Так давайте определимся, а то вы мечетесь из стороны в сторону. Либо вы рассматриваете действия Яхве как меры по спасению евреев с минимизацией жертв – то тогда не зачем было ужесточать сердце фараона. Жертв или вообще не было бы, или их было бы заметно меньше.
Не правильно. Тогда евреи не ушли бы из рабства. Для того, чтобы они стали свободными, надлежало сделать их сильными, искоренить психологию раба. Для этого Бог водил их 40 лет по пустыне, где народ окреп в суровых условиях.
И что «не правильно»? Вы можете четко и недвусмысленно указать причину египетского террора? Вы утверждаете, что без египетского террора они бы не ушли. А я не вижу препятствий. Фараон мешает? - Яхве просто мог бы смягчить его сердце. Не может смягчить? - ну так пусть ликвидирует фараона (его одного). Новый фараон также упрямый? - и его в расход, на «усыпление». И т.д. В любом случае, десяток фараонов - это никак не все первенцы по всему Египту. Можно и не «усыплять» фараона, а выкупить евреев. В общем, никаким образом египетский террор не получается представить как непременное условие ухода евреев.
Евреев «надлежало сделать сильными, искоренить психологию раба», и для этого «Бог водил их 40 лет по пустыне».
Да без проблем. Хоть 40, хоть 400 лет. Это уже их - еврейские - заморочки. Мы же с вами хотим понять,
надо или не надо было убивать египтян.
Для этого требовалось преподать урок фараону, чтобы он оставил евреев в покое как минимум на 40 лет. Если бы не было этого урока, фараон непременно вернул бы евреев в рабство снова.
Вам самому не смешно? Фараона Яхве «усыпил», после чего он (фараон) «оставил евреев в покое как минимум на 40 лет». На план выхода из Египта это никак не влияет. Представьте, что Яхве выкупил евреев без убийства первенцев. Они выходят. Фараон опомнился и погнался вернуть. Яхве чудесным образом «преподает ему урок». Никаких проблем.
Как видим, никаких препятствий для всемогущего Яхве не было - он мог не переставать смегчать сердце фараона хоть год, хоть 40 лет.
Не правильно. Хотя Бог постоянно пытался смягчить сердце фараона, это сердце само собой ожесточалось. После 6 первых язв написано "и ожесточил фараон свое сердце".
А что же здесь «не правильно»? В Библии написано, что Яхве «ужесточал» сердце фараона. Вы предложили оптимистически понимать это как «на время перестал смягчать» - забавная формулировка, но не возражаю. Повторяю вопрос: что мешало Яхве не переставать смягчать сердце фараона?
Кроме того, в Библии нет и намека, что Бог подтолкнул фараона к преследованию евреев и гибели армия. Это фараон сделал сам.
Читаем вместе:
3. И скажет фараон [народу своему] о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня.
4.
А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают [все] Египтяне, что Я Господь. И сделали так.
Яхве, видите ли, славу свою показать хотелось…
Полагаю, что Дух Божий не переставал убеждать хананеев. Но они были слишком упрямые. Их деградация зашла слишком далеко.
Полагать можете все, что угодно. Не плохо было бы еще подкрепить ваши фантазии цитатами из ВЗ.
Не все можно подкрепить цитатами. Например ваши фантазии полностью противоположные. Но вы их тоже не можете подкрепить цитатами.
Угу. Но есть нюанс. Я свои фантазии и не представляю как истину. Вы попросили дать гипотетический вариант альтернативного развития событий. Я вам привел такие варианты. Коль скоро они «альтернативные», то по определению не могут подтверждаться Библией. И требовать цитаты - глупо. А вот вам все-таки придется подкрепить свои слова цитатами. Иначе это - выдумка. Так что по-прежнему ожидаю.
Наша точка зрения не противоречит ВЗ. Когда есть варианты, мы выбираем наиболее оптимистичный взгляд на мир.
Противоречит. Об этом и речь.
Бог является всемогущим только в рамках законов природы, а вне этих рамок (нарушая законы) Бог всемогущим не является. Верно или нет?
