Автор Тема: О Большом Взрыве, который не есть начало Вселенной  (Прочитано 73624 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 153
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
О чём, собственно, спор?

Физический вакуум состоит из частиц, имеет ненулевую энергию (хотя и весьма малую) даже вдали от гравитирующих объектов, он материален, взаимодействует с веществом и вполне может быть переносчиком взаимодействий.

Пространство состоит из элементарных (планковских) длин, имеет энергию только вблизи гравитирующих объектов, оно нематериально, взаимодействует(?) с веществом и вполне может быть переносчиком взаимодействий.

Для меня очевидно, что второе является макроскопическим приближением первого.

Собственно, то о чём я и говорю: пространство - лишь модель реальности, но не она сама. И существовать в объективной реальности она может лишь в том смысле, в котором существуют уравнения, теории и т.д.

Зададимся теперь двумя вопросами: что моделирует пространство и каковы его границы применимости?

Очевидно, пространство является приближённой моделью физического вакуума. В этой модели мы пренебрегаем так называемыми вакуумными флуктуациями. Это очень похоже на "идеальный газ" - математическая модель, в которой мы пренебрегаем столкновением частиц друг с другом.

В отсутствии флуктуаций и массивных тел можно считать энергию нулевой - та самая "нематериальность", которая указывает на умозрительность понятия "пространство". Соответственно границами применимости данной модели являются ситуации, когда внутренней энергией вакуума пренебречь нельзя: это КМ и космологическое расширение.
« Последнее редактирование: 12 Февраль, 2016, 05:50:23 am от RaW »
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Kochegar

  • с потонувшего парохода
  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 123
  • Репутация: +384/-487
  • верующий в русалок
Цитировать
В начале ХХ века была уже аналогичная ситуация в физике (кризис физики), когда оказалось, что масса электрона имеет целиком и полностью электромагнитную (т.е. полевую) природу.

А почему же тогда электрон сталкиваясь с антивеществом аннигилирует? Ведь поле не аннигилирует: антивещество летя через электромагнитное, электрическое, магнитное или гравитационное поле созданное обычным веществом не испытывает ни малейшей склонности аннигилировать. Это и позволяет накапливать античастицы в кольцевых ускорителях.
Почему на церквях и на церковных облачениях кресты? Только потому что Христа распяли а не повесили

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 153
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
Описание взаимодействия электрона с собственным электромагнитным полем в процессе торможения собственным излучением содержит внутренние противоречия...

Истоки этого парадокса заключаются в бесконечной электромагнитной массе электрона. Конечная масса электрона в уравнениях электродинамики означает, что к массе электрона для компенсации бесконечной электромагнитной массы добавлена бесконечная отрицательная масса другого происхождения. Вычитание бесконечностей является не вполне корректной математической операцией и приводит, в том числе, и к данному парадоксу.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Парадоксы_электрона

Всё сложно.
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн tsinbora

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 184
  • Репутация: +2/-13


По логике, БВ и есть начало вселенной - другой вопрос, каковы причины, его породившие
- Если логика извращенная, то может и так.
 Но  разумная логика не позволяет признать взрывов в среде живой материи, каковой является безграничный Космический Океан материи полевого состояния.
На самом деле, то что наука называет БВ, является мгновенным пробуждением живых элементарных частиц для деятельного состояния(образования атомов) по всей территории прежней Вселенной, благодаря чему, мгновенно же расширяется и пространство занимаемое ими.
« Последнее редактирование: 12 Февраль, 2016, 11:53:20 am от tsinbora »

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 153
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
Раз тут tsinbora своё проповедует, то и я продолжу.

Действительно, а чем пространство отличается от метрики? В википедии сказано о том, что имеется множество математических пространств, а под пространством в физике понимается:

1) так называемое обычное пространство, называемое также физическим пространством — трёхмерное пространство нашего повседневного мира и/или прямое развитие этого понятия в физике (развитие, возможно, иногда достаточно изощрённое, но прямое, так что можно сказать: наше обычное пространство на самом деле таково). Это пространство, в котором определяется положение физических тел, в котором происходит механическое движение, геометрическое перемещение различных физических тел и объектов.
2) различные абстрактные пространства в том смысле, как они понимаются в математике, не имеющие к обычному («физическому») пространству никакого отношения, кроме отношения более или менее далёкой формальной аналогии (иногда, в отдельных простых случаях, правда, просматривается и генетическая связь, например для пространства скоростей, импульсного пространства). Обычно это те или иные абстрактные векторные или линейные пространства, впрочем, часто снабженные разнообразными дополнительными математическими структурами. Как правило, в физике термин пространство применяется в этом смысле обязательно с уточняющим определением или дополнением (пространство скоростей, цветовое пространство, пространство состояний, гильбертово пространство, пространство спиноров), или, в крайнем случае, в виде неразрывного словосочетания абстрактное пространство. Такие пространства используются однако для постановки и решения вполне «земных» задач в обыкновенном трёхмерном пространстве.

