О, а это мысль...
Я знал, что Вам понравится, хотя думал, что схожим образом отреагирует Снег Север

В дополнение к вышесказанному, приведу слова заместителя министра финансов РФ Нестеренко Т.Г.:
На ваше рассмотрение правительством вынесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Законопроект подготовлен в целях реализации Бюджетного послания президента и указания председателя правительства во исполнение этого Бюджетного послания, в котором зафиксировано направление деятельности, политики в бюджетной сфере.
В том числе в нём говорится о необходимости перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счёт субсидий.
В целом концепция законопроекта, то есть его идеологическая подоплёка, сводится к тому, чтобы в части выполнения государственных и муниципальных услуг перейти от дискуссии о конкретных направлениях сметы к дискуссии о задании, о смысле деятельности, о качестве выполнения этих заданий.
В принципе данный законопроект (об этом тоже хотелось бы сказать) является только частью мер, направленных на повышение эффективности деятельности органов власти. Вы знаете, что президентом в Бюджетном послании было дано поручение подготовить программу правительства по повышению эффективности бюджетных расходов и эффективности деятельности власти...И в рамках этой программы одно из направлений - это как раз создание инструментов, которые позволили бы более эффективно предоставлять государственные (муниципальные) услуги в условиях сохранения либо снижения темпов общих расходов бюджета.
Другими словами, одно из направлений программы заключается в следующем: у нас есть предел экстенсивного развития, то есть больше, качественней и объёмней оказывать услуги за счёт постоянного увеличения ассигнований на эти услуги мы уже не можем, мы достигли предела, и наша задача сейчас - добиться более качественного оказания услуг в тех номинальных и реальных объёмах, которых мы уже добились.
Что касается эффективности, нужно сначала задаться вопросом: а в чём же всё-таки причина низкой эффективности работы бюджетных учреждений?
Я не буду здесь перечислять известные факты, известные причины, мы все в той или иной мере являемся потребителями тех или иных государственных и муниципальных услуг, но среди этих причин можно выделить несколько основных.
В настоящее время бюджетные учреждения получают финансовые ресурсы, бюджетные ассигнования вне зависимости от объёма и качества услуг, то есть всё идёт по смете, все сложившиеся расходы - на отопление, освещение, оборудование - осуществляются примерно с одинаковым индексом.
И в принципе дискуссия о том, в каком объёме и насколько качественно работает учреждение, не возникает в процессе бюджетирования этого учреждения. Это с одной стороны.
С другой стороны, собственно говоря, у бюджетного учреждения нет стимулов производить эти услуги качественно и эффективно использовать ресурсы.
Чем эффективнее оно использует ресурсы, чем экономнее оно потратит деньги, чем качественнее сделает закупку по 94-му закону... от этого ничего не изменится, всё равно всё в бюджет вернётся.
У бюджетного учреждения никаких стимулов экономить, как это делают в бизнесе, как это делают на производстве, нет...
...Одна из причин создания такой ситуации - это, конечно, то, что большинство бюджетных учреждений характеризуются высокой степенью закрытости своей деятельности и на самом деле (об этом много пишут) фактически приватизированы высшим менеджментом этих учреждений.
Мы неоднократно подступались к решению этого вопроса, мы неоднократно говорили о том, как создать инструменты, которые были бы направлены на повышение эффективности, парламент уже принимал решение в этом плане.
Одним из таких инструментов является возможность учреждений получить статус автономных. Парламент Российской Федерации принял Федеральный закон «Об автономных учреждениях», согласно которому автономные учреждения могут выполнять государственные услуги в соответствии с заданием на основании субсидий.
Но практика показала, что сам переход в автономные учреждения в том виде, как это заложено в данном законе, чрезвычайно осложнён. И сейчас мы фактически видим около десятка учреждений на федеральном уровне, хотя в субъектах, конечно, этих учреждений значительно больше. Особенно активно эта работа проходила в Республике Татарстан, в Красноярском крае, в Краснодарском крае, в Тюменской области, в некоторых других регионах, то есть там, где в принципе умеют считать деньги и создавать условия для того, чтобы были качественно реализованы услуги.
На федеральном уровне это не проходит. Почему? Потому что одно из условий этого закона - это принятие решений на уровне высшего органа исполнительной власти, то есть по каждому учреждению, а их тридцать тысяч, нужно принимать отдельные решения органам исполнительной власти.
Я один раз проверяла: Высшая школа экономики бьётся уже на протяжении, по-моему, полугода, и она не может даже подготовить все документы, связанные с таким переходом. Одних только документов по имуществу нужно полгрузовика привезти! Очень большой объём, практически невозможно одолеть это, поэтому очень сложно всё идёт.
В соответствии с поручением и необходимостью всё-таки создавать эти условия, правительство предложило внести изменения в ряд законов, которыми определяется функционирование нынешних бюджетных учреждений, вот бюджетных учреждений, какие они есть, чтобы наделить их новым статусом.
Тем бюджетным учреждениям, которые сейчас существуют, для которых финансирование осуществляется по смете, надо сказать: вы сейчас такие, как есть, мы вам передаём теперь не смету по деньгам, а даём конкретное задание, что вы должны сделать, и общую субсидию на выполнение этого задания.
