2Любопытный:
Случайно пропустил ваш последний пост.
Многие законы Библии, как и этот, не содержат указаний, что делать с нарушителями этих законов. Оно и понятно. Одно дело, когда человек убил или украл. Это конкретно. А как определить, предал он или не предал, отдал раба хозяину или не отдал? Часто земные суды здесь бессильны.
Виктор, привлекать сюда вопрос о возможности наказания и плясать от этого – некорректно. Закон есть закон. Нарушающий его – преступник. А уж наказан он был или нет, и как именно наказан – менее важно. Вы же не знаете наверняка, как судили «выдающих»? – не знаете. Библия нам таких сведений точно не дает. Так зачем вы додумываете (дескать, раз определить было сложно, то и суды бессильны, значит раб бежал в другой город и т.п.)?
Я, со своей стороны, ровно на тех же основаниях могу додумать про то, что администрация тщательно отслеживала «выдающих» и «возвращенцев» (благо поселения представляли собой небольшие сообщества) и наказывала нарушителя заповеди. Например, так. Это гипотетически.
Ваше предположение мне представляется менее вероятным.
Администрации обычно не выгодно заниматься такими вопросами.
Власть чаще всего принимает сторону богатых
и жестоких хозяев. Это реальность нашего мира.
Еще раз подчеркну, что эта заповедь находится
в противоречии с интересами земной власти, которая основана
на защите частной собственности и обычно плевать хотела на людей.
Хозяин пришел с другими рабами и забрал беглого раба. Ему не отдавали, он сам взял. По хорошему, жители города должны вступиться за раба. Но это уже требует от них активных действий по защите. И все основано на совести людей, на их понимании Закона.
Или власти могут санкционировать. Да и вообще – а почему бы общине не вступиться?
Я и говорю, что по хорошему община должна вступиться.
Но только в том случае это произойдет, если люди будут готовы
пожертвовать чем-то своим личным ради спасения того человека.
Это только вопрос того, легче или сложнее найти беглеца – только и всего. Защищенность та же самая.
Где его сложнее найти, там ему безопаснее.
Так получается потому, что люди в большинстве
своем безразличны к судьбе беглого раба.
Хоть и заповедь говорит "не выдавай", люди найдут себе
оправдание "мы и не выдавали... хозяин пришел и сам забрал..."
Мы живем в грешном мире. Израиль - тоже не исключение.
Третье: про отсутствие земли порадовало. Можно подумать, что когда раб убегает от жестокого хозяина, то у него мистическим образом появляется земля... А что же вас тут порадовало? Мне грустно. На самом деле, рабство в нашем мире практически неистребимо даже по сей день.
Порадовала ваша попытка найти аргумент там, где его нет.
Может вы не поняли? Я хотел сказать, что едва ли раб уйдет
от хозяина просто из любви к путешествиям - у него нет земли.
Скорее всего, причина - в жестоком обращении.
И понятно, почему раб будет убегать - он боится этого господина.
Если его поймают, то изобьют.
Конечно, если раб убегал от господина, то был вынужден наниматься в батраки к другому. Это реальность жизни.
Реальность жизни несколько более сложная. Например, раб-нееврей мог бы захотеть вернуться домой – это позволяет заповедь или нет?
А почему нет? Считаю, что в этом и есть суть заповеди.
Бог желает, чтобы в Израиле любой имел право уйти куда хочет.Земля – для земледельца, что вообще говоря, не обязательная профессия. Ремесленник, торговец, козопас и звездочет – мало ли. Вопрос: делает ли заповедь сбежавшего раба лично свободным человеком или нет?
В Израиле наличие земли означало экономическую независимость...
Да, заповедь делает беглого раба свободным человеком.Слова
"не выдавай" означают, что бывший хозяин отныне
не имеет никаких прав на этого бывшего раба.
Значит, у него больше нет хозяев,
ведь человек по умолчанию свободен.
Никто не имеет права сказать ему "теперь ты мой раб..."
Если хотите посторонние мысли вслух – то на месте милосердного и справедливого бога было бы приличнее запретить рабство вообще и для всех людей, независимо от пола, возраста и национальности. Но так, имхо.
Как вы себе это представляете, конкретно?
Вот например, у нас рабство запрещено законом.
Однако, другие статьи закона регулируют
подневольный труд заключенных.
Это современная форма рабства.
Кроме того, существует миллион форм рабства,
не регламентируемых законом.
Начиная от эксплуатации труда на производстве,
и заканчивая бытовым тунеядством да еще и с насилием
над женой, детьми, (иногда и над мужем...)
Рабство принципиально неистребимо в нашем грешном мире. Мне надежду внушает заповедь Божья, которую мы обсуждаем. Из нее видно, что Бог против рабства вообще. Вот это важно. К тому же, есть конкретный путь, как этого добиться...
На счет того, что «он против рабства вообще» – это вам так хочется видеть. Текст Библии этого не подтверждает.
Вы тоже видите то, что хотите видеть.
В вопросе целей и намерений Бога существуют только два варианта:
оптимистичный и пессимистичный. Вы изначально придерживаетесь
принципа предполагать худшее. Вот почему вам и кажется,
что текст Библии подтверждает ваши слова.
«А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас» – так сказал Яхве. Он не сказал: «Купите и отпустите», он сказал: «Они могут быть вашей собственностью, можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами.
Замечательная заповедь, если не забывать и ту, что мы обсуждаем:
Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его"
(Втор.23:15,16)[/list]
Иначе говоря, Бог позволяет евреям покупать рабов у прочих народов.
Но предупреждает, что если они убегут от новых хозяев, то становятся
свободными. Это и есть решение проблемы рабства.
Купили - и он освободился, если захотел.
А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью». «А над…» - это противопоставление, обратите внимание. Оно говорит нам о том, что на рабов-неевреев не распространялся иммунитет на жестокое обращение.
Где вы увидели здесь разрешение обращаться жестоко
с рабами-неевреями? Не прибавляйте с Закону.
Здесь сказано лишь, что господствовать с жестокостью
над сынами Израилевыми Бог запрещает.
А почему противопоставление - на то есть важная причина.
Об этом скажу после того, как вы ответите на мой вопрос в конце.
Прежде всего вспомним важнейшую заповедь, на которой
утверждается весь Божий закон:
"
люби ближнего, как самого себя".
Она распространяется на всех ближних, евреев и не евреев.
Проблема с прочтением
Лев.25:46 в том,
что вы рано остановились, не дочитали.
В следующем стихе Бог поясняет, что именно означают Его слова:
Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца, то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его",
Лев.25:47,48[/list]
Иначе говоря, Бог велит проявлять активное участие
в судьбе еврея, который стал рабом.
Всякий еврей, который ничего конкретного не делал, чтобы помочь
другому еврею в беде - проявлял жестокость по отношению к нему.Вот уже хотя бы это – дикость и жестокость. Пора уже заметить ее, Виктор.
Готовы ли вы согласиться с тем, что
равнодушие к судьбе
другого человека, которому мы могли бы помочь,
но не помогли -
это преступная жестокость?Об этом мы и говорили при обсуждении Исхода и завоевания Ханаана.