Автор Тема: Буддизм и атеизм  (Прочитано 48859 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nail Lowe

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 822
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #20 : 11 Январь, 2006, 11:58:03 am »
Цитата: "Atmel"
Вы же знакомы с психоанализом! Эмоции бывают неосознаваемые. Но про неосознаваемое восприятие писал еще Лейбниц: «убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает, является истоником величайших заблуждений». Он писал, что в душе непрестанно происходит незаметная деятельность «малых перцепций», или неосознаваемых восприятий. В тех случаях, когда они осознаются, это становтся возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память.
Прошу прощения, что не уточнил... я имел в виду сознание не в психологическом, а в философском смысле, сознание как свойство человека, отражающего материальный мир. Я не имел в виду сознание как феномен, противостоящий подсознанию. Если выразиться точнее, я подразумевал психику как совокупность всех нейропроцессов.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Nail Lowe »
Ибо сказано, die Religion ist das Opium des Volkes.

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 545
  • Репутация: +1/-1
(Нет темы)
« Ответ #21 : 11 Январь, 2006, 12:13:25 pm »
Цитата: "Nail Lowe"
Если Вам что-то не ясно, прошу Вас, спрашивайе в личных сообщениях - обязательно разъясню.


Уважаемый Nail Lowe !
Предлагаю разъяснение подробностей тоже выкладывать в форуме -
всем будет интересно узнать мотивировку.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #22 : 12 Январь, 2006, 07:08:32 am »
Цитировать
Мне, правда, хочется задать ему другой вопрос – верит ли он в то, что является «реинкарнацией» Будды Шакъямуни? И еще – как он сегодня относится к теократическому государству на основе ламаизма?

По поводу второго это только он сам ответит. А поводу первого приведу цитату Торчинова из "Введение в буддологию":
Цитировать
Здесь, правда, может возникнуть вопрос, если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на этот вопрос достаточно парадоксален: ни что не перерождается и не переходит. Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощенная душа, как в индуизме. Он – поток состояний—дхарм, серия кадров – мгновений. Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как «перерождение» или тем более «перевоплощение» и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей. Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьет по шару (условная личность—пудгала), получающий, таким образом, определенное ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передает ускорение и определяет его траекторию и т.д. Здесь передается, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (подобная «передача заряда» происходит, по существу и в каждое мгновение одной и той же жизни). При этом «ум» (манас), опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности. Кстати, буддизм учит, что Будда помнит все «свои» предыдущие жизни, на чем, в частности, построены сюжеты джатак (от джати – рождение), дидактических повествований о предшествовавших пробуждению жизнях Сиддхартхи Гаутамы – Будды Шакьямуни.
Второй пример связан с образом калейдоскопа: определенная комбинация цветных стеклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как «данная личность») после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стеклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым. Здесь уместно еще раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздает всемогущий Господь – Ишвара); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании.
Это был ответ на запрос в одном форуме.

А относительно цитаты Ф. Шербатского. Есть учение, а есть интерпретации. Это называется - махаяна через призму, по-видимому, православия. Это в дополнение.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн Сын Божий

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 59
  • Репутация: +0/-0
Re: Буддизм и атеизм
« Ответ #23 : 12 Январь, 2006, 07:14:28 am »
Цитата: "Руслан"
Далай-Лама, главный буддист планеты, сказал:
"Я, наверное, самый большой атеист на Земле "
 Интересно, в буддизме есть рай,ад вера,карма и т.п.Причём здесь атеизм?


