Автор Тема: Христианская средневековая Европа  (Прочитано 81150 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн успокоитель

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 131
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #60 : 26 Май, 2008, 20:42:23 pm »
Pilum

Цитировать
Положим, не всегда поедали, и не всегда поголовно уничтожали. Иногда и принимали в собственное племя.
Все это некоторая примивитизация вопроса.
Модель такого общества мы видим не только в Папуа-Новой Гвинее, или Соломоновых островах, но и среди американских индейцев, аборигенов Австралии и т.д.
ах нуда тут примивитизация, а вы феодализм строго объективно расматриваете.



Цитировать
Главным образом тем, что отношение внутри трибы все же были - родовыми. Cобственность была по большей части коллективная. И эксплуатации не было.
то есть для вас главное чтобы не было эксплуатации, а то что при этом реки крови льются рекой, да младенцев убивают - это так ничего - издержки естественного отбора?


Цитировать
Но без массированной лжи, каковая на этапе феодализма выражалась именно в тоталитаризме религии.
ага попробовали бы вы табу какое-нибудь нарушить, волю богов  - сожради бы и не помиловали.

Цитировать
Без религиозных войн. Без инквизиции
.
с каннибализмом, человечскими в том числе детскими жертвоприношениями, практикой инфантицида - ну просто уси-пуси.

Цитировать
Без работорговли и крепостного права.
была работорговля.

Цитировать
Без права первой ночи.
ох и не такое было

Цитировать
Без частной cобственности, денег, долгов, примата имущественных интересов и всего, что из этого вытекает.
ага только непонятно зачем они грабили Римскую империю, если все оное им было не нужно.

Цитировать
Без непосильных налогов и голода по неестественным причинам.
не понял


Цитировать
Без массовой чумы - потому что концентрированных масс не было, вообщем-то, и торговли прямой с далекими странами. :>
мдауж это просто...я теряю дар речи...короче мужики расселяйтесь все друг от друга - будет вам великая радость.

Цитировать
Без нашествий орд, вырезающих целые страны. Поскольку племена обычно не достигали концентрации орд.Численной и организационной.

ну вы просто ас в истории.
феодальные армии это как раз армии профессионалов небольшого размера, причем войныв внутри христианских государств почти не касались населения, в том смысле что их не вырезали.
а вот у варваров воевали все
. Павел Орозий "История против язычников"
"Друз сначала укротил в Германии узипетов, затем тенктеров и хаттов; маркоманнов он сокрушил, истребив чуть ли не полностью. Потом в ходе одной войны, суровой даже для его войск, он превзошел племена херусков, свевов и сигамбров, которым природа дала силу, а жизнь - навык ее применения. Об их стойкости и дикости можно судить по тому, что даже женщины их, если вдруг оказывались окружены внутри своих телег наступающими римлянами, из-за недостатка метательных снарядов или чего-либо, что бы ярость могла использовать в качестве метательных снарядов, убивая о землю младенцев, швыряли их в лица врагов: становясь с каждым детоубийством двойными убийцами"И т.д.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от успокоитель »
"Не так то просто получить доступ к зомбированному сознанию успока. "  (с) просто атеист

http://www.ateismy.net  - лучше для мужчины нет!

Оффлайн успокоитель

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 131
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #61 : 26 Май, 2008, 20:51:08 pm »
Pilum

Цитировать
Давайте запишем "успокоителя" в крепостные ? по "щадящему режиму" ? Сегодня он может быть моим, а через год, если не понравится - к Рендаллу уйти.
а давайте поступим с Пилумом по пролетарски-первобытнообщинно?
а?
сначала раскулачим его, ибо нефиг с хорошей мобилой ходить, пока алкаши-пролетарии всю деньги пропивают, ибо все должны быть равны, а потом принесем в жертву Одину или расстреляем во имя прогресса и гуманизма.


Цитировать
Никто не говорит, что рабам в массе жилось хорошо в античности.
Недаром они восстания устраивали.
И не один нормальный человек не скажет, что и крепостным в массе жилось хорошо при их феодалах.
Недаром они восстания устраивали.

а я что говорил что они жили все хорошо?
Хотя кстати есть любопытные случаи разбогатевших крепостных.
я говорил что они жили лучше по сравнению с просвещенным первостроем.

Цитировать
Нет, просто глубокое презрение нормального человека к любому холуйству.
Предпочитаю оставатся в компании с Пушкиным, Тургеневым, Робеспьером и т.д.

Мдауж интересно а Пушкин с Тургеневым как бы отнеслись к такой компании?  :lol:
ладно вы еще молодой, а вот с Робеспьером посложнее, ах да я забыл в целях классовой борьбы все средства хороши, в том числе отрубание голов и топление маленьких детей.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от успокоитель »
"Не так то просто получить доступ к зомбированному сознанию успока. "  (с) просто атеист

http://www.ateismy.net  - лучше для мужчины нет!

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #62 : 26 Май, 2008, 21:03:29 pm »
Цитата: "успокоитель"
ах да я забыл в целях классовой борьбы все средства хороши, в том числе отрубание голов и топление маленьких детей.
Да, конечно, вот "убивайте всех, Господь на том свете разберет своих", - это человеколюбиво, это - по-христиански...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Оффлайн Дориан Грей

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 446
  • Репутация: +4/-0
(Нет темы)
« Ответ #63 : 26 Май, 2008, 23:08:53 pm »
Цитата: "успокоитель"
Попытки объявить плоть грязью были, но выдавать их за мнение всех христиан - глупо, потому что как я уже сказал тело всегда считалось в христианстве целостным с душой, хоть и душа - важнее.
Именно. Это теологи разумеют разницу, а простой люд всё упрощает. Возможно альбигойская ересь и получила такое распространение благодаря своей простоте.

Цитировать
лошади наверное тоже ищут, они просто не виноваты что их запрягли, а то они пошли бы искать унитаз  :lol:  :lol:
Точно. Но в лошадинном понимании.
 
Цитировать
вам самому не стыдно от того что вы тут пишете?
принимают ванны???  :lol:
Смотрите передачи о живой природе. тогда увидите плещущихся тигров, греющихся в тёплых источниках обезъян и т.п.

Цитировать
да да я знаю, свиньи очень любят ванны .... грязевые  :lol:  :lol:  :lol:
У них свой способ. Суть одна и та же - ухудшение среды обитания для эктопаразитов.

Цитировать
имеет имеет, диктатура пролетариата, пережитки патриархальности и т.д.
Диктатура пролетариата и общая тоталитарная направленность большевиков конечно упростили Сталину жизнь, НО пережитки патриархальности были воспитаны царём-батюшкой в связке с православной Церковью.

