Все люди по натуре - гедонисты, конечная цель всего - получать удовольствие и избегать страдания.
Цель для удовольствия – вещь субъективная, и определяется особенностями физиологии, психики, социальной среды и т.д.
Из стремления к удовольствию ценность жизни как абсолютная ценность не следует.
Поэтому, если ценность жизни – вещь субъективная, какие могут быть претензии?
Да и ваше утверждение: «Все люди по натуре – гедонисты», довольно спорно.
...Данные современной психологии и физиологии не оставляют сомнения в том, что живому существу необходимо периодически испытывать все те эмоции, способность к которым заложена в структуре организма. При длительном отсутствии какого-либо переживания усиливается субъективный дискомфорт, побуждающий к поиску соответствующих раздражителей и к провоцированию подходящих ситуаций.…При огромном многообразии индивидуальных вариаций, человек «рожден» и для радости, и для печали, и для страха, и для злости...…Отрицательные эмоции составляют необходимую предпосылку эмоций положительных, так что у человека существуют неосознаваемые влечения к получению… отрицательных эмоций… и эти влечения в трансформированном виде широко проявляются в человеческом поведении. …К концу 70-х годов удалось в основном раскрыть нейрофизиологические механизмы влечения к таким психическим состояниям, которых, как прежде было принято считать, нормальный субъект избегает. Обнаружены комплексы нейронов, которые ответственны за эмоции ярости, страха и т.д. и которые (как и все прочие нейроны) нуждаются в периодическом возбуждении. При длительной депривации порог их возбудимости снижается, и поведенчески это проявляется в бессознательном провоцировании стрессовых ситуаций.
[Файвишевский В.А., Лоренц К., Назаретян А.П.]
Люди курят сигареты, чтобы снять ломку вызванную этими сигаретами (прям как по Экзюпери). Никакого смысла нет.
Это некорректное понимание природы табакокурения, которое, кстати, использовано А. Карром в его «Легком способе…». Поступление никотина только поддерживает зависимость, а ломка связана с процессами ренейроадаптации, начинающимися в условиях снижающегося уровня никотина.
Никотин обладает схожестью с ацетилхолином – медиатором вегетативной НС, может подменять его действия, и встраиваться в деятельность НС. При регулярном курении никотин встраивается в работу НС, возникают новые рецепторы, изменяется их чувствительность, происходит компенсаторное изменение режима работы НС, т.е. процесс нейроадаптации к никотину. Т.е. чтобы продолжать дальше комфортно жить, в крови должен постоянно находиться определенный плазменный уровень никотина, иначе в работе НС будет происходить «разлад», который на ранних этапах проявляется синдромом патологического влечения к табаку, а через несколько часов «становится» синдромом отмены.
Основной смысл курения, прежде всего, в удовольствии, которое складывается из двух моментов: снятие дискомфорта, связанного с низким уровнем никотина в плазме, + самостоятельные эффекты никотина.
Есть фундаментальный труд по теме курения «Табак и здоровье», где обобщены данные более 1000 научных исследований. Указывается, что никотин способен запускать выделение таких веществ, как дофамин (нейромедиатор удовольствия), серотонин (нейромедиатор эмоциональной стабильности), ГАМК (нейромедиатор, ответственный за спокойствие), и еще ряд других эндорфинов.
Сигарета дает курильщику переживание всех этих чувств. Поэтому те, качества которые человек приписывает сигарете, вполне объективны.
С этими же свойствами никотина, связан, и тот факт, что у людей, склонных к депрессии, наиболее тяжелые формы табачной зависимости, поскольку никотин за счет своих свойств, способен улучшать их состояние.
И попробуйте объяснить с помощью своего (Карра) принципа курение амбивалентных курильщиков, у которых нет ни патологического влечения к курению, ни синдрома отмены.
Ну да. Представьте себе любящих родителей свинчивающих голову своему ребенку. Что может быть большим проявлением любви, чем пожертвовать своей счастливой загробной жизнью ради того, чтобы чадо получило райские кущи?
В чем проблема-то? Это вполне укладывается в логику гуманизма, которая изложена в "Открытом письме Димьяна по поводу гуманизма":
Нет никакого высшего (над человеком) существа или сущности, которая бы могла диктовать человеку (с помощью той или иной социальной структуры), что хорошо, а что плохо, как следует поступать, а как нет. Это должен решать сам человек.Вот родители
сами и решили, что хорошо, а что плохо. Какие у вас могут быть к ним претензии? Этот их выбор.
Кстати из этих же идей гуманизма, следует, что ценность – жизни вещь субъективная, поскольку каждый сам решает, что хорошо, а что плохо.
Да и к тому же молчать бы атеистам в тряпочку по поводу детоубийства. Ведь именно в Советской безбожной России в 1920 г. впервые в мире был узаконен аборт. В царской же православной России аборт был запрещен и наказывался каторгой для матери и тюрьмой для врача. В Европе, где церковь сохраняла свое влияние на общество, аборты были узаконены на 40-50 лет позже, чем в Советах. При этом СССР занимал одно из первых мест в мире по числу абортов. Только в 70-80-х годах в год делалось около 7млн. абортов.
Вот и делайте выводы, что же большее зло.
Собственно почему нет?
Потому что у жизни нет разумного начала. Соответственно все вопросы о смысле жизни некорректны. Жизнь просто есть, поток нейтральных событий. Человек, осознав факт своего существования, начал задаваться вопросом «зачем?» и придумывать для своей жизни смыслы.
Жизнь каждого человека имеет тот смысл, который он сам в нее вкладывает.
Человек обречен на то, чтобы самому делать свою жизнь осмысленной…© Дулуман.
Который показывает что умирать за кого-то совсем необязательно.
История человечества – это история войн. Историки подсчитали, что в течение 6000 лет известной истории человечества только 300 лет оно провело без войны.
Атеисты-материалисты-коммунисты начала ХХ века, разрушив идеалы веры в Бога, религии, начали сражаться и умирать за революцию, за своего совершенного вождя (Ленин, Сталин), за равенство, свободу, светлое будущее, против мирового империализма и т.д…
Или скажем такие явления современной жизни как футбольные фанаты – во имя чего сотни (тысячи?) людей калечат и убивают друг друга, во имя чего устраивают давки и гибнут фанаты певцов, зачем рискуют жизнью (иногда со смертельным исходом) увлекающиеся экстремальными видами спорта?
Получается прямо как у Пушкина:
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья…Есть исследования [Hunt Mc.V.J, Симонов П.В.], в которых говорится, что активность, обычно направленная на решение предметных задач, имеет для организма самостоятельное жизненное значение.
В ходе наблюдений и экспериментов выявлен особый тип потребностей и мотивов, которые названы
функциональными. Это надситуативные и несводимые к предметным потребностям стремления к активности как таковой. Они образуют основу мотивационной сферы, обычно не осознаются и развиваются в процессе фило- и онтогенеза вместе со всей психической системой, составляя антипод стабилизирующих потребностей.
Человек желает безопасности, физического, психического и социального покоя и, вместе с тем, длительный покой душевно утомляет его, усиливает внутреннее напряжение, тягу к острым впечатлениям и эмоциям:
«Есть упоение в бою,
У бездны мрачной на краю».