Автор Тема: О Большом Взрыве, который не есть начало Вселенной  (Прочитано 73620 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 153
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
Что это такое? Пункт 2 – простое повторение закона достаточного основания, причем в расплывчатой формулировке (что считать основанием?)

Ну, наверное невозможность объяснить факты без использования гипотезы бога. Что же до оснований, то

Закон достаточного основания не имеет символической (формальной) записи. Это неслучайно. Доказательства могут быть как эмпирическими, так и теоретическими. Физический опыт, статистические данные, законы наук могут быть обоснованием того или иного утверждения. Универсальной формулы доказательства не существует. Каждая наука доказывает по-своему.

Остается: «Имеющиеся религии можно объяснить научно» (а неимеющиеся?)
 –> «бог ни с чем не взаимодействует». Вы сами не видите, что это бред?

Если можно объяснить что-либо без привлечения данной гипотезы, то таковая не используется. Поэтому второй посылкой идёт закон достаточного основания. В чём проблема?

Исследователь, как бы он ни верил в бога в повседневной жизни, при проведении научных исследований становится атеистом: он никогда не разберется в сути явления, если будет списывать его на вмешательство бога.

А на вмешательство теплорода будет списывать? На эфир, на флогистон? Вот ещё пример:

В теории познания Э. утверждает, что существуют отпечатки, образы, подобные по виду телам, но по тонкости далеко отстоящие от предметов, доступных чувственному восприятию. Эти копии, или образы, состоящие из тончайших атомов и исходящие от тел, сохраняют порядок, который имеют в телах, и, прямо попадая в органы чувств людей, образуют у них чувственные восприятия. На основе чувственных восприятий возникают единичные представления, а на их основе — общие представления или понятия («предвосхищения»). Критерием истины, по Э., кроме ощущений, предвосхищений и претерпеваний (чувств), Диоген Лаэртский называет «образный бросок мыслей».
Э. отвергал традиционную религию, представление о бессмертии души, отрицал пророческую силу снов и считался на этом основании атеистом. Однако он полагал, что:
1) боги существуют, так как имеется очевидное знание о них;
2) истинное знание о богах образуется за счет предвосхищения; 

3) обывательское представление о богах ложно;
4) боги бессмертны и блаженны.

dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1421/ЭПИКУР

2) «из общественно-исторической практики», а вовсе не из принципа Оккама.

Вы сами пишете, что люди часто поступают логично и без знания логики. Так что здесь нет противоречия.

Я не давал определение существованию. «Существование» – понятие первичное = неопределяемое. То, что я говорил (существовать значит взаимодействовать, следовательно, то, что принципиально ненаблюдаемо, не существует) – это «теоремы», а не определения.

Определение - это то, что указывает на предмет, выделяя его из прочих. Вы вполне дали определение, им можно пользоваться. А теоремы доказываются.

Думаю, что так (м.б. за исключением виртуальных гравитонов).

Ок.

В этом нет противоречия, которое вам тут кажется. Все расшифровывается очень просто: электромагнитная волна существует в виде порций (которые назвали фотонами или квантами электромагнитного излучения), эти порции обладают свойствами: частотой, длиной волны, импульсом, энергией, спином, зарядовой четностью. Почему нужно выпячивать какое-то одно свойство и именно его называть фотоном?

Фотон - это порция энергии (квант) или материи? М.б. материя - это порция энергии?

1) "Ученым" можно называть только того, кто сказал новое слово в науке.
2) Как сказал Ландау, «только кот бывает ученым. Человек может стать ученым, если его как следует проучить. А мы – не ученые, а научные работники».
3) Чтобы заниматься наукой, не обязательно иметь ученую степень. Например, Фарадей не имел не только ученой степени, а даже систематического образования. Он был самоучкой. Но будьте уверены, невеждой он не был; он изучил науки самостоятельно.

Если я занимаюсь тут философией, а она - наука, то кто я? Я научный работник, или как?

4) Мое утверждение остается в силе: чтобы критиковать что-либо, нужно знать предмет критики.

Ну значит вы просто не "раскурили" Бориса. Под человеком и биологией он мыслит нечто особенное. А вот Василий нахваливал его.

Интерпретация научных данных – это ужé философия (метафизика в первоначальном значении этого слова). Чтобы философствовать, нужно хоть немного разбираться в вопросах философии.

Если интерпретация научных данных - философия, и каждый волен понимать (или образно представлять себе) первичные понятия по-своему, то к чему мне чужая философия? Ведь там понятия понимаются иначе.

Очевидно, мне это ничего не даст, напротив, достаточно знать научные данные и иметь желание их интерпретировать; если же вдруг появится противоречие, всегда можно сказать, что

Если под плоскостью понимать помидор,
Если под прямыми понимать нож
Если под арбузом подразумевать велосипед, то всё сойдётся.

Вот классический пример: http://ateism.ru/forum/index.php?topic=26121.msg424442#msg424442

Это и есть базовые или первичные понятия; их не определяют, а просто называют, после чего постулируют их свойства.
Что тут сложного?

Базовые понятия строятся эмпирически. Их определяют через их свойства. Если какие-либо свойства не важны, ими пренебрегают.

