Как верили предки. Народные пословицы о религии  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Цоглин Аркадий

Как верили предки. Народные пословицы о религии


23.03.2012 Статьи/История

Важной составной частью культурного богатства народа заслуженно считаются пословицы и поговорки. В них отчетливо и всесторонне и притом в сжатой форме воплотилась вековая мудрость этноса. Пословицы охватили все стороны народной жизни, немало в них и  суждений о религии, церкви   и  ее служителях. В прошлом усилиями власти и церкви в жизнь общества веками внедрялись религиозные обряды и понятия, что не могло не наложить сильный отпечаток на образ мыслей народа. В некоторых кругах общества бытует мнение, что наши предки были неколебимо набожны и глубоко преданы Богу. Даже возникло определение русского народа «народ – богоносец». Это мнение создано деятелями церкви, так как очень выгодно им. Церковники придумали и внедрили в сознание народа большое количество изречений, основанных на традиции и выражающих назидательный характер их проповеди. Например:

-- Одно спасение – пост да молитва.

-- Молись иконе да будь в покое.

-- Пост да молитва небо отворяют.

-- Богу молиться – вперед пригодится.

Авторы этих церковных пословиц пытаются выдать их за народную мудрость. Но подлинные народные пословицы заметно отличаются от подобного поучительного словотворчества, хотя тоже нередко говорят о вере и молитве. В прошлом широко употреблялась пословица «Вес да мера – христова вера». Как возникло такое сравнение? Для простых людей вес и мера были реальными величинами. Уравнивание с ними веры в бога явно не в пользу последней. С этим связана другая народная пословица — «Вес – не попова душа». Глубокая вера несовместима с таким пренебрежительным отношением к  служителям церкви. Снижение  образа бога путем сравнений было частым явлением в фольклоре. Вот несколько образцов пословиц такого рода:

-- Деньга не бог, а полбога есть.
-- Деньга попа купит и бога обманет.

В них подчеркивалось могущество денег, превосходящее силу бога в представлении простых людей.
Постулат божьего всемогущества и милосердия, внушаемый церковниками, вызывал порой у  людей  ироническое отношение, что отражалось в пословицах:

-- Бог поберег и вдоль и поперек.
-- Ох, ведает про то бог, отчего живот засох.
-- Кто сам себя стережет, того и бог бережет.

Интересно, что в некоторых пословицах сохранилось воспоминание о раннем периоде крещения Руси. В частности, о кровавом принуждении к новой вере в древнем Новгороде народ сложил пословицу --  « Добрыня крести мечом, Путята — огнем». Здесь употребляются имена князей, заставлявших народ принять христианскую веру насильно. О том, как трудно приживалась христианская вера на Руси, свидетельствуют пословицы того времени:

-- Веру переменить – не рубашку переодеть.
-- Менять веру – менять и совесть.

 Критически относясь к догматам этой христианской веры, люди говорили: «Свой вертеп лучше Синайской горы». Для них свой дом, даже убогий, был важнее священной горы, на которой, по библейской легенде, пророк Моисей разговаривал с богом! Близка по смыслу к этой пословице и другая – «Наша горница с богом не спорница: каково на дворе, таково и в ней». Под видом безропотного преклонения перед высшей силой здесь сказалась горькая ирония по поводу бедной жизни.

Церковь постоянно внушала народу мысль о его греховности, чтобы вызвать чувство религиозного покаяния. Она пустила в обращение такие афоризмы:

-- Един бог без греха.

-- Один бог безгрешен.

-- Виновен да повинен – богу не противен.

Но ожидаемого смирения не получалось. О своей греховности   простые люди часто тоже говорили с иронией:

-- Согрешающих видим, о кающихся бог весть.
-- Благословясь не грех.
-- Что грешно, то и потешно.
-- Не скажешь: аминь, так и выпить не дадим.

До сих пор широко бытует пословица — «И рад бы в рай, да грехи не пускают». В ней проявилось мнимое смирение, а, по сути, пренебрежение церковной райской сказкой. Не верят люди в реальность христианского рая, и все тут!

В ответ на настойчивые призывы священников регулярно молиться в церкви народ сочинил немало остроумных пословиц:

-- Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.
-- Не до обедни, коли много бредни ( т.е. хозяйственных забот).
-- Нужда — богомолка.