В буддизме нет понятия Бог!!!
Сидхардхе Гаутама (Шакьямуни) никогда не учил и не говорил о Боге или о богах. Он учил как избавиться человеку от страданий.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Сын Божий »
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! (Матф. 3:2; 4:17)

Оффлайн Люша

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 147
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #24 : 12 Январь, 2006, 10:10:08 am »
Вот именно!
Поэтому я и говорю, что буддизм - философское учение. Он объясняет смысл жизни.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Люша »
Люди - смертные боги. Боги - бессмертные люди. (Гераклит)

Оффлайн Руслан

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 406
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #25 : 13 Январь, 2006, 00:21:09 am »
Люша писал(ла)Вот именно!
Поэтому я и говорю, что буддизм - философское учение. Он объясняет смысл жизни
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Буддизм НЕ философия. Буддизм , а точнее дзен буддизм настаивает на личном опыте, на личных переживаниях, ему чужды словесные объяснения, которые(слов.об.) так важны для философии.[/i]
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Руслан »
“Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся” х.ф. Мимино

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #26 : 13 Январь, 2006, 12:09:12 pm »
Руслан! Во-первых, ты поставил лишний закрывающий тег ("[/i]") после последних слов твоего сообщения ( "так важны для философии"). Кроме того, после цитаты лучше делать нажатие кнопки Enter, чтобы сделать перевод на другую строку. Так будет лучше видно.

Во-вторых, ты приводишь в трактовке дзен'а.  Говоря словами Д.Судзуки, дзен - это путь, "претендующий на то, что он передает сущность буддизма непосредственно от его автора" через непосредственный контакт с реальностью (таковостью) без обращения к посредничеству слов и понятий, которые вместо такого "посредничества" создают лишь абстрактную конструкцию того, с чем пытаются установить познавательный контакт. Именно этим школа дзен принципиально отличается от других школ буддизма, и даже самая родственная дзен'у школа Кегон делала довольно значительный упор на метафизику. А многие исследователи иронично отмечали, что в рамках школы, отрицающей письменное знание и вербальное знание, было написано самое большое количество трактатов :).

Тем не менее, современный мастер дзен Д.Судзуки, писал, что ученых не следует подпускать к дзен ни на шаг, потому что когда тот описывается словами, он полностью исчезает как практический путь, а ведь именно психический опыт, как ты упоминал, все-таки является целью в буддизме.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Люша

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 147
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #27 : 13 Январь, 2006, 19:35:45 pm »
Я не имею в виду дзен-буддизм, а имею в виду учение Ситтхартхи Гаутамы. А как там его потом извратили или истолковали - не его проблема.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Люша »
Люди - смертные боги. Боги - бессмертные люди. (Гераклит)

Оффлайн Руслан

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 406
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #28 : 14 Январь, 2006, 00:16:19 am »
Что Дзен- извращение буддизма ?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Руслан »
“Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся” х.ф. Мимино

Оффлайн Сын Божий

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 59
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #29 : 14 Январь, 2006, 02:32:11 am »
Цитата: "Руслан"
Что Дзен- извращение буддизма ?


Дзен и Чань буддизм (яп. и кит. соответсвенно) это просто новая школа, в которой верят, что выйти из цикла перерождений можно при этой жизни.

Так, например, буддист всю жизнь посвящающий себя духовной практике, делает это для того, чтобы облегчить свою кармическую участь...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Сын Божий »
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! (Матф. 3:2; 4:17)

Оффлайн Люша

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 147
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #30 : 14 Январь, 2006, 10:26:47 am »
Есть классический буддизм, и есть его поздние интепретации и истолкования. В любом случае это отход от первоисточника и в этом смысле извращение.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Люша »
Люди - смертные боги. Боги - бессмертные люди. (Гераклит)

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #31 : 14 Январь, 2006, 11:22:39 am »
Цитата: "Сын Божий"
Цитата: "Руслан"
Что Дзен- извращение буддизма ?

Дзен и Чань буддизм (яп. и кит. соответсвенно) это просто новая школа, в которой верят, что выйти из цикла перерождений можно при этой жизни.

Так, например, буддист всю жизнь посвящающий себя духовной практике, делает это для того, чтобы облегчить свою кармическую участь...

