Автор Тема: Диалектический материализм  (Прочитано 758480 раз)

0 Пользователей и 15 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Диалектический материализм
« Ответ #470 : 26 Апрель, 2019, 14:09:48 pm »
Есть доказательства? Это интересно.

У нас как банят? На Западе как это делают?

И чего забаненные-то добиваются? Концепция какая? Цели, пути, результат??
Так я как раз и плохо знаю ситуацию с научными публикациями в сфере марксизма, и где какие банхаммеры в журналах пратикуются. Потому и спрашиваю у людей, занятых в гуманитарных науках. Под западным неомарксизмом имел в виду, например, Франкфуртскую критическую школу.

Оффлайн Eleanor R

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 194
  • Репутация: +292/-601
  • Всегда справедливая
Re: Диалектический материализм
« Ответ #471 : 26 Апрель, 2019, 14:15:59 pm »
Есть доказательства? Это интересно.

У нас как банят? На Западе как это делают?

И чего забаненные-то добиваются? Концепция какая? Цели, пути, результат??
Так я как раз и плохо знаю ситуацию с научными публикациями в сфере марксизма, и где какие банхаммеры в журналах пратикуются. Потому и спрашиваю у людей, занятых в гуманитарных науках. Под западным неомарксизмом имел в виду, например, Франкфуртскую критическую школу.
Слушай, если не знаешь, то какого черта это публиковать?

Лживый вы тролль.
Смерть Кащею!!! И его притхлебателям!!

Оффлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 402
  • Репутация: +159/-66
Re: Диалектический материализм
« Ответ #472 : 26 Апрель, 2019, 22:47:56 pm »
Называя Большую Советскую энциклопедию "помойкой" Вы оскорбляете труд многих ученых
Готов публично принести свои извинения, если кого-то лично оскорбил.
Я буду употреблять слова так, как считаю нужным. Надеюсь, Вам ясно?
Мне то ясно. Главное, что бы ясно было тем, кто читает эту тему, что если из двух учебников надо выбрать современный, то это будет не 2006 год, а 1960й.
Нелепые попытки вернуться к аристотелевским понятиям метафизики, - это глупость, которую Вы выдаете за "современность". Западу простительно, он никогда особо не развивал диалектический материализм. Для него метафизика и философия - одно понятие. Но для нас, русских, нет.
Да, знаем, знаем, "у ней особенная стать – в Россию можно только верить".
Вы знаете, меня всегда удивляло, когда вокруг говорили: какой же он еврей, он же крещёный! Или - нет, он не татарин, он в церковь ходит. Я правда, не понимаю, какое отношение национальность имеет к вероисповеданию или мировоззрению? Или, тем более, к философии?
Позволю себе повторить часть цитаты из БСЭ, котоую Вы выделили:
...Он переосмыслил кантовское различение рассудка и разума и сделал последний носителем истинного познания, а диалектику — методом постижения противоречий и развития понятий. Рассудок, согласно Гегелю, оперирует конечными однозначными определениями и является хотя и необходимым, но недостаточным условием познания. Источник метафизич. метода он видел в ограничении познават. деятельности сферой рассудка. Т. о., Гегель впервые противопоставил М. и диалектику как два различных метода. (Выделено - мной)...
Но ведь это, мягко говоря, неправда. Вы вообще Гегеля читали? Везде, где он критикует метафизику, особенно метафизику Канта, он употребляет выражения - "старая метафизика", "прежняя метафизика", "дурная метафизика" и т.п.  Ограниченное абстрагированием рассудочное мышление он противопоставляет неограниченному спекулятивному, которое всегда конкретно. Предмет метафизики (бытие) при этом не меняется, меняется только метод, старая метафизика заменяется новой - диалектической.
"Но, что бы ни было уже сделано в других отношениях для сути и формы науки, логическая наука, составляющая подлинную метафизику или чистую, спекулятивную науку, еще находилась до сих пор в большом пренебрежении." Гегель. Наука логики
"Спекулятивная логика содержит в себе предшествующую логику и метафизику, сохраняет те же самые формы мысли, законы и предметы, но вместе с тем развивает их дальше и преобразовывает их с помощью новых категорий." Гегель. Энциклопедия философских наук.
Противопоставил метафизику диалектике Энгельс, забыв добавить "рассудочная", за что, кстати, подвергался критике.
memento mori

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 932
  • Репутация: +17/-1
Re: Диалектический материализм
« Ответ #473 : 27 Апрель, 2019, 03:32:39 am »
Готов публично принести свои извинения, если кого-то лично оскорбил.

