Есть закон, по-вашему, который защищает раба от посягательства. Так зачем бежать далеко?
Многие законы Библии, как и этот, не содержат указаний, что делать с нарушителями этих законов. Оно и понятно. Одно дело, когда человек убил или украл. Это конкретно. А как определить, предал он или не предал, отдал раба хозяину или не отдал? Часто земные суды здесь бессильны.
Виктор, привлекать сюда вопрос о возможности наказания и плясать от этого – некорректно. Закон есть закон. Нарушающий его – преступник. А уж наказан он был или нет, и как именно наказан – менее важно. Вы же не знаете наверняка, как судили «выдающих»? – не знаете. Библия нам таких сведений точно не дает. Так зачем вы додумываете (дескать, раз определить было сложно, то и суды бессильны, значит раб бежал в другой город и т.п.)? Я, со своей стороны, ровно на тех же основаниях могу додумать про то, что администрация тщательно отслеживала «выдающих» и «возвращенцев» (благо поселения представляли собой небольшие сообщества) и наказывала нарушителя заповеди. Например, так. Это гипотетически.
Хозяин пришел с другими рабами и забрал беглого раба. Ему не отдавали, он сам взял. По хорошему, жители города должны вступиться за раба. Но это уже требует от них активных действий по защите. И все основано на совести людей, на их понимании Закона.
Или власти могут санкционировать. Да и вообще – а почему бы общине не вступиться?
Вот отсюда и понятно, что рабу все же безопаснее убежать от жестокого хозяина подальше и молиться, чтобы жители того места исполнили закон Божий и не выдали его хозяину.
Т.е. отсюда и не понятно. 1-х, см. выше. 2-х, другой город, получается, тоже не решение проблемы. Это только вопрос того, легче или сложнее найти беглеца – только и всего. Защищенность та же самая.
Итого: думайте дальше.
Мне от вас нужна аргументация, подтверждающая ваш тезис, что раб убегал в другой город. Пока что никакого указания на дальнее передвижение не видно.
Третье: про отсутствие земли порадовало. Можно подумать, что когда раб убегает от жестокого хозяина, то у него мистическим образом появляется земля...
А что же вас тут порадовало? Мне грустно. На самом деле, рабство в нашем мире практически неистребимо даже по сей день.
Порадовала ваша попытка найти аргумент там, где его нет.
Конечно, если раб убегал от господина, то был вынужден наниматься в батраки к другому. Это реальность жизни.
Реальность жизни несколько более сложная. Например, раб-нееврей мог бы захотеть вернуться домой –
это позволяет заповедь или нет? Земля – для земледельца, что вообще говоря, не обязательная профессия. Ремесленник, торговец, козопас и звездочет – мало ли. Вопрос:
делает ли заповедь сбежавшего раба лично свободным человеком или нет?
Так же и сегодня…
Виктор, неуместные сравнения не будем привлекать. Старайтесь обходится без аналогий.
Можете ли вы предложить решение этой проблемы?
Мне-то зачем? Я эти заповеди не придумывал, евреев не выбирал и Адама не лепил. Если хотите посторонние мысли вслух – то на месте милосердного и справедливого бога было бы приличнее запретить рабство вообще и для всех людей, независимо от пола, возраста и национальности. Но так, имхо.
Мне надежду внушает заповедь Божья, которую мы обсуждаем. Из нее видно, что Бог против рабства вообще. Вот это важно. К тому же, есть конкретный путь, как этого добиться...
На счет того, что «он против рабства вообще» – это вам так хочется видеть. Текст Библии этого не подтверждает. «А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас» – так сказал Яхве. Он не сказал: «Купите и отпустите», он сказал: «Они могут быть вашей собственностью, можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью». «А над…» - это противопоставление, обратите внимание. Оно говорит нам о том, что на рабов-неевреев не распространялся иммунитет на жестокое обращение.
Вот уже хотя бы это – дикость и жестокость. Пора уже заметить ее, Виктор.
Вероятно да, если вы не пожелаете снять свои черные очки и перестать потреблять отраву.
О чем вы, уважаемый? У меня нет черных очков. Я в Библии хорошо вижу и позитивные, и негативные моменты.
Хотите - можно на этом закончить. Или продолжить. Как вам угодно.
Посмотрим. Как только определимся с вашим оптимизмом.