Цитировать
а если не имеет то тогда и инквизиция не имеет ибо сие есть дело политическое, для власти папы Римского учрежденное.
Разумеется политическое, НО интсрумент давления - религия. Политические приёмы - издание паппских нормативных документов против еретиков, предание анафеме целых областей, обяъявление крестовых походов против политических врагов.

Цитировать
Причем я к чему то клоню - вы хоть слово то скажите об античности , о том как тогда рабам жилось в просвеенном обществе.
А то чуть что: "ах ах ах мракобесы разрушили великую античность" - вы уж определитесь вы исходя из чего оцениваете эпохи?
Я против рабства в любых его формах. Это антигуманно. Для меня что рабы, что крепостные всё едино мерзко. Причём античных деятелей я ещё могу немного понять - гуманизм как таковой начал зарождаться в поздней античности (Сократ). А христиане поддерживали закабаление крестъян и это при том, что весь Новый завет пестрит заявлениями типа "Бог есть Любовь". Меня аналогично "умиляли" заявления американских отцов-основателей, которые во всех своих основных документах (Билль о правах, Конституция и проч.) прописывали, что свобода есть естественное право человека и при этом были крупнейшим потребителем рабов.
И что ж они вынесли из античности? Рабство? Не густо.

Цитировать
не в каких -таких масштабах? откуда у вас масштабы?
Из исторической литературы и здравого смысла. Средневековые деятели не развивали достижений античности, а взяли лишь самоые пагубные черты.

Цитировать
Зюскинда почитали?  
ну да уж кому кому как не писателю родившемуся в 1949 году  знать о масштабах антисанитарии Средних веков? :lol:
Зюскинда я бы в пример не приводил. Зловоние, как и аромат у него имею несколько смыслов и приводятся для некоторого литературного акцента.

Цитировать
Да вообще такой обычай описан Ибн-Фадланом,
но... беда то в том, что Фадлан в 13-воине путешествовал среди язычников  :lol:
и викинги в фильме - язычники, как и русы, о которых Фадлан писал в своем "Путешествии" :lol:
И где противоречие? Я полагаю, что у славян и у викингов много общего. Утренняя гигиена могла конечно быть далека от совершенства, но славяне известны и своими банями. Чего я кстати не стрвечал у западных европейцев.

Цитировать
Откуда???Какие два раза в жизни?
откуда данные? Первоисточник?  Статья Абсентиса не является первоисточником  :lol:  :lol:
Если честно лень искать. Я сам не историк, но подобный текст про людей, которых моют два раза в жизни (при рождении и после смерти); дам, которые духами перебивают вонь и носят парики от вшей и шурудят палочками в волосах я встречаю постоянно. Мировой заговор? 8)

Цитировать
(Карл Великий. Жизнеописание Эйнгарда.)
Насчёт Карла ещё может быть. Почти варвар  :lol:

Цитировать
Да с этим я могу согласиться, бани из места где обрюзгшие патриции тыкали друг в друга половыми членами стали (или христиане их пытались такими сделать) просто местами где можно помыться.
упоминаются бани и купальни ив других исторических источниках - в статье указано.
Что то сомнительно. Где же на такие бани можно посмотреть? Если бы для средневоковых людей мыться в бане было бы нормой, то это проскальзывало бюы где-нибудь в исторических текстах, причём частенько. Например, "и перед тем как ехать на следующий день на приём к герцогу он посетил баню".
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Дориан Грей »
\"При входе в рай мне выдали бахилы\". В.Вишневский.

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 694
  • Репутация: +3/-44
(Нет темы)
« Ответ #64 : 26 Май, 2008, 23:31:40 pm »
Цитата: "успокоитель"
да и вижу кроме этого масляного масла еще и грабеж народа.

Правильно видите.

Цитировать
как так усилились?
феодал он на то и феодал чтобы сидеть в своем замке да собирать оброк с крестьян - отсюда оседлость , меньше завоевательных войн.
Христианство умиротворило варваров - я об этом даже завтра цитату из Ле Гоффа приведу, если обещаете на него не плевать  :lol:

Как оно их умиротворило, описано в посте про крестоносцев.

По-вашему, он на то и феодал, а по-моему,он - СКОТ.
И не надо мне ваших цитат, они меня не трогают совершенно. :>

Цитировать
Без работорговли и крепостного права.
....   была работорговля.

Нет, при первобытнообщинном строе - не было. И рабовладения - не было.
На то он и первобытнообщинный. А не те переходы к феодализму,
и ранний феодализм, что вы постоянно рассматриваете.

Цитировать
ну это ежу понятно. Шатобриан это Шатобриан, Тацит это Тацит

Ежу-то понятно, но не всем тут, похоже.

Цитата: "успокоитель"
Цитировать
Без массовой чумы - потому что концентрированных масс не было, вообщем-то, и торговли прямой с далекими странами. :>
мдауж это просто...я теряю дар речи..

Чем помочь, чем помочь ?
Мортусов мож...

Цитировать
"Если община, в которой они родились,
закосневает в длительном мире и праздности, множество знатных
юношей отправляется к племенам, вовлеченным в какую-нибудь войну,
и потому, что покой этому народу не по душе, и так как среди
превратностей битв им легче прославиться, да и содержать большую
дружину можно не иначе, как только насилием и войной; ведь от
щедрости своего вождя они требуют боевого коня, той же Жаждущей
крови и победоносной фрамеи; что же касается пропитания и хоть
простого, но обильного угощения на пирах, то они у них вместо
жалованья. Возможности для подобного расточительства доставляют
им лишь войны и грабежи. И гораздо труднее убедить их распахать
поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и
претерпеть раны; больше того, по их представлениям, потом
добывать то, что может быть приобретено кровью, — леность и
малодушие.
...

Вполне феодальное поведение. Смотрите выше пост про крестоносцев, и майорат там упоминаемый.

Цитировать
Цитировать
Без нашествий орд, вырезающих целые страны. Поскольку племена обычно не достигали концентрации орд.Численной и организационной.
ну вы просто ас в истории.
феодальные армии это как раз армии профессионалов небольшого размера, причем войныв внутри христианских государств почти не касались населения, в том смысле что их не вырезали.
а вот у варваров воевали все"


Угу. Например, монгольские орды. Или те же варварские орды времен переселения народов.
Или войска арабов. Это не орда, но многочисленны. Или китайские армии.
Я не понимаю, это такой кругозор, вперившийся исключительно в эту "консервированную свинину", рыцарей, или что ?

Цитировать
"почти не касались населения, в том смысле что их не вырезали"

Сие, однако, инсинуация, да... Разве что поголовно, да и то бывало.