Аксиомы – явления природы !? Пятый постулат Евклида – явление природы? Он существует объективно???

А первые четыре вас не напрягают? Пятый постулат существует только в плохой теории.

Вестимо. Люди часто делают ошибки: errare humanum est. Но им можно доказать, что их рассуждения содержат логическую ошибку, без того, чтобы в явном виде опираться на формализованные законы логики

Только жизненными примерами. С тем же успехом параболу можно представить в виде точек; однако гораздо проще записать уравнение.

Точно так же люди интуитивно используют диалектику, иногда даже не зная о ее существовании.

Поподробнее, пожалуйста.

Ваш подход – физический, а не математический.

Мой подход - реально-эмпирический. Математика есть абстрагирование физических явлений.

В геометрии точка не имеет определения.

Это проблема геометрии. Впрочем, я уже сказал чуть выше.

То, что я говорил (материя это то, что обладает энергией) – это не определение, а «теорема».

Определение (логика), или дефиниция — логическая операция установления смысла термина.
Определение (математика) — введение нового понятия или объекта в математическое рассуждение путём комбинации или уточнения элементарных либо ранее определённых понятий. Определения обычно служат для сокращения, упрощения и увеличения наглядности дальнейших определений, теорем и доказательств. Несмотря на формальную возможность обойтись без определений, они служат одним из важнейших средств в развитии и преподавании математики.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Определение

Понятие указывает на то, о чём мы говорим, рассказывает о свойствах объекта и проч. Особенно отмечу "путём комбинации или уточнения элементарных либо ранее определённых понятий". В реальности мы имеем органы чувств, от них и проистекает всякое прочее понятие и определение.

материя – это предельная абстракция, не имеющая определения. Это понятие просто называют,

Вода водяная, бесполезная. При чём тут наука?

1) она существует объективно, 2) она имеет атрибутивное (т.е. неотъемлемое) свойство – движение.
Отсюда следует, что 3) она существует в пространстве и во времени, 4) обладает энергией.

Это именно определение. А то, что вы подразумеваете под определением, это идеалистическая муть.

Не бытие, а «точку», «прямую», «плоскость», «принадлежать», «лежать между» и т.п.
Благодаря тому, что эти понятия не определяются

Определяются всегда, во всех случаях. Другой вопрос, что в подавляющем большинстве они эмпирически очевидны.

Если под плоскостью понимать внутренность круга (при этом точки на окружности считать бесконечно удаленными);
Если под прямыми понимать хорды этого круга,

А почему вы решили подразумевать под плоскостью и прямыми именно это? Собственно, Лобачевский применял геометрию к реальным объектам, и сначала появились законы геометрии, а уж потом разные демагоги стали подразумевать под одним другое.

Вот вы реально сейчас не отличаетесь от толкователей библии.

Отсюда следует, что если геометрия Евклида непротиворечива, то непротиворечива и геометрия Лобачевского.

Если бы из открытия морфизма последовала геометрия Лобачевского - то да. Но это не так: сначала была геометрия Лобачевского, а уж потом её пытались истолковать.

А если бы не смогли, сделало бы это геометрию Лобачевского неприменимой? Вот я о том и говорю: все эти морфизмы бесполезны.
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Alev

  • Nobody's perfect. I am Nobody.
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 838
  • Репутация: +83/-79
RaW #120

Закон достаточного основания не имеет символической (формальной) записи. Это неслучайно. Доказательства могут быть как эмпирическими, так и теоретическими.
Закон достаточного основания – это требование наличия силлогизма.

Эмпирика не может ничего доказать, она может только опровергнуть. Физическая теория считается хорошей до тех пор, пока она не противоречит всем выполненным экспериментам. Сколько бы экспериментов, «подтверждающих» теорию мы ни выполнили, никогда не будет уверенности, что следующий эксперимент не будет ей противоречить. А вот как только такой эксперимент будет выполнен, теория будет опровергнута.

Возьмите, например, великую теорему Ферма. Ее справедливость была проверена на огромном множестве чисел. Однако, пока не было найдено ее доказательство, она не считалась достоверным знанием.

Только строгое доказательство утверждения дает уверенность, что это утверждение будет справедливо всегда. Поэтому любое утверждение в математике должно быть строго доказано, т.е. должно быть показано, что данное утверждение является логическим следствием уже доказанных утверждений.

Если можно объяснить что-либо без привлечения данной гипотезы, то таковая не используется. Поэтому второй посылкой идёт закон достаточного основания. В чём проблема?
В том, что в области разума не существует ни доказательств бытия бога, ни его небытия.
Насчет привлечения гипотезы: на самом деле их две. Рассмотрим, к примеру, появление человека. Согласно первой гипотезы, он появился в результате самозарождения жизни и последующей эволюции. Согласно второй, его создал бог. Таким образом, объяснить появление человека можно без гипотезы самозарождения жизни. В соответствии с вашей же логикой, ее не следует использовать. В самом деле: гипотеза бога объясняет все намного проще.