Второй вариант уводит нас вновь в математику, первый - к физическому вакууму (эффект Казимира и красное смещение заставляют думать, что "наше обычное пространство на самом деле таково").

Собственно, пространство-время - математическая модель, описывающая реальные процессы. Она "крепится" на ИСО, после чего применяется для измерений и расчётов.

Моделирующей средой в данном случае следует признать геометрию: Эвклида, Римана, Лобачевского, Минковского.

Математически можно даже вывести больше четырёх измерений; компьютера с этим неплохо справляются, а вот человек заточен на определённую среду.

Также советую почитать: http://postnauka.ru/faq/58544, однако не саму статью (она мутная какая-то) а комментарий некоего Сергея - он тринадцатый сверху. Можно просто загрузить страницу и поискать по имени.

Можно утверждать, что пространство существует (или не существует; лично мне удобен термин "существует субъективно, но практически применимо") так же, как и уравнения.
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Alev

  • Nobody's perfect. I am Nobody.
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 838
  • Репутация: +83/-79
RaW #109

Отсутствие взаимодействия прямо следует из бритвы Оккама.
Еще раз:
Вы начали с заявления, что из утверждения А = «существовать значит взаимодействовать» следует утверждение В = «бога нет».
Я возразил, что из А не следует В, т.к. для этого нужна еще одна посылка С = «бог ни с чем не взаимодействует».
Таким образом, вы согласны, что для доказательства утверждения В, кроме утверждения А, необходимо также утверждение С.

Теперь вы говорите, что С следует из принципа Оккама.
Что же такое принцип Оккама, если его сформулировать не так расплывчато, как это обычно делается («не умножай сущностей сверх необходимого»), а формально-логически?
IMHO он будет выглядеть так:
«то, что принципиально невозможно наблюдать, не существует».
Согласны с такой формулировкой?

Остался физический вакуум, состоящий из частиц. Частицы взаимодействуют с остальной материей, значит, вакуум материален.
Вакуум (квантовые флуктуации) материален, не вопрос. Только вакуум – это наполнение пространства материей, а не само пространство.
Само же пространство – это, как выяснилось в ходе дискуссии, материальная среда, ответственная за гравитационное взаимодействие. Гравитационное поле (а оно существует везде) – это ни что иное, как искривленное пространство. Поле обладает энергией, значит энергией обладает само пространство. А раз так, то пространство – вид материи.

Очевидно, что нематериально пространство - лишь математическая теория, и удовлетворительно  описывать поведение материи она может лишь на масштабах, много больших планковской длины - там, где незаметны корпускулярность и взаимодействие с веществом.
Нет.
1)   Пространство материально
2)   Оно работает на любых масштабах. Только надо учитывать, что на разных масштабах пространство имеет разные свойства. А именно, оно тоже квантовано.

Объективно существующей я считаю лишь материю...
Так вы сначала определитесь – считаете вы энергию объективно существующей, или абстракцией, которая является лишь удобным средством описания процессов?

«...Но если, например, фотон рассматривать как энергию, то он вполне взаимодействует с материей - в отличие от»
1)   Фотон – это фотон, а не энергия. Он обладает энергией (как и другими свойствами), а не является ею.
2)   В отличие от чего? От пространства? Так пространство взаимодействует с материей, достаточно вспомнить гравитационные волны – это волны самого пространства.

Alev: «У пространства нет границ применимости, есть только граница делимости»
Расстояния, близкие к границе делимости, прекрасно описывает физ. вакуум.
Нельзя говорить ни о каких расстояниях без пространства. Физический вакуум для своего описания тоже нуждается в пространстве, в том числе на планковских масштабах.

А пространство, как нечто нематериальное, проявляется на больших масштабах ... и непрерывность пространства проявляется на макромасштабах.
Отсюда следует, что пространство - понятие макроскопическое.

Ну кто вам сказал, что пространство непременно должно быть непрерывным? Вас обманули!
В макроскопических масштабах вещество тоже можно рассматривать как сплошную среду, а в масштабах, сравнимых с размером молекул – нельзя. Отсюда не следует, что вещество – понятие макроскопическое, появляющееся на больших масштабах.