"Первой целью в намеченном плане масштабных боевых походов Андрея Боголюбского был Киев. И 12 марта 1169 года Киев пал перед объединенной дружиной, в составе которой было 11 князей. Войска, захватившие город, разграбили его полностью, не пощадив при этом и церкви, что было абсолютно неприемлемым ранее на Руси."

Или взять например Столетнюю Войну. Население настолько не пострадало, что даже выдвинуло из своей среды своего полководца, чтобы наконец избавится от агрессии, с каковой "профессионалы" справится оказались не в состоянии.

Цитировать
ага только непонятно зачем они грабили Римскую империю, если все оное им было не нужно.

Нууу, например, тектосаги в 279 г. д.н.э. под водительством Бренна
захватили массу сокровищ (15 000 талантов, Полибий) в Дельфах.
Они их побросали в пруды у себя в Тулузе.
Вроде как посвятив богам. Откуда через 150 лет их спер Квинт Сервилий Цепион.

Вы постоянно путаете первобытных и варваров. Варвары не есть
априори первобытные, это так римляне именовали практически всех, кроме
италийцев и греков.
В рассматриваемых вами примерах (вроде падения Рима)
европейские варвары находятся в процессе активного построения феодального общества.
А отнюдь не на стадии первобытнообщинного строя.
Даже классическая европейская феодальная политическая лестница пошла от их военной организации, вообщем-то.

 
Цитировать
"Друз сначала укротил в Германии узипетов, затем тенктеров и хаттов; маркоманнов он сокрушил,
 истребив чуть ли не полностью. Потом в ходе одной войны, суровой даже для его войск,
 он превзошел племена херусков, свевов и сигамбров, которым природа дала силу,
 а жизнь - навык ее применения. Об их стойкости и дикости можно судить по тому, что
 даже женщины их, если вдруг оказывались окружены внутри своих телег наступающими
 римлянами, из-за недостатка метательных снарядов или чего-либо, что бы
ярость могла использовать в качестве метательных снарядов, убивая о землю
младенцев, швыряли их в лица врагов: становясь с каждым детоубийством двойными убийцами"
"

Учитывая, что их бы убили римляне или хрен знает что сотворили
в рабстве, то кто там двойной убийца - Друз, или эти женщины, это еще глубокий вопрос.
Вот вам еще любопытный пример подобного поведения,
которое, однако, вызвано далеко не столь драматическими обстоятельствами, зато относится
к христианскому периоду:
"Так, в 1764 г. во время подготовки к самосожжению в Троицком Зеленецком монастыре
старообрядческий наставник увещевал двух женщин, опасавшихся мучений, следующими словами:
 "огонь их не возьмет, а выйдет душа безо всего, и выдет ангел, и на главы их венцы положит,
 и ладаном будет кадить"1б. Тем, кто нуждался в более рациональных оправданиях самоубийства,
 "старец" давал более подробные объяснения. Спасшийся в последний момент из огня крестьянин
Павел Еремеев на допросе показал, что «слышал от объявленного наставника своево, что
священномученик Мефодий, патриарх царьградский, в житии своем написал: "Вопросит царь
 с мертвых дань, в тыя времена отрекутся люди православныя веры и святого крещения, и честнаго
 животворящего креста, без бою, без мук и ран?"». Но не желающие отречься
"волею своею будут собиратся и огнем сожигатся. Всякого их Господь причтет с мученики".
 http://ec-dejavu.ru/s/Self_burning.html
"...А. С. Пругавин, дореволюционный историк старообрядчества и сектантства,
в одной из своих статей, напечатанных в 1885 г. в журнале  "Русская  мысль",
попытался подсчитать число раскольников, обрекших себя  на  смерть  в  огне.
Только до 1772 г. сожгли себя заживо не менее  десяти  тысяч  человек.  Надо
отметить, что это число самосожженцев следует считать минимальным..."
... "

Цитировать
"Без непосильных налогов и голода по неестественным причинам."
       
       не понял.

Объясняю. Это когда из людей феодалы выколачивают последнее и они умирают с голоду.


Цитировать
а где в феодализме ритуальные поедания пленных?
"...Святой Иероним сообщал то же самое о Шотландии, где приграничные разбойники пили кровь своих жертв.
 Во время испано-арабской войны в IX веке испанки разрезали на кусочки и съели арабского вождя Саувара,
 желая отомстить за уничтожение всех своих мужчин. В XIII веке Марко Поло,
а за ним и другие путешественники подтвердили, что в некоторых китайских и тибетских племенах
 люди поедали соплеменников, и даже в XIX веке китайский палач запросто мог съесть сердце
 или мозг казненного. В 1564 году турки, одолев в бою польского военачальника Вишневецкого,
 вырвали у него из груди сердце и тут же съели..."

Цитата: "успокоитель"
вот людоедство вы вовреям упомянули,
ибо при диком феодализме каннибализм встерчался только в голодные годы,
а вот при первострое каннибализм был весьма распространен и не только у папуасов,
которых Руссо считал как и вы эталонами человечности.

И Миклухо-Маклай. Папуасы, они тоже разные бывают.

Вы с этим людоедством уже в ушах навязли просто... Cоздается
впечатление, что поголовно все первобытные были
 людоедами (А между тем это даже близко не так).
И пришла к ним христианская церковь, и заменила людоедство и
человеческие жертвоприношения на массовые аутодафе, охоту на ведьм, монастырские узилища и феодализм. А кое-где и на полный геноцид. И настало им щастие.

Смотрите, что я сказал о феодализме и первобытном строе - вообщем.