Alev: «Исследователь, как бы он ни верил в бога в повседневной жизни, при проведении научных исследований становится атеистом: он никогда не разберется в сути явления, если будет списывать его на вмешательство бога.»
А на вмешательство теплорода будет списывать? На эфир, на флогистон?
А при чем тут теплород? Вы что, не видите разницы между теплородом и богом?
И что должен доказывать ваш пример с «Э» (Эпикур?). С каких пор наивные атомистические взгляды древних могут служить доказательством чего бы то ни было?

Alev: «Я не давал определение существованию. «Существование» – понятие первичное = неопределяемое...»
Определение - это то, что указывает на предмет, выделяя его из прочих. Вы вполне дали определение, им можно пользоваться. А теоремы доказываются.
Нет. Я доказал (вы же не просто так со мной согласились!), что материя – это то, что обладает энергией. А определения материи не существует. Существуют постулаты: 1) материя существует объективно, 2) движение – атрибутивное свойство материи. Отсюда и следует ме утверждение, которое вы ошибочно принимаете за определение.

Поясню на другом примере. Определение: «Равнобедренный треугольник – это треугольник с двумя равными сторонами». Теорема: «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны» (можно доказать). Следствие: «Равнобедренный треугольник – это треугольник с двумя равными углами». Последнее утверждение не является определением равнобедренного треугольника, хотя и «указывает на предмет, выделяя его из всех прочих».

Фотон - это порция энергии (квант) или материи? М.б. материя - это порция энергии?
Порция энергии – это не обязательно фотон, поэтому не надо их смешивать. То же относится и к материи вообще. Материя обладает энергией, но не сводится к ней.

Если я занимаюсь тут философией, а она - наука, то кто я? Я научный работник, или как?
Если вы профессионально занимаетесь философией, разрабатывая при этом новые вопросы, то да.
А то, что мы делаем тут, философию не обогащает; стало быть – нет.

Alev: «Мое утверждение остается в силе: чтобы критиковать что-либо, нужно знать предмет критики.»
Ну значит вы просто не "раскурили" Бориса. Под человеком и биологией он мыслит нечто особенное. А вот Василий нахваливал его.
Насчет Бориса не понял. Какая разница, что «мыслит» этот дурак? А кто такой Василий, я не знаю.

Если под плоскостью понимать помидор,
Если под прямыми понимать нож
Если под арбузом подразумевать велосипед, то всё сойдётся.

О-о-чень остроумно!
Под прямыми (геодезическими линиями) на поверхности шара понимают дуги большого круга. Это геодезические с точки зрения нас, как трехмерных наблюдателей. А с точки зрения внутренней геометрии сферы – это прямые (кратчайший путь между двумя точками). Это для вас тоже арбуз?

Ваше невежество меня огорчает. Вы бы, прежде чем писать глупости, изучили бы матчасть. То, что я писал о базовых понятиях, придумал не я, это давно известно в математике. Для начала почитайте книгу Смилги, которую я вам рекомендовал в моем предыдущем посте.

А еще почитайте Википедию:

«В современной аксиоматике евклидовой геометрии точка является первичным понятием, задаваемым лишь перечнем его свойств – аксиомами.» https://ru.wikipedia.org/wiki/Точка_(геометрия)

«Неопределяемыми понятиями в системе аксиом Гильберта являются: точка, прямая, плоскость. Есть также 3 элементарных отношения...»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аксиоматика_Гильберта

Базовые понятия строятся эмпирически. Их определяют через их свойства.
Определять через свойства – это и есть эти свойства постулировать. Базовые понятия не определяют, а просто называют, после чего постулируют их свойства.
Смилга, «В погоне за красотой»:
«Именно благодаря тому, что первичные понятия не определяют, математика представляет собой абстрактную логическую игру. Это одна из самых замечательных и красивых сторон математики. Пока мы не интересуемся практическими приложениями, нам все равно, о чем говорят наши теоремы. Лишь бы они удовлетворяли требованиям логики. Более того, мы даже не знаем, о чем мы говорим. Физику же необходимо знать, что происходит «на самом деле». Для физика прямая – это луч света. Для математика – одно из неопределяемых понятий. Прямые на евклидовой плоскости и геодезические линии на поверхности цилиндра невозможно различить, если сравнивать их только с точки зрения аксиоматики... Все построено на том, что математику все равно, что скрывается под базовыми понятиями. Лишь бы они удовлетворяли аксиомам.
До поры до времени геометрия не более, чем логическая игра. «Прямая», «точка», «плоскость» – фигурки в этой игре; единственное, что знает о них математик – аксиомы – правила игры с этими фигурками.
На этом этапе геометрия столь же бесполезна для физика, как шахматы или домино. Лишь когда физик экспериментально установит, что его реальные прямые, точки и т.п. очень точно описываются математическими абстракциями, когда он увидит, что аксиомы математики действительно описывают поведение его реальных прамых, точек и т.д., лишь тогда геометрия превращается в одну из глав физики.»

Alev: «Аксиомы – явления природы !? Пятый постулат Евклида – явление природы? Он существует объективно???»
А первые четыре вас не напрягают? Пятый постулат существует только в плохой теории.
Вы, вместо того, чтобы отвечать по существу, придираетесь к пустякам. Пятый постулат я взял всего лишь в качестве примера, как самый известный. Можете взять вместо него любой другой.
И он существует в хорошей теории – в геометрии Евклида. Которая логически безупречна и, кроме того, изоморфна геометрии Лобачевского.

