Гуманитарные науки именно изучают человека, его взгляды, идеи, поступки. В отличие от философии, они не осмысляют их. Например, для "чистого" психолога душа и образ мысли религиозного человека - не более чем объект исследования, который он принимает "как должный". Для "чистого" историка Вторая мировая война - изучаемый исторический факт. Моральные оценки уже по части философской этики.
Довольно спорная мысль. Если касаться психологии и истории, то, наоборот, мы можем наблюдать тщательный анализ поступков, идей человека. Это ясно видно в работах Фрейда, Выготского, Гуревича, Блока и других психологов и историков. Думаю, не существует "чистой" истории или психологии. История же никогда не избегала оценок и объяснений тех или иных поступков людей (исключая, конечно, период позитивизма в истории на Западе).
Наука основана не столько на разуме, сколько на рассудке. Разум тоже участвует в научном познании, но значительно реже. Философия включает как разум, так и рассудок.
Знаете, эти кантовские различия между рассудком и разумом считаю лишними и надуманными.
Возможно, отождествление философии с наукой продиктовано конъюнктурными соображениями.
Не знаю, но определение философии через понятие науки - это уже традиционная точка зрения в России, СССР. Вы сами могли убедиться, что определение понятия "наука" подходит и к определению понятия "философия". Таким образом, философию вполне можно назвать наукой о всеобщем. Философия, на мой взгляд, имеет отличие от других наук именно в этом, в своём предмете - всеобщие закономерности действительности. Ни одна другая наука их не изучает, ни одна другая форма общественного сознания тоже. Всеобщие законы и явления - это факт действительности, хотя и требующий специального изучения, а поэтому форма общественного сознания, исследующая этот факт, вполне может считаться наукой. В то же время, я не спорю с тем, что философия многогранна, и может выступать и как мировоззрение, суть которого - отношение человека к миру. Просто не следует упрощать предмет и природу философии.
Содержание отношения человека к миру в философии является главным предметом познания и понимания. Философия не является наукой о мировоззрении людей, так как она претендует на формирование этого мировоззрения. Всеобщие законы развития природы, общества и мышления, "вызревающие" в отдельных разделах науки, интегрируются на философском уровне и доводятся до мировоззренческих позиций.
Простите, но и историк, изучая, скажем, религиозные войны в Европе, определенным образом выражает своё отношение к прошлому, к миру. Поэтому отношение человека к миру - это не обязательно философия или философский вопрос. Философия, бесспорно, не является наукой о мировоззрении. Нет. Философия - наука о всеобщем, философия - это и само мировоззрение. Двойственность природы философии, если хотите. То, что философия интегрирует конкретные данные других наук - это да, но этот факт не связывает философию только как интеграл, приём обобщения. Философия самостоятельна, и она в состоянии приходить к самостоятельным верным взглядам на действительность и без конкретных данных других наук (история древнегреческой философии, думаю, является тому доказательством), но главное, хочу отметить, что предмет философии - не интеграция конкретных знаний, добытых другими науками, философия открывает и объясняет всеобщие факты действительности, которые не изучаются и не объясняются ни одной другой наукой. Скажем, учение о диалектическом материализме, или о объективном идеализме, или о материи, или о законах и закономерностях.
Например, идеализм (объективный и субъективный), заявляя о первичности духа перед материей, нарушает критерий истины в философском познании. Существование идеализма "обеспечено" вторжением религиозного мировоззрения в философию.
Субъективный идеалист может быть атеистом и противником религии. Исторические подтверждения этому имеются. Идеализм не всегда связан с религией, верой в сверхъестественное существо. Философия формирует и изучает идеализм, и ни одна другая наука этого сделать не сможет. В этом научность философии. Другое дело, что идеализм противоречит фактам, добытыми другими науками. Философия же, имея интегративную функцию, это тоже может увидеть. Поэтому философ также может бороться против религии и идеализма, как и биолог.