Согласно официальному определению атеизм есть мировоззрение, отрицающее любую религию. Но мне представляется такое определение слишком расширенным. Если говорить дословно, то атеизм – нечто противопоставленное
теизму , а поскольку теизм – воззрение, утверждающее, будто существует некий «бог» (или бог), которые вмешиваются в земную обыденную жизнь, то тогда «а-теизм» – это только мировоззрение, отрицающее наличие таких существ. Сам Далай-лама именно в таком ключе и ответил.
Мне, правда, хочется задать ему другой вопрос – верит ли он в то, что является «реинкарнацией» Будды Шакъямуни? И еще – как он сегодня относится к теократическому государству на основе ламаизма?
Nail Lowe
Мир восприятия и эмоций - это мир сознания.
Вы же знакомы с психоанализом! Эмоции бывают неосознаваемые. Но про неосознаваемое восприятие писал еще Лейбниц: «
убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает, является истоником величайших заблуждений». Он писал, что в душе непрестанно происходит незаметная деятельность «малых перцепций», или неосознаваемых восприятий. В тех случаях, когда они осознаются, это становтся возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память.
Что же касается буддизма, то он очень неоднороден, что отражает человеческие потребности в мистическом начале и покровительстве. Эти потребности прослеживается даже в работах буддологов. Русский исследователь буддизма Федор Щербатский описывает возникновение Махаяны в почти трагических выражения:
«
Когда мы видим атеистическое, отрицающее существование души философское учение, обеспечивающее личный путь к Окончательному Освобождению, смысл которого состоит в полном упразднении жизни и поклонении перед памятью ее человеческого основателя, когда мы видим, насколько ее превосходит величественная Церковь с верховным Богом в окружении богатого пантеона и множества святых – религия, в основе которой лежит почитание, религия предельно церемониальная и клерикальная, где идеалом является Всеобщее Спасение всех живых существ, Спасение божественной благодатью Будд и Бодхисаттв, причем Спасение не через самоуничтожение, а в вечной жизни – то мы убеждаемся, что история религий почти не сделала никакого разрыва между новым и старым под покровом того, что, тем не менее, продолжает претендовать на единое происхождение от религиозного основателя.Всех, кто знаком с буддизмом, эти слова известного буддолога должны ввести в изумление – настолько в них прослеживается предубеждение, основанное на влечении к церемониалу и мистике, что все перемешивается и переиначивается.
Самая известная школа в Махаяне –
чань (яп.
дзен) – несмотря на влияние специфических китайских философских учений, имеющая самые прочные корни в каноническом буддизме, никак не вписывается в такие характеристики, хотя и имеет одним из отличительных свойств иконоборческие и богоборческие тенденции. Особенно важную роль в формировании чань-буддизма и чаньской психокультуры сыграло то, что отказ от абстрактных спекуляций и объяснения трансцендентных, внеопытных понятий был обусловлен в буддизме стремлением выработать прежде всего практические психопропедевтические рекомендации по преодолению эмоционально-психологической "омраченности", препятствующей непосредственному переживанию вневербальной реальности. Поскольку утверждалось, что слова (и понятия, выраженные ими) не могут адекватно отразить истинную реальность, то для ее постижения рекомендовалось вернуться к целостному, нерасчлененному источнику опыта, который обнаруживается в глубинных слоях психики, не затронутых вербализаций (т.е. понятийно в словах).
Подробнее
http://www.svob.narod.ru/abaev/chan.htmОписывая разнообразие "буддизмов" можно вспомнить и школу "Чистой Земли", суть которой поклонение и воззвание к Будде Сострадания Амитабхе, молитвы которому будто бы помогут молящемуся возродиться в раю, что делает эту школу схожей с христианством.