Автор Тема: Философия - наука или нет?  (Прочитано 717409 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 587
  • Репутация: +1/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #160 : 13 Июль, 2006, 11:35:53 am »
Цитата: "Vivekkk"
я показал возможность формальной истинности и материальной ложности.
Уважаемый Vivekkk !
Не примите за попытку оскорбить лично Вас,НО ...
я не намерен соглашаться с "возможностью формальной истинности и материальной ложности",
и даже смею Вам ещё раз напомнить почемУ не намерен :
в примерах типа "гейзеры-горы" и "вода-металл",вместо Импликации
Вам *подсунули*(иль Вы нам *подсунули* - не столь важно) другую Логическую Функцию,НО ...
(как обычно бывает в таких случаях) *скромно забыли* сообщить об этом Общественность ...

А при Адекватном Применении Аристотелевой(формальной) Логики -
тааа-кИе Ляпсусы - пОпросту НЕ-ВО-ЗМОЖ-НЫ В ПРИНЦИПЕ ! ! !

Об НЕ-ВО-ЗМОЖ-Ности тааа-кИх Ляпсусов -
может прочесть В ЛЮБОМ Учебнике Логики ! ! !

Очень надеюсь,что вы не станете уподобляться ИзяКацманУ,
который вот уже неделю никак не осилит даже ...
"НУ ХОТЯ БЫ "московского технического" ...
НУ ХОТЯ БЫ - РАЗ В ЖИЗНИ ! ! ! " :
http://www.ateism.ru/forum/viewtopic.ph ... &start=105
KWAKS
Афтар жжот [№33703]
Добавлено: Пт Июл 07, 2006 3:02 pm  
 
Цитата: "KWAKS"
Цитата: "ИзяКацман"
Цитата: "KWAKS"
Ещё разочек попытайтесь открыть Любой Учебник логики и математики :
Учебник московского технического не является "любым"?  :lol:
Будьте так добры,Изя ! ! !
Слёзно Вас умоляю,и,на коленях стОя,прошу :
"попытайтесь открыть" НУ ХОТЯ БЫ "московского технического" ...
НУ ХОТЯ БЫ - РАЗ В ЖИЗНИ ! ! !

Вы меня Этим Поступком БЕЗМЕРНО ОСЧАСТЛИВИТЕ !!!!!!!!!!!!!!!!!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 587
  • Репутация: +1/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #161 : 13 Июль, 2006, 11:57:41 am »
Цитата: "Коля"
Цитата: "Vivekkk"
Формальная логика не учитывает содержание понятий, она направлена на правильное их оформление.
А Вы уверены, что пример в том самом учебнике правильно оформлен? Я что-то очень сомневаюсь. Ведь ерунда получается.
Вы правы,Коля !
ес-нно,"ерунда получается",причём - Полная Ерунда !

*зарубите себе*(то ли на *носу*,то ли - где хотите),Vivekkk !
ИМЕННО БЛАГОДАРЯ томУ что : "Формальная логика не учитывает содержание понятий, она" ...
и  напрАвлена "на правильное их оформление",
чтобы получать ВЕРНЫЕ ВЫВОДЫ ПРИ ЛЮБОМ Значенни Истинности
входящих в формулу Логических Переменных ! ! !

Другими словами : Формальная логика рассматривает -
1. ВСЕ возможные Сочетания Исследуемых Атрибутов,.. и + к этому ..
2. ВСЕ НЕвозможные Сочетания Исследуемых Атрибутов !

И если Вам,Vivekkk,в процессе анализа ситуации и
классификации Объектов Вашего рассмотрения НИЧЕГО НЕ померещилось
(попросту говоря - НЕ произошло Подмены Объекта) -

то Вы попросту ОБ-РЕ-ЧЕ-НЫ получить ВЕРНЫЕ ВЫВОДЫ
в случае применения Формальной логики ! ! !