Пространство материально или нет? Вы уж определитесь.
Определился – материально (см. выше)
Каюсь: мне раньше почему-то не приходило в голову сопоставить две вещи: 1) гравитационное поле обладает энергией, 2) гравитационное поле – это искривленное пространство. Поэтому я ошибочно думал, будто пространство не обладает энергией, следовательно, нематериально.

Я сразу написал, что она [сингулярность] не является материальной.
Вот и отлично. Значит она на самом деле не существует, а появляется только в плохой теории. Quod erat demonstrandum.

Вода да и только. Дайте чёткое определение добру, тьме (уровень освещённости ниже N люкс) и проблема отпадёт сама собой.
Чтобы рассуждать о математике, физике, химии, нужно изучить эти науки. А о философии почему-то можно говорить глупости, не имея о ней ни малейшего представления.
Существуют предельно абстрактные (первичные) понятия (которые и являются предметом философии), которым невозможно дать определение, их можно только назвать, а затем запостулировать их свойства.
Я вам сейчас процитирую кое-что; надеюсь, это пробудит у вас интерес к диалектике:
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Бытие, чистое бытие – без всякого дальнейшего определения. В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, а также не неравно в отношении иного, не имеет никакого различия ни внутри себя, ни по отношению к внешнему. Если бы в бытии было какое-либо различимое определение или содержание или же оно благодаря этому было бы положено как отличное от некоего иного, то оно не сохранило бы свою чистоту. Бытие есть чистая неопределенность и пустота. – В нем нечего созерцать, если здесь может идти речь о созерцании, иначе говоря, оно есть только само это чистое, пустое созерцание. В нем также нет ничего такого, что можно было бы мыслить, иначе говоря, оно равным образом лишь это пустое мышление. Бытие, неопределенное непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто.

Ничто, чистое ничто; оно простое равенство с самим собой, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; не-различенность в самом себе...
...Ничто есть, стало быть, то же определение или, вернее, то же отсутствие определений и, значит, вообще то же, что и чистое бытие.
.....................
Правда, люди представляют себе бытие, скажем, прибегая к образу чистого света, как ясность непомутненного видения, а ничто – как чистую ночь, и связывают их различие с этой хорошо знакомой чувственной разницей. Однако на самом деле, если точнее представить себе и это видение, то легко заметить, что в абсолютной ясности мы столько же много и столь же мало видим, как и в абсолютной тьме, что и то и другое видение есть чистое видение, т. е. ничегоневидение. Чистый свет и чистая тьма – это две пустоты, которые суть одно и то же. Лишь в определенном свете – а свет определяется тьмой, – следовательно, в помутненном свете, и точно так же лишь в определенной тьме – а тьма определяется светом, – в освещенной тьме можно что-то различать, так как лишь помутненный свет и освещенная тьма имеют различие в самих себе и, следовательно, суть определенное бытие, наличное бытие.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

На ваш #110 не отвечаю, т.к. ответ уже дан выше.
Во имя овса и сена, и свиного уха

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 153
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
Вы начали с заявления, что из утверждения А = «существовать значит взаимодействовать» следует утверждение В = «бога нет».
Я возразил, что из А не следует В, т.к. для этого нужна еще одна посылка С = «бог ни с чем не взаимодействует».
Таким образом, вы согласны, что для доказательства утверждения В, кроме утверждения А, необходимо также утверждение С.

Я, собственно, полагал, что это очевидно.

Теперь вы говорите, что С следует из принципа Оккама.
Что же такое принцип Оккама, если его сформулировать не так расплывчато, как это обычно делается («не умножай сущностей сверх необходимого»), а формально-логически?

По идее Оккам перефразировал правило достаточного основания. Смотрите:

1) «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии (лат. lex parsimoniae).

2) всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным.

Иными словами, мы не можем привлекать новые положения (сущности), не имея на то оснований  (крайней на то необходимости).

IMHO он будет выглядеть так:
«то, что принципиально невозможно наблюдать, не существует».
Согласны с такой формулировкой?

Всё-таки в Оккаме затрагивается не столько принципиальное, сколько фактически "чувственно данное".

Только вакуум – это наполнение пространства материей, а не само пространство.

А как вы отличаете одно от другого? Если пространство имеет элементарную длину, материально, то в чём, в сущности, разница?

Пространство материально

Правильно я понимаю, нематериальное пространство существует лишь в плохой теории? С материальностью пространства согласен.

Просто если пространство взаимодействует, то оно с необходимостью участвует в превращениях энергии (и соответственно обладает ею); либо оно нематериально, но тогда никаких взаимодействий быть не может.

Собственно и накатал я всё это (№110, №114), исходя из второго посыла.

Фотон – это фотон, а не энергия. Он обладает энергией (как и другими свойствами), а не является ею.

