При чем тут реальная действительность и "разных случая сущностей"?
Есть познаннанная реальная действительность, есть реальная действительность, которую нам необходимо познать.
Даже то, что мы считаем познанным - может оказаться не совсем верным. Могут появиться новые данные, которые помогут объяснить явления проще, экономичнее, точнее. И как раз бритва поможет срезать то, что было до этого.
Ну, тогда еще раз о том же, но подробнее. Сошлюсь на
«Феномен науки» В.Ф.Турчина, который мне удачно подвернулся, и который я цитировал KWAKSу:
... Применение готовой теории требует действительно формальных операций, не выходящих за рамки определенного языка. Но создание новой теории — это всегда выход за рамки формальной системы, это всегда метасистемный переход большего или меньшего масштаба.
Конечно, никак нельзя сказать, что все те, кто не разрушает старых формализмов, занимаются вещами банальными и нетворческими...
И все-таки выход за рамки старого формализма — это еще более серьезный творческий шаг.
Итак, познавая действительность человек всегда действует в рамках определенной формальной системы, наработанной прежним опытом. Планируя и прогнозируя, он использует формальную логику и «бритву» - отсекая, в первую очередь всё то, что
не укладывается в рамки этой системы. Но мы знаем, что наиболее важное новое знание как раз часто в старую систему и не укладывается. Так что, с немалой вероятностью, при отсекании, «вместе с водой будет выплеснут и ребенок» - принципиально новое знание. Вот об этом вам толковали и автор статьи, и я, и Vostok. Причем показывая на конкретных примерах из истории, как такая вероятность выплескивания или осуществлялась, или, естественным образом, могла осуществиться. Т.е. формальная логика и «бритва»
ни в коей мере не универсальный инструмент.
Но всё сказанное относится, преимущественно, к априорной стадии познания. Если опыт уже проведен и находится в противоречии с существующей формальной системой, начинается то, что Турчин называет «метасистемным переходом» на основе уже не формальной логики, а философии – построение новой формальной системы, которая непротиворечиво (по возможности) учитывает новый опыт. Тут уже «бритва» и формальная логика опираются на совсем другие посылки, чем ранее, и разговор идет совсем новый.