Кроме того, мы отдельно выделяем вам субсидию на содержание имущества, мы отдельно вам даём деньги, если вы участвуете в каких-то программах. То есть уже существующую сеть без этих многочисленных процедур переоформления наделить теми полномочиями, которые были для автономных учреждений, - в этом суть закона.
При этом ряд учреждений в силу своего характера не может быть наделён таким статусом, и именно для этих учреждений, создаётся новый тип - казённое учреждение.
Казённые учреждения - учреждения, для которых будет оставаться чёткий контроль по деньгам, полная субсидиарная ответственность, смета, контроль. Эти учреждения в небольшом секторе остаются, в основном это учреждения в отдельных сферах деятельности - Вооружённых Силах, обороны, безопасности, это психиатрические больницы - там, где в принципе существует жёсткий контроль и где задание как таковое трудно сформулировать, потому что они должны существовать, те же самые психиатрические больницы, вне зависимости от того, сколько заданий давать, не вылавливать же людей с целью выполнения этого задания.
В принципе, ещё раз говорю, вопрос идёт об изменении правового положения существующих учреждений. Какие изменения происходят в нынешних бюджетных учреждениях, в большей части учреждений?
Главное и, наверное, самое существенное. Новые бюджетные учреждения будут действовать в гражданском обороте от собственного имени, казённые учреждения будут действовать от имени Российской Федерации. Это существенное изменение правового статуса, и мы на это как раз обращаем внимание. Соответственно, финансовое обеспечение: задание - по субсидии, казённые - по смете. Полученные доходы: какие бы доходы ни получало бюджетное учреждение, всё идёт в распоряжение бюджетного учреждения; казённые учреждения, в основном это воинские части, даже если какие-то получают средства, но, раз они действуют от имени Российской Федерации, всё - в казну Российской Федерации, при полной субсидиарной ответственности.
Соответственно, у бюджетного учреждения расширяются права по распоряжению имуществом, за исключением закреплённого за собственником особо ценного недвижимого и движимого имущества. И здесь мы надеемся, что многие вопросы, коллизии, ограничения, которые сейчас возникают в связи с инновационными предприятиями при высших учебных заведениях, этим законом также будут сняты.
Нужно снимать препоны, нужно двигаться, создавать условия, чтобы эти учреждения активно участвовали в том числе в том обороте, который связан с созданием новых, инновационных предприятий, малых предприятий при вузах, если речь идёт о том законе, который мы обсуждали летом. Что не меняется при переходе?
Что у бюджетного учреждения, так называемого нового бюджетного учреждения остаётся? По-прежнему у учреждения бюджетного счета в Казначействе. Это обеспечивает адекватный контроль: с одной стороны, полная свобода - Казначейство не будет санкционировать расходы, смотреть, куда расходуют, то есть давать разрешение, санкцию не будет, но, с другой стороны, операции всё равно будут прозрачны. Это важно, потому что объём, ресурсы... То есть мы принимаем сразу решение, в силу закона все учреждения бюджетные мы наделяем такими правами.
В таких масштабах нужно всё-таки создание адекватных систем контроля. 94-й закон распространяется на новые бюджетные учреждения. В принципе не переназначаются руководители, не меняются ни лицензии, ни аккредитации, все документы, что были в этих учреждениях... .
Вот официальное обоснование необходимости принятия данного законопроекта.
Представитель партии "Единая Россия" Шуба В.Б.:
...что Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, ответственный комитет по этому законопроекту, в соответствии с решением Совета Государственной Думы рассмотрел указанный законопроект. В соответствии с решением Совета Государственной Думы тринадцать комитетов парламента определены соисполнителями по этому законопроекту. Законопроект был разослан субъектам права законодательной инициативы. И мы получили пятьдесят восемь отзывов от субъектов Российской Федерации, а также тринадцать заключений комитетов-соисполнителей. Все заключения комитетов положительные, комитеты предлагают поддержать законопроект, внесённый правительством. Субъекты Российской Федерации, за исключением Ульяновской области, поддерживают обсуждаемый законопроект.
Как видим, содержание данного законопроекта далеко не секрет для широкой политической общественности еще с февраля 2010 года. Прекрасно знают о нем и в субъектах РФ и в муниципальных образованиях РФ (соответственно депутаты законодательных органов субъектов и представительных органов муниципальных
образований).
Нестеренко добавляет, что на вопрос: где гарантии оказания в том числе бесплатной медицинской помощи? Есть ответ: эти гарантии зафиксированы начиная с Конституции и заканчивая Основами законодательства об охране здоровья граждан в объёмах оказания медицинской помощи в рамках программы госгарантий, утверждаемой правительством.
Вопросы образования - то же самое, конституционные нормы в части образования. Понимаете, сама по себе смета учреждения не является гарантией, гарантия - это получатель этой услуги. Мы должны думать о том, кто её получает и как сделать так, чтобы получатель услуги был удовлетворён её качеством, а не о том, что нужно составить смету. В этом суть гарантии.