текут и подземно. Землю Божество держит Его рукой.

Древнеегипетская культура влияла на кочующие племена семитов. Которые стали вторгаться в города Палестины. Приблизительно XIII в. до н.э. можно датировать библейскую веру в то, что на людей способны нападать звезды. Библейские книги, рассказывающие про завоевание Палестины, выставляют небесные светила маленькими, способными понимать человеческую речь, а всю землю - размером с Ирланию.

В начале первого тысячелетия до н.э. кочевые семиты сформировали свое государство. Которое в 926 г. до н.э. распалось на царства Иудейское да Израильское. Можно предположить, что части Библии, говорящие про наполненную водою небесную твердь и светила на ней, возникшие после земной флоры, причем луна больше любой из звезд, написаны в Израиле до VI в. до н.э. Вера же в то, что дожди выпадают из открывающихся в небе дыр и земля покоится на воде, впервые высказана частями Библии, писаными в Иудее. Той эпохою нужно датировать библейскую веру, что площадь земли не превышает площади Европы. Это связано с обстоятельством: Иудейское царство было возле портов, имевших отношения со многими странами - земля казалась больше.

Библейские тексты с инструкциями для жрецов объявились с VIII в. до н.э., но ничего нового про вселенную не сообщили. Кроме смутной перепевки древеегипетской веры, будто небеса металлические. Только библейская книга 621 г. до н.э. сказала про загадочные "небеса небес" и что звезд на небе 601730 штук, а небесная твердь незамкнута. Также сказано, что земля наделена краями, между которыми население земли все. Следовательно, земля плоская.

Библейские пророки VIII в. до н.э. сказали, будто небесная твердь круглая. Земля то не больше 4 млн. км², то не больше 1 млн. км². И покоится на чем-то твердом. Полтора столетия спустя добавили, будто небо не твердь, а шатер из утонченной ткани, земля же круглая, но в то же время четырехконечная, то есть не круглая!

На время написания библейской жреческой и пророческой литературы приходится завоевание Палестины, разрушение Иерусалима Халдеей. С 586 по 589 гг. до н.э. евреи жили депортированными между рек Евфрат и Тигр. Именно тогда составители Библии ближе всего были знакомы с вавилонскими представлениями про вселенную.

Древнейшие вавилоняне верили в космическую гору Кур, имеющую глиняный под, оловянную вершину. Гору Боги разделили на металлическое небо да плоскую землю. За поверхностями которых огромные толщи воды. Земля - сравнительно небольшой округлый остров, а Мировой океан около нее того меньше. Преисподняя, сказано, полна воды.

Вавилонское мироздание подобно библейскому. В Библии про царя Вавилона говорится, что пытался по горе добраться до небесной тверди. Вышецитированная фраза про земной круг аналогично вписывается в мифологию вавилонян. Как и поднятие неба ввысь Богом.

В 539 г. до н.э. Халдейское царство пало. Персы завоевали, разрешив евреям обратно вернуться в Палестину. Самые матерые сионисты так и сделали. Железною рукою переселенцами правил Ездра-пророк. При помощи приближенного к иранскому царю Неемии напомнил (по мнению верующих) или сочинил (по мнению безбожников) первые пять книг Библии, приписав авторство Моисею.

С этого момента стали составлять сборники текстов, известных нам как Библия. Не ранее I в. до н.э. были готовы все книги, которые мы называем Ветхий завет.

Как описывается вселенная в Библии

По мнению Библии, земля накрыта тонкойтвердой поверхностью. Не то палаткой, не то сводом. Небесная твердь поставлена на землена столбах. Небесная твердь четырехугольна, края неба - возле земли.

На небесной тверди нацеплены звезды. Звезды мельче солнца, луны, земли, которая больше солнца. Солнце света не излучает, а луна - излучает. Солнце способно мыслить, бояться, слушаться, радоваться, жить в палатке. Как и прочие светила. Оно появляется между землей и краем небесной тверди, делая дугу по небесной тверди, прячется за край противоположный. За небесной твердью сперва движется к югу, после к северу - по кругу.

На небесной тверди находятся люки, через которые дожди. Без сверхъестественного вмешательства дожди выпадать не способны. Следовательно, на небесной тверди громадный резервуар с водой. То же самое касается ветра, хранящегося в медной горе, града.