А это вам не людоедство ? :
"К полудню участь «Святого Града» была решена: Иерусалим перешел в руки христиан. Захват города сопровождался небывалой доселе резней, затмившей по своим масштабам даже антиохийскую. Фанатики-крестоносцы, озлобленные сопротивлением жителей, не щадили никого. По бесстрастному свидетельству летописца, «защитники Гроба Господня вытаскивали, словно скот, из узких и самых дальних переулков тех, кто укрывался там от смерти, и избивали их на месте... Ходили по домам и извлекали оттуда отцов семейств с женами и детьми, прокалывали их мечом или сбрасывали с крыш». Самой страшной была бойня, которую крестоносцы устроили в мечети Аль-Акса. Мусульмане надеялись найти здесь спасение: ведь по неписаным законам самих христиан, за стенами церкви каждый может просить защиту. Тщетной была эта надежда. Ворвавшиеся в мечеть воины Танкреда превзошли в жестокости всех своих соратников. Коленопреклоненных стариков, женщин и детей, обратившихся к Богу с молитвой о спасении, убивали как скот на бойне. В этот день в мечети Аль-Акса и у ее стен погибло более десяти тысяч мусульман.
Только через три дня, когда уже самим «Христовым воинам» стало, по словам Вильгельма Тирского, «противно видеть содеянное», кровавая резня, наконец, прекратилась.."
...
" произведении «Хабибус-Сиер», говорится:
«Чингиз Хан устроил резню в городе Мерв. Человек по имени Сейит Изеддин был назначен подсчитать
 количество погибших. В помощь ему было дано несколько писарей. Счет мертвых занял 16 дней.
 Было насчитано 300,000 погибших. Это было ужасное зрелище.
Красивые девушки и дети были взяты в плен.
В других городах приказал каждому воину убить 25 человек."
...
"Нельзя без содрогания читать описания  всех  зверств,  которые  крестоносцы  совершали над несчастным народом. Приведем только один пример. Еще  в  конце XIV столетия, когда Пруссия была  полностью  покорена  и  усмирена,  великий магистр   ордена   крестоносцев   Конрад   Валленрод,    разгневавшись    на кумерляндского епископа, приказал отрубить правые руки всём  крестьянам  его епископства".
...
"Воинственный пыл тлашкаланцев отнюдь не умерился после того, как в этих горах впервые заговорила артиллерия. Выйдя из горных теснин, испанцы спустились, соблюдая осторожность, в цветущую долину, утопавшую в садах, и расположились станом на берегу ручья. «Мы обмыли раны, — пишет Берналь Диас, — и смазали их,
 за неимением масла, жиром, вытопленным из убитого индейца».
Человечьим жиром лечили испанцы и раненых лошадей." - Подобное фиксировалось неоднократно.
"...а они оказали большие услуги королям Кастилии. После смерти Бехечио правительницей стала Анакаона. Прибыл туда губернатор острова со своим войском — 60 верховых и 300 пеших (одних верховых было достаточно для уничтожения всего королевства). Пришли по зову этого губернатора 300 касиков и он их, бедняг, засадил обманным путем в соломенную хижину, а потом велел поджечь, и все они сгорели живьем. Всех других людей зарубили мечами, а сеньору Анакаону, чтобы оказать ей честь, повесили!... "
...За три-четыре месяца, которые я был на Кубе, от голода умерло более 7000 детей, так как их матерей и отцов угнали на рудники... Этот великолепный остров оказался вскоре совершенно обезлюдевшим."
...
Собор 1667 г.  ...постановил, что еретиков и раскольников, которые бранят церковь..., - бить кнутом, ссылать в отдаленные города, жечь в срубе; если покорятся (православной вере), то отсылать их под строгий надзор и испытание в монастыри, ...в случае совращения их вторично - казнить смертью (сжигать...), пристанища их разорять, имущество продавать и деньги присылать в Москву.
Подвергались пыткам наиболее активные представители раскола. Им резали языки, руки и ноги, сжигали на кострах. Например, епископа Павла Коломенского мучили и сожгли в новгородских пределах; протопопа костромского Даниила уморили в земляной тюрьме в Астрахани; священнику Гавриилу в Нижнем приказали отрубить голову; старца Иону Казанца в Кольском остроге на пять частей рассекли; в Холмогорах сожгли Ивана Юродивого, в Боровске — священника Полиевкта и с ним 14 человек. В Нижнем сожгли народу много, в Казани - 30 человек, а живущих на Волге в городах и селах клали под меч тысячами...
...
" Количество жертв буллы Иннокентия VIII исчислялось сотнями тысяч человек.  В Лотарингии в течение 15 лет инквизитором Николаем Реми было сожжено 900 ведьм, в Фульде Бальтазар Фосса сжег 700 человек, в Бамберге были сожжены 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет, городской совет города Роттенбурга чувствовал «усталость» от бесконечных процессов и сетовал на то, что скоро в городе не останется ни одной живой женщины. В Нейссе для сжигания ведьм была построена особая печь огромных размеров, а на постоянной службе у инквизиции находилось не менее 10 палачей.
За один только 1651 год в этой печи были зажарены заживо сорок две женщины и юные девушки. На достигнутом силезские палачи не успокоились. За девять лет мучительную смерть приняло около тысячи ведьм, среди которых попадались даже двухлетние."
Малонаселённый Вейзенштейн отправил на костёр за один лишь 1562 год шестьдесят три женщины. А в окрестностях Страсбурга с 1615 по 1635 год сожгли пять тысяч женщин и девушек...
При Марии Тюдор 18 июля 1556 года сожгли заживо мать с двумя дочерьми. «Одна из дочерей, которую звали Перотина Масси, была беременна, а муж её, пастор, скрылся с острова дабы избежать расправы. От языков пламени и натуги, вызванной адской болью, чрево её лопнуло, и младенец, чудный мальчик, выпал в огонь, но его ещё живым вытащил некто Гус, из числа подручных палача. Видя, как всё странно складывается, бальи поразмыслил и велел швырнуть бедное дитя обратно в костёр
"Одна женщина, например, попала в круг подозреваемых из-за странной перемены характера. Прежде она была весёлого нрава, а после сожжения подруги как-то притихла36.
При такой психологии следствия поведение толпы, гневно ругающей ведьм, уже не кажется слишком фанатичным. Для каждого зрителя нарочитая жестокость к вероотступницам была ещё и формой самозащиты.
Дети "колдуньи" - маленькие дети - обязаны были смотреть на сожжение матери. Увильнуть от богоугодного зрелища им было трудно. Судьи часто настаивали, чтобы дети непременно были на казни.  Реми ввёл обычай раздевать детишек догола и трижды обводить вокруг костра, на котором обугливается их мама. При этом «ведьмино отродье» нещадно секли... Как жалел потом состарившийся судья о своём излишнем гуманизме! На склоне лет он писал, что напрасно щадил малолеток, ибо ведьмы всегда вовлекают в колдовство своё потомство, а дьявол редко оставляет свою добычу.".

И т.д. и т.п.


Цитата: "успокоитель"
(этот товарищ меня обвинял в том, что я использую православные наезды в том числе и этот
Православный Наезд №20 (Метод топора)
Самый действенный метод, никогда не приедается: повторяемая раз за разом выдумка, слух, пустое обвинение у слабых виртуальных собеседников вызывает привыкание и кажется всё более правдоподобной. Долби в одну точку чем угодно - авось продолбишь.)


И подобное на меня не действует.


Вообщем, я не вижу что тут еще обсуждать.
Ну, боится Успокоитель, что мы все станем первобытными и его скушаем - ну и пусть боится.
Успокоитель, вы, кстати, сколько весите ?
Мясо у вас с прожилками ? Классику слушаете ? Я читал, что если вот коровы классику
слушают, у них с прожилками...
Тургенева позовем, Пушкина, Робеспьера, хорошо посидим...

