Прошу прощения за паузу.
Ну, теперь Вы утрируете мысль. Я не писал про "шпионские страсти", а просто назвал восточных христиан на Руси 10 века агентами влияния Византии. они были таковыми объективно, независимо от личных взглядов.
Я никак не могу понять вашу мысль про агентов влияния, хотя очень стараюсь. Представляю себе христиан на Руси 10 века, это:
1. Славяне, крестившиеся на Руси византийскими миссионерами.
2. Греки, имеющие постоянную или вахтовую работу на Руси.
3. Другие иностранцы, имеющие постоянную или вахтовую работу на Руси.
Теперь вот я думаю, в какой категории есть
объективные, независимо от личных взглядов, агенты. Строго говоря ни в одной из категорий. А в частности, агенты, конечно, могли быть где угодно, не зависимо от национальности, гражданства и вероисповедания. И я уверен, что византийских агентов на Руси должно было быть много, как и прочих других. С этим я спорить, разумеется, не собираюсь.
Я все-таки не понимаю, как вероисповедание должно было влиять на гражданскую позицию.
Короче, вы мне можете сказать, что сделала Ольга (не на личном фронте, а как глава государства), что можно трактовать как измену интересам страны (в пользу Византии)?
Распространение чуждой идеологии. Пётр I, кстати сказать, немецкую идеологию в России не распространял.
Петр: - Так, боярушки, с завтрашнего дня: ходить в камзолах и треуголках, вместо бороды лопатой – парик, срочно выучить языки иноземные (особливо голландский и аглицкий). Пиры со скоморохами и медовухой меняем на ассамблеи с полонезом и портвейном. Далее, сынов учить грамоте и наукам, а не соколиной охоте. Домострой заменяем на порядки, как в лучших домах Лондона. Судить буду по делам, а не разрядам. Штатное расписание во дворце меняем, луком мальвазию не заедаем.
И т.д. Шутка, конечно. Петра укоряли современники как раз за то, что он «антихрист», иноземцами охмуренный. Алексею нравилась благочестивая старина, а папа ее разрушал.
Я не берусь судить, насколько нововведения Петра носили именно идеологический характер, это вообще отдельная тема, но то, что политика была чуждой – это точно. Христианство, разумеется, было чуждым населению древней Руси. То есть в религиозном плане изменения сильные, это ясно. Но что особенно изменилось идеологически?
И, отвечая на данный вопрос, имейте в виду, что нам интересен не сам процесс преобразования. Нам надо разглядеть в нем преимущества для Византии.