Вот я читаю в викпедии:

Квант (от лат. quantum — «сколько») — неделимая порция какой-либо величины в физике; общее название определенных порций энергии (квант энергии), момента количества движения (углового момента), его проекции и других величин, которыми характеризуют физические свойства микро- (квантовых) систем.

Например, энергия монохроматического электромагнитного излучения угловой частоты , может принимать значения , где , — редуцированная постоянная Планка, а N, — целое число. В этом случае , имеет смысл энергии кванта излучения (иными словами, фотона), а N, — смысл числа́ этих квантов (фотонов). В смысле, близком к этому, термин квант был впервые введен Максом Планком в его классической работе 1900 года — первой работе по квантовой теории, заложившей её основу. Вокруг идеи квантования с начала 1900-х годов развилась полностью новая физическая концепция, обычно называемая квантовой физикой.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Квант

Тут что-то не так? Может, материя - порция(и) определёной (ых) энергии (й)?

Чтобы рассуждать о математике, физике, химии, нужно изучить эти науки. А о философии почему-то можно говорить глупости, не имея о ней ни малейшего представления.

А это вообще наука? Какова её полезность?

Тут вот один писал, что мол сначала разберитесь в теологии, а потом критикуйте. Нужно ли вообще разбираться в пустобольстве?

Существуют предельно абстрактные (первичные) понятия (которые и являются предметом философии), которым невозможно дать определение

Прежде, чем начать, нужно упомянуть о двух приемах, относящихся скорее к области психологии, чем философии.

Первый прием я называю "иллюзией понимания". Вкратце он заключается в том, чтобы использовать максимально многозначные (аморфные) понятия и толковать их максимально широко. Этот прием часто используется также в гадании и астрологии. Подробнее см. здесь. Понятия "единство", "борьба", "противоположности", "качество" являются не слишком четко определенными. А тут еще допускаются почти любые их толкования, в каком угодно переносном смысле. Так что, когда вы увидите, что я буду систематически употреблять эти термины очень неточно, знайте, что это - не намеренный обман. А всего лишь демонстрация того, как это делают толкователи Гегеля.

Второй прием заключается в простом словесном внушении. Если очень долго повторять сомнительное утверждение, то через какое-то время недоверие слушателя сменится мыслью "возможно, в этом что-то есть". Как минимум утверждение становится более привычным и не вызывает столь же резкого отторжения, как поначалу. Прием старый и применяется, например, в телерекламе. Конечно, повторять можно тупо (как в той же рекламе), а можно, что называется "на разные лады" (одно и то же разными словами). Это несколько замаскирует намерение писателя убедить вас путем внушения, а не обоснования. Я не буду столь жесток, чтобы демонстрировать и этот прием. Просто представьте себе, что каждый пример излагается не как пара фраз (у меня), а как пара сотен фраз (у толкователей).

http://psi-logic.narod.ru/psi/dia.htm

Всё уже написано до меня...

P.S. "Подробнее см. здесь" ведёт на замечательную статью об предельно абстрактных понятиях:
http://psi-logic.narod.ru/psi/defs.htm#6
« Последнее редактирование: 16 Февраль, 2016, 00:53:22 am от RaW »
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Alev

  • Nobody's perfect. I am Nobody.
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 838
  • Репутация: +83/-79
RaW #116

По идее Оккам перефразировал правило достаточного основания. Смотрите:
1) «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»

Это всё понятно, только вот что считать «крайней необходимостью»? Тут имеется элемент произвола: одному кажется, что необходимости нет, другому – что есть. Я и говорил, что формулировка слишком расплывчата. Ее нужном поставить на строгую формально-логическую основу, чтобы субъективные мнения свести к минимуму.

2) ... всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания...
Закон достаточного основания в логике – это наличие силлогизма:
Если из утверждения А следует утверждение В (А-->В), а из утверждения В следует утверждение С (B-->C), то из утверждения А следует утверждение С (транзитивность импликации):
[(A-->B) and (B-->C)] --> (A-->C).
В нашем случае этот закон ничего не дает: откуда следует, что бог ни с чем не взаимодействует? Из какого силлогизма?

Поэтому я и предложил формализованную формулировку принципа Оккама:
«То, что в принципе невозможно наблюдать, не существует».
Вы согласны с такой формулировкой?

Всё-таки в Оккаме затрагивается не столько принципиальное, сколько фактически "чувственно данное".
? ? ?

Alev: «Только вакуум – это наполнение пространства материей, а не само пространство.»
А как вы отличаете одно от другого? Если пространство имеет элементарную длину, материально, то в чём, в сущности, разница?
Так же, как вы отличаете вещество от поля. Или, точнее говоря, гравитационное поле от трех других полей.

