В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом

 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика

СВОБОДА СОВЕСТИ

НАДО РЕШИТЬСЯ

04-04-97 Интервью с предстоятелем Российской православной свободной церкви архиепископом Суздальским и Владимирским Валентином (Русанцовым)

Корреспондент: Ваше высокопреосвященство, каково ваше отношение к решению состоявшегося в феврале этого года Архиерейского собора Русской православной церкви Московского патриархата о лишении вас священного сана? Архиепископ Валентин: Это решение я воспринял как принятое сектантами, в общении с которыми я некогда находился. Корр.: Церковь, которой вы управляете, называется "свободной". Наверное, это объясняется тем, что долгие годы российская церковь была в плену. Скорее даже, в добровольном плену... А.В.: Тридцать лет я служил в Московском патриархате. Все эти годы за мной, как и за каждым приходским священником, бдительно следили как чиновники Совета по делам религий, так и чиновники РПЦ: старосты, благочинные, архиереи. Много раз, например, я рекомендовал достойных юношей для поступления в духовную семинарию и всегда получал отказ. Не пропускали "органы". Приведу еще один пример. Как-то со своими собратьями по вере я поехал в Дивеево (тогда Дивеево было в запустении) и там отслужил панихиду на могиле блаженной монахини Александры Мельгуновой, за что меня и моих спутников задержали, составили акт и послали его уполномоченному Совета по делам религий по Владимирской области Зиновьеву. Тот сделал мне строгий выговор и предупредил, что, если такое повторится, я буду изгнан из церкви. Весь мой опыт в Московской патриархии свидетельствует, что эта организация была создана как некая казарма, а служащие в ней -- бесправные крепостные у гражданских и церковных генералов. При этом и те, и другие администраторы жили в полном согласии и единстве, стали родственными по духу структурами. Корр.: Как же вы решились перейти в Российскую православную церковь за границей, которую РПЦ называет "Карловацким расколом"? А.В.: Это было в 1989 году, на заре перестройки. Мне уже тогда было ясно: несмотря на изменение политической ситуации, перемены в РПЦ невозможны. И я ушел из Московской патриархии без всякого сожаления и без всякого страха. Возможно, это было связано с началом моего духовного пути: в детстве и юности я воспитывался духовенством, верным церкви патриарха Тихона. Как известно, патриаршество было восстановлено на Поместном соборе 1917 -- 1918 годов, в трагические для России дни. Собор принял важнейшие постановления, следуя которым можно было созидать свободную церковь именно в ту пору, когда ей грозил жесточайший плен. Церковь разделилась. Одна ее часть пошла в услужение советской власти, другая оказалась за границей, третья -- в катакомбах. Корр.: Что же предстояло вам предпринять, чтобы вернуться на путь церковной свободы? А.В.: Я начал с покаяния и призвал своих суздальских прихожан к тому же. Нам было трудно, за нами постоянно следили. Мы были объявлены врагами, раскольниками. Какой только клеветы не бросали нам вослед! И тем не менее я чувствовал себя уверенно, мне было легко. Покаяние освободило меня от груза моих грехов и от мук, связанных с многолетним моим служением в РПЦ. "Надо решиться", - говорил преподобный Серафим Саровский, когда его спрашивали, как можно начать новую жизнь во Христе. Христос есть свобода. "Познаете истину, и она сделает вас свободными", - читаем в Евангелии. Эта заповедь, данная и каждому человеку, и Церкви, главой которой является не епископ, не патриарх, не человек, а Христос. Корр.: Однако, ваш путь в зарубежной церкви тоже оказался нелегким. А.В.: Я не сразу увидел, что оказавшаяся за границей часть российской церкви подвержена тем же болезням, что и Московская патриархия. Разделение наше с зарубежной церковью вполне понятно. Ее руководство не пожелало не только вернуться в Россию, но и понять Россию, понять и прожить мыслью и сердцем пройденный нами путь. Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) находилась слишком долго в чуждом ей мире. В мире столь же безбожном, как и российский мир, плененный большевиками. Архиереи РПЦЗ постоянно создавали некие ложные модели России: то они воспринимали ее как "Святую Русь", то как непостижимую и опасную для них страну, куда ехать страшно. Объявив Россию "землей миссии", они не пожелали миссионерствовать в ней. Нельзя руководить церковью, стремящейся к свободе после длительного плена, из Америки. Вот почему мы не смогли обрести единство с РПЦЗ. Еще не сложившись, наша временная общность стала стремительно распадаться, особенно после того, как деятели из РПЦЗ стали поддерживать маргинальные сообщества нацистского, фашистского и лжемонархического толка. Одиозные организации типа "Памяти" привели руководство РПЦЗ (кстати, к удовольствию Московской патриархии) ко многим ошибкам и потерям, что было связано, повторяю, с незнанием ситуации в России. Возможно, кто-то специально руководил этими компрометирующими зарубежную церковь акциями. И когда я высказал открыто на пресс-конференции свое мнение о невозможности единства церкви с националистическими и фашистскими притязаниями на православие, я обрел себе врагов и в РПЦЗ. Это послужило началом нашего разделения. К тому же архиереи РПЦЗ хотели властвовать над российскими приходами ничуть не менее, чем их коллеги из Московской патриархии. Вот почему лишь немногие общины решились покинуть РПЦ. И путь их оказался столь же труден, как путь суздальской общины. Клевета, притеснения, стремление отобрать храмы, суды, насилие... Корр.: Чем вы объясняете, что враждующие между собой части православной церкви (РПЦ и РПЦЗ) оказались едины в отношении к Русской православной свободной церкви, возглавляемой вами? А.В.: Столь долгое странствование церкви в безбожном мире, будь то коммунистическая Россия или демократические Америка, Франция и Германия, привело к обнищанию религиозного сознания, духовному изнеможению православия. Этому способствовало прежде всего желание примириться во что бы то ни стало с миром, чтобы обрести комфортное бытие. Так православие (как религия) превращалось в идеологию. Что касается причин неприятия Свободной церкви со стороны руководства Патриархии и зарубежного Синода, то они объясняются равным оскудением духовности у них. Корр.: Итак, вы оказались "неугодным архимандритом" для РПЦ и "неугодным епископом" для РПЦЗ. Не видите ли вы здесь желания принести вас в жертву для того, чтобы этим структурам найти путь к сближению? А.В.: Нет, до сближения им еще далеко. Здесь скорей можно усмотреть пренебрежение к канонам церкви. Лишение меня сана и в РПЦ, и в РПЦЗ происходило при грубом нарушении церковных законов. Я не был приглашен на заседание церковного суда. В Московской патриархии такого органа вообще не существует, потому что в ней с тех самых пор, как митрополит Сергий Страгородский узурпировал власть, прекратилась каноническая жизнь. Церковью распоряжалась богоборческая власть. Суд был лишним. Когда решался мой вопрос в РПЦЗ, там меня тоже не пожелали выслушать на суде. В ситуации "канонического беспредела" существуют сегодня обе части Русской православной церкви. И многие беды нашего Отечества связаны именно с этим беспределом. Он разрушает завещанную нам чистоту и верность Христу. Корр.: Каков же выход? А.В.: История церкви знала много случаев незаконной расправы с епископами. Вспомним святого Иоанна Златоуста, лишенного святительского сана, гонимых Афанасия Великого, Иоанна Дамаскина, московского митрополита Филиппа. Церковь и ее служители, стремящиеся идти путем Христовой правды, всегда будут гонимы. Но и всегда, пока стоит этот мир, будет побеждать Христос, а не те, кто хочет воспользоваться его именем для беззакония. Надо начинать с покаяния. Архиереи РПЦ должны признаться в своей измене Христу, в сотрудничестве с чекистами и коммунистами. Без покаяния наша церковь и наше общество не смогут выздороветь. Но я верю, что наступит время, когда правда восторжествует над ложью деятелей Московской патриархии и власть, ожидающая от этой организации духовной помощи, поймет, что Россия устала от лжи, от кого бы она ни исходила: от президента или от патриарха. Беседовал Л.Семенов


Посмотреть и оставить отзывы (0)


ПРОЕКТЫ

Рождественские новогодние чтения


!!Атеизм детям!!


Атеистические рисунки


Поддержи свою веру!


Библейская правда


Страница Иисуса


Танцующий Иисус


Анекдоты


Карты конфессий


Манифест атеизма


Святые отцы


Faq по атеизму


Новый русский атеизм


Делитесь и размножайте:




Исток атеизма Форум
Рубрики
Темы
Авторы
Новости
Новый русский атеизм
Материалы РГО
Поговорим о боге
Дулуман
Книги
Галерея
Юмор
Анекдоты
Страница Иисуса
Танцующий Иисус
Рейтинг@Mail.ru
Copyright©1998-2015 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию и распространению.