И не подумайте,Vivekkk,что я тут шютки-шютю,или мистификации разыгрываю !
Я всегО лишь пересказал Вам Банальнейшие Истины из Элементарных Учебников,
мимо которых(Элементарных Учебников) Вы *прошелестели*
на огромнейшей Высокоучёной(в хорошем смысле этого слова) Скорости ! ! !
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 587
  • Репутация: +1/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #162 : 13 Июль, 2006, 12:26:50 pm »
Цитата: "Vivekkk"
KWAKS
Цитировать
Я согласен,что диалектика - это Великое Открытие,НО ...
В РАМКАХ формальной логики,а НЕ ЗА её Пределами.
Я не оспорю, формальная логика истинна, так как отражает основные повторяющиеся и необходимые связи между явлениями. Нет, противоречия между логикой и диалектикой – диалектика намного шире логики, и не является наукой о правильном мышлении!.
Диалектика – просто не ставит вопрос об истинности или ложности.
Я Вас от всей души поздравляю,Vivekkk !
Ну прам такИ *настоящий* Перл Диалектичности Мышления :
"диалектика не является наукой о правильном мышлении" ! ! !
И ДАЖЕ "просто" НЕ СТАВИТ ВОПРОС : "об истинности или ложности" ! ! !

Следовательно : диалектика ТОЧНО является наукой ГАДАНИЯ на кофейной Гуще ! ! ! ! !

И ещё,И ещё,И ещё,..много-много раз принимайте и от меня лично,
и от всего прогрессивного человечества ПО-ЗДРАВ-ЛЕ-НИ-Я !

Цитата: "Vivekkk"
логика охватывает всю системы научного знания, но она локальна, так как очерчивает специальный круг явлений и устанавливает между ними связи. ..
Очередное Эпохалное *откровение* от Vivekkk-а ! ! !
ПОЛЮБУЙТЕСЬ,ПЖ-ЖАЛСТ : "логика охватывает всю системы научного знания, но она локальна" ! ! !

лю-УУУУди дооо-брыЕЕЕЕ ! ! !
оП-сьясьните квАку-дурр-рАку,-кАк это *может бЫить* ? ? ? ? ?
"охватывает всю", НО ""она локальна"

А даа-вайте-ка,Ребята,Лоскутком Ткани размерра 20*20см кв. -
*охватым* НУХО-ТЯБЫ ВСЮ Кожу на человеческом теле,
ШОБ ОТ ГОЛОВЫ ДО ПЯТОК ПОЛНОСЬТИЮ И ОДНОВРЕМЕННО ! ! !
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 587
  • Репутация: +1/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #163 : 13 Июль, 2006, 12:47:21 pm »
Цитата: "Vivekkk"
KWAKS
Цитировать
Берёте "на вооружение* "три основополагающих закона"
Повторю – во-1-х, не три, а четыре, во-2-х, все эти законы – не единственные в логике, ..
ОЙ,может и прошляпил *чаво-ньть* существенное ! с кЕм не бывает ?
напомните,пожалуйста,если это не затруднит Вас.

Цитата: "Vivekkk"
в-3-х, эти законы искусственно ограничены определенной областью изучения вещей. Пока вы будете плестись за логикой  - вы будете подтягивать жизнь к своим схемам, значит, вы будете топтаться на месте, не делая шага ни вперед, ни назад.
.......
Дело все в том, что мир не желает знать только законы логики, мир намного сложнее. Выразить эту сложность удается диалектическому методу исследования...
А чё нам зря *копья ломать*,уважаемый Vivekkk !
Не сочтите за непосильный труд и предъявите Публике ...
хоть один *примерчик*,где "эти законы искусственно ограничены",
или хотя бЫ Одно Местечко(хотя бы кроОО-хот-ненькое),где "мир сложнее",
я уж не предлагаю "намного".. ну хотя бЫ на крООху КАКУЮ НИБУДЬ ! ! !