Облака твердые, вода на них налита. Молнии не то выстреливаемы Богом из Его лука, не то производятся громами, Богом испускаемыми. Либо гром - это "треск шатра Его". Полная путаница!

Площадью земли Библия называет одновременно 12000000 км², 6000000 км², 4000000 км², 1000000 км², 502000 км², 61000 км². Земля плоская. Потому что, во-первых, она наделена длиной и шириной; во-вторых, ее Бог расстилает; в-третьих, ее можно накрыть огромной глыбою целиком; наконец, ее можно видеть всю с высоты, как и высокие предметы видны для всех обитателей земли одновременно. Земля делится на Срединное царство и края-концы земли. Но хотя земля четырехконечна, притом она кругла.

Что под землей? Место, населенное мертвецами, наполненное водой. Земля лежит и на пустоте, и на воде, и на твердом, и на столбах, и на руке Бога.

Такова вселенная, в которую нас обязала верить Библия.

Сопоставление с данными науки

Прежде всего, библейской тверди не существует. Из-за вращения земли вокруг оси своей кажется, будто ночное небо кружится. Звезды друг относительно друга заметно положения не меняют. Поэтому до Джордано Бруно люди считали, будто звезды прикреплены к особой твердой сфере. Для кого Библия - слово Божие, верить обязаны доныне.

Смешно, что луну библейское Божество назначило "великой" в сравнении со звездами. Но куда смешнее библейское пророчество, будто все звезды свалятся на землю. Мы не просто поплавимся-испаримся-ионизируемся, но с точки зрения постороннего наблюдателя до гравитационных их радиусов и вовсе не дойдем. Иначе говоря, пророчество не сбудется никогда.

По Библии, небесные светила моложе земной растительности на день. В действительности солнце с его планетами вращаются так, словно когда-то представляли собою массу вещества единую. Разреженную. Которая разделилась на тела Солнечной системы не за библейский "день". Считанные миллиарды лет и солнце, и земля формировались одновременно. Что видно по химическому составу метеритов, обращающихся вокруг солнца, которые ненамного старше древнейшего вещества земли. Растения же появились, учат окаменелости, только спустя 1600000000 лет после солнца. "Дерево, приносящее плод" - спустя 4535000000 лет, а трава - спустя 4575000000 лет. Иначе говоря, не за "день".

Вопреки Библии, дожди поистине возникают сами собой. Их и самому можно вызывать. Кроме того, Библия говорит, якобы роса с инеем осыпаются с неба, с облака. Что доказывает якобы мудрость Бога. С этой мудростью метеорологи не согласны. Роса никуда не "падает" и не "льется". "Небесной" не бывает, а только земной. Запотевает окно не потому, что набрызгали. Так и запотевание земли, травы тоже с дождями не связано. Иней - намерзание паров, а не снег. Этого Библия не знает.

Что касается молний, то вопреки Библии, грому предшествуют. Поскольку молнии, нагревая воздух, его заставляют расширяться, греметь. И случаются вне Божественного вмешательства: воспроизводятся лабораторно.

Сказано, контуры суши с библейской эпохи будто бы неизменны "навечно". Демонстрируя де всемогщество Бога. Но почему тогда погрузился остров Юлия-Фернандео, Кракатау, Гельголанд, острова Иоанна Богослова? Чего моря вторгаются в Японию, Порт-Ройал, на береговую линию залива Литуя, дельту реки По, Панданскую низменность? Не потому ли, что Библия лжива?

И стоит ли говорить, что солнце никакое "поприще" не пробегает; что земля ни покоится ни кушает; что не плоска; что на воде не "тверждена", на столбы не поставлена? Землю на месте такая же "Божия рука" держит, какая вокруг оной держит искусственные спутники. Космический мусор - это тоже содержимое руки Божией?

Отмазки верующих

Редкие последовательно признают истинными библейские слова все. Когда верующий встречается с вышеприведенными фактами, то старается Библией опровергать Библию.

К примеру, христианину не хочется верить, якобы небеса шарообразны. Ищет отрывки Библии, что небеса шатрообразны, притворяясь, будто шаровых отрывков нет. Когда христианину не хочется верить, якобы земля поставлена на столбы, спорят отрывками про держание земли Богом, а столбовые призывают игнорировать. Теорию Коперника ниспровергают отрывками Библии, где неподвижностью земли доказывается могущество, мудрость Бога. Замалчивая библейские места, где говорится, что земля шатается.

