Это замечательно. Особенно про Куна и Лакатоса. Так как все-таки выбирать между конкурирующими парадигмами (они же – исследовательские программы)?
По Куну, если я его правильно понял, - никак. Нет объективных критериев выбора между конкурирующими парадигмами, нет даже возможности сравнения конкурирующих парадигм (это утверждение еще более усилил Фейерабенд). Есть, разве что, субъективная "привлекательность" или "не привлекательность" той или иной парадигмы для того или иного ученого.
Кун, в частности, спорит с Лакатосом, который пытается построить достаточно замысловатый критерий выбора между различными исследовательскими программами (это не совсем то же, что парадигма). Честно признаться, не думаю, что когда-нибудь какой-нибудь ученый сознательно пользовался критерием Лакатоса.
Воля ваша, но странный какой-то подход.
Если бы мы имели только Солнце и Землю, тогда – да. Но вы ведь сами дальне говорите слово «эпициклы». Это подразумевает, что некоторые небесные объекты движутся по сложным петлеобразным траекториям. Это подразумевает воздействие переменных по направлению сил. Откуда? Кроме того, тело, движущееся с ускорением, не может быть инерциальной системой отсчета.
Может, фразу вырвали из контекста? Может, Эйнштейн возражал против выбора приоритетной системы отсчета?
В общей теории относительности, если я не ошибаюсь, различие между инерциальными и не инерциальными системами отсчета теряется.
А в чем разница между пороблемами: "что вокруг чего вращается" и "какую систему отсчета выбрать (какая система отсчета приоритетна)"?
Все-таки, процитирую Эйнштейна. Это очень популярная книжка: Эйнштейн и Инфельд, Эволюция физики.
"Возьмем два тела, например Солнце и Землю, Движение, которое мы наблюдаем, опять
относительное. Его можно описать с помощью системы координат, связанной либо с Землей, либо с Солнцем. С этой точки зрения великое достижение Коперника состоит в переносе системы координат с Земли на Солнце. Но поскольку движение относительно и можно применить любое тело отсчета, то оказывается, нет никаких оснований для того, чтобы предпочесть одну систему координат другой.
Снова вмешивается физика и изменяет нашу общепринятую точку зрения. Система координат, связанная с Солнцем, имеет с инерциальной системой большее сходство, чем система, связанная с Землей. Физические законы предпочтительнее применять в системе Коперника, чем в системе Птолемея. Величие открытия Коперника может быть высоко оценено лишь с физической точки зрения. Физика показывает, что для описания движения планет система координат, жестко связанная с Солнцем, имеет огромные преимущества.
В классической физике нет никакого абсолютного прямолинейного и равномерного движения. Если две системы координат движутся прямолинейно и равномерно друг относительно друга, то нет никаких оснований говорить: «Эта система покоится, а другая движется». Но если обе системы координат находятся в непрямолинейном и неравномерном движении друг относительно друга, то имеется полное основание сказать: «Это тело движется, а другое покоится (или движется прямолинейно и равномерно)». Абсолютное движение имеет здесь вполне определенный смысл. В этом месте между здравым смыслом и классической физикой имеется широкая пропасть. Упомянутые трудности, касающиеся инерциальной системы, а также и трудности, касающиеся абсолютного движения, тесно связаны между собой. Абсолютное движение становится возможным только благодаря идее об инерциальной системе, для которой справедливы законы природы.
Может показаться, что будто бы нет выхода из этих трудностей, что будто бы никакая физическая теория не может избежать их. Источник их лежит в том, что законы природы справедливы только для особого класса систем координат, а именно, для инерциальных. Возможность разрешения этих трудностей зависит от ответа на следующий вопрос. Можем ли мы сформулировать физические законы таким образом, чтобы они были справедливыми для всех систем координат, не только для систем, движущихся прямолинейно и равномерно, но и для систем, движущихся совершенно произвольно по отношению друг к другу? Если это можно сделать, то наши трудности будут разрешены. Тогда мы будем в состоянии применять законы природы в любой системе координат.
Борьба между воззрениями Птолемея и Коперника, столь жестокая в ранние дни науки, стала бы тогда совершенно бессмысленной. Любая система координат могла бы применяться с одинаковым основанием.
Два предложения — «Солнце покоится, а Земля движется» и «Солнце движется, а Земля покоится» — означали бы просто два различных соглашения о двух различных системах координат.Могли ли бы мы построить реальную релятивистскую физику, справедливую во всех системах координат, физику, в которой имело бы место не абсолютное, а лишь относительное движение?
Это в самом деле оказывается возможным!…
Проблема формулирования физических законов для всякой системы координат была разрешена так называемой
общей теорией относительности…
"