В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Наполнение сайтов http://zakaztxt.ru/3884/.
Авторство: Линник Юрий

Развод Христа с Церковью, или Расцерковление христианства как спасение России


26.08.2013 Статьи/Общество

«По плодам их узнаете их», – говорит Христос, имея в виду те явно несъедобные и дурно пахнущие плоды, которые производили фарисеи – сторонники рабского, буквального исполнения Ветхого Завета. Я вспоминаю эти слова Христа сейчас, в 2013 году, то есть ровно через 25 лет после того, как Русская Православная Церковь вдруг неожиданно получила «режим наибольшего благоприятствования» от коммунистических властей СССР в 1988 году.

Я как сейчас помню тот год. Уже вовсю шла горбачевская перестройка, и дух свободы, витавший в воздухе, ясно ощущался всеми нами. Я тогда был еще мальчиком-подростком, и меня потряс тот размах, с которым было отпраздновано тысячелетие Крещения Руси. Как раз в то время я «запоем» прочел всего Гоголя и всего Достоевского, включая их публицистику, проникнутую религиозным духом. И мне казалось, что это возрождение Церкви есть пролог того «светлого воскресения» России, о котором так вдохновенно мечтал Гоголь, есть предвестие того «Царства Христа», того «братского согласия всего человечества», о котором пророчествовал Достоевский…

Так казалось не одному мне. Многие из нас, отпрысков советской интеллигенции, воспитанных на русской классике, наивно полагали, что с возрождением Церкви начнется духовное и культурное возрождение России, что в недрах Церкви вырастет новое поколение художников, подобных Андрею Рублеву, Васнецову и Нестерову, новое поколение музыкантов, подобных Рахманинову и Свиридову, а может быть даже и новые писатели, подобные Гоголю и Достоевскому…

И вот прошло 25 лет. И что мы получили? Вместо новых Рублевых, Рахманиновых и Достоевских, – мы получили новых Малют Скуратовых, новых Торквемад и Савонарол, новых «маленьких Великих Инквизиторов», мы получили армию невежественных фанатиков-изуверов, наводняющих весь русский интернет разливанным морем звериной злобы и ненависти по отношению к трем молодым женщинам, виновным только в том, что они сплясали и спели не очень пристойную (однако вовсе не кощунственную) песенку перед алтарем того величественного храма, который мне теперь как-то очень не хочется называть именем Христа-Спасителя, а скорее хочется назвать именем Каиафы…

«По плодам их узнаете их». Вот какими оказались плоды воцерковления России. Но иных плодов и быть не могло, ибо Церковь по самой своей природе – организация ветхозаветная. В Церкви во все времена преобладали люди ветхозаветного духа, то есть те, кто на дух не переносят никакой новизны, никакого обновления и развития. Основная идея Нового Завета – идея бесконечного духовного развития человека, стремящегося достичь духовного уровня Бога, – эта идея всегда была противна как Католической Церкви на Западе, так и Православной Церкви на Востоке. Главная заповедь Нагорной проповеди Христа – «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» – всегда тщательно замалчивалась и затушевывалась Церковью. Именно поэтому в эпоху Средневековья, когда вся европейская (в том числе русская) культура находилась под жестким диктатом Церкви, эта культура была, по сути, ветхозаветной, а не христианской. И лишь после реформации и секуляризации, то есть расцерковления культурной и общественной жизни, которое в Западной Европе произошло в XVI-XVII веках, а в России в XVIII веке, – лишь после этого европейская культура стала подлинно христианской. Это очевидно. Шекспир более христианский писатель, чем Данте, ибо у Данте еще нет того сострадания каждому человеку, какое есть у Шекспира. У Данте еще нет того ощущения, что трагедия каждого отдельного человека – это катастрофа вселенского масштаба. У Шекспира это ощущение уже есть, еще сильнее оно у Шиллера, еще сильнее – у Диккенса, еще сильнее – у Достоевского.