Противоречивые библейские пассажи верующие пытаются взаимно тождествить. Насилуя логику. К примеру, Библия говорит, якобы земля не держится ни на чем, однако держится на воде, на столбах и камнях, а также на руке Бога. Что не держится, держаться на чем-то не может. А что держится на воде, держаться на твердом аналогично. Но богословы говорят, якобы не держаться = держаться, столбы-камни = вода, твердые подпорки = нематериальный Бог.

Некоторые верующие прямо сказали, что Библия солгала. Но права! К примеру, Священное Писание говорит, якобы молнии запускаются Божественным луком. Христианин отвечает: это ложь, имеющая в виду только напугать. Когда Библия сообщает откровенную чушь вроде хранения ветра в "сокровищницах" иль "утверждения" земли на Мировом океане, говорят, якобы нужно читать небуквально. А когда подобное же говорится в мифах египтян и вавилонян, это, наверно, тоже небуквально?

Некоторые маразматические библейские места пытаются списать на непознаваемость Бога и слов Его. Но чаще, чтобы библейское слово не казалось идиотским, его значение любят извращать. "Небесная твердь" оказывается не твердью, но пространством; "воды над твердью" оказываются не водами, но жителями неба;"столбы земли" никакие не столбы, но Божия рука; "утверждение земли на водах" - это помещение вод около земли; "день" творения никакой не день, а миллионы лет. Фраза: "В начале сотворил Бог небо и землю" будто бы рассказывает о Большом Взрыве.

Да, Библию пытаются втиснуть в прокрустово ложе науки. Будто бы распростирание небесной палатки - расширение вселенной, а "твердь", отделяющая "воду" от "воды" - космическое пространство, разделяющее текучее прасырье астрономичеких объектов. Пробежка солнца между краями небесной тверди не свидетельство де геоцентризма. Будто бы Священное Писание землю назвало шарообразной и сказало, что висит она ни к чему не прикрепленной. Дескать, ее приверженность околосолнечной орбите как раз и являются "твердыми основами". Еще Библии вменяют описание круговорота воды. Якобы "концы земли" - "Чукотский полуостров Советского Союза (по другую от Аляски сторону Берингова пролива), Аляска, юго-восточная оконечность Австралии и мыс Горн в Южной Америке". "Столбы" же земли - какие-то затвердения в земной мантии, что упираются в "краеугольный камень" - земное ядро. Все такие домыслы легко развенчиваемы Библией.

Противоречит ли христианство науке?

Предыстория христианских представлений о вселенной

Персидскому владычеству приписывают участие при восстановлении древнееврейской религии в конце VI в. до н.э. Сами персы верили, что небеса трехслойны: за звездной сферой луна, выше луны солнце, дальше солнца - жилище Богов. Облака тверды. Вселенная - как яйцо со звездными небесами вместо скорлупы, землей вместо желтка. Земля плоская. Преисподняя темна. Бог "поддерживает снизу землю и облака от падения". Когда-нибудь вселенная вся сгорит.

Эти верования разделяли жившие под иранцами евреи. Что видно по древнееврейской религиозной литературе. В которой тучи тверды, небеса многослойны, шумерская же Мировая гора - на севере.

Но также персы повлияли на космологию греков. Которых веками не могли победить. Разве случайно для Фалеса Милетского (VI в. до н.э.) земля плавает в Мировом океане, движение же солнца не зависит от обращения звезд остальных? Разве случайно выученик его Анаксимандр объявил о трехслойности небес, якобы звезды ближе всего к земле, солнце - дальше, луна - между ними? По легенде, Пифагора Фалес отсылал учиться к иранцам. Согласно пифагорейцам, одна внутри другой небесных яйце-твердей семь. Эти замкнутые тверди по порядку до земли: твердь звезд, твердь Сатурна, твердь Юпитера, твердь Марса, твердь Солнца, твердь Венеры, твердь Меркурия, твердь луны. Между ними вибрирующий эфир.