Извините, мне не известно состояние "вне рамок законов природы". Когда вы окажетесь вне этих рамок, то расскажете, как там все выходит.
Что же тогда голову морочите, если вам это состояние не известно? Вот ваши слова:
Богу возможно все, в рамках законов природы, которые Он установил.
Я всего лишь продолжил вашу мысль.
Теперь просвещу вас на счет «вне рамок». Любому нормальному человеку понятно, что это означает нарушение тех самых законов природы. Напустить «осязаемую тьму», сделать воды Нила кровью, произвольно удлинить сутки и т.п. Чудес масса. Чудеса = проявление сверхестесственного = выход на рамки законов природы. Видите, я могу пояснить это даже не оказавшись за рамками. Теперь вам стало понятно?
Мой вопрос, так или иначе, остается в силе:
Бог является всемогущим только в рамках законов природы, а вне этих рамок (нарушая законы) Бог всемогущим не является. Верно или нет?
Яхве осудил египетских детей (в том числе и младенцев) не за рабовладение (как вы пытались показать) или за какое-либо преступление, а только за то, что они родились первыми.
Не правильно. Бог вообще никого еще не осудил. Суд будет впереди. А то, что было сделано - это операция по спасению.
Так, так. Давайте вернемся к вашей первой светлой мысли, вот она:
А насчет убийства не повинных египтян... Почему вы не спрашиваете, по какой причине неповинные еврейские дети сразу от рождения становились рабами?... Чтобы пресечь это зло, пришлось Богу сотворить такое чудо, которое нельзя было списать на естественные обстоятельства. Вина лежит на тех, кто от рождения детей превращал в рабов.
Этой фразой вы как бы указываете на вину рабовладельцев как на оправдание террора в Египте. Я вам наглядно показал, что в этом случае гибнут невинные египтяне (в частности, дети), которые рабовладельцами не являлись. Теперь вы заявляете, что суда по делу «рабство» не было. Подтвердите:
мы снимаем этот вариант оправдания жестокости Яхве или нет? Если нет, то жду объяснений на счет суда и осужденных. Если да, то возвращаемся к изначальному вопросу:
Допустим, гибель армии еще можно понимать как "урок", но первенцы?! Это ж надо убить не повинных ни в чем египтян, да еще и детей! Хорош миролюбец...
Иными словами:
зачем Яхве убил не повинных ни в чем египетских детей?Я предложил вам найти другой вариант спасения евреев, без жертв. У вас пока не получилось.
Я предложил. У вас не получилось его понять. Но не торопитесь с выводами, еще не все потеряно и просветление может наступить.
Ну, во-первых, демонстративных и устрашающих кар Яхве уже провел аж целых девять до истребления первенцев.
Как видим, этого было мало. Евреев из рабства не отпускали.
Еще бы! До последнего момента Яхве не мог успокоиться – все ужесточал сердце фараона.
Во-вторых, чтобы евреев оставить в покое на 40 или на сколько-то там лет, достаточно было «поработать» над самим фараоном или – над фараоном и его окружением.
Что значит "поработать"? Опять о "смягчении сердца"? Если да, то у вас фантазия слабая. Постоянно требуете от Бога чуда "сделай нам то, сами не знаем что..."
Я говорю о конкретных вещах. Причем основываюсь на ваших же утверждениях:
"Ужесточил сердце" - это как, способ убеждения такой?
Да, это тактический ход. И с каждым такое может быть.
Бог на время оставляет человека без постоянного голоса совести. И позволяет ему принять недальновидное решение, чтобы он мог познать последствия своей глупости.
Вы от своих слов отказываться будете или как?
Еще раз. Бог спасал еврейский народ из системы, которая превращала их в рабов от рождения. Другого варианта спасения не было.
Подтвердите:
мы снимаем осуждение за рабовладение как вариант оправдания жестокости Яхве или нет? Следовательно, евреи рабовладельцами были?
Нет, не были в том смысле, как в Египте. Слово "рабство" то же самое, а смысл принципиально другой. В рабы у евреев попадали должники. И это рабство не могло быть пожизненным.