« Последнее редактирование: 27 Май, 2008, 03:04:02 am от Pilum »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн БухалычЪ

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 458
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #65 : 27 Май, 2008, 01:48:39 am »
Цитата: "успокоитель"
ну вы просто ас в истории.
феодальные армии это как раз армии профессионалов небольшого размера, причем войныв внутри христианских государств почти не касались населения, в том смысле что их не вырезали.

Каких еще профессионалов? Стандартный метод формирования армий феодальной европы - феодалы на местах приводили с собой отряды из зависимых крестьян со своей земли. Начиная от рыцарей, которые помимо личного участия с собой пехоты н-ое количество должны привести и заканчивая дворянской конницей московской Руси, которым на войну и сборы являться приписывалось "людно, конно и оружно".
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от БухалычЪ »
Религий стало ныне три вагона,
Не протолкнуться от "святых" отцов.
Мой бог же - трёхлитровка самогона
И баночка солёных огурцов.

Оффлайн Бессмертный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 476
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #66 : 27 Май, 2008, 07:21:42 am »
Цитата: "Коля"
Цитата: "успокоитель"
вы опять с кем разговариваете?  :lol:
Это-с у них-с приём-с такой — когда на "Вы" обращаться не хочется, а на "ты" вроде не положено...
В таких случаях можно обращаться на "мы" - это ещё круче.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Бессмертный »
[size=92]Чернь считает религию истиной, мудрец — ложью, правитель — полезным изобретением.
Сенека, Луций Анней.[/size]

Оффлайн успокоитель

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 131
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #67 : 27 Май, 2008, 07:39:18 am »
Рендалл

Цитировать
Именно. Это теологи разумеют разницу, а простой люд всё упрощает. Возможно альбигойская ересь и получила такое распространение благодаря своей простоте.
ну и? будем мерять мировозрения по тому как их понимает простой люд?

Цитировать
лошади.... плещущихся тигров....свиньи
ну и если вы говорите что животные имеют понятия о гигиене, то почему вы говорите что христиане не имели понятия о гигиене?
Это же бред. Да культура бани не была распространена так как в Древнем Риме - а кстати и там бани начинают развиваться только в имперском периоде.
 
http://steaman.ru/content/view/23/8/
До конца республиканского периода римляне использовали для мытья невероятно скромные постройки, но позже, в эпоху империи строительство терм стало стремительно развиваться...
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0% ... 0%BC%D1%8B
Первые термы выстроил в Риме Агриппа ( (лат. Marcus Vipsanius Agrippa; 63 до н. э. — 12 до н. э.) ), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению.

Но бани были? - были. В домах лохани да тазья были ? - были



ну так вы готовы признать что христиане имели понятия о гигене?


Цитировать
Цитировать
а если не имеет то тогда и инквизиция не имеет ибо сие есть дело политическое, для власти папы Римского учрежденное.
Разумеется политическое, НО интсрумент давления - религия. Политические приёмы - издание паппских нормативных документов против еретиков, предание анафеме целых областей, обяъявление крестовых походов против политических врагов.
ну так и в СССР была война с религией, то бишь с позиции атеизма.
Репрессии против священников, разгром храмов, поддержка Союза безбожников (девиз "Борьба с религией - это борьба за социализм") и т.д. и т.п.

Цитировать
Я против рабства в любых его формах. Это антигуманно. Для меня что рабы, что крепостные всё едино мерзко.

1. разница между крепостными в Ср.веках и рабами в античности была огромная, такая же наверное как между крепостными и вам.
2. Понятно что это не идеальное состояние, но вы можете понять разницу между злом и меньшим злом?
Для примера наши демократии тоже имеют недостатки, но вы же не отвергаете ее полностью на этом основании, потому что понимаете что это меньшее зло.

Цитировать
Причём античных деятелей я ещё могу немного понять - гуманизм как таковой начал зарождаться в поздней античности (Сократ). А христиане поддерживали закабаление крестъян и это при том, что весь Новый завет пестрит заявлениями типа "Бог есть Любовь". .
так извините вы во первых определитесь когда гуманизм зарождался ага значит вы признаете что гуманизм в античности только возникал. Отлично.
что касается христиан, то ту ситуация такая. Рабство как таковое конечно противоречит Божьему порядку

Гал 3:28  Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

но как я уже сказал есть меньшее зло. Христианство мирилось с рабством как с явлением которое на даннном этапе человечского развития невозможно было изменить насильственным путем.
Вспомните чем закончились все восстания рабов - кровавым подавлением и всё. Вы этого хотели?
Потому Церковь и шла срединным путем: с одной стороны призывала господ относиться к рабам гуманно
Кол 4:1  Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
с другой стороны призывала рабов повиноваться господам а не хвататься за оружие.
Еф 6:5  Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,


Цитировать
Цитировать
не в каких -таких масштабах? откуда у вас масштабы?
Из исторической литературы и здравого смысла. Средневековые деятели не развивали достижений античности, а взяли лишь самоые пагубные черты.
вот вам историческая литература в которой прямо упомянуты бани

"Затем день пути до Ботернисборга (г. Витербо), где находится купальня Тидрека" (Аббат Николай. "Дорожник")

"Тот, кто совершил кражу в бане или у своего хозяина на сумму более половины марки, он спасает свою жизнь, платя сорок марок, или он будет повешен 100."
( Бьеркеарэттен 18. О краже в бане или у домохозяина )

"Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек 'купались вместе." (Карл Великий. Жизнеописание Эйнгарда.)

ну и зачем уверенным тоном говорить явную чушь. Тем более что Средневековье не взяло самых пагубных черт античности, а именно гладиаторских боев, раздирание дикими зверями иноверцев, зоофило-педофилию и прочию сексизвращения, развитое рабовладение и т.д.


 


Цитировать
Цитировать
Зюскинда почитали?  
ну да уж кому кому как не писателю родившемуся в 1949 году  знать о масштабах антисанитарии Средних веков? :lol:
Зюскинда я бы в пример не приводил. Зловоние, как и аромат у него имею несколько смыслов и приводятся для некоторого литературного акцента.
ну так Абсентис Зюскинда цитирует.

Цитировать
Цитировать
Да вообще такой обычай описан Ибн-Фадланом,
но... беда то в том, что Фадлан в 13-воине путешествовал среди язычников  :lol:
и викинги в фильме - язычники, как и русы, о которых Фадлан писал в своем "Путешествии" :lol:
И где противоречие? Я полагаю, что у славян и у викингов много общего. Утренняя гигиена могла конечно быть далека от совершенства, но славяне известны и своими банями. Чего я кстати не стрвечал у западных европейцев.
противоречие в том, что Абсентис говорит якобы о христианах, в то время когда речь идет об язычниках - прямая ложь.