Alev: «Точно так же люди интуитивно используют диалектику, иногда даже не зная о ее существовании.»
Поподробнее, пожалуйста.
Охотно.

Гераклит (единство противоположностей):
«Если бы не было Солнца, мы не знали бы, что такое ночь»

Лукреций (переход количества в качество):
«... и без начал смеющихся можно смеяться
И разуметь, и в ученых словах излагать рассужденья,
Не состоя из семян и разумных, и красноречивых...»

Неизвестный автор (т.е. я не помню, где прочитал, цитирую по памяти; насчет того, что цель оправдывает средства):
«Средства это и есть цель – в развитии, в становлении, в повседневной практике. Иначе, как через средства, цель не способна себя проявить.»

Alev: «…благодаря тому, что эти понятия не определяются»
Определяются всегда, во всех случаях. Другой вопрос, что в подавляющем большинстве они эмпирически очевидны.
Во времена до Лобачевского говорили: «Аксиомы не требуют доказательства, потому что их истинность очевидна». После появления неевклидовой геометрии от такой формулировки пришлось отказаться.
Теперь говорят так:
«Доказать теорему, значит показать, что она является логическим следствием теорем, доказанных ранее. Те теоремы должны опираться на теоремы, доказанные еще раньше. И так далее. Поскольку цепочку доказательств невозможно продолжать бесконечно, с чего-то нужно начать, какие-то утверждения необходимо принять без доказательства. Их и называют аксиомами».
И дело не в их очевидности. То, что (у Лобачевского) через точку, лежащую вне данной прямой, можно провести по крайней мере две прямые, не пересекающие данную» не только не очевидно, а представляется абсурдным с точки зрения здравого смысла.
То же самое относится и к определениям.

А почему вы решили подразумевать под плоскостью и прямыми именно это?
Потому что это ведет к цели (доказательству непротиворечивости) прямой наводкой. И это решил не я. Ичзучайте матчасть.
Как-то после лекции по математике я подошел к доценту и спросил: «Почему вы решили искать решение именно в такой форме?» Он ответил: «Потому что имею право.» Больше я таких глупых вопросов никогда не задавал.

Если бы из открытия морфизма последовала геометрия Лобачевского - то да. Но это не так: сначала была геометрия Лобачевского, а уж потом её пытались истолковать.
Не морфизма, а изоморфизма.
Из изоморфизма следует не сама геометрия Лобачевского, а ее непротиворечивость.
Гаусс открыл неевклидову геометрию намного раньше Лобачевского и продвинулся в ее разработке дальше. Но он не публиковал свои результаты, т.к. понимал, что задача не решена: он не мог доказать непротиворечивость новой геометрии. Сколько бы теорем ни было доказано, не было (и не могло быть) уверенности, что следующая теорема не окажется в противоречии с остальными. А Лобачевский взял и опубликовал, закрыв глаза на нерешенную проблему.
В те времена непротиворечивость невозможно было доказать: не хватало идеи изоморфизма, с помощью которой и удалось ее доказать. Автор доказательства – один из крупнейших математиков XIX века Феликс Клейн. Именно он назвал внутренность круга «плоскостью Лобачевского», а хорды – «прямыми Лобачевского».
Во имя овса и сена, и свиного уха

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 153
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
Эмпирика не может ничего доказать, она может только опровергнуть. Физическая теория считается хорошей до тех пор, пока она не противоречит всем выполненным экспериментам. Сколько бы экспериментов, «подтверждающих» теорию мы ни выполнили, никогда не будет уверенности, что следующий эксперимент не будет ей противоречить. А вот как только такой эксперимент будет выполнен, теория будет опровергнута.

Если имеется множество экспериментов, уже теория будет не опровергнута - максимум объявлена частным случаем более общей закономерности.

Возьмите, например, великую теорему Ферма. Ее справедливость была проверена на огромном множестве чисел. Однако, пока не было найдено ее доказательство, она не считалась достоверным знанием.

Только строгое доказательство утверждения дает уверенность, что это утверждение будет справедливо всегда. Поэтому любое утверждение в математике должно быть строго доказано, т.е. должно быть показано, что данное утверждение является логическим следствием уже доказанных утверждений.

А математика, её аксиомы - они справедливы всегда? Вот, например, обоснование математики. И вот что пишут там:

Цитата: Там
Предлагается рассматривать все математические объекты в рамках теории множеств, чаще всего с аксиоматикой Цермело — Френкеля (хотя существует множество других, равносильных ей). Данный подход считается с середины XX века преобладающим, однако в действительности большинство математических работ не ставят задач перевести свои утверждения строго на язык теории множеств, а оперируют понятиями и фактами, установленными в некоторых областях математики. Таким образом, если в теории множеств будет обнаружено противоречие, это не повлечёт за собой обесценивание большинства результатов.

В действительности, доказательство также на чём-то основано. Без эмпирики не обойтись.

В том, что в области разума не существует ни доказательств бытия бога, ни его небытия.