Реальная жизнь показывала людям тщетность молитв, что отразилось в пословице  «Нет тяжелее: богу молиться да долги платить». Народ сознавал, что мотивом молитвы нередко служит лицемерие. Отсюда пословицы — «Добрый вор без молитвы не украдет», «Зашел в чужую клеть молитвы петь», «Вор слезлив, а плут богомолен», «Иной по две обедни слушает да по две души кушает».
 Кто не слышал насмешливую пословицу — «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет»? В ней проявилось ироничное отношение к умственным способностям истовых богомольцев.

В пословицах выражалось и скептическое отношение к церковным постам. Это чувствуется в таких выражениях:

-- Постись духом, а не брюхом.
-- За еду не быть в аду.
-- Бес и хлеб не ест, а не свят.

Люди отстаивали  право самим решать, поститься им или нет:

-- Среда да пятница в доме не указчица.

Опыт показывал, что длительные посты истощают тело, наносят вред здоровью. Это наблюдение породило такие пословицы:

-- Зачал говеть, да стало брюхо болеть.
-- Рада бы душа посту, так тело бунтует.

Часто сельские  люди делали вывод о необязательности постов:

-- Пост не мост, можно и объехать.
-- Согрешил, накрошил да и выхлебал.
-- Кому скоромно, а нам на здоровье.

              *                    *                         *
Выдающийся общественный деятель России ХIХ века Виссарион Белинский в своем знаменитом письме Гоголю решительно возражал против установившегося официального мнения о боголюбивости  и особой религиозности русского народа. Он убежденно писал: «По-вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности…мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме…». Интересно, что Белинский в подтверждение своих мыслей использовал одну из выразительных народных пословиц.
Составитель знаменитого Толкового словаря Владимир Даль иллюстрировал слово «церковь» такой пословицей: «Близко церковь, да далеко от бога». Смысл пословицы откровенно атеистичен и антицерковен. И таких пословиц в словаре Даля немало:

-- Сковородный звон лучше колокольного.

-- Не строй семь церквей, пристрой семь детей.

-- Поп сидя обедню служит, а миряне лежа богу молятся.

--  Голодному да заботному долга обедня.

-- На бедняка и кадило чадит.

                 *                 *                        *

Церковь внушала народу противоречивые понятия. С одной стороны, утверждалось, что человек — ничтожное существо, целиком находящееся во власти Бога. С другой стороны, в богословии закреплена идея о том, что человек создан по образу и подобию божьему. В результате, некоторые развитые люди стали сравнивать себя с богом не только по внешности, но и по сути. Так, поэт Державин писал о людях, то возвышающих, то унижающих себя:

Я -- царь, я -- раб,
Я  -- червь, я -- бог!

Поэт отмечал в этих строках сложность жизни и человеческой натуры. Он догадывался, что именно люди сотворили себе бога, наделили его многими своими признаками. Это проявилось и в народных поговорках:

-- Ваши слова да богу в уши.
-- Он живет как у Христа за пазухой.
-- Он бога за бороду ухватил (об удачливом человеке).

В них богу приписывают человеческие органы (уши, бороду), он одет в обычную одежду (имеет пазуху). В церковном мифотворчестве небесная божественная иерархия напоминает земную государственную власть во главе с царем - самодержцем, который повелевает целым отрядом архангелов и ангелов. В его услужении находятся многочисленные святые угодники. Даже используется аналог тюрьмы – ад с его палачами и служителями — чертями. Церковь активно  поддерживала самодержавную царскую власть как богоугодную. С этой целью церковные авторы  придумали такие пословицы:

-- Все божье да государево.
--Богом да царем Русь крепка.
-- Никто, как бог да государь.
-- Бог ведает да царь.

Фразу «Все божье да государево» царь Иван Грозный включил в наказ гонцу, направляя его польскому королю Сигизмунду. Такая идеология была очень выгодна ему и другим самодержавным правителям. В ее основе лежат слова евангельского Христа: «Воздайте кесарево кесарю, а божие богови». В связи с этим возникла и церковная пословица — «Правда божья, а воля царская». В настоящее время стало модным идеализировать царскую власть минувших веков. Это связано с усилением влияния православной церкви, всегда поддерживавшей монархию. Создаются предпосылки для установления в России политического строя, близкого самодержавному правлению (многолетнее управление страной одного известного политика).

