Этот вопрос я задавала некоторым знатокам богословия, потому что, действительно, хотела разобраться. И мне всегда отвечали "Это одно и то же". Но я чувствовала, что разница должна быть.
Разница есть, конечно. Прежде всего нужно знать, что Святой Дух - есть Личность (Лицо), которое исходит предвечно ТОЛЬКО от Отца. (еретики католики думают, что и от Сына – это фелиокве).
А вот божественные энергии исходят как от Отца так и от Сына так и от Святого Духа. Божественные энергии, или иначе ещё – нетварные энергии – это божественные действия, которые в простонародье именуются «благодатью». Нужно иметь в виду, что благодать Божия бывает различной. Имеющий одну благодатную силу необязательно имеет и другую. Однако все творение может быть в целом причастно четырем благодатным логосам (божественным энергиям в которых коренятся «замыслы» Творца).
1. Логос бытия – дает саму возможность чему либо «быть»
2. Логос сущности – делает вещь тем, чем она является: кролика кроликом, человека человеком, ангела ангелом.
3. Логос помысла и суда – определяет конечную цель бытия каждой твари, призывает её к высочайшей любви в соединении с Богом.
4. Логос присноблагобытия - делает человека Богом по благодати т.е. без возможности дальнейшего уже отпадения от Бога (актуально непадательным ). Связан спреображением нашего способа бытия (тропоса), с преображением нашей личности нетварными Божествеными энергиями: все то, что Бог имеет по природе, мы начинаем иметь по благодати в той степени в какой это имеет Сам Христос. Ум наш движется не нашей природной силой (человеческой) только , а движется уже Силой Творца, от того ум становится подобным Божественному, также и сердце% мы начинаем любить не время от времени, а будучи пронизаны благодатью Божией – как Сам Бог, такой же любовью. И все остальные качества души и телесные органы преображаются в нас под действием благодати .Так что тело становится бессмертным, способным проходить через стены и т.п.
Усвоить понятие нетварных Божественных Энергиях – не легко, но можно исходя из слудующего определения Собора произносящих анафему на тех кто заведомо далеко отклонился от истины, и намеренно проповедует ложно. Вот некоторые из этих определений:
1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.] Мудрствующим и говорящим, что Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность, - как умовредно ввергающим себя самих в самое противное и совершенно невозможное (и в первом случае безумствующим в отношении тварного и нетварного безумством Ария, разделяющего единое Божество и единого Бога, во втором же - согласующимся с злочестием массалиан, утверждающих, что божественная сущность - видима) и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оный божественнейший Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но - нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности, - анафема.
2. [Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.] Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что 1. Бог не имеет никакой естественной энергии, но думающим, что существует только сущность и что совершенно одно и то же и неразличны - божественная сущность и божественная энергия и между ними не мыслится никакое различие в том или другом отношении, напротив того, - что одно и то же называется то сущностью, то энергией[этим еретикам], как неразумно уничтожающим во всех отношениях и самую божественную сущность и приводящим ее к небытию (ибо учители Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии), еще же и 2. мыслящим Савеллиево учение и его старое сочетание, слияние и сопряжение в трех ипостасях божества, теперь же дерзающим возобновлять [это] в отношении божественной сущности и энергии и подобным образом злочестиво сопрягающим их и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, сущность в Боге и сущностную и естественную Его энергию (как ясно показало большинство других святых, и в особенности [святые отцы] VI святого и вселенского Собора, относительно двух энергий Христа, божественной и человеческой, и двух воль, сковывая [из них] одну цельную) и в самом деле не хотящим мыслить, что как единение божественной сущности и энергии неслиянно, так и [их] различие нераздельно, и в иных отношениях и в особенности [неслиянно и нераздельно] - в отношении причины и результата причины, неучаствуемого и участвуемого, [или вообще] сущности и энергии, этим, следовательно, нечестивцам, умышляющим таковое, - анафема.
3. [Энергия сущности нетварна.] Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества тварна, и на основании этого принуждающим славить и саму божественную сущность как тварную (ибо, по святым, тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна начертывать и сущность как нетварную), и отсюда подвергающимся опасности впасть уже в совершенное безбожие, и навязывающим чистой и непорочной христианской вере эллинскую мифологию и служение тварям, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна, - анафема.
4. [Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает ее простоты.] Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что от этого вообще происходит в Боге сложение, и не послушествующим учению святых, учащих, что в естестве не происходит никакого сложения от естественных [сил и энергии], и отсюда клевещущим не только на нас, но и на всех святых, явственно научающих часто во многих местах простоте в Боге и несложности и - различию божественной сущности и энергии, так что различие это совершенно не вредит ни в каком отношении божественной простоте (ибо не могли же они пытаться богословствовать в таком противоречии с самими собой), пустословящим, следовательно, таковое и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что с этим боголепным различием вполне прилично сохраняется и божественная простота, - анафема.
5. [Имя "Божество" относится не только к сущности Божией, но и к энергии, т.е. энергия Божия тоже есть сам Бог.] Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что имя Божества говорится только о божественной сущности, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оно налагается не меньше и на божественную энергию, и при этих обстоятельствах опять-таки почитающим всеми способами одно [только] Божество Отца, Сына и Св. Духа, считать ли Божеством Их сущность или энергию (как и этому [почитанию] научают нас божественные тайноводцы), - анафема.
6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же - может.] Еще тем же мудрствующим и говорящим, что божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие массалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема и неучаствуема, участвуема же божественная благодать и энергия, - анафема, анафема, анафема.
7. Исповедающим единого Бога триипостасного, всесильного, нетварного не только по сущности и ипостасям, но и по энергии, и утверждающим, что божественная энергия происходит из божественной сущности, происходит же нераздельно, и через "происхождение" устанавливающим неизреченное различие, а через "нераздельно" показующим преестественное единение, как установил и VI святой и вселенский Собор, [сим отцам] - вечная память, вечная память, вечная память.
Дух Божий есть во всем творении, в том числе в каждом человеке (как идея человека), а Духа Святого нужно стяжать. "Прииди и вселися в ны"
Немножко не так. Главное нужно усвоить, что божественная сущность – одна, а энергий много. Я уже упомянул 4-е из них: бытия, сущности, промысла и суда, присноблагобытия. Так вот «Стяжание Духа Святого» - это и есть приобщение к Божественным энергиям 4-е вида: логосу присноблагобытия.
Туповатый батюшка попался.
Кстати, я занималась в школе православного богословия при одной из киевских церквей.
Преподавал священник, который обожал такого рода вопросы и всегда с удовольствием на них отвечал.
Киев – это духовный центр нашего народа (русского народа). Но он, к сожалению сейчас окупирован некими «украинцами» - созданными немецкой, австрийской, польской и другими спецслужбами, в целях разделить наш единый народ. Соответственно, там сейчас можно ожидать чего угодно в Киеве. Вплоть до еретических мыслей, в каком-нибудь самочинном сборище - «Киевском патриархате».