«Антихрист» Фридриха Ницше и современность  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика
Авторство: Мандрик Андрей

«Антихрист» Фридриха Ницше и современность


01.12.2011 Философия/Христианство

Фридрих Ницше был первый, кто посмотрел на христианство, как на болезнь, как  на признак вырождения. Под свои суждения он подвел сильную, (но, тем не менее, достаточно спорную) доказательную базу.
Проблематику «Антихриста» можно условно поделить на несколько основных тем, каждую из которых он раскрывает в соответствующих главах своей работы.
Ключевыми понятиями ницшеанской морали являются: сила, воля к власти, полнота способностей, постоянное развитие. Хорошо у него все, что происходит из силы, дурно — все то, что из слабости. Показательным в этой связи является название произведения. Антихрист — вот кем видит автор своего сверхчеловека. Известно, что некоторые черты философ взял у таких личностей, как Наполеон и Чезаре Борджиа. Но, сверхчеловек не проявится сам по себе. Его появлению должен предшествовать продолжительный период подготовки — сюда входит переоценка ценностей, и, как следствие, развитие новых представлений о морали. «Вокруг создателей новых ценностей вращается мир» [1, 48 с.]. Переоценивать ценности — это значит подвергать сомнению то, что кажется незыблемым. В сущности — это своеобразное орудие обновления общества. Но любое общество традиционно и боится всего нового и неизвестного. Однако, без обновления, постоянного обновления нельзя говорить о развитии. Как только отдельно взятый человек или государство перестают искать и узнавать новое, они неизменно скатываются в своем развитии на уровень, гораздо ниже того, на котором стояли в тот момент. Ницше понимал это и видел в христианстве как раз один из таких застойных моментов, являющихся помехой прогрессу. Он говорил о серьезном отрицательном влиянии христианства на философию и культуру. По своей значимости можно сравнить эту книгу с «Происхождением видов» Чарльза Дарвина. Она  повлекла за собой огромные изменения и оказала значительное влияние на общество.
 
Ключом к ницшеанскому пониманию христианства могут стать следующие слова: «Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности» [2, 279 с.]. Христианский бог был противопоставлен природе, христианские добродетели — человеческим инстинктам. Причиной же возникновения христианства он считает «страдание», неспособность жить в действительности. Религия у него — это попытка слабого человека спрятаться в мире собственных фантазий и заблуждений. Но, конечно же, не все так однозначно. Национальные религии (какой, например, был ислам для арабов) — это благодарность народа за свои успехи и достижения, это жертва того, кому есть, что жертвовать. Такой, национальный бог несет на себе отпечаток морали своего народа, как бог Ветхого завета, который представляет собой пример национального божества евреев. Отрицательный характер религии у Ницше проявляется тогда, когда она переходит границы одной нации. О божестве он в таком случае говорит следующее: «Некогда божество представляло собой народ, мощь народа — теперь оно только лишь благое божество…» [2, 280 с.]. Добрый бог, который не способен к наказанию — это бог, кастрированный в своих высших добродетелях. Занимая сторону больных и слабых, он, таким образом, вырождается в противоречие с жизнью, вместо ее утверждения: «Бог, обожествляющий «ничто» [2, 283 с.], — нет печальнее персонажа в истории религии!..
 
Родственной христианству философ называет одну из религий Востока — буддизм. Но, объявляя об их родстве, он также говорит об их существенных различиях: «буддизм во сто раз реальнее христианства, — он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет» [2, 283 с.]. Глубоким отличием от христианства является отсутствие самообмана моральных понятий. Христианской борьбе с грехом здесь противопоставляется борьба со страданием, депрессией, которые были вызваны повышенной раздражительностью к окружающей действительности. Это страдание здесь не облекается в какую-либо форму, оно свободно провозглашается.
 