Наконец, в IV в. до н.э. и персов, и греков обоих завоевал Александр Македонский. Чье владычество простиралось от Индии до Греции. Как умер Александр, империя распалась, а Палестина стала частью государства полководца Александрова Птолемея. Которое при Клеопатре (I в. до н.э.) стало провинцией Рима.

Везде, где прошел Александр, осуществлял эллинизацию. Запад и восток объединялись. В III в. до н.э. на греческий перевели книги нашего Ветхого завета. Отныне каждому просвещенному народу шанс ознакомиться. Начинается смешение всех религий. С которого рождаются гностики, манихеи, христиане.

Впервые христиан упомянули в 64 г. до н.э.: "пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в Иудее, где это зло родилось, но также и в столице, куда отовсюду стекается и находит множество приверженцев всякая гадость и пакость". В Риме христиане вели борьбу против, опять-таки, культа персидского Бога Митры. Но также поддались влиянию философской школы стоиков. Которые говорили, будто вселенная погибнет от огня. Также поверили теории Фалеса Милетского, что вселенная произошла из воды.

Как описывается вселенная евангелистами

Вселенную рисуют апостолы часто по-ветхозаветному. Палаточной, тонко-, твердонебесной, с открывающейся небесной твердью, пускающей дырами дожди, с облаками твердыми, звездами мелкими, геоцентричной, четырехугольной, следовательно, плоскоземельной, а вся земная поверхность 10000000 км².

Новое только то, что небеса многослойны, способны воспламеняться, молнии же - бомбы духов. Хотя вселенная сгорит, она сделана из воды.

Сопоставление с данными науки

Кажущееся суточное вращение звезд, относительно друг друга не подвижных, издревле подогревало веру, будто звезды намертво привинчены к обращающейся тверди. Но некоторые небесные светила движутся притом относительно "неподвижных звезд". Их и называли "блуждающими" - "πλανητης". К примеру, полуденное солнце кажется то высоко, то низко над землей в разные времена года. Луна каждочасно словно смещается в сторону созвездий ее восточнее.

Понятно, почему древние прикрепляли звезды, луну, солнце на небесные тверди разные. Прозрачные, концентрические. Раз в 30 лет планета Сатурн обнаруживается близ одной и той же звезды. С Юпитером это раз в 12 лет, с Марсом - 1 год, а для луны - месяц. Естественно было допустить, что наименее отстающие от обращения звездной сферы планеты ко звездной сфере ближе всего. Так и родилась теория, будто вращающаяся звездная сфера за собой увлекает сатурнову, сатурнова сфера - юпитерианскую и т.д. через эфир. Аналогично тому, как пролетающий самолет увлекает имеющиеся на земле предметы через воздух. Отсюда вера в трое, семеро небес.

Но такая теория не способна дать объяснение, почему же вращается сфера звездная. Современная наука способна. Ни на какие сферы небесные светила не поставлены. "Неподвижные звезды" не собраны на расстоянии до земли одинаковом. Ни первого, ни второго, ни третьего неба нет. Просто на Солнечную систему внешние тела не влияют. От этого момент импульса неизменный. Следовательно, чем удаленнее планета от солнца, тем она малоподвижнее. А христиане по-прежнему пытаются разгадать, почему в Библии написано про "третье небо".

И, конечно, молнии духами не сбрасываются. Более того, способны разряжаться внутри тучи, до земли не доходя.

Отмазки верующих

Протестанты пытаются доказывать, якобы Новый завет учит округлой земле. Нашли в Евангелии место, будто Второе пришествие случится днем и ночью одновременно. Но спасительный для верующих отрывок истолкуем иначе. Поскольку время Второго пришествия неизвестно, то всего-лишь Христос объявил ученикам: если днем, поступайте так; если ночью, поступайте эдак.

Какое толкование правильное? Конечно, второе. Потому что Новый завет о плоской земле говорит отрывками прочими. Прежде всего, земля делится на цивилизованный центр и населенные варварами углы. Также все государства земли будто бы видны с высокой горы. Как и все, происходящее на небе, видно для жителя земли каждого.

Что землю Новый завет углами наделяет, оправдывается тем, якобы "углы земли" - четыре дольки, на которые мысленно разделяется земной шар; якобы "углы земли" - четыре выступа нешарообразной планеты; якобы "углы земли" - страны света. Прежде всего, Священное Писание такие домыслы запрещает.

