1. В СССР существовало коммунистическое общество, если понимать коммунизм как проект и реальное воплощение принципов:
1). Равенство всех людей независимо от соц. статусов.
2). Справедливость в распределении общественных благ.
3). Частная собственность на средства производства лишена абсолютности или отменена.
4) Существует коммунистическая мораль, притязающая на абсолютность.
Я подчеркиваю, что Маркс и Энгельс понимали коммунизм совершенно иначе - как полную свободу личности от любого "отчуждения". Такое общество вряд ли вообще возможно.
Подмена понятий – вещь опасная. А при теоретическом анализе – совершенно недопустимая.
Маркс и Энгельс вовсе не требовали «полной свободы личности от любого "отчуждения"», а только от вполне конкретного вида отчуждения - «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, то есть человечному… есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом». (К..Маркс. Соч. Т.42. С.116)
Коммунизм — гуманизм, опосредованный с самим собой путем снятия частной собственности. Только путем снятия этого опосредования, — являющегося, однако, необходимой предпосылкой, — возникает положительно начинающий с самого себя, положительный гуманизм". (Там же. С.169).
Ленин же четко и недвусмысленно писал, что между капитализмом и коммунизмом лежит целая историческая эпоха, соединяющая в себе черты этих общественно-исторических формаций - социализм. В течении этой эпохи осуществляются все необходимые для существования коммунизма социально-экономические преобразования – построение материальной базы, изменение социальной структуры, внедрение системы коммунистического воспитания людей и т.п.
Надеюсь, вы сами понимаете, что историческая эпоха – понятие не одномоментное... Когда же СССР успел пройти эту эпоху, если в нем, по вашему мнению, уже был коммунизм?
Далее – коммунистическое общество исключает существование государства, которое является ничем иным, как орудием господства правящих классов и подавления сопротивления этому господству. Как вы себе представляете «коммунизм» в условиях смертельно враждебного капиталистического окружения, превосходящего, по совокупной военно-экономической мощи, социалистические государства в разы, в условиях, когда огромную долю общественного продукта общество вынужденно тратить на самооборону?
Мне, например, это совершенно не понятно. По всем теоретическим и практическим соображениям, переход к коммунизму может начаться не раньше, чем произойдет
победа социалистического строя во всемирном масштабе. Надеюсь, опять же, что вы не хуже меня знаете, что в эпоху СССР до этого было ой как далеко...
И, наконец, о классах – вы сильно урезали ленинское определение классов, отчего и произошла ошибка.
«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Обратите внимание на слова – «различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства», «по их роли в общественной организации труда». Для уничтожения классов в обществе
совершенно недостаточно только упразднить господство частной собственности, нужно еще радикально изменить всю исторически складывающуюся систему общественного производства. В СССР структура производства еще мало отличалась от таковой, при капитализме. Да, разумеется, социалистическая государственная форма собственности господствовала, что давало свой огромный положительный эффект. Но, наряду с ней, существовало и приусадебное хозяйство, о котором уже говорилось. И, что еще важнее – существовали такие формы негосударственной собственности, как колхозы и потребкооперация. Не следует путать форму с содержанием – хотя, внешне, экономические отношения этих форм собственности с другими мало отличались от государственных, социально-экономическая природа их была совершенно иной. Именно они постоянно продуцировали
мелкобуржуазные отношения и психологию, которыми, по исторически сложившимися обстоятельствам, оказались заражены большинство советских людей.
Отсюда и пошла реставрация эксплуататорских классов в СССР. Но я не стану тут повторяться, поскольку уже писал об этом статью в своем блоге -
Прощание с классовым подходом?Замечу еще, что при всем моем уважении к Марксу, Энгельсу и Ленину, никто из них не мог судить о
реальных, практических аспектах построения коммунизма, поскольку таковое никто из них просто не застал. Единственный крупнейший теоретик и практик марксизма, который имел для таких суждений основания, поскольку сам их реализовывал – И.В.Сталин. Именно к его статьям и делам только и стоит присматриваться, когда идет речь о построении коммунизма.