А как Вы относитесь к этой практике? Просьба поподробнее рассказать о том, каким образом в дзен пытаются выйти из цикла перерождений? Я слышал, адепты этой школы не только верят, но, случается, и выходят из этого цикла. У Вас есть сведения?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #32 : 14 Январь, 2006, 14:15:07 pm »
Не выходят они из цикла перерождений. Об этом я давал цитату чуть выше. А относительно извращений учения. Это было всегда, но всегда можно было проследить тенденции. То что востоковеды считают это не истина!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн Руслан

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 406
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #33 : 16 Январь, 2006, 00:52:26 am »
Рендалл сказал(ла):буддизм не религия, буддизм идет параллельно атеизму                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Как я понял у атеизма есть брат – материализм. Материализм исходит из того что:  а)что мир по своей  природе материален   б)что материя, природа, бытие существуют вне и независимо от  сознания, что материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично в) что мир и его закономерности вполне познаваемы.   Значит мир познаваем, и познается он  с помощью пяти чувств- зрение, слух, обоняние,  вкус и осязание, можно прибавить ум.                
Но в буддизме существует Праджняпарамита-хридая сутра:                         СЕРДЦЕ   ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТЫ(Хридая-сутра)
Бодхисаттва Авалокита, далеко продвинувшись по стезе СовершенногоПостижения, ясно увидел, что пять скандх равно пусты. После такогопроникновения он преодолел всякую боль.
«Послушай, Шарипутра, форма является пустотой, пустота является формой,форма ничем не отличается от пустоты, пустота ничем не отличается от формы.Это же справедливо касательно чувств, восприятия, умственной деятельности исознания».
«Внимай, Шарипутра, все дхармы отмечены пустотой; они не появляются и неразрушаются, не осквернены и не безупречны, не увеличиваются и неуменьшаются. Поэтому в пустоте нет ни формы, ни чувств, ни восприятий, ниумственной деятельности, ни сознания; нет глаза, либо уха, либо носа, либоязыка, либо тела, либо ума; нет формы, нет звука, нет запаха, нет вкуса,нет осязания, нет объекта ума; нет групп элементов (начиная с глаз и кончаяумом — сознанием); нет взаимозависимых начал и нет прекращения их (начиная
с неведения и кончая старостью и смертью); нет страдания, нет возникновениястрадания, нет прекращения страдания, нет пути; нет постижения, нетдостижения».
«Поскольку достижения  не  существует,  бодхисаттвы,  опираясь на
Совершенное Постижение, не имеют препятствий для своего сознания. Не имеяпрепятствий, они преодолевают страх, навсегда освобождая себя отзаблуждений и достигая полной нирваны. Все Будды прошлого, настоящего ибудущего благодаря   этому   Совершенному   Постижению   достигли  полного, истинного и всеобъемлющего Просветления».«Поэтому всякому следует знать, что Совершенное Постижение- это великаямантра, это высочайшая мантра, это несравненная   мантра,   уничтожающая  все   страдания,   неизменной истина. Вот эта мантра: „Гате гате парагатепарасамгате бодхи сваха!"».
            
Тогда что чем и как постигает человек? И является ли буддизм религией, атеистическим учением? Идет он параллельно атеизму или за его пределы? Эти теги мне не подвластны!!!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Руслан »
“Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся” х.ф. Мимино

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #34 : 16 Январь, 2006, 03:46:52 am »
Приблизительно в 1-3 веках н.э. произошло некоторое обожествление Будды некоторыми последователями. Около статуи Будды рекомендовалось чтение сутр, возжигание благвоний и т.д. Это привело к расколу в буддизме и возникновению двух основных течений: хинаяны и махаяны. Хинаяна обратилась к изначальному буддизму, а махаяна к религиозованности. Позднее, в махаяне ушли от религиозной направленности, а ритуалы сохранились как дань традициям, хотя и многие школы отвергают их на корню.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #35 : 16 Январь, 2006, 11:26:32 am »
Да нет, Руслан! Материализм еще не означает гностицизм - т.е. мнение, которое утверждает, что мир полностью познаваем. Уважаемый многими из нас Бертран Рассел был материалистом, но при этом философским агностиком (есть еще религиозные агностики).
Если не ошибаюсь, Кант является автором терминов "Вещь в себе" и "Вещь для нас"? Первая существует объективно, сама по себе, независимо от того, направил кто-либо на нее внимание, или нет. Вторая - есть  отражение этой "вещи" в нашем уме. Я правильно излагаю?