Но когда бы даже разрешало, не выдерживают и слабейшей критики. Сказано, что четыре великана, стоящие на четырех углах земли, способны заслонить от ветра землю целиком. Если допустить, якобы земля неплоска, сказанное лишается смысла. По-видимому, речь о земле прямоугольной: ветры дуют издалека, с отверстий небесной тверди. Тогда заслонить можно.

Что касается последней отмазки, то сама фраза:

- Видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли...
говорит: "углы земли" не страны света. Север, юг, запад и восток увидеть нельзя. Можно "видеть" лишь углы прямоугольника. Следовательно, земля подразумевается плоской.

 

Что касается трехчастности неба, то верующие сочинили, будто все по науке. Первое небо, дескать, атмосфера земли, второе - космический вакуум, а третье - жилище Бога. Последнее, думают одни, внутри солнца; либо, думают иные, чуть дальше солнца; либо, по мнению третьих, это созвездие Ориона.

Такая теория противна Священному Писанию. Согласно которому, звуки с Божьего жилища долетают и до земли, в качестве грома. Также, пишет апостол, открылась на небе дверь, и Божество позвало к Себе - пришел. Едва ли довелось ему шагать аж до солнца/Ориона. Следовательно, теория, будто землю да жилище Бога разделяет космический вакуум, антихристианска.

Противоречит ли православие науке?

Предыстория православных представлений о вселенной

Ранние христиане были немногочисленны, взаимно равны. Принадлежали к низшему классу. Первые три века н.э. подвергались гонениям августов Рима. Вследствие чего вызывали к себе сочувствие народа. Во II-III вв. отдельные граждане (Кондрат, Аристид, Арстон, Мильтаид, Клавдий Аполлинарий, Иустин и пр.) писали прошения правительству, чтобы гонения прекратили. Постепенно во христианство стали ударяться классы просвещенные.

Которые строение вселенной объясняли по-аристотельски. Как учил Аристотель (IV в. до н.э.), все составлено четырьмя стихиями, которые способны переходить одна в другую. Также "воздух - сколько бы его ни было - поднимается на поверхность воды, а вода - сколько бы ее ни было - оседает в воздухе", причем "оба они легче земли (любая их часть поднимается на поверхность земли), но тяжелее огня (любая по количеству часть этих тел оседает в огне)". Земля тонет отовсюду на мировой центр, отчего собралась она в виде шара. Земля маленькая, Евразия с Африкой - суша вся. Огонь же, всплывая по воздуху, собирается в небесные светила. Поскольку луна ближе солнца к земле, то первой орбита меньше второго, следовательно, луна вращается при земле быстрее солнца.

Аристотель отрицал атомизм и считал, якобы водяную каплю можно делить бесконечно. Мельчайшие порции воды поднимаются вверх, удерживаются там и делают облака, выпадая после дождем. Из-за паров атмосфера неоднородна: пары́ делятся на землянистые да огнистые. Сверху "пятый элемент" - эфир. Элементы взаимно превращаются. Выше небесной сферы - Божественный Перводвигатель. Который звездную твердь обращает, а прочие планетарные сферы вращаются следом, отставая.

Свои верования раннехристианские богословы пытались оправдывать этими теориями. С другой стороны, Римское государство в первые века н.э. расшатывалось. Поместья римлян обзаводились собственной экономикой, войском, судом и тюрьмами. Вторгшиеся варварские племена заводили на территории Римской империи свои государства. Городская жизнь и науки в упадке. В Риме "вакханалия цен". Естественно, что на борьбу с христианством уже не было сил.

Римские правители то провозглашали себя Богом Митрой, то вводили в Риме культ Ваала - ничего странного, что при власти вдруг объявился христианин. Ко времени воцарения своего человека Римская республика полностью выродилась в самодержавие. Прекративший гонения на христиан император Константин Великий себя провозгласил Totius Orbis Imperator (324 г.). Разумеется, христиане тоже должны были стать лояльны ко власти. Община христиан уподобляется государству. Из однородной секты возникает иерархия (Церковь), жречеству противопоставляются миряне. В оправдание Церковной иерархии сочиняется т.н. "патристика". "Отцами Церкви" признаны богословы, которые в этом отличились.