Правильно я понимаю, нематериальное пространство существует лишь в плохой теории?
Правильно.

Alev: «Фотон – это фотон, а не энергия. Он обладает энергией (как и другими свойствами), а не является ею.»
Вот я читаю в викпедии: ...
Там всё правильно написано. И что? Где вы видите противоречие с моим высказыванием?
Фотон – это элементарная частица, которая, кроме энергии, имеет немало других свойств: частота, длина волны, импульс, спин, зарядовая четность. Поэтому я и сказал, что фотон – это фотон, а не одно из его свойств.

А это вообще наука? Какова её полезность?
То есть вы философию наукой не считаете? Или считаете, но бесполезной? А чем, по-вашему, вы занимаетесь на этом форуме, как не философствуете?
А логику вы тоже считаете бесполезной? В самом деле: зачем изучать логику, если люди и так рассуждают логично (используют логику интуитивно)?

Тут вот один писал, что мол сначала разберитесь в теологии, а потом критикуйте.
По большому счету он прав: чтобы что-то критиковать, нужно знать, что вы критикуете. В противном случае может оказаться, что вы критикуете не объект критики, а собственные выдумки, до которых никому нет дела.

Насчет первичных понятий.
Почитал вашу ссылку. Очень интересно, спасибо. Со всем согласен.
Однако в этой статье ничего не сказано о том, что цепочку определений невозможно продолжать бесконечно; где-то нужно остановиться, с чего-то начать. Это и будут первичные или базовые понятия, которые не определяются, а просто называются. Единственное, что об этих понятиях можно сказать, это то, что они должны подчиняться некоторым правилам игры (постулатам, аксиомам).

Например, как я уже говорил раньше, в геометрии такими первичными понятиями являются «точка», «прямая», «плоскость», «принадлежать», «лежать между».
А в философии такими первичными понятиями являются «бытие», «ничто», «материя», «сознание».

При этом каждый волен понимать (или образно представлять себе) первичные понятия по-своему. Это обстоятельство и привело к идеям изоморфизма – мощному инструменту математики, благодаря которому удалось доказать непротиворечивость геометрии Лобачевского.
« Последнее редактирование: 18 Февраль, 2016, 09:50:56 am от Alev »
Во имя овса и сена, и свиного уха

Оффлайн RaW

  • Аметист
  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 153
  • Репутация: +171/-24
  • Секулярный либерал-гедонист
Я и говорил, что формулировка слишком расплывчата. Ее нужном поставить на строгую формально-логическую основу, чтобы субъективные мнения свести к минимуму.

А я писал, что это расплывчатая формулировка закона достаточного основания. Поэтому и привёл его.

откуда следует, что бог ни с чем не взаимодействует?

Из общественно-исторической практики. Ок, будет вам силлогизм.

1) Имеющиеся религии легко можно объяснить научно.
2) Всякое суждение, чтобы быть истинным, должно иметь основания.
3) Суждение о взаимодествии бога ложно.

Поэтому я и предложил формализованную формулировку принципа Оккама:
«То, что в принципе невозможно наблюдать, не существует».
Вы согласны с такой формулировкой?

Всё-таки в Оккаме затрагивается не столько принципиальное, сколько фактически "чувственно данное".
? ? ?

Вы говорите об определении существования. Применяете термин "в принципе".

Оккам говорил об уже имеющихся гипотезах, основанных (или не основанных) на уже имеющихся фактах.

Или, точнее говоря, гравитационное поле от трех других полей.

Т.е. пространство - гравитационное поле, а вирт. частицы - 3 других поля, так?

Там всё правильно написано. И что? Где вы видите противоречие с моим высказыванием?
Фотон – это элементарная частица, которая, кроме энергии, имеет немало других свойств: частота, длина волны, импульс, спин, зарядовая четность. Поэтому я и сказал, что фотон – это фотон, а не одно из его свойств.

Там написано:
Квант (от лат. quantum — «сколько») — неделимая порция какой-либо величины в физике; общее название определенных порций энергии (квант энергии)

Получается, что фотон не является квантом энергии, а обладает им. Но тогда это:

Фото́н (от др.-греч. φῶς, род. пад. φωτός, «свет») — элементарная частица, квант электромагнитного излучения (в узком смысле — света).

Неверно, т.к. фотон – это фотон, а не одно из его свойств. Так?

То есть вы философию наукой не считаете? Или считаете, но бесполезной? А чем, по-вашему, вы занимаетесь на этом форуме, как не философствуете?