На счет того, какое оно, еврейское рабство, и как оно отличается от египетского - это вам нужно
продемонстрировать цитатами из ВЗ. Иначе получается, что имеем дело в очередными оптимистическими фантазиями. Это первое. Второе. Каким бы ни было рабство - это рабство. Поэтому оставим на время вопрос о том, было ли ограничение по времени рабства и какие были способы закабаления.
Рабство у евреев - это рабство, да или нет?Сегодня у нас примерно такая же система. Если вы растратите большую сумму, то попадете в рабство.
Сегодня в РФ рабство можно употребить в фигуральном смысле слова. Буквальное рабство, как во времена ВЗ, - редкое явление (маньяк посадил человека в подвал своего дома и заставляет работать). В любом случае внеэкономические формы принуждения к труду запрещены и караются. А вот Яхве не запретил, а только ограничил.
В Египте же еврейские дети от рождения и навечно были рабами. В этом принципиальное отличие.
Давайте ссылку, где об этом говорится.
Бог является всезнающим. Ему известно все, что происходит в данный момент во всем мире.
Позвольте, при чем здесь «в данный момент»? У вас всезнание не распространяется на будущее?
А что такое будущее? По моему- его еще нет. А по вашему?
А по-моему есть. И коли вы сами ввели дополнение «в данный момент», то и вы это понимаете. Но теперь пытаетесь прикинуться.
Тем более, что вопрос заключался именно в том, знает ли Бог все то, что происходит в будущем. Ваша фраза:
И не уверен, что Яхве знает абсолютно все наперед.
Совершенно верно. Я в этом не уверен, Библия не поясняет этот вопрос. Согласно тексту, Бог является всезнающим в том смысле, что Ему ведомо все, что происходит в мире.
В «
данный момент» или «
наперед»?
Грех постепенно превращает человека в машину. Действия грешников часто можно предсказать. Не всегда, но часто.
Поясните,
Бог не всегда способен предсказать действия людей – верно или нет?Некоторые будущие события природы в общих чертах предсказать не трудно.
= а некоторые даже в общих чертах трудно. Виктор, мы так и будем в игры играть? Вы можете четко ответить на вопрос:
Бог не является всезнающим, так как он ограничен свободой воли человека и случайными природными процессами, которые он не контролирует. Верно или нет? Давайте по шагам вашими же словами.
1. «Бог продемонстрировал Свою силу над Египтом» - в результате чего - 2. Появилась «сила Израиля, слабость хананеев». - но тогда - 3. У евреев были «силы его защитить» (золото).
Сила евреев заключалась в их вере. Они обладали психологическим превосходством, говоря современным языком.
Как угодно. Сила, стало быть,
была.
Если бы евреи приняли ваш неразумный план подкупа, и принялись бы уговаривать хананеев, то лишились бы всей своей силы. Хананеи потеряли бы свой страх и стали бы сильнее евреев.
Вы упорно «лавируете между струй». В Библии хорошо видно, как евреи
вооруженным способом уничтожают жителей Ханаана. Ладно, не будем рассматривать тех, что сдались добровольно, испугавшись. Но ведь остальных уничтожили? - уничтожили. Силовым способом? - да. Силы были? - были. Вопросы у вас еще остались?
Оригинально, но ничего не получится. Ну выкупили их, но куда они пойдут? В пустыню? Сколько тогда продлится их свобода? Через пару дней, фараон одумается, что мало запросил. И на этом свобода евреев закончится.
Не закончится. Элементарно, Ватсон. Яхве топит фараона вместе с армией в Красном море – и вуаля. Далее по тексту…
Я не понял, о чем вы предлагаете подумать.
Над вашим поведением. Повторяю для невнимательных. Я привожу две ваши взаимоисключающие цитаты. В одной вы утверждаете, что Бог дал евреям свободу через
явное и устрашающее чудо.
Поэтому, через явное и устрашающее чудо Бог дал евреям на время свободу от фараона.
Ранее вы рассуждали так, что эти же самые чудеса,
явные и устрашающие, якобы послужили мерой воздействия на Ханаан.
