Кровопускание первоначально появилось у монахов и только через столетия «вышло в мир». Как писал о появлении кровопусканий историк Лео Мулен, процитированный выше, «ни причины, ни истоки этой процедуры не известны». Сейчас, например, распространено мнение, что это был способ победить плотские искушения, и в средние века монахи прибегали к кровопусканию именно как средству борьбы с половым влечением. Да и в старых атласах кровопусканий можно прочитать, что «кровопускание из вены правой руки гарантирует целомудрие». Бедные монахи! Как же сильно их, должно быть, искушал похотливый дьявол! Но к причинам мы вернемся позже, а пока попробуем найти ответы на следующие вопросы: как часто проводились кровопускания, сколько крови выливалось за раз, как к этому процессу подключились миряне и т.д. А потом уже зададимся вопросами, почему же это все происходило и куда же девалась выпущенная кровь.
Тот же Мулен пишет, что «кровопускание начали практиковать с VII века», но, вероятно, все могло начаться даже раньше - родившийся в VI веке преподобный Иоанн Лествичник в своем «Слове» («Слово особенное к Пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец»
http://www.ccel.org/contrib/ru/Lestviza/Lest31.htm) указывает, что «Кровопускание есть скорое извлечение скрытого гноя. Кровопускание есть сильное и жестокое нападение на недугующих, для их спасения». Является здесь «спасение» синонимом «лечения»? Нет, преподобный Иоанн в данном случае пишет о врачах духовных, намекая на то, что от врачей настоящих и толку то никого нет: «больной, видя врача, веселится, хотя, может быть, и никакой пользы от него не получит». По Иоанну духовный пастырь может лечить, даже если у него отсутствуют «...орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи...». То есть, по крайней мере можно сделать вывод, что к моменту написания «Слова» эти «орудия для кровопускания» уже во всю использовались. Но когда же резня стала массовой?
Помещения для кровопусканий в монастырях
«В монастырях развивалась медицина - почти в каждом был сад с лекарственными растениями, больница, специальное помещение для кровопускания.» (М. Г. Ларионова, Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001
http://www.rchgi.spb.ru/Pr/bchm00/larionova2.htm)
Такое помещение для кровопусканий уже присутствует на самом старом дошедшим до нас плане монастыря. Это знаменитый пергамент, составленный около 820 г. и хранящийся в библиотеке Сент-Галленского монастыря (Швейцария). Этот документ считается своего рода «типовым проектом» для монастырей Бенедиктинского ордена.
--------------------------------------------------------------------------------
«Помещение для кровопусканий [6, с.120–121]. По уставу монастыря кровопускание было обязательным на Восьмой день после Благовещения (25 марта), после Пасхи и после Троицы»
(
http://medicine-in.dsmu.edu.ua/html.php ... m=3&page=2), (
http://www.uiowa.edu/~c016136/LectureOu ... de0009.htm)
--------------------------------------------------------------------------------
«Медицинские здания были изначально тщательно встроены в общий проект монастыря; дом врача был смежным с домом кровопускания ... в Доме для Кровопусканий обычный главный камин соседствовал с дополнительными в каждом углу, чтобы пациенты согревались в своем ослабленном состоянии, что иллюстрирует предусмотрительность в проекте и свидетельствует, что практика флеботомии была серьезным аспектом монашеского бытия». (House for Bloodletting. prizedwriting.ucdavis.edu/past/1996-1997/sprague.html)
--------------------------------------------------------------------------------
Крови, как мы видим, монахи себе выпускали много, о чем свидетельствуют множество каминов для согревания «доноров», наличие специальных больниц, где обескровленные монахи приходили в себя, и даже специальных парков для реабилитации, как, например, в аббатстве Бертон: «Примерно к 1320 было оборудовано 'место, окруженное рвом' в Парке Shobnall, (позже Синайском Парке), которое использовалось для восстановления монахов, подвергнувшихся кровопусканию». ('Houses of Benedictine monks: The abbey of Burton', A History of the County of Staffordshire: Volume 3 (1970), pp. 199-213.