Значит, я учёный? Какова тогда моя степень? Я наивно полагал, что обсуждаю на форуме различные научные данные, их интерпретацию. Общаюсь. Ну на худой конец говорю прозой.

А у вас получается, любой человек может, просто рассуждая на заданную тему, называться философом, а с учётом научности ф. - учёным.

А логику вы тоже считаете бесполезной? В самом деле: зачем изучать логику, если люди и так рассуждают логично

Люди не всегда рассуждают логично. Логика - это формализованные правила корректного мышления. Используя её, можно найти, в чем "прокол" той или иной... да хотя бы религии.

Почитал вашу ссылку. Очень интересно, спасибо. Со всем согласен.
Однако в этой статье ничего не сказано о том, что цепочку определений невозможно продолжать бесконечно; где-то нужно остановиться, с чего-то начать. Это и будут первичные или базовые понятия, которые не определяются, а просто называются. Единственное, что об этих понятиях можно сказать, это то, что они должны подчиняться некоторым правилам игры (постулатам, аксиомам).

Мне кажется, вы усложняете простую ситуацию.

У человека есть 5 органов чувств. На основании их он различает те или иные объекты. Суммой определённых эмпирических характеристик является понятие, а операциями с понятиями заведует логика.

Соответственно и постулаты, аксиомы - это явления природы, которые выполняются всегда. Поэтому их именуют законами.
Объекты соответственно можно определить как весьма стабильные явления (например деревянный ящик) которые подчиняются законам природы.

Если мы говорим лишь об определённых характеристиках объектов (например, геометрия изучает пространственные характеристики), то мы вводи удобные для нас базовые понятия.

Например, точка - объект, размерами и формой которого можно пренебречь.

А в философии такими первичными понятиями являются «бытие», «ничто», «материя», «сознание».

Материю вы уже определили. Определение сознания также возможно. А остальное - извините, бесполезный трёп. Никогда я не признаю рассказы о каком-то непонятном "бытии" за науку. Напротив, если об этом говорят апофатически:

которым невозможно дать определение

Или тем более субъективистски:

каждый волен понимать (или образно представлять себе) первичные понятия по-своему

- то это какая-то околорелигиозная лажа. Я могу согласиться на термин "искусство", но науки тут нет принципиально.

Это обстоятельство и привело к идеям изоморфизма – мощному инструменту математики, благодаря которому удалось доказать непротиворечивость геометрии Лобачевского.

Вы реально считаете, что если каждый волен представлять себе бытие по своему, то из этого следует непротиворечивость геометрии Лобачевского?

В 1868 году выходит статья Бельтрами об интерпретациях геометрии Лобачевского. Бельтрами определил метрику плоскости Лобачевского и доказал, что она имеет всюду постоянную отрицательную кривизну.[5] Такая поверхность тогда уже была известна — это псевдосфера Миндинга. Бельтрами сделал вывод, что локально плоскость Лобачевского изометрична участку псевдосферы (см. ниже). В этой же статье, Бельтрами также приводит две модели, которые теперь называются модель Клейна и модель Пуанкаре.

В этих работах Бельтрами дал прозрачное геометрическое доказательство непротиворечивости новой геометрии, точнее того что геометрия Лобачевского противоречива тогда и только тогда когда противоречива геометрия Евклида. Лобачевский также располагал таким доказательством, но оно было сложнее, в одну сторону модель Евклидовой плоскости в геометрии Лобачевского, оно строилось с помощью модели как и у Бельтрами,[6] в другую сторону шло аналитически.
пруф

От себя добавлю: если модель хорошо описывает реальность, если ей вполне можно пользоваться, то вся эта "непротиворечивость" - чистейшая бюрократия. Если же нет - никакая "непротиворечивость" не поможет. Далее:

Объекты, между которыми существует изоморфизм, являются в определённом смысле «одинаково устроенными» и называются изоморфными.

В общей алгебре изоморфизмом называется обратимое отображение, которое является гомоморфизмом.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Изоморфизм

Статья гомоморфизма отсылает нас к понятию морфизма, то - к теории категорий, последняя к биекции, а там такая картинка:


Если я правильно понимаю, весь гомопедоморфизм применительно к описательным моментам говорит нам лишь о том, что события можно описать на русском, китайском, немецком, в двоичном коде или комикс нарисовать.

Если я правильно вас понял, тогда к вам вопрос: какой смысл "лохматить бабушку"? Соответственно мне не
нужно знать, что вы критикуете.

Если человек не понимает, что
Цитата: Секст Эмпирик
язык - разменная монета
, то нужно ли вообще тратить на него своё время? Изучать, что он там имел в виду под "бытием", только чтобы узреть очередного Бориса? Нормальные люди говорят по-человечески, а если человек сознательно выдаёт мутные понятия, у него очевидно с головой не в порядке.