Публично не надо. Достаточно и здесь. Спасибо.


Склеено 27 Апрель, 2019, 03:45:01 am
Мне то ясно. Главное, что бы ясно было тем, кто читает эту тему, что если из двух учебников надо выбрать современный, то это будет не 2006 год, а 1960й.

Современно не всегда то, что новее. Новый учебник не всегда лучший и содержит современные идеи, теории. Нередко в новейших учебниках содержатся устаревшие и спорные идеи, теории.

Цитировать
Но ведь это, мягко говоря, неправда. Вы вообще Гегеля читали? Везде, где он критикует метафизику, особенно метафизику Канта, он употребляет выражения - "старая метафизика", "прежняя метафизика", "дурная метафизика" и т.п.


Задайте этот вопрос автору данной статьи (если он еще жив), а не мне.  Думаю, он Гегеля читал.
Гегель и диалектика - неразрывные слова. Вам надо обратить внимание на те места, где Гегель пишет о методе, в этих местах он диалектик, а не метафизик.
Veritas est adaequatio rei et intellectus.

Оффлайн Jeremy H Boob PhD

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 402
  • Репутация: +159/-66
Re: Диалектический материализм
« Ответ #474 : 27 Апрель, 2019, 06:20:37 am »
Вам надо обратить внимание на те места, где Гегель пишет о методе, в этих местах он диалектик, а не метафизик.
Для Гегеля логика тождественна метафизике, он ведь объективный идеалист, для него мышление тождественно бытию, поэтому диалектика для него это новая метафизика, в которй спекулятивная логика занимает место формальной. В этом он видит диалектическое развитие метафизики, которую Кант было похоронил своей критической философией.
"получилось странное зрелище образованного народа без метафизики, нечто вроде во всем прочем многообразно украшенного храма, но без святого святых" Гегель. Наука логики.
Нигде Гегель не разделяет метафизику и диалектику, он только говорит о старом метафизическом методе и новом.
memento mori

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 932
  • Репутация: +17/-1
Re: Диалектический материализм
« Ответ #475 : 27 Апрель, 2019, 21:15:37 pm »
Признание у Гегеля диалектического метода мышления - общее место философии и науки. Не вижу смысла спора. Работы Гегеля читали до вас и меня. Не стоит быть столь высокомерным. Выводы по философии Гегеля давно известны.

Насчет метафизики, то повторяться не вижу смысла. В разговоре не ставился вопрос о философии Гегеля и его понимании метафизики. Мы говорили о метафизике как методе.

Кант уже показал несостоятельность метафизики как онтологии, показав, что наука не нуждается в метафизике, говорящей об сверхнатуральных сущностях. Наука нуждается в теории познания. И познание может быть метафизическим или диалектическим. Вот, собственно, о чем был разговор.

 В самом марксизме существует постулат о единстве, совпадении диалектики, логики и теории познания. В диамате снимается деление философии на онтологию и гносеологию. Для диамата решение онтологических проблем есть одновременно решение гносеологических проблем. Диамат начинается не с рассмотрения мира как целого, а с противопоставления материального и идеального. Понятно, если мы будем рассматривать мир как целое, то в него войдет и мыслящая материя с ее свойствами. Диамат не об этом. В диамате проблемы материи, движения, каузальности решаются на основе выяснения отношения мышления к бытию. Такая постановка вопроса является и онтологической, и гносеологической одновременно.


Бытие слишком неопределенная категория. Энгельс говорил верно, что бытие есть открытый вопрос. Рассуждать о бытии в общем - это и есть метафизика, то есть размышление ни о чем. Диамат конкретен. Он превращает философию в науку (хотя, повторюсь, философия не только наука) или дает ей научную форму существования. В диамате нет понятия бытия без его отношения к сознанию, а поэтому никакой онтологии без гносеологии в диамате нет.