Цитата: "Vivekkk"
Почти все открытия в наука совершались отнюдь не логическим путем, логика очень сильно понадобилась для описания и систематизирования теории – и тут, готов признать, логика царствует, но это и естественно, это ее предмет.
Доказательством истинности диалектики и ее свободы от формальной логики является постоянное изменение существующих теории, которые логически обоснованы.
Итак, диалектика не существует в рамках формальной логики, а наоборот, формальная логика существует в рамках диалектики..
Ниии-че-гООшеньки нет удивительного в тОм,чтО :
"все открытия в наука совершались отнюдь не логическим путем" -
ПРИ ТАА-КОЙ Мировозренческой Позиции
какая *наблюдаеЦЦа у Вас ,ИзяКаманА,Гуськова,Реалиста и ...
ПООО-ДАВЛЯЯ-ЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА Сотрудников
вполне Респектабельных и Легитимных научных учреждений

по отношению к Апсолютным и НЕопровержимым ИСТИНАМ,ТО,ЕС-ННО ...
"все открытия" И БУДУТ в науке
"совершаТЬСЯ отнюдь не логическим путем" -
ЕЩЁ МНОГИЕ И МНОГИЕ СОТНИ ЛЕТ ! ! !
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 587
  • Репутация: +1/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #164 : 13 Июль, 2006, 16:38:09 pm »
Цитата: "Малыш"
Цитата: "Коля"
Нам такая логика не нужна!
Не, не нужна! :D
А уж мнЕ(квАку-дурр-рАку) - дык ФО-О-ОП-ЩЭ ! ! ! - даром не нада !
я-то и при Нормальной Логике - еле-еле успеваю соображать,а уж еси ...
при материальной-то ложности - да впарывают мне "формальные истинности" ...
и тут я фа-апшэ дурр-рэю ! ! !


Уважаемый Vivekkk !
Если Вы намерены внЯть доводам Разума,

вот Вам сАмое Надёжное определение Импликации :

если из Истинной Посылки Вы получили Ложный Вывод,
то воспользовались Вы *чем-угодно*,НО УЖ ТОЧНО НЕ Импликацией,

потомУ что Именно "в рамках формальной логики" ,
Именно Импликации(как Лог.Операции) ЗАПРЕЩЕНО получать ...
из Истинной Посылки - Ложный Вывод ! ! !
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 587
  • Репутация: +1/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #165 : 13 Июль, 2006, 18:53:35 pm »
Цитата: "Vivekkk"
Это еще почему - средний термин распределен, вывод следует с необходимостью, разве не так?
Vivekkk, и кому Вы тут *впАрываете* ?
Если "термин распределен" - то Это заведомо НЕ Импликация !
А  у Импликации - ВСЯ Обл.опред.Посылки находится ВНУТРИ  Обл.опред.Вывода.

Все металлы проводят ток .- Следовательно :
Среди не металлов - тоже есть  токопроводящие вещества.
Среди них :
Вода проводит ток
хотя  вода – и НЕ металл.[/quote]
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 945
  • Репутация: +17/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #166 : 13 Июль, 2006, 22:43:04 pm »
Малыш
Цитировать
Если логика есть основа всякого мышления, она есть и основа всякого мышления о Боге (богословия).
Хорошо, тогда объясните чем отличается средневековая софистика (или схоластика?), занимающаяся вычисление количества чертей на острие иглы от формальной логики? И что является основой для современного богословия?

Цитировать
поскольку Бог есть рациональное существо, Он подчиняется лишь Своей рациональной сущности.
Извините, вы, конечно, не обязаны и можете отказать, но можно у вас поинтересоваться – какое у вас вероисповедание?

Цитировать
Напрмер: "Невозможно Богу солгать". (Евр. 6:1 Точно так же Богу невозможно войти в противоречие с Собой. Ни то, ни другое не соответствовало бы Его фундаментальной сущности.
Именно поэтому противоречия в Библии свидетельствуют, что эта книга не является ни богодухновенной, ни священной, а написанной целой вереницей жрецов-авторов.