Если человеку действительно нужно ввести понятие, он заранее говорит об этом и тут же даёт определение, причём такое, чтобы его поняли.

Да доказывать должна утверждающая сторона, а если она утверждает какую-то муть, то и объяснять, как, что и зачем такие понятия вообще введены.

Вот вам обоснование моей позиции:

Цитата: Бывшая любительница философии
Я в 1995 г. поступила в универ на специальность "философия". Отучилась первый курс и попала в психушку. Взяла академотпуск. Продолжила учебу. Хочу сказать, что почти все преподаватели философии немного того, мягко говоря. Помню я на семинаре несла полный бред, на мой взгляд, и это воспринялось нормально. Вообще то студенческая...

http://schizonet.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=2333&start=20 - на данный момент недоступна, вот сохранённая копия гугла.
Уверую в вашего бога. Расчёт по предоплате.

Оффлайн Alev

  • Nobody's perfect. I am Nobody.
  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 838
  • Репутация: +83/-79
RaW #118

Alev: «Я и говорил, что формулировка слишком расплывчата...»
А я писал, что это расплывчатая формулировка закона достаточного основания.
Да разве я сказал что-то иное? Вы отвечаете по принципу:
– Это ты?
– Нет, это я.
Я именно говорил, что принцип Оккама имеет расплывчатую формулировку, причем именно закона достаточного основания. А еще – что этот закон ничего не дает для доказательства того, что бог ни с чем не взаимодействует. То, что вы приводите ниже и выдаете это за силлогизм, силлогизмом не является:
1) Имеющиеся религии легко можно объяснить научно.
2) Всякое суждение, чтобы быть истинным, должно иметь основания.
3) Суждение о взаимодествии бога ложно.

Что это такое? Пункт 2 – простое повторение закона достаточного основания, причем в расплывчатой формулировке (что считать основанием?). В четкой формулировке этот закон требует наличия силлогизма, поэтому сам он не может быть его элементом.
Остается: «Имеющиеся религии можно объяснить научно» (а неимеющиеся?)
 –> «бог ни с чем не взаимодействует». Вы сами не видите, что это бред?

Из общественно-исторической практики.
А вот с этим я согласен. Практика – критерий истины. Никто в практике познания не руководствуется существованием бога. Исследователь, как бы он ни верил в бога в повседневной жизни, при проведении научных исследований становится атеистом: он никогда не разберется в сути явления, если будет списывать его на вмешательство бога.
Заметьте:
1) чтобы это утверждать, мне не нужно проводить социологических опросов.
2) «из общественно-исторической практики», а вовсе не из принципа Оккама.

Вы говорите об определении существования. Применяете термин "в принципе".
1) Я сказал «в принципе», имея в виду принципиальную ненаблюдаемость.
Поясняю: нужно различать техническую невозможность наблюдать (обусловленную несовершенством или вовсе отсутствием необходимых приборов) и принципиальную ненаблюдаемость (т.е. есть физические запреты на такое наблюдение; например, принципиально невозможно одновременно наблюдать точную координату и точный импульс – это запрещает принцип неопределенности).
2) Я не давал определение существованию. «Существование» – понятие первичное = неопределяемое. То, что я говорил (существовать значит взаимодействовать, следовательно, то, что принципиально ненаблюдаемо, не существует) – это «теоремы», а не определения.

Т.е. пространство - гравитационное поле, а вирт. частицы - 3 других поля, так?
Думаю, что так (м.б. за исключением виртуальных гравитонов).

Там написано:
Квант (от лат. quantum — «сколько») — неделимая порция какой-либо величины в физике; общее название определенных порций энергии (квант энергии)
Фото́н (от др.-греч. φῶς, род. пад. φωτός, «свет») — элементарная частица, квант электромагнитного излучения (в узком смысле — света).

В этом нет противоречия, которое вам тут кажется. Все расшифровывается очень просто: электромагнитная волна существует в виде порций (которые назвали фотонами или квантами электромагнитного излучения), эти порции обладают свойствами: частотой, длиной волны, импульсом, энергией, спином, зарядовой четностью. Почему нужно выпячивать какое-то одно свойство и именно его называть фотоном?

