Асче святых отцов высказывания
Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому ап. Павел, который, говоря: "во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа" (1 Кор. 7.2), не сказал: для деторождения. И затем - "будьте вместе" (ст. 5) - повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для того, "чтобы не искушал вас сатана". И, продолжая речь, не сказал: если желаете иметь детей, а что: "но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак
Св. Иоанн Златоуст. (О девстве, 19)
51-е Апостольское правило гласит:
"Если кто... удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв... что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви".
Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского собора:
"Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою".