Истоки неприятия  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

Авторство: Марков Александр

Истоки неприятия


04.02.2009 Статьи/Общество

Научно-информационный журнал
ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ • 9(70)'2007
Общество и наука: истоки неприятия
А.В. Марков
доктор биологических наук,
старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН
markov_a@inbox.ru
 
В последнее время все больше ученых с горечью признают, что пропасть между прогрессом на­уки и отсталостью общественного сознания, прозябающего в плену невежества и предрассудков, расширяется день ото дня. Не секрет, что современ­ная научная картина мира слишком сложна для мас­сового сознания. Сегодня никто не может вместить все знания, добытые наукой. Но это не единствен­ная причина живучести предрассудков, суеверий и лженаучных идей в современном обществе. Не ме­нее важно и несоответствие многих выводов совре­менной науки врожденным свойствам и наклоннос­тям человеческой психики и устоявшимся стереоти­пам общественного сознания.
Недавно опубликованные в журнале «Science» результаты исследований сотрудников психологи­ческого факультета Йельского университета (США)* свидетельствуют о психологическом фено­мене интуитивного отторжения научных знаний массовым сознанием, который получил название «сопротивление науке». Авторы выявили связь меж­ду психологией маленьких детей и неприятием на­учных теорий взрослыми людьми. В частности, по их мнению, свойственная детям «неупорядочен­ная телеология» — стремление приписывать каждо­му предмету цель, ради которой он был кем-то и ког­да-то создан, — может быть одной из причин удиви­тельной живучести креационизма. По результатам опросов, 42% взрослых американцев убеждены, что люди и животные существуют в нынешнем виде с «начала времен». Но и среди тех, кто признает эво­люцию и естественный отбор, лишь немногие зна­ют, что это такое (обычно полагают, что эволюция — загадочный закон природы, в силу которого дети лучше приспособлены к среде обитания, чем роди­тели). Впрочем, «сопротивление науке» проявляется не только в восприятии эволюции: множество лю­дей верят в чудеса, неподтвержденные медицинские практики, привидения, астрологию и т. д.
Казалось бы, ну и пусть себе верят — лишь бы не «чудили» на практике. В конце концов, благодаря научному прогрессу большинство населения развитых стран сегодня может жить припеваючи, вообще ничего не зная об окружающем мире. Увы, в совре­менном обществе именно от невежественных масс зависит в итоге государственная политика и в таких наукоемких областях, как нынешние исследования изменений климата, нано- и биотехнологии и т. д.
«Сопротивление науке» в той или иной мере при­суще всем народам и культурам и проистекает, по мнению авторов, из двух базовых особенностей детской психики. Первая связана с тем, что дети знают «изначально», вторая — с тем, как они усваи­вают новые знания.
Наука противоречит изначальным представлени­ям детей об устройстве мира. Даже годовалый младе­нец — отнюдь не «чистый лист», он обладает своим пониманием физического мира и человеческих от­ношений. Малышам прекрасно известно, что мате­риальные объекты обладают плотностью, устойчи­востью во времени (продолжают существовать, даже если их не видно), без поддержки падают и т. д. Они понимают также, что поступки окружающих людей осмысленны и целенаправленны, а их эмоции отра­жают отношение к разным ситуациям. Эти исход­ные представления служат необходимой основой для дальнейшего обучения, но они же порой и серь­езно затрудняют восприятие научных идей.
Например, детская убежденность в том, что без опоры предметы падают, мешает поверить в шаро­образность Земли (ведь тогда все люди и предметы «на той стороне» попадали бы вниз). Современная научная концепция полностью воспринимается ре­бенком обычно лишь в возрасте 8—9 лет, а до этого в нее вносятся те или иные коррективы. Например, ребенок может верить, что Земля шарообразная, но при этом считать, что люди живут только в «верх­нем» полушарии, а снизу не живут, потому что сва­ливаются.
Некоторые детские предрассудки оказываются настолько стойкими, что даже школьное образова­ние не позволяет их преодолеть. Например, многие студенты американских колледжей убеждены, что шарик, выкатившийся из кривой трубки, будет дви­гаться по искривленной траектории.
Что касается массового (на уровне общественного сознания) неприятия теории эволюции и некоторых других достижений биологии, то основная причина этого кроется в другой особенности детской психи­ки – присущей малышам склонности видеть во всем, что их окружает, результат чьей-то целена­правленной деятельности. Этот любопытный фено­мен, получивший название «неупорядоченной теле­ологии», с недавних пор стал предметом присталь­ного внимания психологов.
Удивляться не приходится, ведь человеческий мозг изначально развивался именно как приспособ­ление для решения практических задач, целеполагания и придумывания путей достижения цели. Самые насущные задачи для высших приматов (и людей в том числе) всегда были связаны с общественными отношениями, например, с борьбой за положение в общественной иерархии. Для решения этих задач необходимой оказывалась прежде всего способность понять мотивы поступков своих соплеменников, ос­нованная на рефлексии, на суждении о других «по себе». Немудрено, что такое понимание распростра­няется на весь окружающий мир, и ребенок или ди­карь, услышав гром, решают, что звук произведен кем-то и для чего-то.
Так, специальное исследование подтвердило твердую убежденность четырехлетних детей в том, что все на свете существует «для чего-то» (львы - чтобы смотреть на них в зоопарке, тучи — чтобы шел дождь), подтвердило их приверженность креацио­низму (все создано с какой-то целью). Эти интуи­тивные представления мешают им, взрослея, вос­принимать идею эволюции, как изначальные наив­ные представления об устройстве мира мешают сми­риться с шарообразностью Земли.
Другое интуитивное представление, свойственное детям, — дуализм, или идея о двойственной природе мира, о различии между материальным и духовным (например, между телом и душой, мозгом и созна­нием). В США даже дошкольники знают, что мозг нужен для осуществления некоторых ментальных функций, в первую очередь сознательных, напри­мер, таких, как решение математических или иных задач. Но они решительно отказываются верить, что мозг нужен и для таких вещей, как игра в прятки или любовь к брату. Эта склонность к дуалистическому мировосприятию препятствует естественному усвое­нию достижений современной нейробиологии, в частности, тезиса о том, что все «духовное» в челове­ке определяется материальными процессами в мозге.
Однако противоречие между изначальным дуа­лизмом человеческого мировосприятия и совре­менными научными взглядами порождает и при­чудливые социальные проблемы. Например, деба­ты вокруг допустимости экспериментов с живот­ными, человеческими эмбрионами и стволовыми клетками часто сводятся к рассуждениям о наличии у них «души». Более того, применение магнито-резонансной томографии для изучения мозга прес­тупников привело к появлению весьма своеобраз­ных суждений адвокатов: если антисоциальные поступки человека определяются работой его моз­га, то, стало быть, он и не виноват, это «его мозг заставил его так поступить». Иными словами, не только дети, но и достаточно взрослые дяди ад­вокаты отказываются воспринимать научные дан­ные о природе мозга и психики.
Многое в «сопротивлении науке» определяется врожденными свойствами человеческой психики, но кое-что зависит и от культурной среды. Об этом свидетельствуют, в частности, межнациональные различия в «сопротивлении» тем или иным научным идеям. Скажем, неприятие эволюции у американцев выражено сильнее, чем у жителей большинства дру­гих развитых стран.
 
В разных странах общеизвестными и не требую­щими доказательств считаются разные наборы «ис­тин». Такие идеи обычно усваиваются детьми без всякого критического анализа (например, значение общеупотребительных слов, «вера» в микробов и электричество). Существование микробов в разви­тых странах не подвергается сомнению — и дети то­же, не задумываясь, проникаются искренней верой в их существование. Микробы не противоречат «врожденной интуиции», а наоборот, помогают объ­яснить болезни, порчу продуктов и т. п.
Однако большая часть знаний все-таки не прини­мается без доказательств ни детьми, ни взрослыми. Когда дело касается научных знаний, даже взрослые люди почти ничего не могут проверить по причине некомпетентности. В этом случае (т. е. почти всегда) они вынуждены заменять непосредственную оценку достоверности знаний оценкой надежности их ис­точника. Если источник информации выглядит за­служивающим доверия, новое знание с готовностью принимают на веру, даже если не поняли толком, о чем речь (яркий пример: как уже отмечалось, даже те американцы, которые верят в естественный от­бор, часто не знают, что это такое).
Любопытно, что относится это не только к науке. В недавнем исследовании американским избирате­лям предлагалось оценить политические программы той или иной партии (например, республиканцев или демократов). Так вот, анализ показал, что оцен­ки определялись не содержанием программы и не отношением испытуемого к конкретным законам и действиям правительства, а «партийной принадлеж­ностью». Например, сторонники демократов под­держивали и совершенно «недемократические» про­екты, если им говорили, что проект исходит от этой партии.
Дети же, как и взрослые, склонны оценивать достоверность информации по «весомости» и «со­лидности» ее источника. Уже 4—5-летние дети зна­ют, что взрослым известно больше, чем сверстни­кам. Они знают, что среди взрослых есть специа­листы разного профиля и что в болезнях лучше раз­бирается доктор, а в сломанных велосипедах -механик. Кроме того, дети гораздо охотнее верят тому «источнику знаний», который демонстрирует полную уверенность в себе и своих словах. Мямли-ученые с их вечными сомнениями и фразами типа «разумеется, пока это лишь предположение...» ни­какого доверия у детей (и выросших из них взрос­лых, не испытывающих особого уважения к науке) не вызывают.
Наиболее последовательными в этом смысле сле­дует признать взгляды российских наукоборцев, мечтающих, скажем, о том, чтобы в учебниках био­логии в каждой главе добавить сноску о том, что, мол, «есть и другая точка зрения...», и вдобавок ввес­ти в школах изучение религиозной картины мира. Конечно, учитель биологии, опутанный «сноска­ми», не сможет так надувать щеки на уроках, как преподаватель «альтернативного предмета». Кому из них больше поверят дети — сомневаться не прихо­дится.
В итоге американские психологи делают вывод, что «сопротивление науке» зарождается из противо­речий между интуитивными представлениями ма­леньких детей и тем, чему их позже учат, а затем это «сопротивление» переходит из детства во взрослую жизнь, укрепляясь по отношению к тем научным взглядам, которые не имеют всеобщей поддержки в обществе, и становится особенно сильным, если су­ществует ненаучная альтернатива этим идеям, не противоречащая «элементарному здравому смыслу» и опирающаяся на солидные, уважаемые и уверен­ные в себе «источники». В США так обстоит дело прежде всего с эволюционной биологией и нейро-биологней: их выводы противоречат не только дет­ской интуиции, но и высказываниям многих солид­ных политиков и религиозных деятелей.
В России, думается, ситуация не так уж отличает­ся. И остается лишь утешаться тем, что и там, и здесь креационисты, «фоменковцы» и прочие астрологи, конечно же, ни в чем не виноваты. Просто «их мозг заставляет их так думать».
 
---------------
* Paul Bloom, Deena Skolnick Weisberg. Childhood Origins of Adult Resistance to Science//Science. 2007. V. 316. P. 996-997.
 

Посмотреть и оставить отзывы (125)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Имидж, спущенный в канализацию
  • Дело Христоса живет
  • Блогер Соколовский как жертва борьбы кланов
  • Вечность несовременна
  • Воевал ли Николай 2-й во второй мировой?

    Пришествий на страницу: 65

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.