Полагаю, только в области разума и могут существовать доказательства и опровержения, теории и факты. Другой вопрос, что разум - ничто без чувств, и всегда мысль, нервный импульс имеет основанием какую-то другую реакцию тела.

гипотеза бога объясняет все намного проще.

Гипотеза бога не объясняет - ни проще, ни как бы то ни было.

А при чем тут теплород? Вы что, не видите разницы между теплородом и богом?
И что должен доказывать ваш пример с «Э» (Эпикур?). С каких пор наивные атомистические взгляды древних могут служить доказательством чего бы то ни было?

Доказательством того, что исследователь в принципе может, не имея за собой опыта предыдущих поколений, рассматривать и флогистон, и бога, пользоваться данными гипотезами в научной работе.

Однако впоследствии он от них откажется, поняв их ложность, бесперспективность.

Отсюда и следует ме утверждение, которое вы ошибочно принимаете за определение.

Поясню на другом примере. Определение: «Равнобедренный треугольник – это треугольник с двумя равными сторонами». Теорема: «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны» (можно доказать). Следствие: «Равнобедренный треугольник – это треугольник с двумя равными углами». Последнее утверждение не является определением равнобедренного треугольника, хотя и «указывает на предмет, выделяя его из всех прочих».

Как по мне, это взаимозаменяемые, равноправные определения. Одно следует из другого. То же с материей.

Фотон - это порция энергии (квант) или материи? М.б. материя - это порция энергии?
Порция энергии – это не обязательно фотон, поэтому не надо их смешивать. То же относится и к материи вообще. Материя обладает энергией, но не сводится к ней.

Фотон - квант (порция) энергии, или он обладает квантом (порцией) энергии? Энергии в ЭМ-виде?

Если я занимаюсь тут философией, а она - наука, то кто я? Я научный работник, или как?
Если вы профессионально занимаетесь философией, разрабатывая при этом новые вопросы, то да.
А то, что мы делаем тут, философию не обогащает; стало быть – нет.

А какие вообще новые вопросы могут быть у философии? Что-то вроде этого, или это?

Насчет Бориса не понял. Какая разница, что «мыслит» этот дурак? А кто такой Василий, я не знаю.

У Бориса в посланиях глубокий смысл, под человеком и биологией он понимает нечто другое. А Василий писал мне, что он, как тот Савл, заходил в тут тему "поржать", а затем начал понимать и разделять философию Бориса.

Это ведь возможно в рамках изоморфизма? Вы уверены, что он - дурак?

А с точки зрения внутренней геометрии сферы – это прямые (кратчайший путь между двумя точками). Это для вас тоже арбуз?

Посыл был в том, что если под одним подразумевать другое, то можно доказать всё, что угодно.

Впрочем, вы дали определение прямой: кратчайшее расстояние между двумя точками.

«В современной аксиоматике евклидовой геометрии точка является первичным понятием, задаваемым лишь перечнем его свойств – аксиомами.» https://ru.wikipedia.org/wiki/Точка_(геометрия)

«Неопределяемыми понятиями в системе аксиом Гильберта являются: точка, прямая, плоскость. Есть также 3 элементарных отношения...»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аксиоматика_Гильберта

Они не определяемы в геометрии, т.к. геометрия (и математика) является описанием одних свойств материи, игнорируя другие. Поэтому её называют абстрактной наукой. Определение точки я дал. Собственно, геометрия и начинается с того, что формой и размерами точки пренебрегают.

Вот что будет, если размерами не пренебречь:



Слева математика, справа - реальность. Впрочем, в реальности всё состоит из материи, и прямая также должна иметь толщину.

Базовые понятия строятся эмпирически. Их определяют через их свойства.
Определять через свойства – это и есть эти свойства постулировать. Базовые понятия не определяют, а просто называют, после чего постулируют их свойства.
Смилга, «В погоне за красотой»:
«Именно благодаря тому, что первичные понятия не определяют, математика представляет собой абстрактную логическую игру.

То, о чём я и писал чуть выше: математика - абстрактная наука.

Alev: «Аксиомы – явления природы !? Пятый постулат Евклида – явление природы? Он существует объективно???»
А первые четыре вас не напрягают? Пятый постулат существует только в плохой теории.
Вы, вместо того, чтобы отвечать по существу, придираетесь к пустякам. Пятый постулат я взял всего лишь в качестве примера, как самый известный. Можете взять вместо него любой другой.
И он существует в хорошей теории – в геометрии Евклида. Которая логически безупречна и, кроме того, изоморфна геометрии Лобачевского.

К мысли о том, что допущение альтернативы 5-му постулату ведет к построению геометрии, отличной от евклидовой, но столь же непротиворечивой, независимо пришли несколько ученых: К. Ф. Гаусс, Н. И. Лобачевский и Я. Бояи
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e58c833-e54b-d66e-e59a-e732d572f255/00145620622127542.htm

Разные геометрии, и постулаты разные. Описывают разное! Где-то сходятся, и здесь уместен изоморфизм. А здесь - нет.

Гераклит (единство противоположностей):
«Если бы не было Солнца, мы не знали бы, что такое ночь»

Лукреций (переход количества в качество):
«... и без начал смеющихся можно смеяться
И разуметь, и в ученых словах излагать рассужденья,
Не состоя из семян и разумных, и красноречивых...»

