Облезлый котВторое. Вы (и другие участники участники дискусии) слишком наивно переносите современные реалии на 8-5 вв до н.э. (основной период создания ВЗ текстов). У жрецов 8 в до н.э. были совсем другие источники дохода, нежели у современных. И Ваша основная ошибка - похоже, Вы считаете, что текст ВЗ написан Богом, поэтому уже с самого начала он нуждается в комментариях из-за своей неясности. Нет, текст написан людьми, и этим людям, а также их современникам, комментарии не нужны - они понимают все, что написано в тексте, и события и реалии, описанные в тексте, им близки и знакомы.
Вы не правы, коллега, когда считаете, что "современникам, комментарии не нужны". Они нужны не "из-за своей неясности", хотя и такой момент может ВСЕГДА присутствовать в ЛЮБОМ письменном тексте - написанное одним человеком не всегда понятно другому, даже современнику писавшего. Но главная потребность в комментариях возникает от того, что Тора регламентирует практически все стороны жизни общества, но сразу предусмотреть ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ жизненных ситуаций не под силу даже богу, не говоря уже о грешном человеке. Я уже приводил Вам примеры ситуаций, которые в Торе не описаны, а решать как поступить в данном конкретном случае, надо.
Если Вас эти примеры не убедили, то вот такой пример, уже не шуточный, а вполне серьёзный:
Исход 20
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; Есть указание не работать в субботу. И вот такой случай:
Числа 15
32 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; Исх. 20:8
33 и привели его нашедшие его собирающим дрова [в день субботы] к Моисею и Аарону и ко всему обществу [сынов Израилевых];
34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. Лев. 24:12
35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею.Если этот случай, когда замочили пацана, собиравшего дрова, и выдуманный, то он лишь ещё явственее подчёркивает проблему - ЧТО ПОНИМАЕТСЯ В ТОРЕ под термином "работа".
Ведь не сказано НИГДЕ в Торе, что Яхве отнёс собирание дров к работе, а товарищ сложил свою буйную головушку.
Так что как только была написана последняя буква Торы, сразу же возникла потребность в комментариях, в детализации положений, которые расписаны не полностью.
Если с дровами ясно, то вот другой жизненный вопрос - а принести воды из колодца или источника в субботу можно или нельзя? Это работа или не работа? Где об этом в Торе сказано? А принести воды для умирающего разрешено или запрещено?
Ясно, что толкование текста, как изолированный процесс, дохода не приносит жрецам ни в одной религии. Но толкование, а точнее единоличное (или единокастовое) монопольное право разъяснять "слово божье" является важнейшей опорой, на которой и стоит жречество в любой религии.