Значит, я учёный? Какова тогда моя степень? Я наивно полагал, что обсуждаю на форуме различные научные данные, их интерпретацию.
1) "Ученым" можно называть только того, кто сказал новое слово в науке.
2) Как сказал Ландау, «только кот бывает ученым. Человек может стать ученым, если его как следует проучить. А мы – не ученые, а научные работники».
3) Чтобы заниматься наукой, не обязательно иметь ученую степень. Например, Фарадей не имел не только ученой степени, а даже систематического образования. Он был самоучкой. Но будьте уверены, невеждой он не был; он изучил науки самостоятельно.
4) Мое утверждение остается в силе: чтобы критиковать что-либо, нужно знать предмет критики.
5) Интерпретация научных данных – это ужé философия (метафизика в первоначальном значении этого слова). Чтобы философствовать, нужно хоть немного разбираться в вопросах философии. Хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок, которые уже были сделаны до вас различными философами на протяжении четырехтысячелетней истории философии.

Люди не всегда рассуждают логично.
Вестимо. Люди часто делают ошибки: errare humanum est. Но им можно доказать, что их рассуждения содержат логическую ошибку, без того, чтобы в явном виде опираться на формализованные законы логики. Большинство людей рассуждают логично, даже не подозревая о существовании законов логики. Точно так же люди интуитивно используют диалектику, иногда даже не зная о ее существовании.

О первичных понятиях:
Мне кажется, вы усложняете простую ситуацию.
Вы меня явно переоцениваете. То, что я написал, не является моим изобретением. Я всего лишь коротко изложил то, что давно известно в математике. И ничего сложного в этом нет. Каждое понятие в математике (в частности в геометрии) должно быть определено, т.е. объяснено при помощи уже известных понятий. Те тоже нужно было в свое время определить, т.е. свести к понятиям, определеным еще раньше и т.д. Козе ясно, что эта цепочка определений не может простираться до бесконечности, с чего-то необходимо начинать. Это и есть базовые или первичные понятия; их не определяют, а просто называют, после чего постулируют их свойства.
Что тут сложного?

...постулаты, аксиомы - это явления природы, которые выполняются всегда.
Аксиомы – явления природы !? Пятый постулат Евклида – явление природы? Он существует объективно???

Например, точка - объект, размерами и формой которого можно пренебречь.
1) Ваш подход – физический, а не математический.
2) В геометрии точка не имеет определения. Правда, Евклид определял точку как «то, что не имеет частей». Но после открытия неевклидовой геометрии аксиоматическая база была пересмотрена и аксиоматика Евклида признана неудовлетворительной.

Материю вы уже определили.
То, что я говорил (материя это то, что обладает энергией) – это не определение, а «теорема». Материя – это предельная абстракция, не имеющая определения. Это понятие просто называют, после чего постулируют ее свойства: 1) она существует объективно, 2) она имеет атрибутивное (т.е. неотъемлемое) свойство – движение.
Отсюда следует, что 3) она существует в пространстве и во времени, 4) обладает энергией. Следовательно, то, что энергией не обладает, материей не является.

Вы реально считаете, что если каждый волен представлять себе бытие по своему, то из этого следует непротиворечивость геометрии Лобачевского?
Не бытие, а «точку», «прямую», «плоскость», «принадлежать», «лежать между» и т.п.
Благодаря тому, что эти понятия не определяются, их можно произвольно интерпретировать (наполнять конкретным чувственным содержанием). Главное, чтобы они подчинялись аксиомам. В этом и состоит идея изоморфизма. И именно отсюда была доказана непротиворечивость геометрии Лобачевского.
Судите сами:
Если под плоскостью понимать внутренность круга (при этом точки на окружности считать бесконечно удаленными);
Если под прямыми понимать хорды этого круга,
То легко убедиться, что (в евклидовой геометрии) две хорды, имеющие общую точку на окружности, соответствуют параллельным в геометрии Лобачевского. Легко также убедиться, что (Евклид) через точку, лежащую внутри круга вне данной хорды, можно провести две хорды, имеющие с данной хордой по одной общей точке на окружности, т.е. (Лобачевский) через точку, лежащую вне данной прямой, можно провести две прямые, параллельные данной. Таким образом, геометрия Лобачевского оказывается изоморфной геометрии Евклида. Отсюда следует, что если геометрия Евклида непротиворечива, то непротиворечива и геометрия Лобачевского.

Подробнее читайте об этом в блестящей книге В.П. Смилги «В погоне за красотой», (глава 10: «Новые идеи – Римaн. Итог – непротиворечивость»)
http://besplatno.skachat24.ru/knigi/13390-smilga-v-p---v-pogone-za-krasotoy-1968-djvu.html
или
http://www.rulit.me/books/v-pogone-za-krasotoj-read-402269-69.html
« Последнее редактирование: 18 Февраль, 2016, 21:40:42 pm от Alev »
Во имя овса и сена, и свиного уха