Цитировать
Цитировать
Откуда???Какие два раза в жизни?
откуда данные? Первоисточник?  Статья Абсентиса не является первоисточником  :lol:  :lol:
Если честно лень искать. Я сам не историк, но подобный текст про людей, которых моют два раза в жизни (при рождении и после смерти); дам, которые духами перебивают вонь и носят парики от вшей и шурудят палочками в волосах я встречаю постоянно. Мировой заговор? 8)
:lol:  :lol:
ваши тексты написаны с одного  текста, поэтому не надо фуфло гнать. я же прошу первоисточник. В чем проблема, позовите Абсентиса пусть он приведет источник согласно которому не только Изабелла мылась дважды в жизни, но и что это было типичным для христианских королей - а их было превеликое множество.
А если вы этого не сделаете то вы - дешевые трепачи, которые  не разбираются в том, что пишут или сознательно врут людям.



Цитировать
Цитировать
(Карл Великий. Жизнеописание Эйнгарда.)
Насчёт Карла ещё может быть. Почти варвар  :lol:
Ага ха ха, а вот его за насильственную христианизацию саксов атеистоязычники называют типичным христианским убийцей-правителем, кроме того тогда теряют смысл все обвинения против например князя Владимира, он же не виноват  - он был язычников всю свою молодость.
Так что не надо тут чушь пороть - христианский это правитель, весьма уважавший христианскую веру и строивший величественные храмы.

Цитировать
Что то сомнительно. Где же на такие бани можно посмотреть? Если бы для средневоковых людей мыться в бане было бы нормой, то это проскальзывало бюы где-нибудь в исторических текстах, причём частенько. Например, "и перед тем как ехать на следующий день на приём к герцогу он посетил баню

я же вам уже привел примеры что "проскальзывает". Историки которые еще больше моего читали исторических истчоников тоже утверждают что проскальзывают, хотя и не в таком объеме как у римлян. Чего вам еще надо?
Хотите посмотреть? пожалуйста вот я собрал тут изображения бань
http://www.ateismy.net/content/photo/ga ... p?cat=bani
смотрите
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от успокоитель »
"Не так то просто получить доступ к зомбированному сознанию успока. "  (с) просто атеист

http://www.ateismy.net  - лучше для мужчины нет!

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #68 : 27 Май, 2008, 08:04:58 am »
Николай Никольский «История русской церкви»

... Вслед за светскими главами общества шли его духовные руководители: монахи и священники, даже игумены и епископы перенимали у мастеров чародейного искусства «волхования, чарования и наузы всякия... ворожбы деля, и порчи деля, и болезни для, прожитка для, где бы сыту быти». Другими словами, белый и черный клир был вынужден обращаться к волшебной «науке» в силу конкуренции с профессиональными колдунами и ворожеями, очевидно, в эту эпоху «сила» первобытной магии была куда прибыльнее христианской благодати. Конкуренция /48/ была вряд ли успешная, но зато вмешательство христианского духовенства считалось необходимым в тех случаях, когда представители чародейного дела обращали свое искусство на зло людям (хотя тут не без греха иногда оказывались и представители клира, как показывает случай с новгородским архиепископом Арсением, которого в 1288 г. вече выгнало из Новгорода, «того деля стоит тепло долго»). Тут требовалось противоядие в виде некоторых религиозных церемоний христианского культа, которым приписывалось магическое действие. Когда какая-либо «баба богомерзкая» посылала непогоду, неурожай или голод или наговаривала моровую язву, мало было сжечь «волховей», как поступили владимирцы в 70-х годах XIII в. Зло могло быть удалено только торжественным крестным ходом, в котором должны были фигурировать все наиболее крупные местные святыни в лице икон, мощей и других реликвий, с пением специального молебна для изгнания нечистой силы и с окроплением святой водой постигнутых бедствием людей,скота или предметов. При таких условиях пустым звуком было церковное обличение, что «всяк веруяй в чары бесом угождает!», оно стояло в резком противоречии прежде всего с церковным же требником, где предусмотрительно красовались специальный чин «на изгнание бесов» и заклинания, в которых именем троицы заклинались «диаволи проклятии, чародие, диавольстии содружницы, злотворнии воздухов, гадов, птиц, мух и всяческого роду животнии и злоохотнии дуси», а также разрушалась сила «чародеяний» и «волшебных действий».

... В простоте душевной русские того времени не скрывали и того значения, какое они приписывали иконам. Икона — это их наиболее близкий, домашний бог, это их личный фетиш, они так и называли икону богом. Тот обычай, какой сохранился теперь только у немногих отсталых крестьян да у серого мещанства, обычай кланяться при входе в дом прежде всего богу, тогда был всеобщим, и если гость, входя, не видел иконы, первый вопрос его был: где же бог? Этот бог живет и чувствует, видит и слышит. Супруги во время соития завешивают иконы полотенцем, чтобы не оскорблять божество видим непристойного акта. Икона слышит ту молитву, которая к ней обращена, и бывают случаи, что она дает ответ словом или движением изображенного на ней лица. От нее зависит благополучие ее хозяина, и потому он должен заботиться о ней, приносить ей жертвы и дары. Кто имел возможность, тот одевал свои иконы в золотые и серебряные ризы, украшенные драгоценными камнями, любимая жертва иконе — восковая свеча, в которую часто залепливались деньги. Икона сопровождает своего владельца всюду: в походе, на дороге, на свадьбе, на похоронах, иконы охраняют входы в дома, ворота, улицы, переулки, /50/ площади, и всякий, кто желает благополучно пройти охраняемую иконою территорию, должен снять шапку и обратиться к иконе с молитвой. Но если икона не помогает своему владельцу, несмотря на все его поклонение, то он вправе отказать ей в дальнейшем культе. На этот счет иностранцы рассказывают чрезвычайно любопытные случаи, относящиеся еще к XVII в. В 1611 г., во время взятия Новгорода шведами, когда город был охвачен огнем, один русский выставил икону св. Николая и молился перед ней, чтобы дом его уцелел от пожара. Однако молитва не помогла и дом загорелся, тогда раздраженный владелец иконы, не долго думая, бросил ее в огонь со словами: «Ты не хотела помочь мне, теперь помоги себе самой». У крестьянина воры украли вола; тогда хозяин выбросил свою икону в навоз с таким напутствием: «Я тебе молюсь, а ты меня от воров не оберегаешь».