С IV в. стали созываться собрания ("вселенские соборы"), чтоб уточнить отдельные вопросы Церковной идеологии. На соборе 680-681 гг. постановили, что никто не вправе называться христианином, если верит иначе, чем Отцы Церкви.

Как описывается вселенная Отцами Церкви

Отцы Церкви вселенную себе представляют очень противоречиво. С одной стороны, мироздание подобно палатке. Но с другой, небеса представлены сферой. Третьи рассказывают, якобы не сферой, но полусферой.

Православные святые не могут определиться, считать небеса светящимися, прозрачными либо непрозрачными, заслоняющими занебесный свет. Не будь неба, земля бы поплавилась от занебесного жара. Небо наделено краями, стоящими на Мировом океане. От неба до земли не более 149600000 км или не менее 1278000000 км. Небеса тонкие.

Также небеса твердые, но не твердые, на них плещется вода. Чтобы небеса не поплавились небесными светилами, также чтобы свет от оных отражался на нас. От падения наземь воду сдерживают силы центробежные. Небо сделано со льда либо сгущенного воздуха, но способно сгибаться, сворачиваться в трубочку, гореть. Ниже либо выше небес - эфир, а выше небесной тверди - Бог. Атмосфера неоднородна: огнистые пары́ выше землянистых. Элементы легкие всплывают над землей, огонь - над воздухом. Образует околоземную сферу пламени. Элементы способны взаимно превращаться.

Небесные светила сделаны с огня, летают они в "области эфира". Остужаемы водою на небесной тверди. Другая точка зрения: небесные светила - перфорация небесной тверди. Одни Отцы Церкви сказали, будто небесные светила к небесной тверди привинчены, другие - что поставлены по ней блуждать. Причем неясно, то ли небесные светила под небесами, то ли над. Одни православные святые сказали, будто звезды на тверди неподвижны, но твердь вращается; другие - будто небо неподвижно, вращаются звезды.

Некоторые заявили, будто на каждую планету по небесной сфере, будто пифагорейская "музыка сфер" существует, а планета Венера ближе до солнца, нежели Меркурий. Но некоторые несогласны. Медленнее всего вращающиеся светила к небесной тверди ближе всего. Над указанными небесными сферами, снова-таки, жилище Бога. Солнечные затмения вне сверхъестественного вмешательства не возникают или вызываются заслонением солнца земными тучами.

Отцы Церкви говорят, якобы солнце не производит света. Свет имелся до появления солнца, но после внутри него помещен. То же касательно звезд и луны. "Луна заимствует свой свет от солнца", но притом испускает его самостоятельно. Земная растительность способна созревать и без участия солнца, самозарождаться без семян.

Всленная не то гелиоцентрична, не то геоцентрична. Земля - "высочайший центр небесного свода", вокруг этого центра "пути солнечные". По ним обращается солнце. Но раз орбита луны меньше солнечной, то солнце медленнее луны вращается. Ночью солнце прячется либо "под землею", либо за небесной твердью. За которой пробегая разные расстояния, меняет и длительность ночи в разные времена года. Но притом Отцы Церкви думают, якобы длительность отлична вследствие перемены скорости вращения солнца. Отрицая вопреки чему неравномерность обращения.

Одни православные святые думают, якобы солнце меньше земли, другие - что крупнее вдвое, третьи - что с землей одного размера. "Луна больше всех звезд", "будучи гораздо больше звезд, кажется близкою для каждого из обитателей вселенной, рассеянных по всей земной широте". Солнце тоже больше звезд. Но также луну с землей Отцы Церкви размерами наделяют одинаковыми.

Дожди с росами, по мнению православных, осыпаются с небесной тверди либо с облачных отверстий. Облака же тверды, но легче воздуха либо носимы силами сверхъестественными. Одни думают, облака - сгущенная вода, другие - сгущенный воздух. Вода на тучи налита. Там она возникает, или туча воду зачерпывает из водоемов.

Роса порождается луной. Снег - это замороженная в облаке пена. Православные святые предложили две версии круговорота воды. Либо вода дробится на мельчайшие порции, которые поднимаются наверх, объединяясь в капли, выпадая дождем. Либо реки прорываются с океана подземного, впадая снова в океан. Первую теорию православные святые отрицают.

