В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Оплата триколор тв единый выручка триколор tricolortv.oplata.paymentmethods.ru.
Авторство: Рослов Владимир

О конкурсе исследовательских работ «Вера и религия в современной России»


23.01.2014 Статьи/Общество

17 декабря некоммерческая исследовательская служба «Среда» провела презентацию лучших работ, выявленных в ходе осуществлённого ею конкурса «Вера и религия в современной России».Знаменательно, что данная презентация и награждение авторов проводились в Государственной библиотеке для молодёжи - учреждении, завоевавшем в последнее время большую популярность среди молодёжи, проявляющей интерес к научным исследованиям. Дело в том, что данный конкурс как раз и был объявлен для молодыхучёных – студентов и аспирантов высших учебных заведений.Конкурс ставил перед собой задачу привлечения внимания общественности к важной для России теме, к сохранению уже накопленного полевого материала, который, к сожалению, часто пропадает бесследно.

На конкурс поступило 173 работы, содержательноотносящихсяк разным религиям. Больше всего работ было получено от 20-22-летних авторов.Примечательно, что это в основном девушки (70%). Их преобладание объясняется главным образом тем, что мужчины, как правило, имеют больше возможностей заниматься непосредственно религиозной практикой, в то время как женщины вынуждены искать применения своим способностям в прикладных сферах религиозной деятельности. Впрочем, среди авторов много лиц, не причисляющих себя к какой-либо вере, либо предпочитающих не раскрывать свою религиозную принадлежность (30%).И этот факт следует оценить положительно, поскольку, как заявляет канадский антрополог религии Соня Люрман, «идеально, когда религиозная община изучается как её участниками, так и внешними людьми, потому что они дают различные точки зрения и имеют доступ к различным аспектам жизни общины».

Важное достижение конкурса: тексты о вере и религии получены из совершенно разных учебных заведений. Это значит, что интерес к заявленной теме есть повсюду, и исследования рассредоточены по разным университетам. Тем не менее, лидерами по числу участников в конкурсе стали Белгородский и Санкт-Петербургский государственные университеты, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Конкурс показал, что для того, чтобы проводить исследования на религиозную тематику, вовсе не обязательно быть религиоведом.В силу этих обстоятельств конкурс получился мультидисциплинарным, как это и задумывалось.Всё-таки, наиболее популярными специальностями среди молодых исследователей религии стали социология, религиоведение, история. Сравнительно немного работ поступило от богословов, что объясняется, по-видимому, невысоким уровнем мотивационного настрояэтих специалистов на научно-исследовательскую деятельность.

Первые места в конкурсе заняли трое участников: выпускница филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (2004), старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,кандидат филологических работ (2009)Евдокия Варакина; выпускница исторического факультета Белгородского государственного университета (2007), старший преподаватель кафедры социальной работы и психологииБелгородского университета экономики, кооперации и права, кандидат философских наук (2010)Татьяна Серёжко;студент философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Религиоведение»Никита Хазов.

В междисциплинарной работе Евдокии Варакиной«Роль Церкви в жизни современного человека: взгляд современной литературы»на основе 10 романов, номинировавшихся в 2003-2013 годах на премию «Русский Букер», выявляются и анализируются варианты роли Церкви в жизни современного человека.В соответствии с проведённым исследованием, автор констатирует, что в установленной выборке 30% процентов составляют произведения, в которых отрицается существенная роль Церкви в жизни современного человека; ещё в 30% Церковь как общественный институт подвергается критике «изнутри», со стороны причастного к Церкви героя и/или автора и показывается как нуждающаяся в радикальных реформах. При этом в этих же 30% текстов ослабление внутриконфессиональной жесткости (догматической и канонической) в сочетании с экуменическим направлением внешнецерковной деятельности показано как наиболее предпочтительное решение проблемы. И наконец, в 40% произведений показывается, что Православная Церковь играет значимую роль в жизни современного человека, выступая, во-первых, как носительница своеобразного нравственного эталона, который через «людей Церкви» задаёт планку повседневной жизни и предлагает незыблемые ценностные ориентиры. А во-вторых, как обладательница определённой мистико-онтологической силы, которая способна в корне изменить жизнь человека, прибегающего к Таинствам Церкви или к духовному общению с её священнослужителями.