http://www.british-history.ac.uk/report ... mpid=37840)
Большинство монахов вело аскетический образ жизни, и в монастырях было, скажем так, не жарко:
--------------------------------------------------------------------------------
Большинству монахов прошлых веков были знакомы суровые холода, которые могли парализовать жизнь в монастыре. В церкви порой холод стоял такой, что невозможно было начинать богослужение. В этом случае ризничий готовил металлический шар из двух половинок — «огненный шар», в котором находилось либо «горящее дерево», либо уголь, и этот шар служил грелкой. Папа Александр III (1159–1181), сжалившись, разрешил бенедиктинцам аббатства Сен-Жермен-де-Пре, заболевавшим от холода, стоя с непокрытой головой во время канонических часов, носить фетровую скуфейку...
В аббатстве Флёри на Рождество топили; так поступали почти во всех остальных монастырях за исключением сурового аббатства Бек, сборник обычаев которого никоим образом не упоминает об отоплении. Со временем наступят улучшения и послабления: в Санкт-Галленском монастыре спальня была расположена над теплой комнатой; в других монастырях в такой комнате делали кровопускание или же чистили обувь. (Лео Мулен, ibid)
Почему же народ массово шел избавляться от «дурной крови» именно в монастыри? Очень просто - в отличии от мирских цирюльников, бравших за это деньги, монастырские «врачи» изымали кровь «безвозмездно». Для того, чтобы заполучить свежих доноров в монастыри, монахам пришлось объяснить мирянам, что «отворение крови» полезно само по себе и распространить такое убеждение. Но этим священники выпустили на волю миф о пользе и богоугодности кровопусканий, который со временем вышел из-под контроля, зажив своей жизнью, и привел к описанному выше разгулу кровопусканий в миру. Церковь долго пыталась бороться с вакханалией кровопусканий за монастырскими стенами, но так и не смогла обуздать джина, ей же выпущенного на волю...
Но чем все же была вызвана столь распространенная практика кровопусканий, как священникам удалось внушить всему населению уверенность в пользе этого кровавого обряда? На этот вопрос нам поможет ответить христианская газета «Вера и жизнь»: «В средние века полагали, что частые кровопускания и очищения желудка продлевают жизнь». (Вера и жизнь, 2/1983
http://www.lio.ru/archive/vera/83/44/article22.html)
Христианские священники традиционно верили в особые свойства крови. Причащения кровью - путь к бессмертию. Ф. Андахази в своем скандальном «Анатоме» описывает такие методы лечения пап:
--------------------------------------------------------------------------------
В тот же вечер, на исходе Дня всех святых, была убита первая из пяти девочек.
Прежде чем сделать глоток напитка, приготовленного из крови, Его Преосвященство помолился за душу девочки, которая наверняка прибудет в Царствие Небесное прежде его собственной, и порадовался ее короткой счастливой судьбе.
- Аминь, - шепнул папа и осушил кубок до дна.
Трижды в день Павла III кормили грудью, трижды в день он до последней капли выпивал напиток из молодой крови, лично приготовленный новым врачом. Через неделю, когда здоровье папы начало улучшаться, Матео Колон смог вздохнуть с облегчением. В самом лечении, не считая нескольких деталей, не было ничего нового. Престарелому папе Иннокентию VIII, который был известен тем, что публично признал себя отцом трех детей - Франческетто, Баттистины и Теодорины, - врач тоже предписал подобное лечение, хотя и без особого успеха. (Фредерико Андахази. Анатом. День невинно убиенных)
--------------------------------------------------------------------------------
Соотносится ли с реальностью описание из "Анатома" или это просто выдумка автора? Современники действительно подозревали Папу Иннокентия VIII (как и короля Людовика XI) в том, что те прибегали к подобному лечению и принимали ванны из крови, желая омолодиться. Папе кровавые методы омоложения, правда, не помогли:
--------------------------------------------------------------------------------
Дряхлый папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа. Ванны из человеческой крови считались действенным средством против проказы и слоновой болезни... (Т.И. Грекова. Атеизм и медицина. 1983)
Более подробно здесь:
http://www.absentis.front.ru/abs/holy_blood_suckers.htm