Гром - это фумаролы в твердом облаке либо звук облачного соударения. "Молнии падают во всяком месте", "ниспадают" и могут уничтожить землю всю. Молнии возникают еще позже грома.

Отцы Церкви считают, якобы земля вся сделана с воды. Площадь земли не то 16530000 км², не то 16070000 км², не то 10920000 км², не то 9358000 км², не то 8318000 км². Мировой океан занимает не более "седьмой части земли". Океаническая вода пресна. "Одну половину земного шара занимают две части, Европа и Африка, а другую половину - одна Азия", которая "по величине является половиной всего земного шара". Больше никакие материки не существуют.

Переводческое словосочетание "земной шар" не должно вводить в заблуждение. "Orbis" - это "щит", "окружность", "орбита". Да, некоторые православные святые допускали, что земля - шар. Но прочие действительно верили, что земля плоская. Говоря, будто земля подстелена под палатку неба; будто дно мироздания - преисподняя, длина-ширина мироздания - земля; будто середина земли в Иерусалиме; будто когда появляется на небе солнце, луна, звезда, молния, радуга, Бог, они видны жителю земли каждому; будто суша вся плавает по Мировому океану. Все подобные фразы говорят: Отцы Церкви верили, что земля плоская.

Такова вселенная, в которой живут православные.

Сопоставление с данными науки

Не нужно быть ученым, чтобы понять: описанное выше - полный бред. Противоречие не только науке, не только самому себе, но даже здравому смыслу. Да, православные святые прочитали у Фалеса, будто луна заимствует ее свет у солнца, но не забыли добавить, якобы луна "суть огненного естества". Да, свт. Григорий Нисский сказал и что-то, что похоже на теорию Аристарха Самосского, но все равно Отцы Церкви (включая Григория) движение солнца вокруг земли представляли себе буквально. Да, православные святые начитались Аристотеля, говорили про водяные пары́, собирающиеся во дождевые облака, но сами-ведь облака себе представляли твердыми, раскалывающимися, летящими благодаря вмешательству сверхъестественных сил. Пускай Иоанн Златоуст узнал об Архимедовой силе, но так и не усвоил: от формы тела сила не зависит. Пускай западные Отцы знали про пифагорейскую теорию шарообразной земли, но все равно папа Римский преследовал "шотландского священника Вергилия, крупного ученого, который высказал мысль, что земля - шар и во вселенной существуют еще другие, неведомые миры". Несмотря на такое заимствование православные святые на все корки хаяли древнегреческую науку!

Которую всячески загаживали представлениями, взятыми с Библии. Но даже не загаживай они, все равно никакого нет эфира, никаких огнистых или землянистых испарений, никакого воздушного сгущения, никаких океанов со "сладкими" водами, прорывающимися сквозь плавающую по морю сушу. Воздух, огонь, вода, земля никакие не элементы, но сами состоят из элементов - элементарных веществ, на прочие вещества не разложимых.

Современные представления про состав астрономических объектов Отцы Церкви ниспровергают. Православные святые заявили, будто солнце все небо пробегает "мгновенно". Им невдомек, что за полярными кругами солнце с неба не сходит чуть не полгода! Кроме того святоотеческая литература отрицает конечность скорости света, принцип Гюйгенса-Френеля, существование космического вакуума.

Короче говоря, православная вера науке противоречит.

Отмазки верующих

Собственно, никаких отмазок и нет. Рассуждая на тему совместимости космологии с патристикой, верующие толкуют о "пространствах", "энергиях", "точках ω", безбожии Хокинга, месте тварного мира возле Бога, генотипе Адама, порче вселенной Первородным грехом - однако представления православных святых об устройстве вселенной замалчивают.

Выводы

Мы видели, что Священное Писание со Священным Преданием оба с научными данными не совместимы. Верующие пытаются совместить, но не способны даже со всеми тремя познакомиться. Следовательно, религиозная вера науке противоречит.


Посмотреть и оставить отзывы (29)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Отправная точка эволюции
  • Был ли Альберт Эйнштейн религиозен?
  • Краткое введение в научный метод познания и систему научных знаний
  • Пирамида Хеопса
  • Наука и религия непримиримы

    Пришествий на страницу: 150

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.