В результате, крупнейшая держава того времени Египет оставила Израиль в покое более чем на 200 лет. И слух об этом прошел по всем окружающим народам. В целом все это имело целью минимизацию жертв… Хананеев Бог "уговаривал" как раз через наглядный пример с Египтом и армией фараона. Т.е. через страх.
В то же время вы заявляете прямо противоположное:
Чем более явной будет защита евреев Богом, тем больше ненависти к ним появится у прочих народов.
Вот я хочу, чтобы вы подумали и решили – какие из ваших слов следует признать шуткой.
«Да, но». Как это понимать? Вы утверждали, что Яхве сделал евреев сильными, и они расправились в хананеями сами.
С точки зрения хананеев, сами евреи стали сильными. С точки зрения евреев - их сила была от Бога. Плохо, что вы не понимаете элементарного...
Разве я где-то и как-то вводил субъективизм в оценке божественного вмешательства? Нет. Это «с точки зрения» - целиком и полностью ваша додумка. Мы рассматриваем объективный результат. Очень плохо, что вы не понимаете элементарного... Вопрос в силе.
Разве я сказал «подкуп»? Я сказал «принуждение». Принуждение посредством устрашающих акций (террора). Если имело место принуждение, то не могли «египтяне по собственному желанию». Разве не так?
Разве Яхве принуждал египтян жертвовать деньги евреям? Ничего подобного.
Рассмотрите такой пример. Допустим, за вами гонится медведь. Это страшно? Полагаю, что да. Означает ли это, что медведь требует от вас денег? Полагаю, что нет. Вы согласны?
Тогда почему вы решили, что Бог принуждал египтян жертвовать?
Потому что Яхве - не медведь. Я вам еще раз советую не увлекаться аналогиями. Я на эти провокации не поддамся и всякий раз буду вас возвращать к конкретным вопросам. Повторюсь, я предложил слова "и дал милость в глазах египтян" трактовать как
введение в заблуждение. Вы предложили трактовать как результат
устрашения - "наведу еще одну казнь..." Это объяснение также непротиворечиво. Равно как возможно действие сразу двух причин. Но как бы то ни было, египтяне расстались с ценностями
не добровольно.
Вся эта демагогия - попытка уклонения от ответа. Разве это не справедливо получить плату за годы египетского рабства?
В таких случаях говорят, что в отношении евреев свершилась высшая справедливость. Они получили вознаграждение за годы рабства. Вы против?
Да,
я против. Виктор, вы долго еще будете ваньку валять? Я же вам четко объяснил, почему это не справедливо. Да потому, что плата взималась не с
рабовладельцев-египтян, а с
соседей-египтян. Стало понятно или как?
Хананеев Бог "уговаривал" как раз через наглядный пример с Египтом и армией фараона... Израиль довольно легко покорил Ханаан.
И далее цитата якобы о том, что хананеев убивать не пришлось, а они сдались сами.
Это утверждение можно считать нечаянно смороженной глупостью?
Просто вы плохо знаете Библию. В ходе компании по завоеванию Ханаана, пострадало не так уж много людей. Значительная часть хананеев осталась жить среди еврейского народа. А некоторые даже заключили с евреями союз еще перед началом войны.
Разрешите я снова вас процитирую?
Я не знаю, сколько там было истреблено, а сколько сдалось.
Виктор, вы знаете или не знаете? Речь, разумеется, не о статистике «до человека», а о соотношении (в два раза больше, на половину меньше, от 30 до 40%, и т.п.). Если знаете, то –
цитаты. Если нет, то так и скажите: «Сморозил глупость». Будем двигаться дальше.
Слабость ханаанских племен была в их разобщенности и психологическом страхе перед евреями и Яхве.
Подтверждение светлой мысли будьте добры.
Потому я и говорю, что все действия Бога во время исхода из Египта были попыткой спасения евреев с минимальными жертвами.
Угу. И одновременно утверждаете, что действия Бога не могли быть «явными», т.к…. - ну дальше см. выше.
Теперь то, что вы пропустили:
Рабы – собственность фараона? Тогда казнить надо не египтян, а фараона (он же виновник всего)!