... Переходя теперь к характеристике специально феодальных черт религии и культа XIII—XV вв., остановимся прежде всего на крайней раздробленности культа, соответствовавшей раздробленности феодального мира. Подобная раздробленность существует везде в феодальную эпоху, существовала и на Руси. Она начинается с основной феодальной ячейки, домена или феодальной вотчины. Каждый боярский двор был для зависимой от него волости не только центром экономическим, судебным и политическим, но также и религиозным. Никаких сельских церквей для общего пользования населения в Ростовско-Суздальской Руси тогда не было, церкви устраивались при дворах бояр и князей, иногда одна на двор, иногда две или три, судя по числу святынь. Эти церкви были очень незначительны по размерам — маленькие комнатки в княжеском или боярском доме, рассчитанные на 5—10, много 20 человек, исключительно для домашнего культа. Лишь в княжеских городах и более крупных боярских усадьбах небольшие церкви ставились рядом с дворцом, соединялись с ним крытым ходом. В княжеские и боярские церкви, конечно, имели доступ только владелец с семьей, его служилые люди и приживальщики, а челядь и крестьяне не допускались. Но требы на крестьянских дворах обслуживались попом господской церкви. Чрез этого попа князь или боярин подводил под свою эксплуатацию религиозную базу. Домашние попы были в полной зависимости от господ, очень часто господин выбирал попа из своих холопов и посылал кандидата на выучку в соседний монастырь, где его учили грамоте и службам, а в худшем случае учили «со слуху». Если не находилось подходящего кандидата среди холопов, то владельцы церквей брали священников из огромной массы безместных бродячих попов, ходивших по богатым домам в поисках места. Такие попы, поступая к боярину или князю, также попадали в полную зависимость от хозяина и становились в один ряд с другими челядинцами — почитался не жрец, а святыня, жрец был только ее /52/ профессиональным слугою [2]. Но вместе с тем он был профессиональным слугою и в классовом смысле: на господских селах он должен был поддерживать авторитет и власть своего господина, апеллируя не только к его материальным богатствам и силе, но и к авторитетам «невещественным», — на барском дворе вместе с хозяевами жили и боги...

Местной святыней, патроном боярской вотчины, была чаще всего родовая икона, изображавшая святого, в честь которого был назван родоначальник данной боярской фамилии. Точно так же и каждый более крупный мир тогдашнего общества—монастырь, княжество или область — имел свое местное божество, своего патрона. В такой роли являлись прежде всего также иконы, которые были в каждом монастыре и в каждой области, чаще всего иконы богоматери: Смоленской, Владимирской, Казанской, Федоровской (в Ярославле), Курской, Устюжской, Тихвинской и др. Но еще характернее патроны в лице местных святых. ... В XIII—XV вв. по общему правилу святой почитался обыкновенно только в той местности, где родился, жил и создал себе репутацию святого, как гласит любопытное место из рукописного жития Прокопия Устюжского, где перечисляются главнейшие русские области и города с обозначением местных святых.

...Но еще любопытнее в этом отношении культ местных икон. Для местных жителей местная икона — неприкосновенная святыня, для чужих, из другой области, это предмет, не вызывающий никакого уважения. Смоляне, суздальцы и даже черниговцы, взявшие Киев под предводительством Андрея Боголюбского, как бы в насмешку над прозвищем князя разграбили «монастыри и Софию и Десятинную богородицу... и церкви обнажиша иконами и книгами и ризами и колоколы изнесошла все». То же самое повторилось в 1203 г. Но это факты более ранние. А вот факты XIV и XV вв.: в 1372 г. тверитяне, взяв Торжок, ободрали серебряные оклады с тамошних икон, а церкви сожгли; в 1398 г. новгородцы в Устюге «церковь соборную пречистыя пограбиша»; в 1434 г. великий князь Василий Васильевич, взяв Галич, сжег там церкви и монастыри. Число этих примеров можно бы еще увеличить; но и приведенные достаточно ясно показывают, что понятие об единстве предметов веры и культа совершенно отсутствовало. Надо заметить при этом, что победители не всегда отрицали божественный характер разграбляемой святыни; напротив, быть может, именно предосторожности ради они подвергали церкви, монастыри и иконы такому беспощадному истреблению. Случаи, когда местная святыня не уничтожалась, а бралась в плен победителем и обращалась в его божество, были также нередки.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »

Снег Север

  • Гость
(Нет темы)
« Ответ #69 : 27 Май, 2008, 08:11:47 am »
Николай Никольский «История русской церкви»
/продолжение/

... Если культы испытали на себе столь мощное влияние феодализма, то в еще большей степени это явление заметно по отношению к структуре церкви XIII—XV вв. и ее руководящей верхушки. Вся церковная организация была насквозь проникнута феодализмом; ее нормами являются не церковные каноны, а удельно-феодальные обычаи, господствовавшие тогда в русских землях. Историки /57/ русской церкви постоянно констатируют, что русские церковные порядки того времени на каждом шагу отступали от канонов, и по шаблону объясняют эти отступления то фиктивностью надзора со стороны константинопольского патриарха, который за дальностью расстояния успевал заботиться только о следовавших ему пошлинах, то непросвещенностью русских иерархов. На самом деле и константинопольский патриарх и невежество духовенства были тут ни при чем. Живя в среде феодального общества, церковь должна была и сама проникнуться феодализмом.

Уже самый состав высшего духовенства и монашества обнаруживает нам самое близкое социальное родство духовных господ со светскими господами. Епископы избирались обязательно из бояр; в монахи шли также князья и бояре, так как постригавшийся должен был делать вклад или селами или деньгами; монахи из купцов и зажиточных крестьян встречались только как исключение. На монаха, принятого в монастырь «за богорадь», т. е. ради бога, без вклада, остальные монахи смотрели пренебрежительно, «с укоризною», держали его в черном теле и часто не признавали за ним равных с остальными прав в монастырской общине. Основатели монастырей, причисленные в XVI в. к лику святых, почти все либо князья, либо бояре; только пять-шесть человек из них, никому не ведомые святые вроде Елеазара Анзерского или Александра Ошевенского, были купцы или крестьяне. А строгий игумен Троице-Сергиевской лавры, приглашенный туда из Заволжья Паисий Ярославов, после двух лет игуменства сбежал из монастыря, потому что не мог обратить монахов на путь благочестия, на молитву и пост, «бяху бо там бояре и князи постригшиеся не хотяху повинутися». Иосиф Волоцкий, видный идеолог монашества XIV—XVI вв., аргументирует право монастырей владеть вотчинами именно тем, что в монахи постригаются «почтенные и благородные люди», не будет сел — не будет и «почтенных и благородных старцев», не из кого будет назначать митрополитов и епископов, и сама вера поколеблется.