Дзен-буддисты в этом философском споре - насколько объективно постигается "Вещь в себе", познаваема ли она вообще - имеют третью позицию. Всякий объект не имеет собственной субстанции, он возникает только тогда, когда отражается в нашем сознании. Не то, чтобы он не существовал объективно, просто только наше различительное сознание выделяет данный объект из общего фона. Причиной такого различения у живого существа является его биологически обусловленное Эго. Обычно вещи, если ты помнишь это выражение Касуки, мы воспринимаем в "контексте оборудования", в том аспекте, насколько они с нами соотносятся. Дзен, как и буддизм вообще, не случайно подчеркивает необходимость практики морально-психического самоусовершенствования, суть которой - ослабление влияния Эго в нащем существе (даосизм, как считается, в этом смысле имеет менее жесткую позицию).

Дзен не имеет целью объяснить явления объективного мира, он имеет целью выйти за пределы двойственности восприятия - деления объектов и явлений на взаимодействующие части - и стремится представить их чистой, лишенной каких-либо понятий, включая, конечно, и "бога", интуиции. В китайской философии даосизма это состояние "не-дуальности" соответствует понятию У-цзи - "До-Предельного". Это состояние не является каким-то состоянием недееспособности, что во многом обусловлено динамическим характером психотренинга чань.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Люша

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 147
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #36 : 16 Январь, 2006, 19:32:00 pm »
О вещи в себе.
Это гносеологическая категория. То есть то, что в принципе непознаваемо. В этом смысле она, конечно, существует объективно. и никогда не может быть субъективно отражена в сознании.
Проще говоря, интенциональность сознания не имеет отношения к вещи в себе.
Дзен-буддизм, насколько я могу судить, как раз стоит на понимании направленности сознания на объект и в этом смысле имеет нечто общее с феноменологией Гуссерля.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Люша »
Люди - смертные боги. Боги - бессмертные люди. (Гераклит)

Оффлайн Руслан

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 406
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #37 : 16 Январь, 2006, 22:18:12 pm »
Atmel:Буддизм это-религия, атеистическое учение, или способ постижения?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Руслан »
“Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся” х.ф. Мимино

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #38 : 17 Январь, 2006, 10:23:50 am »
Дзен-буддизм - это способ самопознания.
Не случайно вся "методика" Банкея состояла только в одном - вопрошайте себя, что есть я. И у Риндзая вся направленность - только на человека.
Цитировать
Цитата из Риндзай Гороку:
"Если вы хотите освободиться от смертей и рождений, от прихода и ухода /т.е. от всех дуальных оппозиций/... то вам нужно постичь этого человека, слушающего мое Учение. У него нет ни образа, ни ствола, ни корня, ни постоянного местопребывания, но он "всегда виден в воде, пусть хоть на дно уйдет" . Он проявляется везде и всюду, но не имеет постоянного места действия. Поэтому, когда вы пытаетесь схватить его, он ускользает от вас, и чем усерднее вы ищете его, тем дальше он убегает от вас. Вот почему называю его таинственным"
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #39 : 17 Январь, 2006, 10:36:26 am »
Цитата: "Люша"
О вещи в себе.
Дзен-буддизм, насколько я могу судить, как раз стоит на понимании направленности сознания на объект и в этом смысле имеет нечто общее с феноменологией Гуссерля.

Скорее, феноменология Гуссерля имеет нечто общее с дзен-буддизмом. Яйца курицу не учат! :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 03:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью

 

.