Цитировать
Ведь мы не смогли бы даже начать думать или говорить о Боге, не будь закона непротиворечивости.
Но данный закон и другие есть отображение законов движения природы, откуда мы знаем, что Бог подчиняется именно таким законам? По праву творения – нет, тогда почему?

Цитировать
Вы можете сказать, что тем самым мы подчиняем Бога своей логике и именно на это Вы намекаете. Но это означало бы установление ложной дихотомии. Логика есть логика: нет "нашей" логики в противоположность "Его" логике. Наша логика основана на Его логике. Закон непротиворечивости применим к мышлению Бога, точно так же, как к нашему.

Вы правы – я хотел это сказать. Возражения те же – мы имеем опыт взаимодействия с природой, наша логика – это ее логика, но только в ограниченном смысле, так как природа диалектична по своей сути, о чем и говорил еще Платон. Итак, если даже природа шире нашей логики, то что говорить о божестве? А разве возможность чудес и нарушения законов природы – это не нарушения нашей логики? Ведь мы уже логично предполагаем, что дождь падает из грозовых туч и что камень падает на землю и пр. Чудо же говорит, что нет – чудотворец может вызвать дождь из синего и чистого неба, камень может зависнуть в воздухе и т.д. (далее по фэнтези-произведениям Перумова, Лукьянинко)?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 945
  • Репутация: +17/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #167 : 13 Июль, 2006, 22:48:02 pm »
Коля
Цитировать
А Вы уверены, что пример в том самом учебнике правильно оформлен? Я что-то очень сомневаюсь. Ведь ерунда получается
Правильно – ерунда! Это и был пример софистики, то есть тоже логики, но на неправильной, однако выводы следуют из нее так же как ив правильной – по необходимости! Вы видимо слабо искушены в средневековой схоластике  :) , но это даже хорошо.

Цитировать
Vivekkk, я логику не знаю,
Я тоже знаю ее слабо, только основы, а что делать? Учим вместе!

Цитировать
Попробуйте понять просто логически, что здесь рассуждение некорректно, вне зависимости от формы
Да это я вам и пытался доказать! Рассуждение основано на ложных фактах, на лжи, но вывод-то все равно следует!

Цитировать
поэтому дальше, как я и говорил в прошлый раз, строить можно только так: Все S суть P H есть S H есть P
Ничего подобного – Все металлы (S) проводят ток (P), вода (H) проводит ток (P), следовательно, вода (H) есть металл (S)! Металл проводят ток? Да. Вода проводит? Да – истинный посылки, а вода суть металл – ложный вывод!!! Однако все следует. Первая фигура силлогизма!

Тут все перевернуто – да и еще раз да! Но на этом и строится софистика, рассуждения креационистов и богословов!
Для объяснения различия между формальной и материальной истинностью возьмём примеры, нам даются два положения:
Все вулканы суть горы
Все гейзеры суть вулканы
Из этих двух положений с необходимостью следует, что «все гейзеры суть горы». Это заключение формально истинно, потому что оно с необходимостью следует из двух данных положений, но материально оно ложно, потому что оно не соответствует действительности; гейзеры не суть горы. Таким Образом, умозаключение истинное формально может быть ложным материально!

Цитировать
если первая будет, например, "Только S суть Р".

А! Нетушки. Только, и только… и т.д. – нам не надо здесь :). Это уже будет дизъюнкция, а не импликация, чего мне КВАКС не простит  :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 945
  • Репутация: +17/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #168 : 13 Июль, 2006, 22:53:03 pm »
KWAKS
Цитировать
Не примите за попытку оскорбить лично Вас,НО ...
Но я вас оскорблю? :) Не беспокойтесь глубокоуважаемый КВАКС – у нас диспут, который касается определенной проблемы, а не выяснение личных достоинств и недостатков  - все могут ошибаться.  

