Это как?
Да так! Слушайте, хватит уже под дурака играть. Вы прекрасно сами все должны понимать. мы тут не новые научные данные, а повторяем давно пройденное.
Объясняю свою мысль: для "экономической" макроформации (вторичной) частная собственность, как и классовое деление - необходимые признаки, но вот для конкретно для феодализма они не особенные, а общие, то есть для понимания сущности феодализма они не будут считаться существенными.
Я дал выше научное определение феодализма, и оно заключается в определении существенных признаков. Повторите его. Надеюсь, после это Вы перестанете донимать меня пустыми вопросами.
Ну вот как прикажете это понимать? У Вас в одном абзаце одно, а уже в следующем прямо противоположное. Или основные признаки не являются существенными?
Мда. А я, собственно, для кого писал:
...Статья, конечно, далеко от строгого академизма, так как содержит, на взгляд некоторых ученых, смешение существенных признаков и второстепенных, общих и особенных...
?
Для Вас и писал. Повторил. Еще повторить?
. Тем не менее крепостное право при феодализме никто не отменял. А когда отменили, то это был уже не феодализм.
Еще чего! Из Вашего рассуждения вытекает тезис: крепостное право - обязательный и существенный признак феодализма! Это неверно.
Крепостное право -важный признак феодализма, но такой же как и ленно-вассальная система, - это все вторичные признаки. Академик Сказкин писал, что "...историческая наука видит сущность феодализма не в этих вторичных признаках, а в имманентно присущих ему производственных отношениях, обусловленных определенным уровнем развития производительных сил общества. Именно эти производственные отношения определяли все особенности политической и общественной структуры, присущие феодальной социально-экономической формации в целом...".
И далее:
...Для производственных отношений феодального строя характерно прежде всего господство крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов (выделено мной - V.) и «была подлинной основой средневекового, феодального общества». Другой важной чертой, отличавшей феодальный строй от рабовладельческого, с одной стороны, и от капиталистического — с другой, являлось сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей — крестьян, которым феодалы раздавали в держания большую часть своей земли.
Крестьяне в феодальном обществе никогда не являлись собственниками обрабатываемой ими земли; они были лишь ее держателями на тех или иных условиях, иногда даже на правах наследственного пользования. На этой земле они вели самостоятельное мелкое хозяйство. В отличие от античного раба и наемного рабочего при капитализме непосредственный производитель феодального общества был наделен основным средством производства — землей — и, кроме того, являлся собственником орудий труда и рабочего скота.
Сущность производственных отношений феодализма, по словам В. И. Ленина, состояла в том, что «земля разделена была между крупными землевладельцами, помещиками, что помещики наделили крестьян этой землей для того, чтобы эксплуатировать их, так что земля была как бы натуральной заработной платой: она давала крестьянину необходимые продукты, чтобы он мог производить прибавочный продукт на помещика...».
Эти отношения собственности порождали необходимость внеэкономического принуждения, применения насилия для обеспечения эксплуатации крестьян, «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство». Формы в степень внеэкономического принуждения при феодализме были самые различные: крепостничество или другие менее жесткие виды зависимости; в позднее средневековье — сословное неполноправие крестьянства...
История средних веков. Т. 1 / под. ред. С.Д. Сказкина. -М.: Высшая школа, 1977, С. 3-4.
Таким образом, феодализм определяется конкретными для него признаками, - существенными и первичными. Частная собственной, классовое деление, - общие, несущественные (для определения сущности данной микроформации) признаки феодализма, как, впрочем, и крепостное право, политическая раздробленность, феодальная иерархия, соединение политической власти с землевладением, господство личных связей (в частности, Гуревич) и т. д.
Если бы бы сравнивали первичную, то есть первобытный строй с вторичной (экономической), то, конечно, без всяких споров частная собственность и классовое деление были бы признаны главными, первичными и существенными признаками.
Однако у нас не тот предмет. Мы говорим о другом.