"Если у тигров нет зубов, то у жирафов длинные шеи", "Если луна обитаема, то дважды два четыре", - истинная-истина.
Нет, это уже муть какая-то. Там хоть была самоочевидная тавтология без конкретики.
А вот вам от автора "закона достаточного основания", как его применять правильно
Василий-Василий, ни черта-то вы не поняли. Дубль два:
перегонные кубы используются. Оккам используется (вами в том числе)? Да. Значит, относится к полезным изобретениям схоластики.
Больше того: закон сохранения материи был доказан в своё время тем, что фосфор сожгли в герметично закрытой таре, и исходная масса P+O
2 в точности равнялась полученному РО
2.
В дальнейшем оказалось, что реакция экзотермическая, а фотоны также имеют (вопрос терминологии; по крайней мере, излучающее тело теряет массу) массу.
Однако закон не отменили, только уточнили.
Применительно к Лейбницу, имело бы смысл указать ему, что парочка положений таки не является достаточно обоснованной:
• о необоснованности введения некоей первопричины, бесконечность может быть не только в направлении будущего, но и прошлого;
• если таковая и имеется, необходимо также доказать разум, волю и проч. - а без этого термин "бог" не имеет смысла (можно
назвать БВ богом, но загробных гурий из этого всё равно не следует)
• если мы говорим о субстанции, то либо материя, либо обосновываем доп. свойства (см. предыдущий пункт)
• Вот берём цитату:
Отсюда можно заключить, что эта высшая субстанция, которая едина, всеобща и необходима, так как нет ничего вне ее, что было бы независимо от нее, и так как она есть простое следствие возможного бытия, должна быть непричастна пределам и содержать в себе столько реальности, сколько возможно.
Отсюда видно, что Бог абсолютно совершенен, так как совершенство есть не что иное, как величина положительной реальности, взятой в строгом смысле, без тех пределов, или границ, которые заключаются в вещах, ею обладающих. И там, где нет никаких границ, т.е. в Боге, совершенство абсолютно бесконечно.
Меняем боха на материю. Если рассуждение о некоем "абсолютном совершенстве" применимо, то собственно я прав, а Лейбниц либо говорит о терминологии (как тот Спиноза), либо должен обосновать необоснованное.
Ели же рассуждение о некоем "абсолютном совершенстве" неприменимо, то оно следует не из рассуждения, а из введённого термина, который введён неправомочно.
Кто занимается наукой(не философией), тот занимается именно наукой
А кто точит карандаши, тот занимается не наукой и философией, а точит карандаши)
Дело ведь даже не в том, что можно одновременно закручивать гайки, строить ракету-носитель, обеспечивать взносы в пенсионный фонд и увеличивать энтропию вселенной.
Дело в том, что такая наука, как космология или химия существуют, а русалковедение или монадология - нет.
И имеется принцип, по которому отделяется научное от ненаучного, а реальное - от фантастического.
И
вы этим принципом пользуетесь. Я в достаточной степени бихевиорист, чтобы не верить на слово критикам Оккама, если они аллахов не проповедуют.
Допускаю, что вы пользуетесь им не всегда - ну так и верующие применяют его везде, кроме своей религии. За то и критикуют все эти веры, что они поглощают разум.
Тогда это ваши проблемы - не я в случае чего шаману деньги понесу. Принцип есть, он работает, как он выражается теоретически - вопрос отдельный.
Кстати, точно так же нет унивесральных методов
Каких-каких? Почему-то всё-таки русалковедения не существует. И эфира.
И методы есть, и эксперименты проводятся.
Противоречат ваши слова реальности.
В математике метод доказательства от противного частенько настоятельно требует рассуждений об объекте, который не существует, что, сопсна, и доказывается.
(не)существовать и мыслиться (не)существующим - это разные вещи.
Возможно, математика не входит в классическую силлогистику? Раз уж ЗДО не входит в логику, мож и это перенесли в другой раздел.
Это самое ЗДО в общем случае непонятно как применять. Например, диспут на тему филиокве - имеет ли достаточное основание утверждение "богов Яхве и Иисуса нет и никогда не было"?
Ок. Каковы основания считать богов Яхве и Иисуса существующими? Никаких.
А каковы основания считать их выдумкой? Множество.
Вывод: имеется достаточное основание для утверждения того, что богов Яхве и Иисуса нет и никогда не было.
Для одних это непреложный факт, для других - наглая ложь, для третьих - высказывание с неопределённым значением.
Ну давайте ещё у бомжа Гриши спросим. Вы не отличаете объективный факт от субъективного мнения?
Пьер уже в могиле был
Вопрос был "принята ли КМ на основании фактов, экспериментов, или поплевали коллегиально на оккама и само всё получилось?"
Если у вас есть своя версия - извольте продемонстрировать.
А так я склоняюсь к мысли, что вам как веруну обыкновенному лшь бы туману напустить - точно так же Быков
критикует эволюцию, потому что
Кстати говоря, довольно убедительную критику Докинза предпринимает сейчас, насколько мне известно, Невзоров — тоже эволюционист безусловный.