Неизвестный автор (т.е. я не помню, где прочитал, цитирую по памяти; насчет того, что цель оправдывает средства):
«Средства это и есть цель – в развитии, в становлении, в повседневной практике. Иначе, как через средства, цель не способна себя проявить.»

И здесь вода. Полезность есть у всего этого? Или это художественное произведение?

какие-то утверждения необходимо принять без доказательства. Их и называют аксиомами».

И проистекают они из эмпирики.

И дело не в их очевидности. То, что (у Лобачевского) через точку, лежащую вне данной прямой, можно провести по крайней мере две прямые, не пересекающие данную» не только не очевидно, а представляется абсурдным с точки зрения здравого смысла. То же самое относится и к определениям.

Это очевидно:



Или так:



Больше того: у любой математической теории должны быть графики, геометрические иллюстрации. Мы, люди, эволюционно не приспособлены к числам, зато легко мыслим графиками и аналогиями.

Если что-то выглядит неочевидным и абсурдным, следует поискать в сети геометрическую интерпретацию.

Потому что это ведет к цели (доказательству непротиворечивости) прямой наводкой.

О чём я и говорю: непротиворечивость - вещь вторичная, служебная. Никакой теории из неё не следует.

Из изоморфизма следует не сама геометрия Лобачевского, а ее непротиворечивость.

Ну правильно, теория работает, а непротиворечивость - вопрос в известной степени бюрократический.
« Последнее редактирование: 21 Февраль, 2016, 01:34:40 am от RaW »
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Alev

  • Nobody's perfect. I am Nobody.
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 838
  • Репутация: +83/-79
RaW #122

А математика, её аксиомы - они справедливы всегда? Вот, например, обоснование математики. И вот что пишут там:…
Математика – это абстрактная логическая игра. Истинность аксиом постулируется. Единственное требование к ним – это полнота и непротиворечивость.
А то, что вы цитируете, к делу не относится.

В действительности, доказательство также на чём-то основано. Без эмпирики не обойтись.
Доказательство основано на логике. Доказать какое-либо утверждение, значит показать, что оно является логическим следствием уже доказанных утверждений. Никакая эмпирика в математике недопустима. Это не физика! Эмпирика ничего не может доказать, хотя бы потому, что не обладает всеобщностью.

Полагаю, только в области разума и могут существовать доказательства и опровержения...
Неправильно полагаете. Конечно, любые доказательства и опровержения могут существовать только в области разума. Но не чего угодно. Существование бога невозможно ни доказать, ни опровергнуть никакими силлогизмами.
Лучшие умы человечества занимались попытками доказать или опровергнуть существование бога не менее 3.000 лет, и все эти попытки оказались несостоятельными.

Как по мне, это взаимозаменяемые, равноправные определения. Одно следует из другого.
Никак нет. Они не могут быть одновременно определениями. Если одно из них (любое!) принять как определение, до другое будет теоремой. Они равноправны в том смысле, что для того, чтобы треугольник был равнобедренным, необходимо и достаточно, чтобы углы при основании были равны. В качестве определения можно взять любое из них; тогда другое будет не определением, а теоремой.

Фотон - квант (порция) энергии, или он обладает квантом (порцией) энергии? Энергии в ЭМ-виде?
Чего тут мудрствовать на пустом месте? Фотон – это элементарная частица, обладающая частотой, длиной волны, энергией, импульсом и т.д. Все очень просто. А вы, вместо того, чтобы зреть в корень, занимаетесь этимологическими фокусами и жонглируете словами.

А какие вообще новые вопросы могут быть у философии?
В философии время от времени появляются новые идеи. Почитайте что-нибудь самостоятельно об истории философии и не задавайте глупых вопросов. Авторы новых философских идей – великие философы, такие, как Гераклит, Зенон, Лукреций, Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель, Маркс, Рассел, Сартр, Поппер и т.д.

Вы уверены, что он - дурак?
«Набитый дурак» по классификации Тэффи: http://subscribe.ru/archive/rest.joke.fools/200807/16081651.html

Посыл был в том, что если под одним подразумевать другое, то можно доказать всё, что угодно.
Это не так. Не что угодно, а только то, что подчиняется аксиомам. Изучайте матчасть.

Геометрия в современном понимании – это абстрактная структура, логическая игра. В основе лежат первичные понятия, которые не определяются, а только называются. Поэтому их можно по-разному интерпретировать. После чего постулируют свойства этих понятий (формулируют аксиомы). Аксиомы – утверждения, принимаемые без доказательства.

К аксиомам предъявляются требования:
1) независимость,
2) полнота.

Независимость системы аксиом означает, что ни одна из них не может быть ни доказана, ни опровергнута на основании остальных аксиом. Действительно: если ее можно доказать, то это уже не аксиома, а теорема, и ее следует вычеркнуть из списка аксиом. А если ее можно опровергнуть, значит она противоречит остальным аксиомам, и такая геометрия никому не нужна. В самом деле: если из одних аксиом следует, например, что сумма внутренних углов треугольника меньше 180°, а из других – больше 180°, то ясно, что такую геометрию можно выкинуть на свалку.
Непротиворечивость – необходимое условие истинности.

