Отлучение от государства  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Газета.ru

Отлучение от государства


02.05.2013 СМИ/Конституция и религии

Скандалы вокруг РПЦ показали, что реформа церкви необходима
Русская православная церковь будет реформирована только после смены политических порядков в России, ее превращения в либерально-демократическое государство. При сегодняшнем положении дел, когда высшие церковные начальники фактически являются частью правящего в России класса бизнес-чиновников, следующие христианским заповедям клирики лишены возможности руководить церковью.

Ситуация в церкви похожа на ту, что сложилась в российской экономике и политике: жизнь клира и мирян опутана липкой паутиной чиновного надзора. Религия должна стать исключительно частным делом граждан, равно как россияне должны получить право заниматься бизнесом, создавать политические партии и получить наконец в свое владение приватизированное бюрократами государство.

С РПЦ происходит то же, что и с другими институтами российского общества. Незавершенная революция, начавшаяся в конце 80-х годов, и здесь привела к власти людей с печатью советского прошлого в душах и бизнес-планами в головах.

Патриарх Кирилл выражает радость по поводу того, что большое число россиян приняло участие в пасхальных богослужениях, считая это ответом той части нашего общества, которое в последнее время критиковало лично патриарха за стяжательство, ложь и лицемерие. Это рутинный образец мысли коммунистического или связанного с ним преемственностью современного партийно-политического руководства. Его представители всегда отождествляли отечество с начальством и считали, что забота общества о первом означает всенародную любовь ко второму — к их идеологии, повадкам и причудам. То же самое происходит сегодня с христианской верой или же, скажем осторожнее, тяготением наших соотечественников к древним обрядам русского православия. Оно также используется для оправдания того, что оправдания не имеет.

Но здесь видна и другая черта российского чиновничества: мнение народа его мало интересует до тех пор, пока он демонстрирует покорность и подчинение. Вот и патриарх после скандалов с его участием, очевидно, вздохнул с облегчением, увидев толпы людей, пришедших в храмы.

Реформа Русской православной церкви — ее внутреннее дело. Но инициировать перемены может только отлучение церкви от государства. Тогда она вынуждена будет меняться, приводя нормы жизни клира в соответствии с декларируемыми этим же клиром ценностями. И только тогда уйдут в прошлое сегодняшние агрессивные атаки части иерархов на общество за колющую глаза правду. В этом отношении РПЦ демонстрирует совершенную неопытность в публичной политике: там, где следовало бы замолчать вопрос, он всякий раз ненужным образом поднимается. Здесь религиозным деятелям есть чему поучиться у дружественного путинского чиновничества, накопившего богатый опыт сокрытия неудач.

Патриарх Кирилл напрасно себя успокаивает — события последнего времени не пройдут бесследно. Они ясно показали думающей части общества, что реформа церкви необходима, а ответственной части политического класса — что одной проблемой в российской политике стало больше.

Потому что общество не может мириться с тем, что институт, должный быть носителем нравственности и духовности, демонстрирует едва ли не все пороки, характерные современной эпохе. И когда протоиерей Всеволод Чаплин задается вопросом, почему в годы большевизма люди в массовом порядке с оружием в руках не защищали церковь, ответом ему может служить сегодняшний имидж Русской православной церкви, накрепко связанной с политическими властями, не имеющей собственного голоса и изменяющей своим принципам. Это самоубийственное сочетание.

Трудно сказать, какой вердикт вынесут потомки нынешнему патриарху. Но достоверно известно, как оценивали пастыря, позиция которого могла бы считаться образцовой и во времена сегодняшних политических перемен, — святителя Филиппа. Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (Колычёв) не побоялся выступить против Ивана Грозного и его опричнины. Русский религиозный мыслитель и историк Георгий Федотов писал о Филиппе: «Его первое столкновение с Иваном в Успенском соборе произвело такое впечатление на современников, что далекий новгородский летописец отметил в своих скудных записях: «Марта 22 дня, на самое середокрестное недели, учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати о опришнине».

Сегодня же предметом вражды часть церковных иерархов выбрала не «государя», а думающую часть общества. С «государем» и его приказными у нее все нормально, вне зависимости от их деяний.

В отношениях с ними наступившая много лет назад весна так и не перейдет в другое свойственное политическому времени года состояние


Посмотреть и оставить отзывы (37)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Губернатор Питера "слил" Исаакиевский собор
  • Случай на конференции (быль)
  • Дело Виктора Краснова: не допустить обвинительного прецедента!
  • И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго
  • Митинг в поддержку Виктора Краснова: почему верующие Ставрополя вступились за атеиста?

    16

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.