            Характер христианского вероучения философ связывает в первую очередь со средой, где оно возникло. Интересно здесь то, что в отличие от различных историков и исследователей религии, Ницше считает учение Христа лишь последовательным развитием идей иудаизма. В иудаизме и были на его взгляд изначально извращены понятия о действительности, боге и раскаянии, установлена тотальная, паразитическая власть жреца над умами людей. Одной из самых интересных является точка зрения автора на психологический тип Христа. Важно понять, утверждает он, что Спаситель не был гением или героем, каким его иногда объявляют. Это ни в коем случае не борец. Скорее, — обратное: «неспособность к противодействию делается здесь моралью […]; блаженство в мире, кротости, в неспособности быть врагом» [2, 294 с.]. И развивает эту мысль: «говоря со строгостью физиолога, здесь было бы уместно совершенно иное слово, слово «идиот» [2, 294 с.], т. е. человек, «запертый» в мире собственных эмоциональных переживаний. Не будем забывать, кем были первые христиане: рабы, нищие, слабые, униженные, неудачники. Иисус предложил им спасение от их неудавшейся правды жизни — бегство «внутрь» себя. Это и была его Благая весть: «Царство Божье внутри вас» [2, 295 с.].
 
В ряде глав автор касается такой важной проблемы, как невозможность сосуществования науки и религии. Любая религия, в том числе и христианство, питает крайнюю неприязнь к науке и любым способам познания мира вообще. Причина здесь в нежелании религиозных деятелей доказывать что-либо, искать причинно-следственные связи, потому что их рассуждения всегда в конце концов приходят в тупик. «Вера», как императив есть veto против науки»[2, 314 с.] и «Жрец знает только одну великую опасность — науку: здоровое понятие о причине и действии» [2, 316 с.].
 
Как известно, праздность наводит мысли. «Человек не должен думать» [2, 316 с.] — Христианская церковь берет на вооружение учение о грехе, она обвиняет человека, унижает его перед богом, объявляет его рабом, несчастным, более того недостойным счастья. Логическим завершением этого является идея Первородного греха, которым, по сути и является наука — то есть здоровое сомнение, взгляд вовне. Подтверждением тому является сама Библия, в которой говорится об изгнании человека из рая. За что? За попытку познать, за сомнение в божественном законе. Но, несмотря ни на что, «дело познания воздвигается, возвышаясь до небес, затемняя богов» [2, 316 с.]. Человечество изобретает такие способы познания мира, как философия и наука. К чему это привело, что мы можем наблюдать на сегодняшний день? Прогресс, всеобщая доступность знания, огромные темпы роста, возможность образования и самообразования…Но, вместе с тем люди все также тратят свое время и силы на соблюдение церковных норм и правил, некоторые идут еще дальше — и пополняют ряды многочисленных сект и нетрадиционных культов.
 
Не обошел стороной философ и такой важный вопрос, как психология веры. «Верующий принадлежит не себе, он может быть только средством, он должен быть использован, он нуждается в ком-нибудь, кто бы его использовал» [2, 319 с.]. В этих словах выражена основная мысль такого понятия, как вера. Если знание делает думающего свободным, то вера делает верующего зависимым от внушающего. Этим и пользуются жрецы разного толка. Они создают религии и культы, превращающие людей в рабов. Пока не будет разоблачена сама идея веры, до тех пор еще человечество будет жить в цепях религиозных догм, до тех пор еще обманщики и мошенники будут объявляться святыми. Схожая мысль звучала еще у автора «Государя»: «Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить» [4, 26 с.].
 
         Разговор о христианстве был бы не полным, если бы автор не сказал о том, крайне негативном влиянии, которое этот культ оказал на историю Европы. Но что же в нем такого негативного?  Начнем с того, что никто иной, как адепты христианской церкви уничтожили великое наследие античности. Для того, чтобы вернуть все это, потребовались века, а кое-что было утрачено навсегда. Огромный труд, проделанный древнегреческими и древнеримскими учеными, философами, юристами был отвергнут и предан забвению: «Вся работа античного мира напрасна» [2, 332 с.].
 