Цитировать
в примерах типа "гейзеры-горы" и "вода-металл",вместо Импликации Вам *подсунули
Какую же? Конъюнкцию (p q), дизъюнкция слабая или не исключающая (pvq, то есть р или q), дизъюнкция сильная или исключающая (либо p, либо q), эквиваленция, тождество (р тогда и только тогда, когда q) и пр, или все же импликация (если p, то q)? Думаю, что импликация и есть, если на  форму суждения опираться :).

Цитировать
А при Адекватном Применении Аристотелевой(формальной) Логики - тааа-кИе Ляпсусы - пОпросту НЕ-ВО-ЗМОЖ-НЫ В ПРИНЦИПЕ ! ! !
А вы, видимо проспали наш разговор об истории логики? Я могу его вам напомнить - помимо Аристотеля (384—322), господствующей в древности, в средние века, в эпоху так называемой схоластической философии, заслуживает упоминания сочинение последователей философа Декарта (1596—1650), которое называлось: La logique ou lart de penser (1662). Эта логика, которая называется логикой Port, которая, принадлежит к так называемому формальному направлению. В Англии Бэкон (1561—1626) считается основателем особого направления в логике, которое называется индуктивным, наилучшими выразителями которого в современной логике являются Д.С. Милль (1806—1873) и Л. Бэн (1818—1903). Логика очень обогатилась со времен Аристотеля – ученые-логики Рассел, Кантор, Новиков, Колмогоров, Марков и пр.

У Аристотеля формы знания были и формами самого бытия, отношения между суждениями и умозаключениями рассматривались как отражение реальных отношений, то есть предмет и формы мысли совпадают! С этим покончил уже великий Кант, который положил начало логике априорных бессодержательных форм (его общая логика), а вот в «Критике чистого разума» Кант пишет уже о трансцендентальной логике, которая шире общей, формальной, так как исследует чистое предметное мышление, процесс познания, образования понятий и суждений. Наш философ Асмус В.Ф. назвал эту логику – «далеко еще не ясным и недостаточным, но тем не менее положительным очерком иди абрисом логики диалектической» (Диалектика Канта).

И действительно, формальная логика ограничена как метод познания и как орудие доказательства. На основе ее законов и форм можно установить соответствие или несоответствие одного суждения другим суждениям, то есть формальная логика служит механизмом доказательства правильности суждений, но не их объективной истинности!  Можно сказать, что  формальную логику интересует истина как формальная правильность суждений, а не как адекватность реальности.

Цитировать
чтобы получать ВЕРНЫЕ ВЫВОДЫ ПРИ ЛЮБОМ Значенни Истинности входящих в формулу Логических Переменных ! ! !
Совершенно правильно! Ваше суждение соответствует моим утверждениям, но то-то и оно – для достижения объективной истины этого недостаточно!

Цитировать
то Вы попросту ОБ-РЕ-ЧЕ-НЫ получить ВЕРНЫЕ ВЫВОДЫ в случае применения Формальной логики ! ! !
Формальные выводы, вытекающие из формальной же правильности суждений, а не из их объективной истинности.

Цитировать
Следовательно : диалектика ТОЧНО является наукой ГАДАНИЯ на кофейной Гуще ! ! ! !
Ирония не принимается :) Диалектика – это философско-научный метод исследования, а не наука о правильном мышлении, которой является логика. Диалектика – это адекватный объективной истинности процесс описания мира, предмет диалектика – мир, его законы, а не законы правильного мышления! Что вам еще неясно :)?

Цитировать
лю-УУУУди дооо-брыЕЕЕЕ ! ! ! оП-сьясьните квАку-дурр-рАку,-кАк это *может бЫить* ? ? ? ? ? "охватывает всю",
НО ""она окальна"
Долго будет добрых людей ждать :)! Я вам и отвечу: логика локальна в том смысле, что она во-1-х, касается только формальной стороны процесса поиска истины, и логика не учитывает возможности одновременной истинности двух противоположных явлений, поэтому ее специально ограничивают – отношением, временем, пространством и пр. Значит, логика уже ограничена, уже локальна (пример, Ньютон и Эйнштейн, то есть движение прыгающих мячиков и элементарных частиц)! Во-2-х, логика по большому счету используется в русле рационализма, выражением которого есть наука (плюс эмпиризм :)), однако искусство, религия, мораль и пр – не всегда используют аппарат логики – вот вам локальность логики и во второй раз, а еще есть и третий, и четвертый!