Он нифига просто не понял.
Лень мне было напечатывать, что как только человек побывает на Марсе, понятие перестанет быть пустым. Подумал, это очевидно и потому неважно.
Там ещё "человек в центре Земли", "русалка" и проч. Суть в том, что
нет объектов, которые подходили бы под данное обозначение. Авторы это как-то определили, а вы и дальше верьте в русалок.
Склеено 06 Апрель, 2016, 07:17:21 am
Про философию науки, я понимаю, вам учебники как и авторитеты, конечно не нужны, у вас своё мнение, но всё-таки:
http://vk.com/doc-58360685_232996457
Про вашу Бритву У. Оккамы, там тоже есть )
Всё читать - сильно буков много, слово "оккам" встречается там 4 раза, связано оно с критикой махизма.
Чуть выше написано:
Убеждение в реальном, физическом
существовании атомов, их движений и взаимодействий Мах сравнивал
с верой в шабаш ведьм.
Даже Эрнст Мах не верил в ведьм, отрицал их существование без причины. Итак, выдираю кусок текста (стр 26):
Принцип экономии мышления выражал феноменалистскую трак-
товку теоретических знаний. Полагалось, что в теории нет никакого
нового содержания по отношению к элементам опыта. Но тогда труд-
но понять, почему теория обладает предсказательной силой. Даже ес-
ли сослаться в духе первого позитивизма на то, что имеется в виду не
только актуальный, но и потенциально возможный опыт, то это не ре-
шает проблемы. Утверждение, что теории способны описывать потен-
циально возможный опыт (опыт будущего), по смыслу тождественно
тривиальной констатации, что теории способны предсказывать. Вме-
сте с тем принцип экономии мышления содержал и некоторые раци-
ональные моменты. Первый его аспект перекликался с принципом,
получившим название «бритва Оккама». Вильям Оккам (философ
XIII в.) выдвинул этот принцип против схоластики, требуя не умно-
жать сущности сверх необходимости. Галилей, создавая в XVII в. ос-
новы механики, неоднократно использовал «бритву Оккама» в споре
с идеями перипатетиков, которые канонизировали физику Аристоте-
ля и космологию Птолемея.
Однако, в отличие от «бритвы Оккама», Э. Мах придал требованию
«не умножать сущности сверх необходимости» экстремальную трактов-
ку. Он вообще запрещал объяснение через сущность. Любую апелля-
цию к сущности Мах объявлял метафизическим мифом. Такая трактов-
ка резко снижала методологическую ценность принципа «экономии
мышления» как средства критики вненаучных спекуляций.
Собственно, отличия Оккама от Маха в том и состоит, что первый не умножает сущности без необходимости, в то время как второй вообще их отменяет, что противоречит опыту.
А теперь вопрос: при чём тут это? Стёпин отменил Оккама? Или вы,
Василий, просто нашли нечто близкое по смыслу - авось прокатит? Точно так же ноунейм здесь Осипова постит.
Вот ещё из книги, глава "Выдвижение гипотез и их предпосылки":
стр. 242
После того как сформирована гипотетическая модель исследуемых
взаимодействий, начинается стадия ее обоснования. Она не сводится
только к проверке тех эмпирических следствий, которые можно полу-
чить из закона, сформулированного относительно гипотетической
модели. Сама модель должна получить обоснование.
стр. 242-243
Предположив, что созданная таким путем гипотетическая модель
выражает существенные черты новой предметной области, исследова-
тель тем самым допускает, во-первых, что новые, гипотетические при-
знаки абстрактных объектов имеют основание именно в той области
эмпирически фиксируемых явлений, на объяснение которых модель
претендует, и, во-вторых, что эти новые признаки совместимы с други-
ми определяющими признаками абстрактных объектов, которые были
обоснованы предшествующим развитием познания и практики.
Понятно, что правомерность таких допущений следует доказывать
специально.
Даже для гипотезы нужно обоснование.
Да, даже с уважаемым философом я не во всём согласен. Например с этим:
Разумеется, отсюда не следует, что познавательная деятельность
человека сводится к науке. Мы познаем мир в разных формах. Суще-
ствует не только научное, но и обыденное познание, философское,
художественное (высшим воплощением которого является искус-
ство), а также религиозно-мифологическое освоение мира. Наука,
как особый вид познавательной деятельности, взаимодействует с дру-
гими формами этой деятельности. Это взаимодействие проявляется и
в самом процессе научных открытий, и в процедурах их включения в
культуру, и, наконец, во влиянии науки на все другие формы челове-
ческого познания
Обыденное "познание" либо должно приводить к научному, либо это охотничьи байки. Искусство - это никакое не познание, а мировосприятие.
Но особенно доставило
" религиозно-мифологическое освоение мира". Не поворачивается у Стёпина назвать религию методом познания. И сказать что-то надо, и хорошего сказать нечего. Интересная, политкорректная формулировка.
А что подразумевается под освоением? Игил* какой-нибудь?
______________________________________
* запрещены в РФ.