Учитывая вышесказанное, и ввелся разговор, в котором диалектика противопоставлялась метафизике. Гегель, развивая трансцендентальную логику Канта, критиковал формальную логику Аристотеля как основанную на метафизическом методе. Гегель, как думается, отождествлял формальную логику и метафизику, не видя в ней развития. Ей он противопоставил диалектическую логику. Дословно он ее называл спекулятивной логикой. Она, в отличие от формальной или рассудочной, изучает формы мышления как формы истинного знания, объективную истинность. Для Гегеля формы мышления истинны и содержательны, так как кроме них никакого истинного содержания не имеется. Формы мышления достигают истины только потому, что они движутся и развиваются по направлению обнаружения сущности. Движение, по Гегелю, идет от понятия к суждению, а от него к умозаключению как единству понятия и суждения. Это и есть диалектический метод мышления, разработанный Гегелем.


Диамат - это не натурфилософия, то есть не навязывает науке решение ее вопросов. Диамат - это логика науки, теория научного познания. Диамат никак не подменяет собой науку. Диамат всегда основывается на науке, а наука должна учитывать диамат как теорию познания самой науки. Конечно, не до маразма: диалектики продажи арбузов или зубной боли не существует. Диамат не принимает и не отвергает частно-научные теории. Каждая наука сама решает что ей делать с той или иной своей теорией. Диамат задает направление пути. Так, диалектик-физик не будет искать индетерминистское решение проблем в квантовой физике. Диамат - это форма мышления современной науки, позволяющая делать истинное обобщение достижений самой науки.


Склеено 28 Апрель, 2019, 05:29:00 am

Надо сказать, что в диамате мышление должно избегать субъективных логических противоречий, логической противоречивости именно для того, чтобы верно отразить объективные диалектические противоречия. Поэтому дело не в омониме, а дело в понимании формальной логики и логического противоречия и диалектической логики и диалектического противоречия. Марксисты это прекрасно знали и знают, поэтому ни к какой путанице употребление омонимов не происходит. Логические противоречия - это, скорее, результат интеллектуальной слабости, чем отражение объективных противоречий.

Несколько слов о диалектике.
Основанием диамата является совокупность научного знания в его историческом развитии. Диамат как философия изучает всеобщее через особенное и единичное. Отсюда ясно, что без изучения наук, диамат невозможен. Диамат умозрителен. Он не может обойтись без постулирования некоторых положений, носящих исходный характер. Однако все постулаты диамата не превращаются в аксиоматику, они открыты и готовы к развитию. Мы можем говорить о элементах и чертах диалектики, помимо ее законов. Черты - это круг наиболее общих идей, лежащих в основе диамата. Универсальность связи явлений в их непрерывном движении. Ф. Энгельс писал о чертах диалектики в "Анти-Дюринге". Повторяться нет смысла. Постулаты диамата говорят нам о материальности бытия, мира, первичности материи по отношению к сознанию, познаваемости мира.

Отличие постулатов диамата от религиозных состоит в том, что религиозные догмы не имеют корней в истории научного познания, они продукт фантазии. Постулаты диамата - результат научных экстраполяций. В этом же и разница между верой религиозной и нерелигиозной.

Законы диалектики - утверждения, отражающие предмет диалектики и носящий всеобщий характер. Мы говорили уже о трех основных законах диамата. Повторяться не будем. Они суть диамата и диалектической концепции развития. В них - отрицание метафизической концепции. Неосновные законы касаются сущности и явления, случайного и необходимого, причины и следствия, единичного и всеобщего, формы и содержания, пр. Исчерпывающего перечня законов диамата нет.

Повторюсь, что для диамата онтология связана с гносеологией, без решения вопроса отношения мышления к бытию он не существует. Для диамата отпадает вопрос о первопричине всех явлений. Диамат утверждает, что вопрос о первопричине явлений - метафизический вопрос, а следовательно, ненаучный и пустой. Первопричины не существует. Отсюда основной вопрос философии не о первопричине, а вопрос об отношении мышления к бытию. Все категории старой онтологии решаются диаматом через решение основного вопроса философии.
« Последнее редактирование: 28 Апрель, 2019, 05:34:48 am от Vivekkk »
Veritas est adaequatio rei et intellectus.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Диалектический материализм
« Ответ #476 : 28 Апрель, 2019, 19:38:00 pm »
Повторюсь, что для диамата онтология связана с гносеологией, без решения вопроса отношения мышления к бытию он не существует. Для диамата отпадает вопрос о первопричине всех явлений.
А насколько этот подход близок к течениям вроде инструментализма или операционализма? Цитата из БРЭ:

ИНСТРУМЕНТАЛИ́ЗМ, фи­лос. ус­та­нов­ка, со­глас­но ко­то­рой про­дук­ты соз­на­ния че­ло­ве­ка (по­ня­тия, мо­раль­ные и эс­те­тич. идеи, на­уч. тео­рии, ги­по­те­зы и т. п.) яв­ля­ют­ся сред­ст­ва­ми при­спо­соб­ле­ния к ок­ру­жаю­щей сре­де, вне­се­ния в неё оп­ре­делён­но­сти и по­ряд­ка. Они об­ра­зу­ют «ин­ст­ру­мен­та­рий», ко­то­рый ос­ваи­ва­ет­ся людь­ми в про­цес­сах со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти, вос­пи­та­ния и обу­че­ния и при­ме­ня­ет­ся при ре­ше­нии прак­тич. про­блем.
Со­глас­но И., рас­су­ж­де­ния о ми­ре вне прак­ти­че­ской и по­зна­ват. дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка не име­ют зна­чи­мо­го со­дер­жа­ния.


Кстати, о близости диалектического материализма и инструментализма говорил Бертран Рассел в своёй книге по истории западной философии.

Цитировать
Диамат - это форма мышления современной науки, позволяющая делать истинное обобщение достижений самой науки.
Тем не менее, учёные-естественники успешно обходились и обходятся в западных странах и без диамата, пользуясь позитивизмом, инструментализмом, физикализмом/механицизмом или вообще задорным "заткнись и считай". И я тут не согласен с неосознанным или тайным применением ими диамата в своей работе.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 932
  • Репутация: +17/-1
Re: Диалектический материализм
« Ответ #477 : 28 Апрель, 2019, 22:06:17 pm »
Тем не менее, учёные-естественники успешно обходились и обходятся в западных странах и без диамата, пользуясь позитивизмом, инструментализмом, физикализмом/механицизмом или вообще задорным "заткнись и считай". И я тут не согласен с неосознанным или тайным применением ими диамата в своей работе.

Обходится можно без всего, так что это не аргумент.
Повторяю, что диамат - философское обобщение, касающиеся общих законов движения природы, мышления, общества. Оригинальная и интересная концепция, критики которой до сих пор не представлено.
Veritas est adaequatio rei et intellectus.

Оффлайн Dig386

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 468
  • Репутация: +75/-105
Re: Диалектический материализм
« Ответ #478 : 28 Апрель, 2019, 22:10:24 pm »
Обходится можно без всего, так что это не аргумент.
Безо всего - нельзя. Без диалектики и даже без материализма ещё можно как-то выкрутиться, а вот без математики наука реально обойтись не может.

Цитировать
Повторяю, что диамат - философское обобщение, касающиеся общих законов движения природы, мышления, общества.
Это понятно. Но насколько её онтология и гносеология близка или далека от инструментализма?

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 932
  • Репутация: +17/-1
Re: Диалектический материализм
« Ответ #479 : 29 Апрель, 2019, 00:33:52 am »
Безо всего - нельзя. Без диалектики и даже без материализма ещё можно как-то выкрутиться, а вот без математики наука реально обойтись не может.

Я писал уже выше, что диамат не замена науки. Разные предметы и разные методы исследования. Диамат как философия, обобщает данные не только наук, но и иных сфер общественной жизни людей. Математика не занимается всеобщим обобщением с целью поиска всеобщих законов движения бытия. Диамат занимается. Математик может без диамата работать, а философ-диалектик - без математики. Однако такая ситуация неправильная. Математик может, а значит, должен знать философию, а философ - математику, пусть и в понятных границах.

В принципе, если математику наплевать на все, кроме своих чисел, то он может и не знать ничего. Это дело субъективного выбора и зависит от количества и качества вопросов, которые человек задает сам себе. Есть вопросы об единичном, особенном и всеобщем. Как живет муравейник - это один вопрос, а что есть сознание и материя, - другой.
Veritas est adaequatio rei et intellectus.