Цитировать
Не сочтите за непосильный труд и предъявите Публике ... хоть один *примерчик*,где "эти законы искусственно ограничены",
Уважаемой аудитории я приводил этот хрестоматийный пример – соотношение квантовой и ньютоновской механики – вот вам логическое противоречие! Неправильно формально (одновременная истинность двух противоположных суждений), но объективно (материально) истинно. Возьмем историю – теория формаций и цивилизационная теория – противоположны, а где-то и противоречивы, то есть логически неправильна какая-то одна, но нет – объективно истинны все две! Логика как раз не учитывает диалектику мира, его движение, его взаимодействие противоположностей (борьбу, гармонию и т.д.).

Цитировать
если из Истинной Посылки Вы получили Ложный Вывод,
то воспользовались Вы *чем-угодно*,НО УЖ ТОЧНО НЕ Импликацией,
потомУ что Именно "в рамках формальной логики" , Именно Импликации(как Лог.Операции) ЗАПРЕЩЕНО получать ... из Истинной Посылки - Ложный Вывод ! ! !
Запрещено? А мы скажем, что формальная логика – это логика формул высказывания, если суждение соответствует формуле - если p, то q, то это импликация!

Цитировать
Если "термин распределен" - то Это заведомо НЕ Импликация !

А почему вы смешиваете формулы высказываний и с правилами силлогизма, дедуктивных заключений? Причем здесь формулы (см. выше) и правила?

Коля для Вас краткий экскурс:

Например, нам даются два суждения:
Все растения суть организмы. ,
Сосны суть растения.
Из них следует, что «сосны суть организмы».

Этот пример показывает, что, если нам даются два суждения, из них необходимо получается новое суждение. Мы не входим в рассмотрение того, истинны ли эти суждения или нет, но раз только мы допустим их, то тотчас же необходимо следует новое суждение.
Данные суждения называются предпосылками или посылками (praemissae), а новое суждение, которое получается из сопоставления посылок, называется заключением (conclusio). Те понятия, которые входят в заключение и предпосылки, называются терминами (termini). Подлежащее заключения («сосны») называется меньшим термином (terminus minor), сказуемое заключения («организмы») называется большим термином (terminus major), а термин («растение»), который не входит в заключение, называется средним термином (terminus medius).      

Обозначение, терминов большими или меньшими находится  зависимости от того, какой объём им присущ в одном из типичных случаев силлогистического вывода, как в только что приведённом. Самый больший объём приходится на долю сказуемого («организмы»), самый меньший — на долю меньшего термина, подлежащего заключения («сосны»), а средний — на долю среднего термина («растения»), который не входит в заключение.

Средний термин называется средним также потому, что он служит посредствующим связующим элементом между большим и меньшим терминами. Средний термин служит для сравнения большего термина с меньшим. Сами по себе эти термины не могут быть сравниваемы. Сравнение может происходить через посредство среднего термина. Мы не могли бы связать термин «сосны» с термином «организмы», если бы у нас не было термина «растения», который связывается, с одной стороны, с термином «организмы», с другой стороны, с термином «сосны» и, таким образом, служит связующим звеном между термином «сосны» и термином «организмы».
Суждение, в которое входит больший термин, называется большей посылкой; суждение, в которое входит меньший термин, называется меньшей посылкой.