Но в народе о верховной власти и ее божественном происхождении сложили другие пословицы, куда более точно отражавшие реальное положение вещей.
-- За глаза и про царя говорят.

В недоговоренности этой пословицы скрыт намек, что говорят о царе недоброе, такое, что страшно бывает высказать открыто. У нее был и более откровенный вариант, вошедший в фольклорные сборники дореволюционного времени — «Заглазно и царя бранят». Были в ходу и такие пословицы:

-- Царский праздник не наш день, а государев.
-- Царю из-за тына не видать.
-- Царю в народе, а киселю в брюхе место будет.

Если вспомнить, как говорили в народе о «кисельной сытости»  -- «Барская милость — кисельная сытость», то  последняя «царелюбивая» пословица приобретает явно иронический смысл.
Существовали и такие пословицы, в которых люди насмешливо снижали царский образ или уравнивали себя с носителями высшей власти:

-- Муха и царю кусает брюхо.
-- Веник в бане и царя бьет.
-- Царь без слуг как без рук.

О недоступности народу царской власти сложили пословицу — «До неба умом не сигнешь, до царя рукою». В ней проявилась и чуждость «неба» простым людям, не понимавшим церковной веры. Широко бытовала пословица «Бог высоко, а государь далеко», возникшая во время правления Петра I. В начале 20 века резко усилились бунтарские настроения среди рабочих. Они выражались и  в форме пословиц, в которых задевался  образ бога. Например:

-- Богу и царю служить – без штанов всю жизнь ходить.
  --  Шахтер богу не родня: его бойся как огня.
                       
*                         *                              *

В Толковом словаре В.Даля собрано много пословиц, характеризующих отношение народа к духовенству, которое зачастую было явно критическим. Ирония видна в таких пословицах:

-- Поп в колокол, а мы за ковш.
-- Попы за книжки, а мы за пышки.
-- Шел в церковь, а попал в кабак, ну, ин так.
-- Хоть церковь и близко, да ходить склизко.
-- Три попа, да заросла в церковь тропа.

Противопоставление церковных и народных интересов в этих пословицах совершенно очевидно.
Целый пласт пословиц был связан с монастырями и монастырской жизнью:

-- Старичок Сергеюшка в шелк-бархат всю братию одел (пословица говорит о Троице - Сергиевой лавре).
-- Не земля монастырь кормит, а мужичок.
-- Монастырщина что барщина.
-- Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив.
-- Не от бога лавре благодать, а от богомольцев.

В этих пословицах видно осуждение корыстолюбия монастырского начальства.
Решение человека стать монахом в пословицах тоже получало негативную оценку:

-- От беды в чернецы.
-- Дожила голова до черного клобука.
-- Постриженный – что отпетый.
-- Келья гроб – и дверью хлоп.
-- Вчера с кистенем, сегодня с четками (среди монахов были и преступники).
О монахах резко говорили «Монах -- он умом не ах» (комментарии излишни).
До сих пор бытует фразеологизм «подвести под монастырь» с ясным значением --  подвергать кого-то неприятностям.

Эти пословицы красноречиво свидетельствуют о том, что в русском народе религиозная вера была слаба и часто встречала насмешливое отношение. Не было большого почитания церковных устоев и молитв. Люди видели, что церковь связана с неправедной властью и поддерживает ее. Конечно, всегда была часть населения, подверженная церковному влиянию — старые или  душевнобольные люди, искавшие в религии утешения от житейских невзгод, убежища от одиночества. Эта  социально инертная группа и сегодня составляет церковную паству. Фанатизм был и остается уделом православных сект старообрядцев, пятидесятников и т.п., ведущих замкнутое существование. Но молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, стоит серьезно подумать о роли религии и церкви в прошлом и в настоящее время. Хорошую помощь в этом им оказывает изучение русского фольклора, в том числе пословиц и поговорок о боге, вере и церкви.

Аркадий Цоглин, г. Саратов

Посмотреть и оставить отзывы (226)


Последние публикации на сопряженные темы

  • FAQ по СССР
  • Кто и за что клевещет на Сталина и СССР?
  • Как построить богатую страну с честной и народной властью? Или зачем нужен научный атеизм?
  • Достижения атеистического СССР
  • Несовместимость морали науки и религии или почему Россия не может догнать Америку

    Пришествий на страницу: 122

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.