Русская церковь этой эпохи формально делилась на епархии, во главе которых стояли епархиальные архиереи. Но последние чувствовали себя в своих епархиях не управителями, а вотчинниками, и этот характер епархиального епископата признавался и в быту и официально. Архиерей — владыка, как звали его в быту; это прозвище /58/ вполне соответствует официальной терминологии княжеских и митрополичьих указов, которые повелевали епископам именно владеть, а не управлять епархиями. Население епархии обязано было иметь к епископу «любовь и всяко послушание» и прежде всего исправно платить ему дань. Под послушанием подразумевалось подчинение местного населения административным и судебным органам, поставленным епископской властью. Как между светскими властями, так и между епископами происходили нередко конфликты из-за спорных территорий. Споры возникали отчасти вследствие недомолвок в жалованных грамотах, отчасти потому, что далеко не все церковные миры епархии обязаны были подчиняться местному епископу. Епархия XIII—XV вв. не является целостной областной единицей, напротив, под епархией XIII—XV вв. скорее надо разуметь комплекс феодальных миров, подчиненных епископу и расположенных по большей части чересполосно. Епископу подчинялись только епископские церкви, монастыри и имения; напротив, монастырь, основанный боярином или князем, обычно подчинялся власти основателя и его преемников; в таком же положении были церкви, построенные боярами и князьями. Бывали и такие случаи, что епископ, построивший в своей епархии монастырь или церковь, при переходе в другую епархию сохранял свое право владения над такими церквами и монастырями. В XVI и XVII вв., когда удельный феодализм быстро разлагался, великий князь и митрополит открыли, что такой порядок является совершенно неканоническим,и начали с ним борьбу. Но византийский Номоканон считался обязательным и в удельный период, однако в спорных случаях обращались не к нему, а к жалованным и другим грамотам.

Управление епископа сводилось главным образом к извлечению доходов из епархии. Считалось обычным делом, что господские церкви строятся и господские попы назначаются и переходят с места на место без всякого благословения и утверждения архиерея. Но освятить новую церковь и посвятить нового попа имел право только епархиальный архиерей, который не допускал в этом случае даже самого митрополита, ибо освящение церквей и посвящение попов было сопряжено с уплатой епископу определенных сборов и пошлин. Кроме этих сборов клирики обязаны были платить десятину и целый ряд других пошлин. Особенно выгоден для архиереев был так называемый «въезд», или «езда», — пошлина при объезде епархии /59/ архиереем, взыскивавшаяся якобы на покрытие путевых расходов архиерея, хотя по обычаю архиерея и его свиту должны были содержать на свой счет и снабжать провизией на дорогу те монастыри и церкви, для ревизии которых он останавливался. Кроме доходов с церковных учреждений каждый архиерей имел доходы с хозяйственных угодий, пожалованных князьями, которые, по словам летописи, «нещадно даяху в вечное наследие грады, погосты, села, земли и борти, и реки и великие волости со всеми прибытками». Сведения из XVII в., когда размеры церковных владений вообще значительно поубавились, дают такие примерные цифры: вятскому епископу принадлежало 30 деревень, 66 починков, 4 займища, 30 дворов; за другими 15 епископами числилось в городах, селах и деревнях 28000 дворов; патриарху принадлежало больше 7000 дворов. Эти имения архиереи раздавали за службу своим служилым людям или отдавали в эксплуатацию на оброчном праве; при отдаче в грамоте оговаривалось, что получившему «тех вод (или земель) не освоить никакой хитростью, от церкви божией не отстаивать». Само собою понятно, что и люди епископских дворов подлежали исключительно суду и управлению епископа и обязаны были платить ему положенную «дань». В полном соответствии с таким характером епархиального управления находился и состав епархиальной епископской администрации. Тут перед нами выступают те же самые должности, как во дворце любого князя или крупного боярина: в центре — казначей и дворецкий с писцами, на местах — волостели, тиуны, десятильники и приказчики. Все эти должности замещались обычно мирскими людьми, крупные — из бояр, мелкие — из боярских детей или дворян.

... Как обладатели dominium directum князь, боярин или вече считали себя вправе распоряжаться церковными и монастырскими землями, т. е. передавать их от одного церковного установления другому, а также пользоваться доходами и имуществами монастыря или церкви. Этим правом объясняется, почему церкви и монастыри, переходя под власть нового князя, просили его «подписать» жалованную грамоту, данную прежними князьями. В этом отношении характерно также еще и другое явление: когда стала усиливаться Москва, монастыри, находившиеся в зависимости от удельных князей, стали переходить «под державу» московского князя, но при этом соблюдалось непременно условие, чтобы земли и села монастырские по-прежнему оставались под властью местных князей и тянули им установленные подати и повинности (классический пример — переход в 1506 г. Волоколамского монастыря от волоколамского князя под державу московского государя). Из верховного права князей над монастырями и церквами вытекало княжеское право поставлять игуменов и священников, осуществлявшееся посредством представления митрополиту кандидатов для посвящения, отсюда же вытекало право князя на поборы с подвластных ему монастырей и церквей. В удельной Руси еще меньше, чем в феодальной Европе, были установлены размеры и случаи таких поборов, все зависело от личного характера монастырского сеньера. Обычно эти поборы ограничивались требованием материальной помощи в исключительных случаях и расходами по гостеприимству князя и его свиты; но в теории это право ничем не было ограничено. Фраза Новгородского епископа Серапиона: «Я волен в своем чернеце, а князь Федор волен в своем монастыре, хочет — грабит, хочет — жалует» — как нельзя лучше выражает феодальную природу монастырского соподчинения и неограниченное право князя на поборы с его монастырей.

... Чтобы довершить характеристику феодальной организации тогдашней русской церкви, остается указать еще две черты. Во-первых, церковное управление в сфере отношений между представителями церковной иерархии, подчиненными друг другу по каноническим правилам, выражалось прежде всего и главным образом во взимании поборов. Епископы платили митрополиту, игумены — митрополиту или епископам, приходское духовенство — епископам. Во-вторых, церковных ленов искали с такою же охотою, как и на Западе, и в связи с этим искательством развивалась настоящая продажа высших духовных должностей. Выгодные игуменские и епископские места стоили очень дорого... В конце XIII в. митрополит Кирилл пробовал бороться с этим злом и созвал собор (1274 г.), на котором было запрещено брать за поставление священника и дьякона больше 7 гривен. Однако это постановление /64/ осталось пустым звуком: как мы увидим в следующее главе, век спустя псковские протестанты [8] выставляли в качестве исходного пункта своей критики господствующей церкви именно то обстоятельство, что священники и епископы поставляются «на мзде».
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Снег Север »