Не будем забывать - печенеги, будучи подданными Киева,
Не были они подданными. Они были врагами. Смотрите ПВЛ, там есть интересный момент, имевший место за 4 года до гибели Святослава. Печенеги, узнав (возможно, от тех же византийцев), что Святослав с войском в Болгарии, напали на Киев.
Печенегов трудно назвать врагами Киева, но и подданными они не были тоже. ПВЛ не слишком точный источник, поскольку, как доказано, представляет собой компиляцию разных летописей да и хронология в ней некоторыми историками подвергается сомнению. Но чего там точно нет, так это сколько-нибудь серьезной вражды печенегов с Киевской Русью. (Дальнейший материал взят из статьи
«Печенеги и Русь»).
В 915 году печенеги впервые встречаются с русскими и что же? «Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю». Упоминается в ПВЛ война 920 года между Игорем и печенегами. Но там не идет речь о набеге. Там просто кратко упоминается война. Даже не упоминается, кто начал войну. Не исключено, что начал ее Игорь. А после Игорю удалось добиться союза с печенегами во время его похода на Византию в 944. Не исключено, что это было результатом его войны с печенегами – достаточно обычная для феодальной поры практика, когда вождь, потерпевший поражение, «отрабатывает» участием в войне с другими, на стороне победителя. По всей видимости, у печенегов не было какого-либо централизованного управления, отдельные племенные вожди действовали самостоятельно. Тогда же обратили внимание на печенегов и греки. И стали их подкупать, для того, чтобы умерить воинственность русских князей.
Фактически, вторжение 968 года – первое «преступление» печенегов за всё предыдущее время взаимоотношений с Русью. Сам факт похода Святослава с оставлением Киева практически без войска ясно говорит о том, что никакой опасности со стороны печенегов просто не ожидали. То, что этот поход печенегов был «проплачен» греками вызывает очень мало сомнений. Но в данном случае, если быть объективным, это не агрессия, а ответ на агрессию. Святослав первый изменили политику. Он шел в Болгарию как друг греков (которые воевали с болгарами), и вдруг стал врагом. В ПВЛ говорится, что он стал «брать дань с греков». Из других источников можно узнать про византийского авантюриста Калокира, который рассчитывал с помощью русских стать императором. И Святослав решил «А почему бы и нет?». Можно сказать, Святослав воевал не против Византии, а против императора. Но император, естественно, воспринял это как предательство. И принял меры. В общем, первым предал Святослав.
Вполне возможно, вторжение не сопровождалось серьезным кровопролитием и грабежом. По крайней мере, в ПВЛ об этом ничего нет (при том что автор печенегов, судя по всему, недолюбливает). Печенеги пришли не воевать и грабить. Их целью был отвлекающий маневр. Демонстрация силы и психологическое воздействие (что им удалось). А материальную награду они получили от греков.
Когда Святослав вернулся, печенеги ушли. Сражаться с его армией у них не было ни возможности, ни желания. К тому же они свою миссию выполнили.
А этот конфликт может стать своеобразным «образцом бескровных конфликтов». В ПВЛ не говорится ни о каких человеческих потерях ни с той, ни с другой стороны. Впрочем, очень вероятно, что случайные жертвы были. Просто их не упомянули. Материальный ущерб, безусловно, был.
Еще можно обратить внимание на сцену братания между печенежским князем и русским воеводой Претичем, которому удалось временно отогнать печенегов и продержаться до прихода князя. Эта сцена свидетельствует о взаимном уважении, которое было между русским и печенежским народами.
Так что это вторжение не говорит ни о кровожадности и агрессивности печенегов ни о заклятой русско-печенежской вражде. Вторжение 968 года более похоже на исключение, чем на правило.
И если их в чем и обвинять, так это в том, что мешали агрессии против Византии. «Не дают грабить, сволочи!».
Убийство Святослава действительно было очень даже в интересах христиан, как византийских, так и киевских. Согласно Иоакимовской летописи, после неудач в Болгарии, Святослав перебил всех христиан в войске и собирался пожечь церкви в Киеве. Так что «подсказка» печенегам могла быть с любой стороны.
Но говорит ли это об особой враждебности печенегов к русским? Нет. Древляне тоже убили русского князя (Игоря). И что? Никто не называет их заклятыми врагами Руси. Разные эксцессы бывают.