На полноту и безошибочность не претендую.
Нам следует рассмотреть это пророчество с нескольких точек зрения.
- Как понял его царь Ахаз
- Как поняли его современники Исаии
- Как поняли его еврейские мудрецы до Христа
- Как понимают его христиане
1. Вопрос проясняется, если рассмотреть личность Ахаза.
Незадолго до встречи с Исаией
царь Ахаз воссел на трон в Иерусалиме.
Враги решили воспользоваться его молодостью, чтобы покорить Иудею.
Но в сердце Ахаза уже было предательство. Он намеревался
сменить религию в Израиле, ввести служение языческим богамЖелая любой ценой удержаться у власти, он заключил союз с Ассирией.
Причем в дар ассирийскому царю послал священное золото из храма.
Позднее, когда Ассирия покорила Дамаск, он велел поставить в храме языческий жертвенник по ассирийскому образцу.
Все эти действия произошли вскоре после той встречи с Исаией,
4Цар.16:1-20Желая спасти Ахаза, Бог обращался к нему через Исаию с последним предложением и дает ему
личное знамение:
проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте",
(Ис.7:11)[/list]
Ахаз мог бы получить ясный знак, что Яхве слышит его и прощает.
Но он уже был на пути предательства и не желал останавливаться.
Под благовидным предлогом он отказывается от знамения, чтобы не быть обязанным Яхве.
Он уже решил обратиться к богам других народов.
И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа,
(Ис.7:12)[/list]
Следующий оборот речи Исаии был понятен Ахазу.
Теперь Исаия обещает знамение
уже всему "дому Давида".Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил,
(Ис.7:13,14)[/list]
(здесь и далее цитирую по РСП, но это не принципиально.
Годится любой перевод)
И дальше пророк предвещает бедствия, упоминая и о причине - отпадении от Бога.
И говорит, что бедствие будет именно от царя Ассирийского, с которым Ахаз задумал вступить в союз.
Но наведет Господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского,
(Ис.7:17)[/list]
Вот в этом контексте,
как мог Ахаз понять пророчество Исаии о рождении Эммануила?Создавалось впечатление, что Исаия говорит
о рождении нового царя.Позже Исаия уточнил, что Эммануил - это царь Израиля:
и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!",
Ис.8:8[/list]
В 9-й главе еще раз подчеркивается, что этот же младенец
обладает царской властью.
Обращаю внимание. Царь Ахаз со свитой выехал в поле,
осмотреть пруд, откуда Иерусалим получал воду. Он готовился к осаде.
Бог велел Исаии взять своего сына и выйти царю навстречу.
И в присутствии свиты Исаия предвещает рождение нового царя.
Никакой женщины рядом не было. А если бы не так, то её судьба была бы мгновенно решена.
Ахаз не останавливался ни перед чем ради власти.
Этот момент является ключевым для понимания.
Ахаз не знал, о ком пророчествует Исаия, где и когда родится Эммануил.Но имя Эммануил означает "Бог с нами".
Ахаз получил знамение, что "Бог с нами", т.е. с иудейским народомОн понял, что Яхве известны его тайные планы, и что Яхве отверг его.Он еще не успел ничего сделать, только замыслил.
И уже пророк возвещает о том, что он низложен.
2. Весь народ в тот день тоже получил знамение, что "Бог с нами"[/list]Еще до того, как царь Ахаз проявил свою сущность, Бог уже показал, что знает его намерения.
Люди позже могли понять, что нечестивому царю в лицо было брошено обвинение.
Бог объявил, что отверг его.
Все пророчества Исаии исполнились.
На самом деле, не стоило бояться союза Северного царства и Сирии.
Исаия был прав, главная проблема позже была связана с Ассирией.
Но и она была решена, потому что "Бог с нами".
3. Древняя еврейская экзегеза считает 7:14 и 9:6 мессианским пророчеством.[/list]
http://www.orhaolam.org/new/yeshua/commentaries.htmНикто никогда в Израиле не называл своего сына именем "Эммануил".
http://tikvaisrael.com/art_imena.htmlЛюди понимали, что если назовут этим именем свого сына, то обрекут его на смерть.
Все знали, что
это имя означало претензию на царский трон.И цари так не называли своих детей.
Ахаз не называл этим именем своего сына Езекию.
Иначе ему пришлось бы признать Исаию пророком и согласиться с обвинением в свой адрес.
4. Матфей не случайно подчеркнул, что Иисус родился по пророчеству Исаии от девы.[/list]Такое понимание пророчества было распространено в те времена.
Его и отражает Септуагинта, - Мессия должен родиться чудесным образом.
Хотя изначально в книге Исаии это было и не обязательно.
И не в этом главный смысл его пророчества.
Главное - в другом. Исаия в 9-й главе пишет, что младенец, который должен быть царем,
уже родился! Но кто он - остается загадкой.
И древние толкователи, и современные согласны, что это единое пророчество о Эммануиле.
Хотя в 9-й главе это имя не упоминается.
Очевидно, согласно Исаии, младенец родился
инкогнито. Его имя неизвестно никому.
Пророчество
7:14 говорит нам, что мать наречет младенца Эммануилом.
Видимо, он хотел сказать, что это произойдет тайно.
Она понимает, что
сына могут убить, как вероятного претендента на престолИсаия и другие пророки часто писали
о будущем событии, как о совершившемся.В этом ключе следует понимать слова Исаии о уже свершившемся рождении младенца-царя.
В целом, все пророчество об Эммануиле, начиная с 7-й главы и до 9-й исполнилось во Христе.
1) рождается Младенец, которого Бог избрал быть царем Израиля.
2) Рождение Младенца - это знак, что не надо бояться, Бог с нами.
3) этот Младенец от рождения обречен на смерть власть имущими.
4) Младенец уже родился, но Израиль не знает об этом.
5) Факт чудесного рождения и мессианские знамения сохранялись в тайне матерью Иисуса.
В 53-й главе Исаия развил эту тему, говоря о "рабе Яхве",
который берет на себя грех мира и умирает за всех нас.
Когда Христос висел на кресте с надписью "царь иудейский",
а потом воскрес, ученики поняли, что пророчества Исаии исполнились.