Уже в 15 веке до нашей эры из Финикии в Египет ходили круглые корабли, имевшие палубу, водоизмещение 300 тонн и длину 30 метров. На каждый борт приходилось по 15 весел, необходимых для маневрирования и перемещения в отсутствие попутного ветра. А такая необходимость возникала часто. Примитивное парусное вооружение позволяло круглому кораблю двигаться лишь под очень небольшим углом к ветру.Тем не менее, в средние века латинский парус получил широчайшее распространение, благодаря способности судна с таким парусом ходить очень круто к ветру.
В отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°.Изобретение косого паруса впервые позволило человечеству плыть против ветра — новация принципиально изменила мореходство. О роли этого изобретения в мировой истории и о том, как мореходные технологии меняли мировую торговлю и политику, корреспондент «Эксперта» побеседовал с научным сотрудником Гамбургского международного музея мореходства Герритом Менцелем.
............
История вопроса
— А кто все-таки первым изобрел косой парус?
— Это сложный вопрос. Мы знаем, что косой парус пришел в Европу через арабов. Те, в свою очередь, скорее всего, позаимствовали его в Индийском океане у полинезийцев — полинезийцы не могли бы освоить Тихий океан так, как они это сделали, если бы у них не было косого паруса. Активно применяли косой парус и китайцы. К сожалению, установить, кто первым изобрел косой парус, почти невозможно — археологические находки парусов по понятным причинам очень редки. Самое старое изображение паруса, идентифицируемого как разновидность косого, — римский барельеф третьего века нашей эры, но мы не можем судить о том, насколько такие паруса были распространены. Если же говорить о Европе, то здесь косой парус стал распространяться в раннее Средневековье.
— И как долго он распространялся?
— Несколько столетий. Средиземноморье быстро усвоило латинский парус, а север Европы стал массово применять его только тогда, когда стали строиться каравеллы — многоярусные суда с длинным корпусом, в котором доски обшивки укреплены стык в стык.
..................
— Можно ли сказать, что какая-то страна была лидером в применении технологии косого паруса?
— Распространение косого паруса шло с юга на север — первыми смешанный такелаж стали использовать португальцы и испанцы. Голландцы тоже были одними из первых, кто стал массово применять технологию строительства кораблей со смешанными парусами. Им это было важно, чтобы плавать вдоль побережья — от Португалии к Северному морю. На север Европы активно проникали крупные каравеллы французской постройки. Так, первой каравеллой со смешанным такелажем в Балтийском море был изготовленный во Франции во второй половине пятнадцатого века «Петер фон Данциг». И с определенного момента распространение косых парусов стало взрывным, стремительным.
— Обычно взрывному распространению какой-то технологии предшествует долгое накопление знаний.
— Так оно и было. Знания о ветрах, течениях и о свойствах парусов передавались в семьях моряков по наследству. Но качественное развитие технологии производства парусов и кораблестроению в целом дал Генрих Мореплаватель — португальский принц, живший в первой половине четырнадцатого века. Он был, если так можно сказать, духовным отцом освоения морского пути в Индию. Генрих Мореплаватель основал академию в Сангрише, где собирались все тогдашние картографические и морские наработки, у него была потрясающая коллекция карт со всего мира. Он постоянно посылал корабли на юг вдоль африканского побережья, и те возвращались с новыми данными о течениях. На основании этих данных стало возможным разработать маршрут в Индийский океан мимо мыса Доброй надежды — а это дало возможность перехватить торговлю пряностями у контролировавших сухопутный путь арабов и венецианцев.
http://expert.ru/expert/2009/29/my_plyvem_vpered/Наиболее острые споры развернулись вокруг вопроса, имеет ли латинский парус средиземноморское происхождение или он первоначально появился в Индийском океане и привнесен в Средиземное море арабами. Сторонники второй версии приводят в ее подтверждение следующие доводы. Латинский парус был повсеместно известен под именем «арабского паруса», заимствованием которого мореплаватели Запада значительно повысили эффективность своего флота. Далее, отсутствуют свидетельства о наличии в Средиземном море латинского вооружения до конца девятого века, т.е. по прошествии почти двух веков с начала действия арабских кораблей в Средиземноморье (George F. Hourani, Arab Seafaring in the Indian Ocean in Ancient and Early Medieval Times (Princeton, 1951)).
Однозначно решает этот вопрос и наш арабист Шумовский Т.А. В своей книге «Арабы и море» (1964 г., с.173) он пишет:
«Перенесенный арабскими мореходами из Индийского океана в Средиземное море и ставший достоянием Европы, носо-кормовой треугольный парус произвел революцию в европейском парусном мореплавании. Переход от первобытного одномачтовика с прямоугольным парусом к трехмачтовым кораблям с арабским треугольником дал возможность парусному судну идти против ветра, то есть практически в. любом выгодном ему направлении, откуда возникла техническая возможность осуществить экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и их преемников.»
http://grand-fleet.livejournal.com/502577.html