Предметом исследования Татьяны Серёжко в её работе«Репрезентация «сакрального» в повседневных практиках крестьянства»являются народно-православные религиозные представления в их современном бытовании. Работа основывается на данных, собранных в ходе нескольких исследовательских экспедиций, проведённых автором в 2010-2012 годах в сёлах Белгородчины. И в этом заключается её конкретная этнологическая ценность.По мнению исследователя, крестьянство, живущее в самостоятельных локальных мирах, сохраняет в той или иной мере целостное нераспавшееся восприятие универсума.Этот идеал задаёт генеральный вектор оценки любых феноменов и изменений из пространства традиционного сознания, основой которого становится образно-обрядовая религиозность как полисемантическое явление, выражаемое опредёлёнными действиями (обряды, ритуалы), вербальными актами (заговоры, молитвы) и реальными опциями вещественного, материального мира (святая вода, чудодейственные травы). Скромный труд на земле или по дому – основа как духовного, так и материального существования, его правильного устроения. Крестьянская религиозность практически лишена рефлексивности, то есть не имеет интенции внутриличностной обращённости. Вследствие этого для неё характерна, с одной стороны, высокая степень слияния индивида с окружающим миром, с другой – высокий уровень связи между индивидом и его социальным сообществом. В результате, «статус традиции» довлеетв психическом складе крестьян и является фактором, тормозящим и препятствующимпринятие нововведений.

Позиционируя себя православным верующим, Никита Хазов, вместе с тем, обратился к рассмотрению такого важного аспекта народного ислама как «культ святых». Свой научный интерес он объясняет участившимися сообщениями об отмирании традиционных форм этой религиозности. Достоверны ли эти сообщения, он исследовал на примере личного знакомства с культами святых в современных народных верованиях мусульман Нижнего Поволжья, участвуя в специальных экспедициях на территории Астрахани и Астраханской области. Исследования показали, что многие культы, запрещаемые официальным исламом, носят реликтовый характер, черты доисламских, языческих верований – тотемизма, шаманизма, культа предков.По мнению автора, эти культы набирают в последнее время популярность, становятся более маргинализированными и примитивными, что встречает применение запретных мер со стороны официального духовенства.Считая их правомерными с духовной точки зрения, автор, вместе с тем опасается, что запретительные меры могут привести к потере исторических данных о доисламских верованиях.

Из работ, которые жюри конкурса не отметило присуждением почётных мест, обращает на себя внимание исследование студента исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Александра Чудецкого, посвящённое Дьяконовской поляне. Этот комплексный памятникприроды, истории и народного искусства расположен в селе Дьяконово Вологодской области. Интересен памятниксвоим подлинно народным характером, создан усилиями десятков добровольцев, имеющих разный социальный статус и проживающих в разных регионах страны.С 2008 года постановлением Правительства Вологодской области Дьяконовская поляна стала «особо охраняемой природной территорией областного значения».Памятник отражаетвзгляд народа на свою историю, религию, культуру.Здесь воедино сплелись христианские и обрядово-языческие особенности сознания русских людей. Являясь отражением местной истории, памятник стимулирует местных жителей вспоминать о своих корнях и задумываться о прошлом своей малой родины. Этоглавный вывод исследования.Примечательно, что к нему приходит молодой человек, позиционирующий себя в качестве «внеконфессионального верующего».

Ценность конкурса заключается, прежде всего, в том, что благодаря ему достаточно большое количество людей разных мировоззрений, разных научных дисциплин смогли представить свой взгляд на изучение веры и религии в современной России с самых разных позиций. Конкурс может служить хорошим примером диалога, обеспечивающего достижение мира и согласия в многоконфессиональном и поликультурном пространстве России.

Рослов Владимир


Посмотреть и оставить отзывы (25)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Дело Христоса живет
  • Блогер Соколовский как жертва борьбы кланов
  • Вечность несовременна
  • Воевал ли Николай 2-й во второй мировой?
  • Антисоветизм и религиозное мракобесие современной России
  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.