Кстати, Диккенс – это блестящий и очень характерный для европейской культуры пример христианина-антиклерикала. «Диккенс – христианнейший из современных писателей», – говорил Достоевский, и это справедливо: вера в Бога, вера в человека как в образ Божий, вера в достоинство каждого человека – даже самого последнего подонка и злодея – и надежда на его исправление и преображение – вот главные темы творчества Диккенса. Но при этом тот же Диккенс неоднократно повторял: «я не могу без отвращения слышать звон церковных колоколов, а при приближении к любому церковному зданию чувствую тошноту».

Этот «двойственный момент» присущ всей европейской культуре Нового времени: с одной стороны – восторженно-благоговейное отношение к личности Христа и к христианству как религиозно-нравственному учению, а с другой стороны – резко отрицательное отношение к Церкви как к организации, по сути, нехристианской. Вспомним самого Достоевского: его старец Тихон в «Бесах» и старец Зосима в «Братьях Карамазовых» – это явные «диссиденты», к которым очень враждебно относится большинство их братьев по монастырю. А популярностью среди «церковного народа» пользуются только такие фанатики-фарисеи, как Ферапонт, устроивший скандал на похоронах Зосимы, что очень понравилось большинству присутствующих. То есть можно сказать, что и сам Достоевский был в некотором смысле антиклерикалом.

В свете всего вышесказанного, мне кажется очень несовременной и несвоевременной та ползучая клерикализация русской общественной жизни, которую так активно поддерживает нынешний правящий режим. Ибо это грубо противоречит всей его политике. Нынешний президент России очень любит сравнивать себя с Петром I, да и действительно стремится вести политику, схожую с петровской, которая была направлена, с одной стороны, на воссоединение России с Западной цивилизацией, а с другой стороны – на жесткое отстаивание национальных интересов России. Но вспомним, какова была политика Петра I по отношению к Церкви. На эту тему рекомендую почитать две статьи академика А. М. Панченко: «Оцерковление человека и крах этой идеи» и «Реабилитация смеха и реформа веселья Петра I» ( из книги «Русская культура в канун петровских реформ»). Вкратце: суть церковной реформы Петра заключалась в том, чтобы отодвинуть Церковь на обочину культурной и общественной жизни и поставить Церковь под жесткий контроль государства. Если нынешний национальный лидер России хочет быть во всем похожим на Петра Великого, то он должен и в этом последовать его примеру.

Но, к сожалению, пока нынешний президент России ведет по отношению к Церкви политику, прямо противоположную петровской. И это меня очень удивляет. Неужели власть не видит всей опасности, которую таит в себе клерикализация общества, особенно – клерикализация армии? Вспомним, кто до недавнего времени возглавлял Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами. А это небезызвестный протоиерей Дмитрий Смирнов, который неоднократно публично (да еще во время церковных проповедей) восхищался исламскими террористами, называя их «святыми мучениками», а про девушек из Pussy Riot говорил вполне в духе исламских экстремистов: «это не женщины и вообще не люди: это существа». (В связи с этим вспоминаю любимую поговорку В. В. Путина: «кто обзывается, тот сам так и называется»). События 2012 года показали, что такие «существа», как протоиерей Дмитрий Смирнов, составляют абсолютное большинство духовенства РПЦ. Вы представляете, что будет, если эти «существа» начнут воспитывать наших солдат и офицеров? Вам мало одного полковника Квачкова? Вы получите тысячи новых полковников Квачковых! Вы еще недостаточно навоевались с исламскими террористами? Теперь Вы хотите повоевать еще и с православными террористами? Неужели Вам это надо, уважаемый Владимир Владимирович Путин? Зачем?!

Юрий Линник, филолог, переводчик, офицер запаса ВС РФ, г. Санкт-Петербург.

Сколько стоит виза в Испанию.

Посмотреть и оставить отзывы (20)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Дело Христоса живет
  • Блогер Соколовский как жертва борьбы кланов
  • Вечность несовременна
  • Воевал ли Николай 2-й во второй мировой?
  • Антисоветизм и религиозное мракобесие современной России
  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.