Правила силлогизма:

1. Во всяком силлогизме должно быть не менее и не более трёх терминов.
Если даётся более трёх терминов, то силлогистического соединения получиться не может. Если мы возьмём такой пример:
Все ораторы тщеславны.
Цицерон был государственный человек,
то в данных двух суждениях четыре термина, и вывода сделать нельзя. Если бы второе суждение было: «Цицерон оратор», то можно было бы сделать вполне определённый вывод, потому что тогда в силлогизме было бы три термина.

2. Во всяком силлогизме должно быть не более и не менее трёх суждений.

3. Средний термин должен быть взят по крайней мере в одной из посылок во всём объёме. Для пояснения этого правила возьмём пример:
Все французы суть европейцы.
Все парижане суть европейцы.
Из этих двух посылок нельзя сделать никакого заключения. Но если бы средний термин мы взяли хоть в одной посылке во всём объёме, то заключение было бы возможно сделать.

4. Термины, не взятые в посылках во всём объёме, не могут быть и в заключении взяты во всём объёме.
Для пояснения этого правила возьмём следующий пример:
Все преступники заслуживают наказания,
Некоторые англичане суть преступники.
Все англичане заслуживают наказания.
Очевидная ошибка в этом силлогизме получается вследствие того, что мы в заключении термин «англичане» берём во всём объёме, между тем как в посылке этот термин взят не во всём объёме.

5. Из двух отрицательных суждений нельзя вывести никакого заключения. Возьмём пример, чтобы пояснить это правило:
Химия не есть гуманитарная наука.
Математика ие есть химия.
Что следует из этих посылок?

6. Если одна из посылок отрицательна, то заключение должно быть также отрицательно, и наоборот, для получения отрицательного заключения необходимо, чтобы одна из посылок была отрицательна.  Возьмём пример:
Ни одно М не есть Р.
Все S суть М.
Раз Р находится вне среднего термина М, то, очевидно, S, которое находится в М, не свяжется с Р, а потому получится отрицательное заключение.
Таким образом, если у нас есть две посылки, из которых одна отрицательна, то мы не можем сделать утвердительного заключения.

7. Из двух частных суждений нельзя сделать никакого заключения.

8. Если одна из посылок есть суждение частное, то и заключение также должно быть частным.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »

Оффлайн Коля

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 291
  • Репутация: +0/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #169 : 14 Июль, 2006, 00:07:15 am »
Про гейзеры я согласен — формально всё правильно, а материально — нет, потому что материально первая предпосылка неверна.

И всё-таки я настаиваю на формальной погрешности в примере с водой и металлами в том виде, как его приводит Ваш учебник. Из этих предпосылок никакой вывод с необходимостью не следует — просто нельзя сделать никакого заключения, как и в Вашем примере №3 про французов и европейцев. Они как раз одного рода. Разве нет? И ещё такой же пример:

Мусульмане-арабы называют бога "аллах"
Христиане-арабы называют бога "аллах"
Ну и что? (в смысле — вывод сделать нельзя в принципе)


Также я не согласен с примером №4 про англичан-преступников: здесь формально неправильно сделан вывод, потому что (№8) "Если одна из посылок есть суждение частное, то и заключение также должно быть частным." То есть, формально правильный вывод будет "некоторые англичане заслуживают наказания". Ошибка не в силлогизме, а в неправильном выведении того, что из него следует. И не пугайте меня дизъюнкцией! А всякая дизъюнкция и импликация слишком сложны, я не полезу в эти дебри. Если хотите, то я переформулирую фразу как "Всё, что проводит ток, является металлом". Тогда построение с водой всё равно приобретёт формальную правильность и, кажется, не превратится в дизъюнкцию. Устроит?

Ну, а №5 (про химию) напомнил мне анекдот-силлогизм советских времён: раз есть журнал "Наука и жизнь" и журнал "Химия и жизнь", то вывод — химия не наука.

Неужели схоластика — это просто неправильное использование (или незнание) тех формальных правил, что Вы привели?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коля »
Люди, которые думают, что они всё знают, так раздражают нас — тех, кто действительно знает всё!