Если система аксиом независима, то можно любую аксиому заменить на противоположное ей утверждение; в результате мы получим новую систему аксиом, которая тоже будет непротиворечива. Действительно: если новая система аксиом окажется противоречивой, исходная аксиома будет, таким образом, доказана методом от противного, т.е. исходная система аксиом окажется не независимой.

Когда я учился в 10-ом классе, я заменил аксиому «через две точки можно провести одну и только одну прямую» на «через две точки можно провести две и только две прямые» и доказал, исходя из этого, около 30 теорем. В этой геометрии появляется новая фигура – двуугольник. В числе прочего мне удалось доказать: 1) стороны двуугольника равны; 2) углы двуугольника равны; 3) угол двуугольника меньше 60°; 4) если угол между двумя пересекающимися прямыми не меньше 60°, то они не пересекаются во второй точке.
Конечно, моя геометрия не представляет научной ценности; она было для меня просто занятной игрой – упражнением в доказательствах.

Далее. Как можно судить, является ли система аксиом независимой? Для этого нужно ни много ни мало, как вывести все мыслимые теоремы и сравнить их, не противоречат ли они друг другу? Ясно, что это невозможно.

Полнота означает, что любые утверждения о любых геометрических понятиях могут быть либо доказаны, либо опровергнуты на базе данной системы аксиом. Как проверить? Для этого нужно ни много ни мало, как доказать все мыслимые теоремы. Ясно, что и это невозможно.
Более того: было доказано (золотая теорема Гёделя о неполноте), что в рамках любой системы аксиом всегда найдутся утверждения, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Пример: утверждение, что «существует множество, мощность которого промежуточна между мощностью счетного множества и множества континуум» невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Впрочем, вы дали определение прямой: кратчайшее расстояние между двумя точками.
Это не определение, а аксиома. Изучайте аксиоматику геометрии.

... непротиворечивость - вещь вторичная, служебная. Никакой теории из неё не следует...
...непротиворечивость - вопрос в известной степени бюрократический.

Как я показал выше, непротиворечивость имеет жизненно важное значение для геометрии. Если одна теорема утверждает, что сумма внутренних углов треугольника меньше 180°, а другая – что больше 180°, то такой геометрией пользоваться нельзя.
Во имя овса и сена, и свиного уха

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 153
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
Математика – это абстрактная логическая игра. Истинность аксиом постулируется. Единственное требование к ним – это полнота и непротиворечивость.
А то, что вы цитируете, к делу не относится.

Вот так вот взяли и выдумали абстрактную логическую игру, и играются? Если я к двум яблокам в корзине прибавлю ещё два, то получу четыре. Это тысячекратно проверенный факт, и никакое отсутствие всеобщности ничего не меняет.

Ещё раз: аксиомы математики вытекают из теории множеств, а та вполне может быть противоречивой, о чём и написано.

Что не мешает нам ею обеими пользоваться.

Доказательство основано на логике.

А логика на чём основана? Вы что, идеалист? Из практики мы получаем опыт, выводим логические законы. Даже когда пишут какой-либо логический закон, приводят практические примеры.

Существование бога невозможно ни доказать, ни опровергнуть никакими силлогизмами.

Вы ещё и агностик? Занятно. Только вот логические законы вместе с практикой проживания в мире однозначно опровергают бога, о чём я писал про Оккама.

Если одно из них (любое!) принять как определение, до другое будет теоремой.

А если принять другое, то первое будет теоремой. Собственно, они равноправны, и оба могут быть определениями.
Собственно, они ими являются в том смысле, что по ним можно отличить равнобедренный треугольник от какого-либо другого.

А вы, вместо того, чтобы зреть в корень, занимаетесь этимологическими фокусами и жонглируете словами(с)

Чего тут мудрствовать на пустом месте? Фотон – это элементарная частица, обладающая частотой, длиной волны, энергией, импульсом и т.д. Все очень просто. А вы, вместо того, чтобы зреть в корень, занимаетесь этимологическими фокусами и жонглируете словами.

Язык есть граница мышления(с). То есть у вас нет ответа на вопрос, обладает фотон квантом энергии или является им, так?

Это ведь важно для определения фотона, кванта. Определение материи, энергии может пострадать - ведь в данном случае неизвестно, материя это или энергия.

Собственно, я даже выход предложил - "материя есть одна и более порция энергии в определённом виде". Определение - это и есть жонглирование словами, для лучшего понимания и зрения в корень.

В философии время от времени появляются новые идеи. Почитайте что-нибудь самостоятельно об истории философии и не задавайте глупых вопросов. Авторы новых философских идей – великие философы, такие, как Гераклит, Зенон, Лукреций, Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель, Маркс, Рассел, Сартр, Поппер и т.д.

Я почитал целых две современных идеи и понял, что философия если и не загнулась, то тяжко больна.

А историю философии я читал. Только ведь и у Карфагена имеется история; а где он сейчас?

..Кант, Гегель...

Вы мне всерьёз идеалистов суёте?

«Набитый дурак» по классификации Тэффи

Потому что на полном серьёзе пишет всякую хрень, до безобразия подробную? Собственно, о чём я и писал: не всегда надо разбираться в том, что критикуешь, достаточно порой взглянуть на источник "откровений".

Это не так. Не что угодно, а только то, что подчиняется аксиомам.

А аксиомы почему те, а не эти? Опять имеете право? Просто вы абстрагируетесь от одних физических свойств тел, оставляете другие - потому что изучаете форму объектов.

И без привязки к реальности в начале изучения, и без конкретных выводов в конце никто не скажет, что вы занимаетесь наукой.

Собственно, все математические модели, задаваемые аксиомами, проистекают из реального мира, связаны с его свойствами и невозможны без эмпирики.

Непротиворечивость – необходимое условие истинности.

В рамках модели? Не спорю, просто я говорю о реальности.

Это не определение, а аксиома. Изучайте аксиоматику геометрии.

Я говорил об определении как о том, благодаря чему можно отличить одно от другого. Собственно, таковыми они я являются в реальности.

В математике, геометрии свои термины. Суть та же.

Собственно, почему у Лобачевского прямые - дуги? Потому что это кратчайшее расстояние. Вот об определении прямой:

Цитата: Вики
При систематическом изложении геометрии прямая линия обычно принимается за одно из исходных понятий, которое лишь косвенным образом определяется аксиомами геометрии. Согласно примеру Д. Гильберта («точкой можно назвать хоть стул»), может обозначать достаточно произвольные объекты, даже изображение которых будет зависеть от выбранной аксиоматики и/или модели геометрии. Например, в модели Пуанкаре геометрии Лобачевского прямыми являются полуокружности.

Если основой построения геометрии служит понятие расстояния между двумя точками пространства, то прямую линию можно определить как линию, путь вдоль которой равен расстоянию между двумя точками.

Аналитически прямая задаётся уравнением (в трёхмерном пространстве — системой уравнений) первой степени.

Всё легко определяется - в эмпирическом смысле, а не абстрактно-непротиворечивом.

Собственно, вы говорите, что если принять А, В и С, то легко можно что-то доказать, опровергнуть. Я же говорю, что А, В и С приняты на основании реальных фактов, явлений.

И математика, и логика есть отражение определённых закономерностей, как F=GMm/r2 является описанием реальных явлений. И доказать и опровергнуть бога и всё остальное можно на основании логики, применённой к фактам.

Как я показал выше, непротиворечивость имеет жизненно важное значение для геометрии. Если одна теорема утверждает, что сумма внутренних углов треугольника меньше 180°, а другая – что больше 180°, то такой геометрией пользоваться нельзя.

А теорией множеств пользоваться можно, хотя она может быть противоречивой? А математикой, которая вроде как из неё выводится?

Вопрос не в том, доказывает ли математика и геометрия сама себя, а в том, что все они - отражение реального мира. И основаны они на эмпирике, чувствах. И и никакое отсутствие полноты, всеобщности ничего не меняет.
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Kochegar

  • с потонувшего парохода
  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 123
  • Репутация: +384/-487
  • верующий в русалок
Цитировать
Если одна теорема утверждает, что сумма внутренних углов треугольника меньше 180°, а другая – что больше 180°, то такой геометрией пользоваться нельзя.

Могут ли Христос, Саваоф и Дух Святой взявшись все трое сделать такой треугольник чтобы у него сумма внутренних сторон была больше 180 градусов? Нет, не могут.

А русалки - запросто! Треугольник, один угол которого находится в Ледовитом океане на Северном полюсе, второй - тоже в океане на экваторе на Гринвичском меридиане и третий - в океане же на экваторе на долготе 90 - имеет сумму внутренних углов 270 градусов.
Почему на церквях и на церковных облачениях кресты? Только потому что Христа распяли а не повесили

Оффлайн tsinbora

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 184
  • Репутация: +2/-13
сделать такой треугольник чтобы у него сумма внутренних сторон была больше 180 градусов?
Среди атеистов встречаются  и такие тупаки, что  стороны треугольника измеряют  в градусах.

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 153
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
сделать такой треугольник чтобы у него сумма внутренних сторон была больше 180 градусов?
Среди атеистов встречаются  и такие тупаки, что  стороны треугольника измеряют  в градусах.

По теме есть что сказать?
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Kochegar

  • с потонувшего парохода
  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 123
  • Репутация: +384/-487
  • верующий в русалок
сделать такой треугольник чтобы у него сумма внутренних сторон была больше 180 градусов?
Среди атеистов встречаются  и такие тупаки, что  стороны треугольника измеряют  в градусах.

Не придирайтесь к опечаткам. Лучше скажите: могут ли все трое христианских богов взявшись вместе создать такой треугольник у которого сумма углов будет меньше 180 градусов?

(по секрету скажу что Гермес и Гелиос в свое время такой треугольник сделали)
Почему на церквях и на церковных облачениях кресты? Только потому что Христа распяли а не повесили

Оффлайн tsinbora

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 184
  • Репутация: +2/-13


 Лучше скажите: могут ли все трое христианских богов взявшись вместе создать такой треугольник у которого сумма углов будет меньше 180 градусов?


- Разве я апологет христианской религии (великой блудницы)?