            Но наследие это не было похоронено навсегда. Прошло немало времени, — больше тысячи лет Европа жила во мраке средневековья, но настал момент, — и взошло солнце Ренессанса. Чем была эта эпоха для цивилизованного человечества? «Переоценка христианских ценностей, попытка доставить победу противоположным ценностям, благородным ценностям, при помощи всех средств, инстинктов, всего гения…» [2, 334 с.]. Ницше говорит о возможности победы над христианством в самом сердце его — в Риме, если бы на папский престол взошел Чезаре Борджиа или кто-либо, подобный ему: «…тем самым христианство было бы уничтожено» [2, 335 с.]. Но, на смену власти католической церкви пришел протестантизм, — еще более нетерпимая, неисцелимая и неопровержимая форма христианства . Подтверждением этой мысли могут служить все те ужасающие проявления религиозного фанатизма в среде последователей различных протестантских деноминаций, которые мы наблюдаем и по сей день.
 
            «Я осуждаю христианство, я выдвигаю против христианской церкви страшнейшие из всех обвинений, какие только когда-нибудь бывали в  устах обвинителя» [2, 335 с.]. Обвинение и презрение — вот то, чего, по мнению Ницше заслужила христианская церковь за долгие века своего существования, за все свои преступления перед человечеством, прогрессом, природой: «это вечное обвинение против христианства я хочу написать на всех стенах, где они есть, — у меня есть буквы, чтобы и слепых сделать зрячими…» [2, 336 с.]. Однако, нельзя забывать о существовании ряда проблем, связанных с трактовкой его текстов. В истории есть примеры, когда ошибочное их понимание приводило к чудовищным последствиям. Для того, чтобы избежать подобных неприятных моментов, следует помнить, что любые произведения философского характера, особенно если в них речь идет о вопросах морали и нравственности следует изучать всесторонне, подвергая сомнению и пристально вчитываясь в каждое слово.
 
Список использованной литературы:
  1. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого: перевод с нем./худож.-офор. Б. Ф. Бублик. - Москва: издательство АСТ, ФОЛИО, 2001. - 352 с. – (Философия. Мастера). – ISBN 5-17-005978-7
  2. Ницше, Ф. Антихрист: проклятие христианству: перевод с нем./худож.-офор. Б. Ф. Бублик. - Москва: издательство АСТ, ФОЛИО, 2001. - 352 с. – (Философия. Мастера). – ISBN 5-17-005978-7
  3. Ницше, Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм; Так говорил Заратустра; Казус Вагнер; Сумерки идолов, или Как философствуют молотом; Антихрист; Ecce Homo: Пер. с нем. / Фридрих Ницше; [Вступ. ст. Т.Манна, с. 5-40]. — М. : АСТ : НФ "Пушкин. б-ка", 2004. — 758, [1] с. ; 22 см. — (Золотой фонд мировой классики). — Библиогр. в примеч.: с. 695-757. — 6000 экз. — ISBN 5-94643-099-8 (Пушкин. б-ка). — ISBN 5-17-024113-5 (АСТ)
  4. Макиавелли, Н. Избранные произведения/ Николо Макиавелли. — Москва: Художественная литература, 1982.

Посмотреть и оставить отзывы (74)


Последние публикации на сопряженные темы

  • ЛГБТ-христиане соберутся в Ереване
  • «Гламурный батюшка» или Гвоздодёр в Руце Божьей
  • Молиться и терпеть
  • Ложь — религия рабов
  • Мерзость и запустение

    Пришествий на страницу: 3427

  • 
    ТЕМА ДНЯ
    Трагедия "Крещения Руси" 28 июля

    Добровольно-принудительное крещение Руси
    О крещении Киева через насилие и о цитатах Невзорова...
    Тысячелетию крещения Руси
    Насильственное насаждение православия среди народностей России
    Очерки по истории РПЦ: Церковь в древней Руси
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    Исток атеизма Форум
    Рубрики
    Темы
    Авторы
    Новости
    Новый русский атеизм
    Материалы РГО
    Поговорим о боге
    Дулуман
    Книги
    Галерея
    Юмор
    Анекдоты
    Страница Иисуса
    Танцующий Иисус
    Рейтинг@Mail.ru
    
    Copyright©1998-2018 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.