В качестве добавления к моим "расчетам")))
Вакантное место наверху.
Пирамида, венчаемая несколькими особями, воспринимается как незавершенная: над иерархами мыслим еще один уровень, место для сверхиерарха. В мире животных возможность существования сверхиерарха не реализована. Он есть только в стае собак - ездовых, пастушеских или охотничьих: это их хозяин. Право человека стоять над собственными вожаками для собак самоочевидно: он им не ровня, он божество. Если хозяин удосуживается управлять стаей собак - очень хорошо. Но если ему недосуг - стая управляется собственными иерархами, но пиетет к хозяину от этого не убывает.
Нет ничего гениального в том, что повсеместно и многократно у людей возникала идея поместить на вакантное место сверхдоминанта нечто воображаемое, наделенное всеми сверхдоминантными качествами в их беспредельном выражении. Стоит сделать это, и иерархи становятся как бы субдоминантами сверхиерарха, его жрецами, а он - могучим защитником от остального стада. После того, как возникла речь, внушить почтение к воображаемому божеству - пара пустяков. Но и до речи можно было вызвать на какое-то время почтение у подчиненных, изображая свои особые отношения с чем-то страшным для остальных - грозным явлением природы, страшным местом или опасным животным. Это не фантазия: бездомная собака всегда чувствует себя ниже собаки, идущей с хозяином; выросший с большой собакой кот использует ее для внушения почтения котам, которые собак боятся; бык или буйвол, позволивший пастушонку вскарабкаться себе на спину, уверенно ведет за собой стадо. Чтобы повысить свой ранг, молодому шимпанзе хватило пустой канистры: нужно было лишь осмелиться подойти к этому опасному человеческому предмету, взять его в руки и научиться грохотать на страх другим.
[/i]
Я понимаю, есть множество горячих голов, пытающихся выбить табуретку из под ног верующего (в бога)... цель?)))
Всем вам известны случаи с жестко импринтированными собаками. Такая собака, потеряв хозяина, начинает медленно, но верно умирать. Сначала отказывается от пищи, потом просто перестает ходить, вставать. Иногда даже до наступления физического истощения умирает, как умирали в люди в 19 веке от трехдневнего голодания (они просто "не могли себе представить", что без ущерба организму можно находиться без еды гораздо дольше - мой личный результат - 9 дней без особых напрягов). Так вот, импринтированный верующий, если у него отобрать веру или же такую семантическую субстракцию, как бог - тоже может вполне реально отбросить... коньки, скажем))) При этом, на фоне депрессивного состояния (усугубление - не решенная проблема биовыживательного беспокойства) могут включиться конкретные биопроцессы. Кто-то попадет под машину, кто-то утром не встанет с кровати, у кого-то "двигло стуканет" и т.д. Они чувствуют это, поэтому для них бог - жизнь и "сверхжизнь".
Чтобы жить без таких субстракций как бог - нужны хорошие психологические кондиции, психологическое здоровье. Можно налететь на диабетчика и отнять у него шприц, у хромого костыль и т.д. Пока кондыбаются - пускай. Но как только шприц попробуют всадить в тебя или заставить ходить на костылях... тогда осуществится и вполне закономерная сцена постановки зарвавшихся у-богих на места своя. Созерцая путь Цивилизации, я понимаю, что этот балаган не может существовать долго, и медленно, но неотступно он теряет власть над лучшими умами и силу притяжения. Противься Обману!